Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование своей молодости





 

Искатель знания! Ты должен воспользоваться днями своей молодости и ее золотой порой, как было сказано:

Получишь то, к чему стремился,

Насколько прилагаешь сил,

А кто к высотам устремился,

Трудился ночью, (не ленился,

Получит то, что заслужил).

Ты дни используй молодые

(Для этой цели, поспеши):

Ведь эти годы молодые

Малы настолько, коротки!

В хадисе говорится:

لن تَزُولَ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ أربَعِ خِصالٍ : عن عُمُرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ ، وَعَنْ شبابِهِ فِيما أَبْلاهُ ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أَنْفَقَهُ وَعَنْ عِلْمِهِ ماذا عَمِلَ فِيهِ



«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырех вещах: о жизни его – как он провел е¸? – и о молодости его – как он ее провел? – и о богатстве его – откуда он взял его и на что потратил? – и о знании его – как он его использовал?»[145].

«Таким образом он будет спрошен о всей своей жизни в целом и о молодых годах, в частности. Молодость – это (только) часть жизни, но она особенно ценна, поскольку это годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также период силы (человека) в промежутке между двумя периодами слабости: слабости младенчества и немощи старчества. Всевышний Аллах сказал:

Аллах – Тот, Который сотворил вас слабыми, затем Он дал вам после слабости (младенчества) силу (молодости), затем дал вам после силы немощь (старости) и седину . («Румы», 54).[146]

Молодость – это «время деятельности… молодость – это быстро уходящий гость, и если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби. Поэтому посланник Аллаха, , сказал:



اِغْتَنِمْ خَمْسًا قَبْل خَمْس ، شَبَابك قَبْل هَرَمك ، وَصِحَّتك قَبْل سَقَمك، وَغِنَاك قَبْل فَقْرك ، وَفَرَاغك قَبْل شُغْلك ، وَحَيَاتك قَبْل مَوْتك

«Воспользуйся пятью вещами прежде пяти других: своей молодостью прежде старости, своим здоровьем прежде болезни, своим богатством прежде бедности, своим свободным временем прежде занятости и своей жизнью прежде смерти».[147]

Имам Ахмад сказал: «Молодость я могу сравнить лишь с тем, что у меня было в рукаве что-то, что упало».

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Великий и Могущий Аллах давал своим рабам знание только в их молодые годы, и все благо заключено в молодости». Затем он прочитал слова Великого и Могущего Аллаха:

Они сказали: «Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим поносил их . («Пророки», 60). Затем слова Всевышнего:

Поистине, были они молодыми людьми, которые уверовали в своего Господа, и Мы добавили им руководства[148] («Пещера», 13). Затем слова Всевышнего:

И даровали Мы ему мудрость, когда он был реб¸нком . («Марьям», 12).

Хафса бинт Сирин сказала: «Молодые! Трудитесь, ведь только в молодости (совершаются) дела». Аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Главенство приходит с авторитетом».



И разве не были сподвижники посланника Аллаха, , уверовавшие в него, поддерживавшие его, помогавшие ему и последовавшие за светом (религии), ниспосланной ему, лишь только молодыми?».[149]

И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я (многое) хочу сегодня сделать, но уже не могу». Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте религию, пока молоды».[150]

Искатель знания! Прочти следующие слова – и пусть они станут для тебя примером, и представь, что автором этих строк являешься ты. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я понаблюдал за людьми, занимающими высокое положение, и увидел, что большинство из них многое теряют в период своего величия. Некоторые из них в молодые годы погрязают в грехе, другие пренебрегают поисками знания, третьи чрезмерно предаются удовольствиям.

Но в старости все они раскаиваются, когда прежние грехи уже не поправить, когда силы иссякли, а заслуги забыты. И старость проходит в горести и печали. И если старец одумается в своих прежних грехах, то скажет: “Как я сожалею о тех грехах, что совершил!”.А если не одумается, то станет сожалеть о тех усладах, что уже не вернуть.

А тот, кто посвятил свою молодость поиску знания, в старости с благодарностью пожинает плоды того, что посеял, и наслаждается, записывая то (знание), что собрал, (в книги). Он не только не считает, что лишился каких-то телесных благ, но и получает удовольствие от (приобретенного им) знания».[151]

 

5. Использование своего
свободного времени и здоровья

 

«Благом, которым пренебрегают многие люди, не ценят его должным образом и не благодарят за него, является здоровье и свободное время.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал:

نِعْمَتَانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ الصِّحَّةُ وَالْفَرَاغُ

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем».[152],[153]

Под свободным временем следует понимать незанятость мирскими делами и проблемами, отвлекающими человека от его занятий делами вечной жизни.

Слово «обделены» («магбун») в арабском языке образовано от глагола «габана», что означает «обманывать, недовешивать при продаже, покупке и торговле». Как говорит выдающийся ученый аль-Мунави, в данном случае (любого) взрослого человека можно уподобить торговцу, капиталом которого является его здоровье и свободное время, поскольку они – основа прибыли и залог успеха. И тот, кто покорится заповедям Аллаха, извлечет прибыль, а кто последует за шайтаном, потеряет свой капитал.

В другом хадисе говорится:

اِغْتَنِمْ خَمْسًا قَبْل خَمْس ،... وَفَرَاغك قَبْل شُغْلك

«Воспользуйся пятью вещами прежде пяти других: … своим свободным временем прежде занятости …».[154]

Свободное время никогда не остается свободным, оно неизбежно наполнится либо добром, либо злом. И кто не сможет увлечь свою душу делами праведными, того душа увлечется делами дурными. Счастлив тот, кто проводит свое время в добрых и праведных делах, и горе тому, кто проводит его в делах дурных и порочных.

Один праведный человек сказал: «Время, свободное от мирских забот, – это великое благо. И если человек проявит неблагодарность за оказанное ему благодеяние тем, что даст волю своим страстям и пойдет на поводу своих желаний, то Аллах нарушит благоденствие его души и лишит его той душевной чистоты и покоя, что он имел».[155]

Одним словом, искатель знания «не растрачивает свою жизнь и не теряет ни секунды своего времени на дела, не связанные со знанием и его использованием. По мере необходимости он выделяет время на еду, питье, сон, отдых после утомительного (труда), выполнение своих обязанностей в отношении жены или гостя, для работы ради пропитания и удовлетворения других нужд, а также (отрывается от учебы) в случае недомогания или по другим причинам, препятствующим занятиям. А все остальное времяпрепровождение верующего человека не стоит ровно ничего, и тот, у кого один день похож на другой, тот обделен. Некоторые из (предшественников) не прекращали своих занятий, даже если с ними случалась легкая болезнь или слабое недомогание, наоборот, знание было для них лекарством, и они продолжали заниматься по мере сил».[156]

6. Использование каждого
удобного случая

 

Знай, брат, искатель знания, что житейских забот много, а наши потребности в этой жизни бесконечны. И тебе необходимо прибегнуть к некоторым хитростям для того, чтобы использовать то время, которому мы не придаем особого значения и теряем в угоду мнимой вежливости или по привычке:

а) во время еды, во время работы по дому (ремонт и т.п.), а также в машине ты можешь слушать записи Корана или лекции.

б) ты можешь повторять Коран, когда идешь по улице, беря пример с наших благочестивых ученых. Когда аль-Хатиб аль-Багдади шел по дороге, он всегда читал, держа в руке одну из частей Корана. Один из предшественников, давая совет своим друзьям, сказал: «Когда вы выйдете от меня, то разойдитесь: быть может, кто-то из вас читает Коран по дороге, и если вы пойдете все вместе, то станете разговаривать друг с другом».

в) Куда бы ты ни направился, всегда бери с собой книгу. Тем более, что в наше время печатается огромное количество книг малого формата (карманные книги), что существенно облегчает тебе задачу.

Ты лучше других знаешь, что тебе полезно. Главное, чтобы у тебя было желание воспользоваться тем временем, которое многие люди попросту теряют, даже многие из тех, кто ищет знание.

 

7. Постоянное знакомство с примерами
бережливого отношения предшественников
к своему времени

 

Искатель знания, ты должен постоянно знакомиться с тем, как предшественники использовали свое время. Читай о них, размышляй над их образом жизни всякий раз, когда обнаружишь в себе лень и нерадение.[157]

Доктор Кутайба аль-Халиди сказал: «Как Ибн Хаджару и другим таким же ученым, как он, удалось достичь того, чего они достигли, и сделать то, что они сделали? Некоторые скажут, что они были гениальными людьми, им сопутствовала помощь Аллаха, и жизнь их была благословенна. И это, безусловно, правда. Но разве благословение (дается человеку) беспричинно? И разве можно горевать, идя по (чужим) стопам, вместо того, чтобы стремиться заслужить лучшую долю и изменить свою участь?

Никогда не получит благословения и помощи Аллаха тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его (как бы то ни было) с пользой или без пользы. И если ты попросишь его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто (впустую) проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.

Высота устремлений и величие целей побуждают (человека) ценить время, поскольку это – его жизнь. И если ему дорого то, к чему он стремится, то ему легко расставаться с тем, чем он жертвует (на этом пути).[158]

Да, наши предшественники крайне бережливо относились ко времени и старались не пропустить ни одной секунды, не воспользовавшись ею для приобретения знания. Они жалели даже о том времени, что проводили за едой. Аль-Халил сказал: «Самым тягостным временем для меня является то время, когда я ем».

Передают, что Салим ибн Аййуб ар-Рази «следил за каждым своим вздохом и никогда не проводил времени без пользы: он либо переписывал (книги), либо учил (что-либо), либо читал… Однажды он пошел к себе домой, а когда вернулся, сказал: «По дороге я прочел один джуз (1/30 часть Корана)»… Однажды у него затупился калем, и, пока он его приводил в порядок, он шевелил губами. И можно было понять, что он читает, при том, что он просто чинил калем, (даже здесь) не желая терять время попусту».

Ибн ‘Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, что даже хлебу предпочитаю съесть пирожное и запить его водой, потому что его надо меньше жевать, и у меня остается больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что еще не успел».

Он также сказал: «Я никогда не теряю ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза – читать, я напрягаю свои мысли, лежа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».

О горе! Жизнь прошла, и время пролетело

Во тьме позора немощи и лени.

А люди дорогу к спасенью нашли

И к целям высоким идут неторопливо.
Глава пятая

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.