Сделай Сам Свою Работу на 5

Сведение всех своих забот в одну





 

Постигнет знания лишь тот, кто посвятит себя ему,

И все заботы он сведет к листу бумаги и перу.

Искатель знания! Знай, что знание ты сможешь приобрести, только если твое сердце будет преисполнено любви к нему, если оно станет твоей единственной заботой и лишь оно останется на твоих устах, если ты предпочтешь его всему остальному и удовлетворишься тем, что оно заменит тебе все прочее.

Освободи свою душу для знания, и пусть тебя ничто не отвлекает от него и не мешает. Сведи все свои заботы лишь в одну – приобретение полезного знания, ведь разбросанные мысли не способны постичь истины.

Искатель знания по мере сил должен порвать со своими привязанностями, которые отвлекают его, и со всем тем, что мешает ему полностью отдаться учебе, приложить все свои усилия и проявить усердие, ведь эти препятствия (на пути к знанию) подобны разбойникам, преграждающим дорогу. Поэтому наши предшественники предпочитали уезжать от своей семьи и жить вдали от родины, ведь разбросанные мысли не способны постичь истины и внести ясность в (разрешение) тонких вопросов. Не создал Аллах в одной человеческой груди два сердца («Сонмы», 4). Также говорят: «Знание не даст тебе и части себя, пока ты не отдашь ему всего себя».[114]



Предпочтение знания всему остальному

 

Чернильницу, которая со мной весь белый день,

Люблю я больше, чем беседу с другом;

И стопка из листов бумаги в доме у меня

Желанней, чем мешок с мукою.

А если по щеке ударит вдруг ученый мне,

То та пощечина намного слаще, чем глоток нектара.

Когда одного из предшественников спросили: «Что значат для тебя твои занятия знанием?», он ответил: «Это мое утешение в печали и наслаждение в радости».

Аль-Хасан аль-Лу’лу’и сказал: «Прошло уже сорок лет, как я просыпаюсь и ложусь спать только с книгой на груди».

Жена аз-Зухри из-за огромного интереса, проявляемого им к знанию, говорила о его книгах: «Поистине, эти книги мне больше в тягость, чем три другие жены».

 

Ненасытность и страсть к знанию

 

В хадисе говорится:

مَنْهُومَانِ لا يَشْبَعَانِ ، طَالِبُ عِلْمٍ وَطَالِبُ دُنْيَا



«Никогда не насытиться двоим ненасытным: ищущему знания и ищущему мирских (благ)»[115].

Говорят, что одним из условий приобретения знания является страстное желание. Аш-Шафи‘и спросили: «Как (сильна) твоя страсть к знанию?». Он ответил: «Когда я слышу какое-нибудь новое слово, о котором раньше не слышал, все органы моего тела желают иметь слух, чтобы насладиться так же, как наслаждаются мои уши». Затем его спросили: «Как ты стремишься к знанию?». Он ответил: «Так же, как многие люди стремятся насладиться богатством». Его вновь спросили: «А как ты ищешь его?». Он ответил: «Так же, как мать ищет своего потерявшегося единственного ребенка».

Некоторые из предшественников даже заболевали, когда пропускали что-либо из знания. Шу‘ба сказал: «Я учу хадис, и если я его забываю, то начинаю болеть».

Знай, искатель знания, что Великий и Всемогущий Аллах «,быть может, не дал тебе испытать многих мирских услад, чтобы дать почувствовать всю прелесть наслаждения знанием, ведь ты слаб и можешь не выдержать испытания и тем, и другим сразу, а Аллах лучше знает, что тебе подходит».[116]

Жажда знания, предпочтение его всему остальному, страстное желание, наслаждение учебой и усердными занятиями – все это требует больших усилий на пути к нему, а также воздержанности и умеренности в мирских благах. Теперь обо всем этом более подробно.

 

Жертвование своим имуществом

На пути знания

 

Ибн аль-Касим сказал: «Учеба привела Малика к тому, что он разобрал крышу своего дома и продал доски».



Му‘тамар ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: “О сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются”».

Йахье ибн Му‘ину отец оставил в наследство миллион дирхемов, и все эти деньги он израсходовал, собирая хадисы, так что у него не осталось даже обуви, чтобы обуться.

Мухаммад ибн Салам, шейх-учитель аль-Бухари, однажды, сидя со своим шейхом, записывал то, что он говорил и диктовал, как вдруг сломался калем (тростниковое перо). Тогда он велел крикнуть: «Динар за калем!» – и его засыпали калемами!

Ибн Хаджар рассказывал об Ибн аль-Мулаккине: «Он приобретал книги. И я слышал, что во время эпидемии чумы он присутствовал на распродаже книг одного из мухаддисов (знатока хадисов), а распорядитель его имуществом продавал только за наличные деньги. Ибн аль-Мулаккин сказал: «Я отправился к себе домой, взял кошель с дирхемами и, пробравшись в круг (людей, собравшихся вокруг распорядителя), высыпал его, и каждый раз, когда я поднимал цену за книгу, тот говорил: “Продай ему”. И среди этих книг был «Муснад аль-имам Ахмад», который я купил за тридцать дирхемов…».

Аз-Захаби говорил о кадии Абдуррахиме ибн ‘Али аль-Лахми: «Мы слышали, что у него было много книг, число которых достигало 100 000 томов, и он приобретал их в разных странах».

 

5. Отрешенность
и довольство малым

 

Аль-Бухари со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передает: «Наши братья-мухаджиры были заняты заключением торговых сделок на рынках. Наши братья-ансары были заняты своими денежными делами. А Абу Хурайра, немного насытившись, не разлучался с посланником Аллаха, , присутствовал там, где они не присутствовали, и учил то, что они не учили». Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис побуждает заучивать знание, а также говорит о том, что умеренность в мирских благах дает большую возможность для этого»[117].

Ибн аль-Джаузи сказал: «Ученый должен быть умеренным в одежде и в своих расходах и больше склоняться к воздержанности»[118].

Искатель знания должен довольствоваться той пищей, что имеет перед собой, и той одеждой, что может себе позволить. Известно, что некоторые из предшественников в своей учебе прибегали к помощи поста, (а коли так), то как же может преуспеть тот, кто обременен заботами об изыскании самой вкусной пищи[119]?!

Следует сказать, что искренность в приобретении знания и умеренность в стремлении к усладе и мирским благам очень тесно связаны друг с другом. Ведь если человек будет стремиться к благородной цели, то она отвлечет его от различного рода пустых увеселений и низменных услад. Шурайка спросили: «Почему твои хадисы достоверны?». Он ответил: «Потому что я не ем ‘асиду по утрам»[120].

Сахнун сказал: «Знание не для того, кто ест до сыта».

Шейх ас-Са‘ди, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Знай, что довольство малым и умеренность проживания – это требования, предъявляемые каждому, особенно тому, кто постигает знание, для которого это требование становится обязательным. Потому что знание – это дело всей жизни или большей ее части, и насколько мирские заботы и нужды человека будут отвлекать его от знания, настолько ему не будет его доставать. Довольство малым и умеренность являются одними из величайших причин отрешения (человека) от мирских забот и пробуждения интереса к тому, чем он занимается»[121].

Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Чтобы добиться понимания религии, необходимо сконцентрировать все свое внимание (на учебе), а чтобы избавиться от привязанностей, надобно довольствоваться малой толикой (благ) по мере необходимости, не порождая новых привязанностей»[122].

Кроме того, учеными-предшественниками в адрес искателя знания было дано много наставлений, особенно о необходимости быть умеренным в еде, т.к. обильная еда приводит к обильному питью и нагоняет сон, вызывает слабость ума, притупляет чувства и порождает лень. Лукман говорил своему сыну: «Сынок! Когда наполняется желудок, засыпает мысль, умолкает мудрость, а органы тела отказываются поклоняться».

В книге «Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим» говорится: «Никогда аулийа и имамы не говорили о ком-то, и никогда не говорили о них, что они много едят, и не восхваляли их за это. Ведь за обильную еду хвалят лишь неразумный рабочий скот.

Здравый ум слишком ценен, чтобы отвлекать его или мешать ему ничтожным количеством еды, ведь уже известно, к чему это приводит. И если бы даже единственным недостатком обильной еды была необходимость часто испражняться, то разумный и здравомыслящий человек безусловно оберегал бы себя от подобного. Тот, кто желает преуспеть в постижении знания и получить от него то, что намеревался, не проявляя умеренности в еде, питье и во сне, как правило, желает невозможного.

Лучше, если (человек) будет есть не более того, что сказано в хадисе пророка, :

مَا مَلأ آدَمِيٌّ وِعَاءً شَرًّا مِنْ بَطْنٍ ، بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ أُكُلاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ ، فَإِنْ كَانَ لا مَحَالَةَ ، فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ ، وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ ، وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ

«Нет худшего сосуда, который наполняет человек, чем его желудок. Человеку достаточно нескольких кусочков, чтобы они поддерживали его хребет. Если же необходимо (съесть больше), то (пусть наполнит) треть своего желудка едой, другую треть – водой, а еще одну (оставит пустой, чтобы мог) дышать».[123] (Передал ат-Тирмизи). Большее количество еды является излишеством и расточительством (исраф), что выходит за рамки сунны. Всевышний Аллах сказал:

… и ешьте и пейте, но не излишествуйте . («Преграды», 31). Некоторые ученые говорят: «Этими словами Аллах охватил всю медицину»[124].

Искатель знания! Внимательно прочитай следующую историю и посмотри на себя.

Абу Йусуф сказал: «Когда мы приобретали это знание, вместе с нами училось столько народу, что просто не счесть. Но пользу от занятий извлекли только те, чьи желудки переваривали бинн[125]. Это было, когда Абу-ль-‘Аббас стал правителем и послал в Медину, пригласив к себе всех уч¸ных этого города. Наши жены готовили нам хлеб, обмазав его в бинне, и мы с утра уходили учиться. Затем мы возвращались и ели то же самое. А тот, кто ждал, пока ему приготовят харису[126] или ‘асиду, отвлекался от занятий и не получал всего того, что получали мы».

Ибрахим ибн Исхак аль-Харби сказал: «Мы не знали вкуса подобных блюд. Каждый вечер я возвращался (домой), и к этому времени моя мама уже приготавливала мне жареный баклажан или ложку бинна».
Глава третья

Старание и усердие

 

Введение. 1. Благородные дела связаны с большим трудом и старанием. 2. Знание и телесный покой несовместимы. 3. Предостережение от проявления слабости и лени. 4. Предостережение от пустых мечтаний. 5. Бодрствование в поисках знания. 6. Кто ищет, тот найдет. 7. Предостережение от отчаяния. 8. Примеры проявления усердия предшественниками.

 

Введение

Терпи, и познает душа радение, и, за знанием

смело идя,

Будь готов, пройди сквозь огонь и сквозь воду.

Человек, обладающий умом, находит отдых в усердии, а для невежды обычным делом является его нерадение. Имам аш-Шафи‘и в двух своих общеизвестных бейтах упомянул старание в числе шести качеств, необходимых в учебе.

 

1. Благородные дела связаны
с большим трудом и старанием

 

Скажи тому, кто хочет совершать великие дела:

«Ведь без усердия, это всего неисполнимая мечта».

حُفَّتْ الْجَنَّةُ بِالْمَكَارِهِ В хадисе говорится:

«Рай окружен тем, что (человеку) ненавистно»[127]. Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Покой для настоящего мужчины превращается в беспечность».

Если благородные дела даются только с величайшим трудом, то знание занимает (среди них) наивысочайшую ступень и самое возвышенное положение, ведь оно – наследие пророков.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Я заметил нечто удивительное: любая ценная вещь очень серьезна, и для ее приобретения необходимо потратить много времени и вложить много труда.

И поскольку знание является наиблагороднейшим делом, то оно приобретается только трудом, бодрствованием, многократным повторением, отрешением от удовольствий и покоя. Один из факихов сказал: “Я много лет хотел попробовать харису, но не мог, поскольку ее продавали в то время, когда я слушал урок…”.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.