Факторы формирования отклоняющегося поведения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Психология девиантного поведения» занимает особое место в профессиональной подготовке студентов специальности 020400 «Психология», поскольку в связи с общесистемным кризисом нашего общества значительно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Это определяет необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.
Целью курса является изучение основных факторов, психологических механизмов и закономерностей формирования девиантного поведения и его основных проявлений.
Задачи курса:
1. Раскрыть основные подходы к изучению отклоняющегося поведения.
2. Рассмотреть основные психологические механизмы и закономерности формирования отклоняющегося поведения.
3. Выделить основные факторы и условия формирования отклоняющегося поведения.
4. Изучить частные формы девиантного поведения.
Содержание и курса имеет «внешние» и «внутренние», отраслевые связи со следующими дисциплинами: психиатрией, невропатологией, психогенетикой, психофизиологией, общей и возрастной психологией, психологией личности, клинической психологией.
Результатом успешного прохождения курса должны являться:
- знание основных психологических механизмов формирования девиантного поведения;
- знание психологических механизмов формирования отдельных девиаций;
- знание основных принципов и подходов к коррекции и профилактике отклоняющегося поведения.
Курс «Психология девиантного поведения» призван аккумулировать современные тенденции, концепции и результаты исследований в этой области знаний. В рамках курса предполагается рассмотрение как общетеоретических основ девиантологии, так и подробных характеристик наиболее распространенных форм девиаций. Значительное место занимают вопросы диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.
Программой курса «Психология девиантного поведения» предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал содержит 9 тем, распределенных по 2 разделам. Курс рассчитан на 50 аудиторных часов (30 часов лекционных, 20 часов семинарских занятий). Включение в содержание курса семинаров ориентировано на развитие навыков самостоятельного поиска и изучения теоретических материалов, их совместного анализа. Кроме того, 50 часов отводится на самостоятельную работу студентов.
Итоговая форма контроля – экзамен на очном отделении, зачет - на заочном отделении.
Общая карта курса:
| Отделение
| дневное
| заочное
| Общая трудоемкость (часов)
|
|
| Лекционных
|
|
| Семинарских
|
|
| Практических
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
| Форма контроля
| экзамен
| зачет
|
Учебно-тематические планы курса "ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ”
Учебно-тематический план на дневном отделении
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Всего
| Аудиторные
занятия
| Самостоятельная работа
| лекции
| семинары
| Раздел 1. Предмет психологии девиантного поведения, основные подходы к пониманию его источников, диагностике, профилактике и коррекции
|
|
|
|
| 1.1. Предмет психологии девиантного поведения: задачи, основные понятия, место в системе наук о человеке. Критерии определения и классификация отклонений в поведении.
|
|
|
|
| 1.2. Основные теории и модели девиантного поведения
|
|
|
|
| 1.3. Факторы формирования отклоняющегося поведения
|
|
|
|
| 1.4. Основные подходы к диагностике, профилактике и коррекции отклонений в поведении
|
|
|
|
| Раздел 2. Психологическая характеристика различных видов девиантного поведения
|
|
|
|
| 2.1. Общая характеристика асоциального поведения
|
|
|
|
| 2.2. Общая характеристика суицидального поведения
|
|
|
|
| 2.3. Общая характеристика делинквентного поведения
|
|
|
|
| 2.4. Общая характеристика аддиктивного поведения
|
|
|
|
| 2.5. Психологическая характеристика сексуальных девиаций
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
Форма контроля –экзамен (9-й семестр)
Учебно-тематический план на заочном отделении
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Всего
| Аудиторные
занятия
| Самостоятельная работа
| лекции
| семинары
| Раздел 1. Предмет психологии девиантного поведения, основные подходы к пониманию его источников, диагностике, профилактике и коррекции
|
|
|
|
| 1.1. Предмет психологии девиантного поведения: задачи, основные понятия, место в системе наук о человеке. Критерии определения и классификация отклонений в поведении.
|
| -
|
| -
| 1.2. Основные теории и модели девиантного поведения
|
|
|
| -
| 1.3. Факторы формирования отклоняющегося поведения
|
| -
|
| -
| 1.4. Основные подходы к диагностике, профилактике и коррекции отклонений в поведении
|
|
|
| -
| Раздел 2. Психологическая характеристика различных видов девиантного поведения
|
|
|
|
| 2.1. Общая характеристика асоциального поведения
|
|
|
|
| 2.2. Общая характеристика суицидального поведения
|
| -
|
|
| 2.3. Общая характеристика делинквентного поведения
|
| -
|
|
| 2.4. Общая характеристика аддиктивного поведения
|
|
|
|
| 2.5. Психологическая характеристика сексуальных девиаций
|
| -
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
Форма контроля –зачет (9-й семестр)
ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Раздел 1. Предмет психологии девиантного поведения, основные подходы к пониманию его источников, диагностике, профилактике и коррекции
1.1. Предмет психологии девиантного поведения: задачи, основные понятия, место в системе наук о человеке. Критерии определения и классификация отклонений в поведении.
Структура психологии отклоняющегося поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.
Определение понятий "социальная норма", "социальные отклонения" и "девиантное поведение". Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера и регулятор приемлемого поведения. Роль социальных норм в жизни человека, его социализации и воспитании и в развитии общества. Функции социальных норм. Классификация социальных норм. Социальные отклонения: понятие, виды и динамика. Проблема определения социальных норм для оценки «нормальности» поведения.
Проблема типологии отклоняющегося поведения. Междисциплинарный характер проблемы выделения критериев отклонений в поведении. Социально-правовой, медицинский, педагогический, психологический подходы. Типология Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Классификация отклонений в поведении по виду нарушаемой норы.
Основные теории и модели девиантного поведения
Биологические подходы: Ч. Ламбразо, Э. Кречмер, У. Шелдон, Э. Голдберг, X. Айзенк, подходы, основанные на результатах современной генетики. Этологическая теория К. Лоренца. Эволюционный подход.
Социологические подходы: теории аномии Э.Дюркгейма, Р. Мертона, Т.Парсонса, С. де Гразия, Ж.-Н. Фишера, Сазерленда теория этикирования Д.Уолкса, подход на основе культурального релятивизма, отечественные социологические походы: В. Ядов, Я. Гилинский.
Психологические подходы: Теория влечения З. Фрейда. Теория «комплекса неполноценности» А. Адлера. Теория агрессивного поведения Э. Фромма. Теория фрустрации Д. Долларда и теория социального научения А. Басса. Концепция Э. Эриксона. Концепция "лабелинга" Э. Гоффмана, Г. Беккера. Этогенический подход Р. Харре.
Отечественные подходы к изучению девиантного поведения: П.В. Кащенко, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А. Е. Личко, Б.С. Братусь.
Экологический, психодидактический, гуманистический, эмпирический подходы к пониманию природы отклоняющегося поведения.
Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.
Факторы формирования отклоняющегося поведения
Роль биологического в формировании личности и протекании психических процессов. Наследственные факторы аномального развития личности. Роль органического поражения головного мозга разного генеза, нарушение функции лобных долей в возникновении аномального развития личности.
Культура как необходимое условие развития личности. Составляющие социализации по А.В. Мудрик. Стадии и механизмы социализации. Микросоциальные факторы формирования девиантного поведения. Роль формы воспитания, типа семейных отношений в развитии девиантного поведения. Образовательные учреждения. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса как фактор аномального развития личности. Группы сверстников. Роль группы сверстников в направленности развития личности. Девиантное поведение и средства массовой информации.
Роль интеллекта в развитии личности (ценностно-смысловой сферы). Влияние отдельных психологических особенностей (тревожность, эмпатичность, возбудимость, боязливость и др.) в аномальном развитии личности. Роль характерологических особенностей в формировании девиантного поведения. Акцентуации и психопатии и их взаимосвязь с аномальным развитием личности и девиантным поведением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|