Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы формирования отклоняющегося поведения





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Психология девиантного поведения» занимает особое место в профессиональной подготовке студентов специальности 020400 «Психология», поскольку в связи с общесистемным кризисом нашего общества значительно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Это определяет необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.

Целью курса является изучение основных факторов, психологических механизмов и закономерностей формирования девиантного поведения и его основных проявлений.

Задачи курса:

1. Раскрыть основные подходы к изучению отклоняющегося поведения.

2. Рассмотреть основные психологические механизмы и закономерности формирования отклоняющегося поведения.

3. Выделить основные факторы и условия формирования отклоняющегося поведения.

4. Изучить частные формы девиантного поведения.

Содержание и курса имеет «внешние» и «внутренние», отраслевые связи со следующими дисциплинами: психиатрией, невропатологией, психогенетикой, психофизиологией, общей и возрастной психологией, психологией личности, клинической психологией.



Результатом успешного прохождения курса должны являться:

- знание основных психологических механизмов формирования девиантного поведения;

- знание психологических механизмов формирования отдельных девиаций;

- знание основных принципов и подходов к коррекции и профилактике отклоняющегося поведения.

Курс «Психология девиантного поведения» призван аккумулировать современные тенденции, концепции и результаты исследований в этой области знаний. В рамках курса предполагается рассмотрение как общетеоретических основ девиантологии, так и подробных характеристик наиболее распространенных форм девиаций. Значительное место занимают вопросы диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.

Программой курса «Психология девиантного поведения» предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал содержит 9 тем, распределенных по 2 разделам. Курс рассчитан на 50 аудиторных часов (30 часов лекционных, 20 часов семинарских занятий). Включение в содержание курса семинаров ориентировано на развитие навыков самостоятельного поиска и изучения теоретических материалов, их совместного анализа. Кроме того, 50 часов отводится на самостоятельную работу студентов.



Итоговая форма контроля – экзамен на очном отделении, зачет - на заочном отделении.

 

Общая карта курса:

 

  Отделение
дневное заочное
Общая трудоемкость (часов)
Лекционных
Семинарских
Практических - -
Самостоятельная работа
Форма контроля экзамен зачет

 


Учебно-тематические планы курса
"ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ”

 

 

Учебно-тематический план на дневном отделении

    Наименование разделов и тем Количество часов Всего
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции семинары
Раздел 1. Предмет психологии девиантного поведения, основные подходы к пониманию его источников, диагностике, профилактике и коррекции
1.1. Предмет психологии девиантного поведения: задачи, основные понятия, место в системе наук о человеке. Критерии определения и классификация отклонений в поведении.
1.2. Основные теории и модели девиантного поведения
1.3. Факторы формирования отклоняющегося поведения
1.4. Основные подходы к диагностике, профилактике и коррекции отклонений в поведении
Раздел 2. Психологическая характеристика различных видов девиантного поведения
2.1. Общая характеристика асоциального поведения
2.2. Общая характеристика суицидального поведения
2.3. Общая характеристика делинквентного поведения
2.4. Общая характеристика аддиктивного поведения
2.5. Психологическая характеристика сексуальных девиаций
Всего:

 



Форма контроля –экзамен (9-й семестр)


 

Учебно-тематический план на заочном отделении

 

    Наименование разделов и тем Количество часов Всего
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
лекции семинары
Раздел 1. Предмет психологии девиантного поведения, основные подходы к пониманию его источников, диагностике, профилактике и коррекции
1.1. Предмет психологии девиантного поведения: задачи, основные понятия, место в системе наук о человеке. Критерии определения и классификация отклонений в поведении. - -
1.2. Основные теории и модели девиантного поведения -
1.3. Факторы формирования отклоняющегося поведения - -
1.4. Основные подходы к диагностике, профилактике и коррекции отклонений в поведении -
Раздел 2. Психологическая характеристика различных видов девиантного поведения
2.1. Общая характеристика асоциального поведения
2.2. Общая характеристика суицидального поведения -
2.3. Общая характеристика делинквентного поведения -
2.4. Общая характеристика аддиктивного поведения
2.5. Психологическая характеристика сексуальных девиаций -
Всего:

 

Форма контроля –зачет (9-й семестр)


ПРОГРАММА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Раздел 1. Предмет психологии девиантного поведения, основные подходы к пониманию его источников, диагностике, профилактике и коррекции

1.1. Предмет психологии девиантного поведения: задачи, основные понятия, место в системе наук о человеке. Критерии определения и классификация отклонений в поведении.

Структура психологии отклоняющегося поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.

Определение понятий "социальная норма", "социальные отклонения" и "девиантное поведение". Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера и регулятор приемлемого поведения. Роль социальных норм в жизни человека, его социализации и воспитании и в развитии общества. Функции социальных норм. Классификация социальных норм. Социальные отклонения: понятие, виды и динамика. Проблема определения социальных норм для оценки «нормальности» поведения.

Проблема типологии отклоняющегося поведения. Междисциплинарный характер проблемы выделения критериев отклонений в поведении. Социально-правовой, медицинский, педагогический, психологический подходы. Типология Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Классификация отклонений в поведении по виду нарушаемой норы.

 

Основные теории и модели девиантного поведения

Биологические подходы: Ч. Ламбразо, Э. Кречмер, У. Шелдон, Э. Голдберг, X. Айзенк, подходы, основанные на результатах современной генетики. Этологическая теория К. Лоренца. Эволюционный подход.

Социологические подходы: теории аномии Э.Дюркгейма, Р. Мертона, Т.Парсонса, С. де Гразия, Ж.-Н. Фишера, Сазерленда теория этикирования Д.Уолкса, подход на основе культурального релятивизма, отечественные социологические походы: В. Ядов, Я. Гилинский.

Психологические подходы: Теория влечения З. Фрейда. Теория «комплекса неполноценности» А. Адлера. Теория агрессивного поведения Э. Фромма. Теория фрустрации Д. Долларда и теория социального научения А. Басса. Концепция Э. Эриксона. Концепция "лабелинга" Э. Гоффмана, Г. Беккера. Этогенический подход Р. Харре.

Отечественные подходы к изучению девиантного поведения: П.В. Кащенко, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А. Е. Личко, Б.С. Братусь.

Экологический, психодидактический, гуманистический, эмпирический подходы к пониманию природы отклоняющегося поведения.

Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.

 

 

Факторы формирования отклоняющегося поведения

Роль биологического в формировании личности и протекании психических процессов. Наследственные факторы аномального развития личности. Роль органического поражения головного мозга разного генеза, нарушение функции лобных долей в возникновении аномального развития личности.

Культура как необходимое условие развития личности. Составляющие социализации по А.В. Мудрик. Стадии и механизмы социализации. Микросоциальные факторы формирования девиантного поведения. Роль формы воспитания, типа семейных отношений в развитии девиантного поведения. Образовательные учреждения. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса как фактор аномального развития личности. Группы сверстников. Роль группы сверстников в направленности развития личности. Девиантное поведение и средства массовой информации.

Роль интеллекта в развитии личности (ценностно-смысловой сферы). Влияние отдельных психологических особенностей (тревожность, эмпатичность, возбудимость, боязливость и др.) в аномальном развитии личности. Роль характерологических особенностей в формировании девиантного поведения. Акцентуации и психопатии и их взаимосвязь с аномальным развитием личности и девиантным поведением.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.