Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ.





 

Некоторые группы заключают специальные соглашения о том, как поступать членам общины при возникновении конфликта. Вот для примера некоторые соглашения общины Круг Сеятелей, взятые из их "Политики по разрешению конфликтов".

 

ОБЩИНА КРУГ СЕЯТЕЛЕЙ: ПОЛИТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

 

При возникновения конфликта любого рода община договаривается придерживаться следующих принципов и шагов:

 

I. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

 

Все члены договариваются о том, что, при возникновении сложной ситуации, каждый из них в первую очередь постарается урегулировать спорный вопрос напрямую и непосредственно с тем человеком, с которым он испытывает разногласия. Данное соглашение предполагает, что мы обязуемся во всех случаях действовать честно и прямо. Все члены в процессе урегулирования конфликта обязуются следовать следующим ключевым правилам:

 

1. Взаимное уважение.

2. Намерение решить проблему, не оставлять вопрос в подвешенном состоянии.

3. Никаких оскорблений и уничижительных замечаний.

4. Никаких угроз, прямых или косвенных.

5. Отсутствие физического контакта.



6. Не перебивать друг друга.

7. Соглашение использовать порядок разрешения конфликта, приведенный ниже.

 

II. ПОРЯДОК (ПРОЦЕДУРА) РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

 

В случае возникновения конфликта члены общины:

 

1) делают прямую, честную и добросовестную попытку разрешить проблему (разногласие) непосредственно друг с другом. Если это не помогает, они:

2) просят третьего человека, которому доверяют оба, стать посредником и помочь им уладить проблему. Если это не помогает, они:

3) официально просят общину помочь им в решении проблемы.

4) Если община оказывается неспособной помочь в разрешении конфликта, и все методы разрешения разногласий исчерпаны, община может принять решение о поиске посредника и помощи за пределами поселения.

 

III. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ.

 

Мы признаем важность порядка разрешения конфликтов, приведенного выше, и соглашаемся следовать ему как по смыслу, так и в деталях. В случае, когда мы оказываемся третьей стороной, не вовлеченной в конфликт, мы будем всегда побуждать конфликтующие стороны разрешить их разногласия напрямую друг с другом. Тем не менее, мы также признаем потребность сторон, вовлеченных в конфликт, в том, чтобы иногда обсудить проблему, попросить совета или утешения у третьих сторон. Такие случаи требуют конфиденциальности (т.е. сохранения в тайне соответствующей информации). Мы соглашаемся, что, будучи в роли третьих лиц, привлеченных для совета, поддержки или утешения, мы будем общаться с конфликтующей стороной в том духе, чтобы помочь ей урегулировать ситуацию, но не разделять ее обиды или недовольство.



 

Будучи третьей стороной, мы отказываемся присоединяться к слухам, сплетням, злословию за чьей-то спиной и каким бы то ни было образом способствовать увековечению проблемы. Если человек, вовлеченный в конфликт с одним или несколькими другими людьми, обращается к нейтральной третьей стороне, то предполагается, что третья сторона осознает свою ответственность за духовное здоровье и благосостояние общины. Это означает, что, помимо сохранения в тайне того, что ей сообщается, она должна напомнить конфликтующей стороне о принятом порядке разрешения конфликтов. Кроме необходимости соблюдения приватности и общения в примирительном духе, третья сторона также ответственна за общий обзор и оценку ситуации. Если выражаемые чувства, мысли, намерения и т.д. имеют тенденцию привести к усилению конфликта и ослаблению общины, то третья сторона должна принять собственные шаги для помощи в разрешении конфликта, даже если это потребует сделать сообщенные ей факты (но не детали) достоянием других членов общины.



 

IV. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВНЕШНЕМУ МИРУ.

 

Стремясь защитить частную жизнь и права членов общины, мы обязуемся соблюдать конфиденциальность по вопросам, являющимся болезненными для общины в целом или ее членов, когда мы общаемся с людьми за пределами поселения.

 

(конец цитаты)

 

ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТАКТА МЕЖДУ КАЖДЫМ ЧЛЕНОМ И ГРУППОЙ .

 

Один из наиболее распространенных источников конфликтов в общине - ситуация, когда люди не выполняют того, что они пообещали выполнить. В общине, как и в бизнесе, подобное часто порождает целую цепь разрушительных и далеко идущих последствий, поскольку другие люди не могут сделать свою часть работы из-за того, что не выполнены предыдущие шаги. Тем не менее, используя некоторые простые приемы эффективного взаимодействия, члены общины могут помочь друг другу поддерживать взаимную ответственность в относительно безболезненных и свободных от обвинения формах.

 

Один из них заключается в том, что решения о том, кто и что должен выполнить, принимаются на собраниях, и от собрания к собранию ведется учет хода выполнения этих заданий. При этом всегда оговаривается, какое конкретно задание поручается каким конкретным людям, и к какому сроку они должны его выполнить. И вначале каждого собрания проводится обзор хода дел: люди или группы, взявшие на себя те или иные поручения, докладывают, что они сделали на текущий момент, и если что-то не сделано, то когда оно будет выполнено.

 

Очень полезно бывает иметь настенный график заданий с обозначением ожидаемых дат выполнения и лиц, ответственных за него. Поручите кому-нибудь вести этот график и обновлять его от собрания к собранию.

 

Активист альтернативных поселений Джеф Козни предлагает учредить систему товарищей-контролеров, при которой для каждого члена группы выбирается другой член, наделенный правом следить за ходом дел и тактично задавать вопросы: «Ты позвонил в администрацию?», или «Ты составил смету строительства?» Смысл этого заключается не в давлении на человека и стимулировании чувства вины, а в своевременном выявлении препятствий, оказании необходимой помощи и взаимном воодушевлении. Этот метод основывается на идее о том, что гораздо труднее проигнорировать или забыть свои обязательства, если они видны публично. Влияние общественного мнения часто помогает достичь того, чего не могут достичь одни только добрые намерения.

 

Если невыполнение заданий становится регулярной проблемой у одного или нескольких членов группы, можно добавить дополнительные приемы. К примеру, когда кто-либо выполняет задание, на следующем собрании ему публично выражают благодарность. Если кто-то не выполняет задание, на следующем собрании вся группа как целое обращается к человеку с просьбой попробовать еще раз. После некоторого времени использования такой практики простое желание не подводить остальных часто становится внутренним мотиватором к более ответственному поведению.

 

Если кто-то по-прежнему не выполняет обещанного, можно использовать поэтапную цепочку последствий (см. ниже более детальное описание). Для начала несколько людей могут поговорить с нарушителем, описав ему, к примеру, те неблагоприятные последствия, которые его поведение может иметь для группы в целом. Если это не помогает, дело может быть передано специальной комиссии, созданной для этой цели. В конце концов, вопрос может быть поднят на общепоселенческом собрании.

 

Почему ситуация невыполнения обещаний так часто вызывает конфликты в общине? Я думаю, что это связано с выработавшейся в ранние годы жизни привычкой безотчетно откладывать дела на неопределенное время и обещать больше, чем мы в состоянии выполнить, и отсутствием достаточной мотивации для изменения этой привычки. Когда мы живем одни или со своей семьей, то мы можем достаточно легко изменять наши намерения по поводу того, делать ли, и если да, то когда, то, что мы когда-то решили. Мы можем просто забыть или проигнорировать свое решение, не отдавая никому отчета в этом.

 

Но в формирующейся инициативной группе или в действующей общине подобное может иметь далеко идущие негативные последствия для других людей, что, в свою очередь, отразится и на их отношении к нам.

 

И потребуется время, энергия и осознанность для того, чтобы перейти от образа жизни «свободного художника» или отдельной семьи к постоянному отдаванию себе отчета в том, как наши поступки отражаются на окружающих.

 

Когда люди систематически не выполняют своих обещаний, а другие продолжают считать их ответственными за выполнение, это обычно заканчивается тем, что человек будет вынужден либо изменить свое поведение, либо покинуть группу.

 

ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ ИЗВНЕ.

 

Иногда конфликт становится настолько глубоко укоренившимся и кажется настолько неразрешимым, что общины обращаются за помощью в решении проблемы к психологам, тренерам по групповому процессу, фасилитаторам или другим специалистам. Эти люди обладают навыками эффективного взаимодействия, знают способы разрешения конфликтов и, будучи нередко сами ветеранами различных общин и сообществ, имеют опыт, который дает им контекст для понимания тех уникальных испытаний, которые случаются, когда люди пытаются научиться жить ближе друг к другу. (См. Источники для получения информации о специалистах по групповому взаимодействию в общинах).

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

Для любой общины особенно болезненной является ситуация, когда кто-то постоянно нарушает соглашения или принятые нормы поведения и отказывается изменить свое поведение или манеру общения после неоднократных просьб других членов группы. Одно из средств в таких случаях - оговорить и применять определенные негативные последствия за каждое нарушение. Для защиты благосостояния общины можно составить последовательность ясных, справедливых и гуманных последствий, от более мягких к более серьезным, которые, сохраняя уважительное отношение к человеку, тем не менее, смогут стимулировать его к изменению нежелательного поведения.

 

Многие общины не предусматривают последствий за нарушения их соглашений и норм, отчасти потому что большинство из нас ощущают дискомфорт, думая о подобных вопросах, отчасти потому, что наличие негативных мер ответственности кажется ничем не отличающимся от штрафов и тюрем традиционного общества. Людям, которые в действительности стремятся к более чистому, доброму, осознанному обществу, чем то, в котором мы выросли, бывает трудно изобретать и тем более применять принудительные методы управления. По тем же причинам общины, все-таки предусмотревшие в своих соглашениях меры ответственности, часто избегают применять или усиливать их.

 

Некоторые общины предусматривают меры ответственности за нарушения их норм, но эти меры оказываются слишком суровы для конкретных небольших нарушений, и поэтому члены общины боятся применять их. К примеру, в одной крупной коммуне была предусмотрена только одна мера воздействия на членов, погрузившихся слишком глубоко в "трудовую яму" (невыполнение принятых на себя трудовых обязательств) или в "финансовую яму" (заем у общины денег в счет будущих стипендий) - исключение из общины. Однако для применения этой меры, согласно уставу, требуется единогласное решение всех остальных членов коммуны. Но поскольку довольно многие члены коммуны годами находились в трудовой и/или денежной ямах, крайне редко кто-то ставил на собрании вопрос о применении этой меры. И даже когда такой вопрос все-таки ставился, у нарушителя всегда находились друзья, которые голосовали против его исключения, и в итоге ничего не менялось. В подобной ситуации, по сути, теряют все. Община продолжает нести бремя содержания членов, которые вкладывают меньше, а берут больше, а нарушители продолжают игнорировать общинные договоренности, не имея особых стимулов к изменению своего безответственного поведения.

 

Поэтому для того, чтобы люди начали понимать, что общинные договоренности должны реально соблюдаться, и изменили свое поведение, требуется определенная последовательность мер, применяемых в случае нарушений. И когда более мягкие меры оказываются безрезультатными, принуждение может сыграть роль долгожданного жареного петуха.

 

Общество Социальных Альтернатив (Community Alternatives Society) в штате Ванкувер (Канада) не имело действующих «правил» до тех пор, пока ситуация не вынудила общину заключить определенные соглашения по поводу приемлемого поведения и, что еще более важно, учредить систему мер ответственности за их нарушение. Эта последовательная система мер сохраняет уважительное отношение к нарушителям, но при этом имеет «зубы». Вот что предусматривается, если кто-либо серьезно нарушает нормы поведения или повторно нарушает общинные договоренности:

 

1. Выбранный человек разговаривает с нарушителем о факте нарушения и предлагает ему изменить свое поведение.

 

2. Если это не действует, четыре человека встречаются и обсуждают проблему - первые двое и доверенные друзья каждого из них. И, рассмотрев вопрос, рекомендуют нарушителю что-то изменить.

 

3. Если это не работает, нарушитель вызывается на Комиссию по нарушениям для рассмотрения вопроса.

 

4. Если это не помогает, Комиссия заключает с нарушителем контракт на 5 месяцев, в котором оговаривается, как и когда он должен выполнить необходимые действия или изменения, и вызывает его ежемесячно для отчетов о его выполнении. Целью - как контракта, так и заседаний - является не наказать или унизить «виновного», но, напротив, поддержать и воодушевить его на то, чтобы его обязательства все-таки были выполнены.

 

5. Если даже это не помогает, вся община собирается на специальное собрание, чтобы решить, что предпринять в данном случае. Собрание может решить попросить нарушителя пожить за пределами общины в течение какого-то времени или, возможно, приостановить или прекратить его членство. Человек, вопрос которого обсуждается, вправе участвовать в этом собрании, но не имеет права вето на его решение.

 

6. Если большинство членов желают предпринять определенное действие к нарушителю, но один или более членов блокируют его, Комиссия приглашает на свое заседание нарушителя и тех, кто голосовал против суровых мер, для совместного поиска решения.

 

Количество ступеней мер ответственности, которые имеет группа, и степень их суровости (обсуждение на общем собрании? Исключение?) зависит от размера общины и от того, насколько близки и доверительны отношения между людьми - часто это обусловлено тем, сколько времени они живут вместе.

 

Сурово ли это - вернуть члена группы на положение кандидата в члены или попросить его пожить какое-то время за пределами общины, или, еще хуже, потребовать, чтобы он покинул общину, - в ситуации, когда вы все уже живете на земле? Да, это сурово. Но иногда, когда нарушения особенно грубы, или конфликт слишком изнуряющий, это бывает единственным способом защитить вашу общину от полного распада.

 

После того, как члены Лост Вэлли прошли первый Нака-Има тренинг, они заметили, что в их общине сосуществуют две параллельные тенденции развития. Большинство членов стремились двигаться к большей общности жизни, труда и ресурсов, но чувствовали тяжесть оттого, что другая часть членов стремилась сохранить более свободный и независимый образ жизни. На тот момент они были относительно небольшой группой из десяти человек и использовали при принятии решений принцип единогласия. И поэтому казалось, что, если ничего не изменится, ни первые, ни вторые не смогут получить то, к чему стремятся - особенно с учетом того, что использование консенсуса требует наличия общей цели.

 

«В конце концов, - вспоминает Ларри, - те из нас, кто стремился к более сплоченной жизни, решили, что необходимо совершить этот решительный шаг и попросить остальных покинуть группу, чтобы освободить энергию для движения вперед. Мы чувствовали, что наша община еще не укоренилась настолько, чтобы выдержать подобного рода различие в образах. Это был первый шаг в ряду решительных и рискованных выборов, которые нам предстояли на пути восстановления нашей целостности как общины».

 

Меньшая часть группы покинула поселение, и, как сообщает Ларри, отношения в общине после этого стали более гармоничными.

***

Просить кого-либо покинуть вашу группу или общину - это, возможно, наиболее разрушительный и болезненный путь решения кажущегося неразрешимым конфликта. Гораздо легче заблаговременно предотвратить самые истоки такого конфликта, тщательно и вдумчиво выбирая людей, которых вы принимаете в группу. Мы рассмотрим этот сложный вопрос в главе 18.

 

ИДЕАЛИЗМ И ОТРЕЗВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ.

 

Основатели общин и новички, приходящие в группы, часто считают, что им не понадобятся никакие методы разрешения конфликтов, способы поддержания ответственности перед группой или неблагоприятные меры воздействия за нарушение договоренностей - ведь все эти проблемы из «старого мира» никогда не возникнут в их новом обществе. Они предполагают, что они не будут жить «по старому шаблону», а раз так, то зачем нужны лекарства от его болезней? Однако когда проходит несколько месяцев или несколько лет работы над созданием нового общества, они начинают видеть, что их община совсем не напоминает ту гармоничную семью глубоко близких людей, которую они воображали. И тогда наступает отрезвление или даже разочарование.

 

Обычно в этом случае люди обвиняют в своих бедах общину, в которую они попали («Тут все так извращено!»), или же конкретных соседей ("О, если бы только Олли ушел!") и редко когда понимают, что они с самого начала строили нереалистичные ожидания, и теперь переживают вполне типичный (и в каком-то смысле неизбежный) опыт коллективной жизни.

 

Жизнь в общине более плодотворна и больше отвечает потребностям человеческой души, чем жизнь в традиционном обществе – но, увы, часто она далеко не так плодотворна и радостна, как мы надеялись!

 

Община - это своеобразный мост между прежней культурой соперничества и вражды и более гармоничной и устойчивой культурой сотрудничества, которую мы стремимся сотворить и оставить нашим детям. И члены общин идут по этому мосту от одного мира к другому, создавая это будущее уже тем самым, что учатся открыто общаться и с обоюдной пользой взаимодействовать друг с другом, успешно разрешать конфликты и т.д.

 

Тот факт, что вам приходится использовать приемы, описанные в этой главе, совсем не означает, что ваша община терпит неудачу. Эти приемы - что-то вроде тренировочных колесиков у детского велосипеда, маленькие полезные инструменты, призванные облегчить нам путь оттуда, где мы были, туда, куда мы направляемся - к обществу, которое действительно устойчиво экологически, социально и духовно.

 

ГЛАВА 18.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.