Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды и функции целеобразования





В философском понимании «ЦЕЛЬ» формулируется как «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности» (155, с. 1462), как предвосхищение в сознании человека результата, на достижение которого направлены его действия.

 

Можно выделить несколько вариантов формулирования понятия «цель» для педагогической деятельности:

1. Цель - это ориентир в развитии человека.

2. Цель представляет собой систему требований, которая предъявляется к личности воспитанника со стороны воспитателя.

3. Цель - это прогноз в развитии личности ребенка, ожидаемый результат воспитательной деятельности педагога.

4. Цель - это представление педагога (общества) об идеальном человеке, каким он должен стать в процессе своего развития.

5. Цель - это программа действий педагога, направленная на развитие в личности ребенка конкретных черт и качеств.

6. Цель - это система интересов и желаний, ценностных норм и жизненных планов самой личности, на достижение и реализацию которых направлен процесс ее саморазвития.

7. А.С.МАКАРЕНКО(30-е гг.): «Под целью я понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера,.. всю картину человеческой личности, к которой мы стремимся» (82, с. 118).



8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ (Оксфорд, 1985): «Учебно-воспитательные цели определяются как предполагаемый и уточняемый результат запланированных учебно-воспитательных воздействий; как представление о том, что должен в процессе этих воздействий усвоить учащийся; как образ учащегося, который строит учитель-воспитатель, исходя из своих намерений» (Цит. по 85, с.127).

9. Великобритания(80-е гг.): «Конкретные цели – это уже уточненные представления воспитателей о желаемых изменениях учащихся… Уточненность цели следует понимать как указание на конечный результат, «выход» деятельности и как возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения» (Цит. по 85, с. 127).

----------

Оцените, какие из данных определений носят более общий характер и могут быть использованы при характеристике любой профессиональной деятельности?

Какое из определений не раскрывает сущностных характеристик процесса воспитания и не может быть использовано в организации воспитательной деятельности?



Какое из данных определений, на Ваш взгляд, наиболее полно и точно отражает педагогический смысл данного понятия? Почему Вы так считаете?

-----------

В мировой педагогической практике цель рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты воспитательно-образовательного процесса: его содержание, формы, методы, эффективность. Такое, естественно, становится возможным при условии, если цель построена педагогически грамотно. Мы предлагаем Вам познакомиться с теоретическими основами ПОСТРОЕНИЯ воспитательной цели, т.е. ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕМ. Следует рассмотреть виды и структуру целей, их иерархию, функции, которые обусловливают воспитательную деятельность, и условия их постановки.

ВИДЫ целей определяются в зависимости от степени их точности и от срока действия – общие и конкретные.

В характеристике общей цели выделяется несколько важных показателей (Цит по 85, с. 127):

§ длительность существования;

§ устремленность, направленность;

§ бесконечность;

§ неопределенность достижения;

§ широта (цели в этом случае могут рассматриваться как основные, главные);

§ структурность (наличие состава промежуточных целей).

Примером постановки такого рода целей могут быть те, что сформулированы в Законе РФ «Об образовании»:

- «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2);

- «Общеобразовательные программы направлены на … формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных задач» (статья 9);



- «Содержание образования… должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства» (статья 14, п. 1);

- «Содержание образования должно обеспечивать:

а) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества; б) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; в) интеграцию личности в национальную и мировую культуру; г) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

д) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» (статья 14, п. 2).

Как правило, общие цели носят перспективный характер, они предопределяют основные тенденции развития как всей системы образования, так и каждой конкретной личности. Данный вид цели выражает наиболее общие взгляды общества на необходимость воспитательной деятельности. Эти цели не подвержены резким изменениям, их решение становится возможным в результате усилий многих участников воспитательного процесса, т.е. требуют системного подхода. Достижение результата требует достаточно долгого времени. Общие цели возможно конкретизировать, т.е. разложить на более частные. Такие частные, конкретные цели, в которых просматривается структура и последовательность педагогических шагов, ведущих к решению общей цели, называют ЗАДАЧЕЙ воспитательной деятельности. Задачу можно рассматривать как определенную ступень (этап) в достижении ОБЩЕЙ (ГЛАВНОЙ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ) цели.

КОНКРЕТНЫЕ цели (или задачи) раскрывают структуру общих целей воспитания. К основным характеристикам конкретности цели можно отнести (Цит. по 85, с. 128):

§ конечность (указание на результат деятельности);

§ определенность (четкость и ясность постановки);

§ технологичность (как бы просматриваются способы достижения результата);

§ краткосрочность (существование в течение ограниченного периода времени).

В качестве примера постановки конкретных целей можно назвать следующие:

- развитие социальных умений (как общая цель), которая предполагает решение конкретных целей (задач) - готовность к сотрудничеству, умение договариваться, принимать во внимание точку зрения другого и т.д.

- развивать способность к творчеству (как общая цель), которая предполагает решение конкретных целей (задач) – уметь выдвигать гипотезы, находить способы их проверки и оценивать результаты и т.д.;

- развитие чувства эмпатии (как общая цель), которая предполагает решение конкретных целей (задач) – способность поставить себя в ситуацию другого человека, другого времени, применить к себе чужой опыт и т.д.

Основное различие между общей и конкретной целью состоит в том, «с какой точностью определен в них ожидаемый результат» (там же, с. 128).

 

По времени (длительности), которое требуется для решения целей и задач, их можно подразделить на отдаленные, близкие, непосредственные; ближайшие, промежуточные, перспективные, конечные.

Так, в опыте выдающегося педагога А.С.МАКАРЕНКОцели в развитии коллектива назывались «перспективами», среди которых выделялись: близкие, средние и далекие (относительно того времени, которое требуется на их реализацию). Придавая важное значение целям как перспективам в развитии личности и коллектива, он называл их «завтрашней радостью», так как они придают смысл этой деятельности.

 

Педагогически грамотная постановка воспитательной цели предполагает выявление соподчиненности частных целей, построения их ИЕРАРХИИ. В международной педагогической энциклопедии 80-х годов иерархия цели рассматривалась как ГРУППА ЦЕЛЕЙ, когда она структурирована в виде генеалогического древа («дерево целей»), т.е. когда цель каждого нового уровня определяется достижениями всех целей прилежащего к нему предшествующего уровня. Построение иерархии целей должно производиться путем логического анализа: общая цель расщепляется на подцели вплоть до отдельного учебного задания (Цит. по 85, с. 130). Однако подцель (или задача) более низкого уровня должна сохранять контекст общей цели - это важнейшее требование для определения иерархии целей воспитательной деятельности.

Можно привести примеры иерархии построения общей цели.

А. РОМИШЕВСКИЙ(Великобритания) предлагает следующие уровни иерархизации: цели общества; всеобщие цели воспитания; цели воспитательных институтов (школ); цели учебно-воспитательного процесса; цели частей учебно-воспитательного процесса (учебных предметов, отдельных видов деятельности учащихся); цели урока (темы); цели отдельных учебных занятий.

В.С. БЕЗРУКОВА (Россия) выстраивает несколько ступеней (иерархий) целей воспитания и образования. Как трансформируется государственная цель в педагогическую?

Общесоциальная цель воплощается в направленности и структуре содержания учебных планов (органы народного образования, школа), далее становится возможной постановка инициативных педагогических целей, которые просматриваются в методических разработках конкретных педагогов.

На уровне школы осуществляется дальнейшая конкретизация педагогической цели – выстраивается ее соотношение с зоной ближайшего развития возможностей педагогов и детей конкретного возраста, пола, индивидуальности. На уровне класса – происходит педагогическая конкретизация цели с учетом особенностей конкретных детей, выявление противоречий между требованиями и возможностями личности и коллектива, намечаются пути разрешения противоречий в виде перспектив, проводится диагностика реальных возможностей детей и уровня их развития (7, с. 5-9).

А.М. ЦИРУЛЬНИКОВ(Россия) так выстраивает «дерево» целей– уровней: сначала формулируется комплекс социальных целей школы; затем анализируется состав культуры, подлежащий усвоению; формулируется комплекс функций школы; в завершение устанавливается состав общего среднего образования (146, с. 82).

 

СТРУКТУРА целей отражает ее СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ: полноту, многоаспектность, системность. Так, американский педагог

ДЖ. ГУДЛЭДв своей книге «Место, именуемое школой» предложил достаточно простую систему целей, которую должна решать каждая школа, - четыре группы целей: академическая, социальная, профессиональная и персональная. В рамках этих целей каждый педагогический коллектив школы должен поставить перед собой четыре вопроса, ответы на которые позволяют оценить - насколько данная школа является для развития учащихся «идеальной» школой:

§ Дает ли школа академические знания и умения? ИЛИ: Какие академические знания и на каком уровне дает школа (лицей, гимназия, колледж)?

§ Помогает ли школа определиться в мире профессий и стать хорошим работником?

§ Готовит ли школа выпускника к жизни в обществе?

§ Достаточно ли школа заботится об индивидуальном развитии личности?

 

Каким образом воспитательная цель отражается в воспитательной деятельности педагога?

Давайте рассмотрим ту роль, которую имеет постановка цели для воспитательной деятельности. Вы, конечно же, знаете, что действия взрослого по отношению к ребенку не случайны, они обусловлены определенными нормами и установками. Независимо от того, осознаются эти нормы и установки или нет, но они обнаруживают себя в поведении в целом и в каждом конкретном поступке. Казалось бы, заранее ничего не продумывается, однако всегда можно объяснить смысл уже совершенного действия. Как показывает опыт, в каждый конкретный момент деятельности проявляются те нормы и жизненные принципы, которые сформировались ранее, которые стали нашими убеждениями.

Выявление значимости постановки воспитательной цели для организации воспитательно-образовательного процесса позволяет размышлять о ее ФУНКЦИЯХ, которые и обусловливают воспитательную деятельность. В структуре любой деятельности постановка цели играет роль перехода от сознания к действию (23, с. 7), это проявляется в том, что:

во-первых, в цели отражаются определенные эталоны и образы социально привлекательной личности, а потому цель выполняет роль ОРИЕНТИРА, например, в системе нравственных или эстетических ценностей;

во-вторых, в цели не просто отражаются взгляды воспитателя на события и поступки, но и выражается его ОТНОШЕНИЕ к ним, т.е. происходит оценка полезности и необходимости их реализации в будущей жизни (например, усвоения конкретных знаний, опыта, сформированности конкретных личностных качеств и т.п.);

в-третьих, осознание и принятие цели проявляется как УСТАНОВКА к деятельности, т.е. как готовность педагога воспринять и соответственно оценить поступки и суждения детей (различные формы проявления личности); четкие установки помогают сосредоточивать усилия и средства воспитания на главных направлениях, добиваться заметных конкретных результатов;

в-четвертых, цель выступает как МОТИВ деятельности. Восприняв и осмыслив важность и необходимость для личности ребенка ценностей, норм, образцов поведения, происходит личностная интерпретация социальных установок и ценностных ориентаций (например, выстраивается концепция школы, отличная от других известных воспитательных систем);

в-пятых, цель предполагает ПОЗНАНИЕ, ПОИСК и УЧЕТ условий, причинных связей, реальных возможностей для ее воплощения; как проект действия, детерминирует деятельность, направленную на развитие конкретных характеристик личности;

в-шестых, цель выступает в качестве КРИТЕРИЯ самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности. Знание цели позволяет оценить правильность и необходимость путей и средств достижения цели. Осознание цели позволяет судить об эффективности всей работы, вовремя скорректировать свои действия.

Таким образом, являясь отражением мировоззренческих позиций педагога, цель «обнаруживает» себя в его конкретных отношениях, установках, мотивах деятельности, посредством которых эта деятельность организуется, контролируется и оценивается.

Можно назвать функции цели в процессе ее практического осуществления (23, с. 7):

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ функцияцели отражает мотивацию педагога, его намерения и стремления, в которых отражаются его жизненные ценности, педагогические позиции.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ (регулирующая) функция, что позволяет соотносить действия с конечным результатом, оценивать и определять их последовательность. Это дает возможность вносить необходимые коррективы, т.к. в деятельности возникает необходимость уточнять решения, в зависимости от новых обстоятельств находить новые способы ее достижения, а при необходимости уточнять и саму формулировку целей развития (например, делать их реальными для достижения в данной конкретной ситуации или видеть их несоответствие изменившимся условиям).

КОНСТРУКТИВНАЯ функция цели проявляется в построении воспитательной деятельности, определении последовательности определенных действий, их соотнесенности с общей и конкретной целями. Это позволяет выстроить систему воспитательного процесса, соотнести формы, методы и средства с теми личностными качествами, которые необходимо формировать, обосновать их целесообразность для развития личности.

______________________________________________________________

Информация к размышлению

В педагогической литературе Вы можете прочитать различное понимание категорий «цель» и «задача». Во-первых, цель понимается как определение стратегического направления в развитии личности, а потому она всегда одна, а ее конкретизация предполагает формулирование задач воспитания. Во-вторых, существует несколько уровней конкретизации цели как определенной стратегической направленности в развитии личности, а потому можно говорить о структуре целей, и только на самом последнем уровне конкретизации правомерно говорить о задачах воспитания.

На наш взгляд, эта проблема не имеет принципиально важного значения для практической деятельности, однако важным является умение педагога видеть и общую (стратегическую) цель, и уметь ее конкретизировать для определения путей ее решения.

Вопросы для размышления

В чем Вы видите необходимость продумывания педагогом общих (абстрактных, стратегических) и конкретных целей для его практической деятельности?

Согласны ли Вы с утверждением, что конкретные цели имеют практическое значение, так как в них просматривается направление поиска форм и методов воспитательной деятельности, а общие цели такого значения не имеют, так как их постановка носит абстрактный характер?

 

Практическое задание

Попытайтесь сформулировать общую (стратегическую) воспитательную цель в преподавании Вашего предмета и конкретизируйте ее в зависимости от его содержания.

 

2.3. Соотношение понятий «цель развития» и «цель воспитания»

КТО и КАКИМ ОБРАЗОМ определяет цель воспитательной деятельности? Давайте рассмотрим некоторые позиции, анализ которых позволит найти ответ на поставленный вопрос.

Какие из приведенных ниже положений отражают Ваши взгляды?

§ Цель воспитания – это всегда СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ (установки) общества в формировании конкретного социального типа личности, в нем отражается потребность общества (его заинтересованность) в развитии таких людей, которые соответствовали бы конституционным, законодательным, моральным и эстетическим нормам, уровню социально-экономического, политического, демократического развития общества. В данном случае понятие «цель воспитания» проявляется как категория «необходимого», т.е. того, что должно быть усвоено, осмыслено, сформировано у ребенка в процессе его развития. Это значит, воспитатель должен ориентироваться на формирование тех качеств, которые помогают личности адаптироваться к условиям жизни в обществе и решать жизненные проблемы.

§ Цель воспитания определяется ПЕДАГОГАМИ, она обусловлена ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о том, каким ДОЛЖЕН БЫТЬ человек. Именно представления взрослого об «идеальном» человеке объясняют их действия, например, что в поведении ребенка поощряется, а что подвергается запрету и наказанию. В данном случае воспитание проявляется как попытка взрослого передать свой личный опыт, уберечь от ошибок, передать свои (проверенные жизненным опытом) представления о том, как стать счастливым и удачливым. При такой постановке вопроса в цели воспитания отражаются сложившиеся в течение жизни ценностные ориентации и смыслы воспитателя. Цель проявляется не только как категория «желаемого» («возможного», «необходимого»), но и просматривается реальная деятельность взрослого по ее достижению.

§ Цели воспитания как педагогической категории НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, можно размышлять только лишь о цели развития, которая «определяется» самой личностью, обусловлена ее жизненными смыслами. Это – ее интересы, желания, настроения, наследственно обусловленные задатки и способности, индивидуальные особенности, жизненные планы и намерения, мечты. Цели воспитания лежат в самом ребенке, а не вне его. Таким образом, цель развития и есть цель воспитания, которую педагог должен реализовывать в воспитательно-образовательном процессе.

§ Еще одна позиция – ничто не должно направлять развитие ребенка, этот процесс должен быть естественным, происходить как «развертывание» его природных и возрастных особенностей и характеристик. Воспитатель должен следовать за личностью, создавая благоприятные условия для процесса ее саморазвития. Смысл этой позиции (ее отличие от предыдущей) состоит в том, что развитие личностных качеств и характеристик биологически обусловлено, потому ни воспитатель, ни сама личность не смогут привнести в процесс развития ничего нового.

 

Жизненный опыт подсказывает, что в каждой из предложенных позиций есть определенный смысл. Давайте попытаемся выявить положительные моменты и увидеть их ограниченность.

 

1.Безусловно, желания, настроения, интересы, жизненные ценности и планы, понимание цели и смысла своей жизни «определяются» самой личностью. НО насколько ребенок способен САМ определить перспективы своего развития? Насколько его желания и спонтанно возникающие настроения могут надолго и всерьез определить путь его развития? Насколько ребенок может САМ научиться соотносить свои желания и интересы со своими возможностями и способностями?

Опыт человеческой жизни показывает, что в разные годы человек по-разному оценивает, например, одно и то же событие. Нередко оказывается, что недооценка каких-то личностных качеств, умений, видов деятельности (например, книг, физических упражнений, музыки, общения и т.д.) в последующие годы объясняет причины многих жизненных неудач и разочарований. В каждом возрасте личность имеет свои жизненные смыслы, интересы, увлечения, ОДНАКО в процессе своего развития ей НЕОБХОДИМО достигнуть такого уровня развития, который позволил бы адаптироваться в структуре общества, самоопределиться в мире профессий, в системе нравственно-эстетических отношений.

Необходимость воспитания состоит в том, чтобы привносить во внутренний мир ребенка то, что он сам ПОКА не в состоянии осмыслить, понять, возможно даже обратить внимание в силу ограниченности своего опыта.

2.В воспитательной деятельности всегда находят отражение образ жизни и мысли воспитателя, его жизненный опыт, способность анализировать и оценивать его, широта кругозора и т.д. Воспитательная цель в восприятии педагога – категория субъективная, так как в воспитательной деятельности проявляются только те цели (идеи, ценностные ориентации), которые соответствуют личностным смыслам самого педагога. Это объясняет и систему его требований к ребенку, и методы воспитания.

ОДНАКО на каком основании складывается личный опыт педагога? Насколько его субъективно-личностное восприятие жизни может выступать главным критерием в определении цели воспитания, т.е. определении тех черт и качеств, которыми должен овладеть ребенок в процессе своего личностного развития? Не подменяется ли общественный опыт личным опытом воспитателя, который всегда конкретен, единичен, если он не соотнесен с опытом других людей?

3.Одна из основных функций воспитания – научить ребенка новым умениям, развить задатки и способности, способствовать развитию эмоционально-волевой сфер его личности и т.д., т.е. воспитание можно рассматривать как своеобразную попытку взрослого привнести во внутренний мир ребенка те характеристики, которыми он не обладает.

ОДНАКО насколько это возможно? Не ограничивают ли природные и возрастные особенности ребенка воспитательных установок взрослого? Нередко можно наблюдать ситуации, в которых воспитательные цели проявляются как желания взрослого: у родителей - как стремление компенсировать то, что они сами недополучили в школьные годы; у учителей - как попытка приобщить школьников к тем идеям и ценностям, которые не всегда оказываются востребованы ими. Можно ли сказать, что в решении любых задач развития личности воспитание является ведущим фактором?

Вернитесь еще раз к осмыслению вопросов о факторах развития личности (см. наше пособие. Часть 2). Вспомните, какую позицию Вы тогда заняли? Как эта позиция отражается на формулировании целей воспитательной деятельности?

 

Таким образом, в воспитательной деятельности решается вопрос об установлении гармонии между личностью и обществом. Важным моментом в определении цели воспитания – определение соотношения между требованиями, которые ДОЛЖЕН реализовать ребенок в процессе своего личностного развития, и его ВОЗМОЖНОСТЯМИ (реальными особенностями его личности, задатками, направленностью характера и деятельности, интересами, жизненными целями и планами).

 

ЛИЧНОСТЬ или ОБЩЕСТВО – что, на Ваш взгляд, должно быть приоритетом в формулировании цели воспитания? Возможна ли гармония? Познакомьтесь с позициями известных философов, социологов, психологов, педагогов, их взглядами на формулирование главной (стратегической) цели воспитания. Какие из них наиболее точно и полно отражают Вашу позицию?

 

Л.И. БОЖОВИЧ(психолог, Россия): «С одной стороны, формирование личности должно осуществляться в соответствии с тем нравственным образцом (идеалом), который воплощает требования общества к человеку, с другой стороны, преследовать цель свободного развития индивидуальных особенностей ребенка» (15, с. 8).

В. КУКАРТЦ(социолог, Германия): «Всё воспитание и образование в школе может быть понято почти исключительно как адаптация (личности) к существующему (обществу)… идет ли речь об овладении навыками культуры или требуемом социальном поведении… адаптация в целях беспрепятственного функционирования в обществе» (Цит. по 148, с. 133).

ДЖ. ДЬЮИ (философ, педагог, США): «Воспитание… не подчинено никакой внешней цели. Оно – сама цель… Истинное воспитание не есть что-то наполненное извне,.. это рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет» (Цит. по 148, с. 63).

П. ХЁРСТ(философ, США): Цель воспитания – «максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях» (там же, с. 86).

Л. КОЛЬБЕРГ(психолог, педагог, США): «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого сообщества» (там же, с. 87).

М. УОРНОК(философ, США): «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (там же, с. 90).

Н.Е. ЩУРКОВА(педагог, Россия): Воспитание должно содействовать «максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» (152, с. 377). «… Личность, способная строить Жизнь, достойную человека» (там же, с. 396).

О. ГАЗМАН(педагог, Россия): Воспитание культуры личности. «Культура личности – это тот комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций, творческих достижений), который позволяет ей жить в гармонии с общественной культурой, развивать и общество, и себя» (28).

Н.М. АМОСОВ(физиолог, СССР): «Цель воспитания – создать личность, способную удовлетворить запросы общества и обеспечить максимально УДК (уровень душевного комфорта) для себя» (5, с. 30).

Ж.-П. САРТР(философ, писатель, Франция): Человек …«Нет другого законодателя, кроме него самого, и что решать свою судьбу он будет в полном одиночестве» (Цит. по 148, с. 124).

М. ГРИН(философ, Франция): «Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность» (там же,

с. 127).

К. ГОУЛД(философ, США): «В процессе воспитания прежде всего должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения» (там же, с. 133).

В чем, по Вашему мнению, предназначение человека в обществе? В чем Вы видите его социальную роль? А как бы Вы сформулировали общую (стратегическую) цель воспитания в развитии современных школьников? Обоснуйте своё определение.

 

Итак, мы рассмотрели те подходы, которые можно рассматривать как исходные для выявления соотношения целей развития, которые «определяются» самой личностью и целей воспитания, решение которых содействует этому развитию. Сравните понятия «цель развития» и «цель воспитания», определите общие точки соприкосновения. Это, как мы считаем, поможет Вам определить свою собственную позицию относительно того, что следует учитывать педагогу при формулировании воспитательных целей, оставаясь на позициях гуманистической педагогики.

 

Цель развития Цель воспитания
Источник возникновения
Возникает: - из потребностей и интересов личности; - эмоциональной привлекательности каких-либо сторон жизни и видов деятельности; - стремления быть похожим на известных героев (в искусстве и реальной жизни), кумиров; - уровня общего и интеллектуального развития личности (способности анализировать и оценивать поведение окружающих людей); - широты ее кругозора; - жизненного опыта; - осознания важности и необходимости определенных видов деятельности для развития; - наследственные задатки; - индивидуальные характеристики и т.д. - Возникает из потребностей общества в характере воспитанности своих членов (например, гражданина своей страны, уровня ее экономического, культурного, духовного развития) и задач подготовки личности к жизни, труду, выполнению своих обязанностей и т.п. - Корректируется степенью принятия и понимания педагогом общественно-значимых задач. - Представление родителей о будущем своих детей; осознание жизненной необходимости тех или иных знаний, навыков, личностных качеств (как отражение личного опыта). - Знание о зонах актуального и ближайшего развития. - Знание о возрастных особенностях личности.
Формы проявления
Идеалы, мечты, жизненные планы. Желания. Стремления. Самовоспитание. Требования, которые предъявляются к личности со стороны воспитателей (учителей, родителей).  
Условия реализации
Знание своих проблем и возможностей, осознание противоречий в лич- ностном развитии. Умение ставить задачи, соотносить их с собственными возможностями. Сформированность волевых усилий Как возможность самоконтроля в достижении намеченных результатов. Умение подбирать виды деятельности для развития конкретных черт и качеств.   Создание условий для проявления личностных качеств: познание, труд, занятие искусством, чтение литературы, экскурсии, путешествия и т.п. Общение и совместная деятельность взрослого и ребенка. Стимулирование волевых процессов. Организация процессов самопознания, создание условий для самореализации, самовоспитания, самоутверждения.

 

Какая из данных задач воспитательной работы Вам кажется наиболее актуальной в развитии современных школьников?

§ принятие учеником целей, которые сформулированы обществом, школой, педагогом, родителями;

§ «совместная выработка целей, рождения идеалов, закрепления способов самоопределения в жизненной практике» (28);

§ развитие способности самих учащихся к целеполагающей деятельности;

§ …………………………………………………………

§ …………………………………………………………

У Вас есть свои варианты формулирования целей в общении воспитателя и воспитанников?

_____________

Формулирование цели воспитания (целеобразование) – процесс сложный, многоэтапный. В предыдущей главе мы предложили Вам разобраться в ИСХОДНЫХ позициях. Решение этого вопроса лежит в сфере других общественных наук – философии, социологии, политологии, культурологии, этики, эстетики и др., однако, разрабатываемые ими положения выступают для педагогики как ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ процесса воспитания и его целей, т.е. они объясняют и обосновывают различия во взглядах педагогов на решение вопроса о цели воспитания как педагогической категории.

Итак, философский подход позволяет сформулировать СТРАТЕГИЧЕСКУЮ (общую, абстрактную) цель воспитания, в содержании которой находят отражение взгляды определенных социальных групп (отдельных людей, политиков) на роль человека в обществе, его предназначение в этом обществе.

Для организации воспитательно-образовательного процесса важной является ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ цели, только на этом уровне цель воспитания становится категорией педагогической.

В современной отечественной педагогике (вслед за А.С.МАКАРЕНКО) выделяются два вида цели воспитания:

- цель как идеал развития личности;

- цель как модель развития личности.

2.4. Понятие о цели как ИДЕАЛЕ развития личности

Цель-ИДЕАЛразвития личности можно рассматривать как конкретизацию той цели, которую Вы сформулировали для себя как исходную, стратегическую цель воспитания, определили ту роль, которая предназначена личности в обществе.

В цели-идеале находят свое отражение те требования, которые общество предъявляет к личности – это и уровень овладения знаниями, умениями и навыками, и личностные качества, и личностные характеристики, сформированность которых позволяет личности реализовать свою роль в обществе, решать его проблемы и способствовать его дальнейшему развитию. Таким образом, цель-идеал также может быть отнесен к категории общей цели, абстрактной, перспективной, реализация которой отдалена во времени. Формулировка цели как идеала выступает в качестве ориентира в организации процесса воспитания, она определяет перспективу в развитии человека определенной эпохи, а потому выступает основным ориентиром в процессе совершенствования известных и поискановых форм и методов воспитания.

Каким образом цель-идеал (т.е. ожидания общества) включается в контекст воспитательной деятельности и обусловливает процесс развития личности?

Идеал (греч. «idea» - представление) - это представление о совершенстве, чаще всего выражающееся в образе личности, воплотившей такие качества, которые могут служить высшим образцом (142, с. 138). Идеал «является объектом стремления независимо от того, близка или очень отдалена возможность его осуществления» (83, с. 1809).

В нашем понимании идеал можно рассматривать как минимум в двух аспектах: идеал как ЭТАЛОН развития и идеал как КУМИР личности («любимец», «символ»).

Идеал как ЭТАЛОН отражает представление о совершенном человеке, живущем в конкретно-исторических условиях. Его можно представить как социально-психологический портрет человека, в котором отражены социально-значимые качества личности, сформированность которых позволяет ему адаптироваться в окружающем ее мире, выбрать профессию, выполнять социальные обязанности, достигать состояния счастья и успешности; предполагается, что сформированность таких «эталонных» качеств позволит ему на высоком уровне решать жизненные и профессиональные задачи.

Изменения, происходящие в обществе, вносят свои коррективы в содержание «эталонных» качеств. Например, одно дело, когда личность готовится жить в обществе, основанном на общественных формах собственности, другое дело, когда общество переходит к рыночной экономике – социально значимыми оказываются такие качества, как деловитость, конкурентоспособность, инициа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.