Правовые средства и их классификация
Как уже отмечалось, особенностью правового регулирования как формы правового воздействия является наличие комплекса специальных средств регулирования.
Правовые средства регулирования- это такие правовые явления, которые рассматриваются в качестве инструмента для достижения реального результата в правовом регулировании.
Механизм правового регулирования- это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Элементами механизма правового регулирования являются все правовые средства. Основными элементами МПРявляются:
• нормы права;
• правоотношения;
• акты реализации прав и обязанностей.
Основные элементы МПР соответствуют стадиям правового регулирования.
Нормы права- это общеобязательные, формально-определенные, установленные или санкционированные государством правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности и поддерживаемые силой государственного принуждения.
Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. Сделать гиперссылку на тему "Нормы права", вопрос 3, абзац "Диспозиция -" - это стр. 42 общего текста. От вида норм права (запрещающие, управомочивающие, обязывающие) зависит характер поведения субъектов.
Нормы права соответствуют первой стадии правового регулирования.
Правоотношение- это юридическая связь между субъектами, наделенными субъективными правами и юридическими обязанностями, возникающая на основе норм права и поддерживаемая силой государственного принуждения.
Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и юридические обязанности.
Правоотношения соответствуют второй стадии правового регулирования.
Акты реализации прав и обязанностей- это фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъективных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.
Здесь действие МПР заканчивается, т.к. обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.
Акты реализации прав и обязанностей соответствуют третьей стадии правового регулирования.
Помимо указанных, особое значение в МПР играют такие его элементы, как юридические факты и акты применения права. Многие авторы включают эти явления в круг основных элементов МПР.
Юридические факты -это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты "включают" весь механизм правового регулирования. Именно с них начинается правоотношение, именно они приводят к реализации права как итогу правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права.
Акты применения права- это властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д. Как уже отмечалось, акты применения права могут включаться в процесс правового регулирования между первой и второй или между второй и третьей стадиями.
Правовые средства как составляющие МПР не исчерпываются охарактеризованными правовыми явлениями. Учитывая большой объем этих средств, рациональным будет обратиться к их классификации, что позволит получить общее представление о системе правовых средств регулирования.
В зависимости от роли в МПР все правовые средства делятся на:
• правовые средства общего - или нормативного - регулирования (например, нормы права);
• правовые средства индивидуального регулирования (например, договор, правоотношение, акты применения права).
В зависимости от типа регулирования все правовые средства делятся на:
• правовые средства общедозволительного регулирования (общие дозволения и конкретные запреты; с точки зрения реализации права -договор);
• правовые средства разрешительного регулирования (общие запреты и конкретные дозволения; с точки зрения реализации права - властный акт, административное веление).
Типы, способы и методы правового регулирования
В основе правового регулирования лежат два изначальных приема (метода)
регулирования, которые определяют использование различных правовых средств, способов регулирования[38]:
• централизованноеили императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права;
• децентрализованноеили диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.
Помимо рассмотренной классификации методов правового регулирования в зависимости от положения субъектов (централизованный и децентрализованный) возможна и другая классификация. В зависимости от ведущего способа регулирования выделяют:
• императивный метод;
• диспозитивный метод;
• охранительный метод.
Под методом правового регулирования понимают совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. Эта классификация методов правового регулирования используется при разграничении права на отрасли, с чем Вы ознакомились выше.
Способы правового регулирования- основные, выраженные в нормах права, пути определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:
• запрет- возложение обязанности воздержаться от определенных действий;
• обязывание- возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;
• дозволение- предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.
Факультативным способом правового регулирования является рекомендованиекак совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.
Использование этих способов дает тип правового регулирования- определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.
Существуют два типа правового регулирования:
• Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.
• Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.
Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|