Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые средства и их классификация





 

Как уже отмечалось, особенностью правового регулирования как формы правового воздействия является наличие комплекса специальных средств регулирования.

Правовые средства регулирования- это такие правовые явления, которые рассматриваются в качестве инструмента для достижения реального результата в правовом регулировании.

Механизм правового регулирования- это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Элементами механизма правового регулирования являются все правовые средства. Основными элементами МПРявляются:

• нормы права;

• правоотношения;

• акты реализации прав и обязанностей.

Основные элементы МПР соответствуют стадиям правового регулирования.

Нормы права- это общеобязательные, формально-определенные, установленные или санкционированные государством правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности и поддерживаемые силой государственного принуждения.

Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. Сделать гиперссылку на тему "Нормы права", вопрос 3, абзац "Диспозиция -" - это стр. 42 общего текста. От вида норм права (запрещающие, управомочивающие, обязывающие) зависит характер поведения субъектов.



Нормы права соответствуют первой стадии правового регулирования.

Правоотношение- это юридическая связь между субъектами, наделенными субъективными правами и юридическими обязанностями, возникающая на основе норм права и поддерживаемая силой государственного принуждения.

Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения соответствуют второй стадии правового регулирования.

Акты реализации прав и обязанностей- это фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъективных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.



Здесь действие МПР заканчивается, т.к. обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.

Акты реализации прав и обязанностей соответствуют третьей стадии правового регулирования.

Помимо указанных, особое значение в МПР играют такие его элементы, как юридические факты и акты применения права. Многие авторы включают эти явления в круг основных элементов МПР.

Юридические факты -это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты "включают" весь механизм правового регулирования. Именно с них начинается правоотношение, именно они приводят к реализации права как итогу правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права.

Акты применения права- это властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д. Как уже отмечалось, акты применения права могут включаться в процесс правового регулирования между первой и второй или между второй и третьей стадиями.

Правовые средства как составляющие МПР не исчерпываются охарактеризованными правовыми явлениями. Учитывая большой объем этих средств, рациональным будет обратиться к их классификации, что позволит получить общее представление о системе правовых средств регулирования.



В зависимости от роли в МПР все правовые средства делятся на:

• правовые средства общего - или нормативного - регулирования (например, нормы права);

• правовые средства индивидуального регулирования (например, договор, правоотношение, акты применения права).

В зависимости от типа регулирования все правовые средства делятся на:

• правовые средства общедозволительного регулирования (общие дозволения и конкретные запреты; с точки зрения реализации права -договор);

• правовые средства разрешительного регулирования (общие запреты и конкретные дозволения; с точки зрения реализации права - властный акт, административное веление).

Типы, способы и методы правового регулирования

В основе правового регулирования лежат два изначальных приема (метода)

регулирования, которые определяют использование различных правовых средств, способов регулирования[38]:

• централизованноеили императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права;

• децентрализованноеили диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Помимо рассмотренной классификации методов правового регулирования в зависимости от положения субъектов (централизованный и децентрализованный) возможна и другая классификация. В зависимости от ведущего способа регулирования выделяют:

• императивный метод;

• диспозитивный метод;

• охранительный метод.

Под методом правового регулирования понимают совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. Эта классификация методов правового регулирования используется при разграничении права на отрасли, с чем Вы ознакомились выше.

Способы правового регулирования- основные, выраженные в нормах права, пути определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:

• запрет- возложение обязанности воздержаться от определенных действий;

• обязывание- возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;

• дозволение- предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.

Факультативным способом правового регулирования является рекомендованиекак совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.

Использование этих способов дает тип правового регулирования- определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового регулирования:

• Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.

• Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.