Нормативно-правовой акт как источник права
Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.
Достоинства нормативно-правового акта как источника права:
• Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права, как формальная определенность.
• Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права, как системность.
• Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права, как динамизм.
Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".
Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.
На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:
• данное отношение не урегулировано законом;
• иные источники права не противоречат закону;
• ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом[19]. При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного
юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.
Тема 16. Правовые акты
Понятие и виды правовых актов. Нормативно-правовые акты. Интерпретационные акты (акты толкования). Акты применения права (индивидуально-правовые акты). Виды нормативно-правовых актов. Понятие закона в узком и широком смыслах. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Конституция как основной закон государства. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.
Понятие и виды правовых актов
Правовой акт представляет собой документ, порождающий правовые последствия. Правовые акты можно разделить на две группы: а) правовые акты органов государства; б) иные правовые акты (договор, завещание и др.). Дальнейшее изложение будет касаться только актов первой группы, т.е. правовых актов государственных органов. С точки зрения внешней формы правовые акты могут быть устными и письменными. В дальнейшем мы будем говорить только об актах-документах, т.е. о письменных актах органов государства.
Правовые актыорганов государства - это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.
Все правовые акты обладают рядом общих признаков:
• обладают государственно-властным характером, т.е. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; из этого основного признака вытекают все остальные характеристики правовых актов;
• являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
• влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
• поддерживаются силой государственного принуждения.
Все правовые акты в зависимости от направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:
• нормативно-правовые акты(НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права;
• акты толкования(интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;
• акты применения права(индивидуально-правовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Все правовые акты отличаются друг от друга:
• по направленности,
• по содержанию,
• по степени общности,
• по времени действия.
Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта. Все указанные различия можно для наглядности представить в виде таблицы.
Правовые акты
| Нормативно – правовые акты
| Акта толкования права
| Акты применения права
| По содержанию
| Содержат нормы права
| Не содержат норм права. Содержат разъяснениянормативных предписаний
| Не содержат норм права. Содержат индивидуальныегосударственно – властные веления, направленные на реализацию норм права.
| По субъектам воздействия
| Распространяются на всех лиц, попадающих в сферу действия НПА, т.е. адресуется заранее неопределенному кругу субъектов
| Могут иметь как общийхарактер (касаются работников правоприменительных, прежде всего судебных, органов), так и индивидуальный(касаются только лиц, участвующих в данном юридическом деле)
| Имеют индивидуальный характер, т.е. адресованы только конкретному человеку или группе поименованных лиц
| По распространенности на различные ситуации, общественные отношения
| Распространяются на множество типичных жизненных ситуаций
| Могут иметь как общий характер (распространяются на множество типичных ситуаций), так и индивидуальный (распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию)
| Распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию, касаются отдельного случая
| По времени действия
| Действуют во времени неограниченно долго, рассчитаны на многократное, повторное применение
| Могут иметь как общий характер (действуют во времени столько же, сколько и разъясняемый НПА), так и индивидуальный (рассчитаны на однократноеприменение)
| Рассчитаны на однократное применение, действие во времени ограничивается моментом исполнения
|
С подробной характеристикой и примерами различных видов правовых актов мы ознакомимся в следующих разделах темы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|