Международного разделения труда
ТЕМА 5. Законы и принципы развития мирового хозяйства (МХ) и
международных экономических отношений (МЭО)
План
1. Основные законы и закономерности развития мирового хозяйства и международных экономических отношений и особенности их действия.
2. Понятие и система принципов развития мирового хозяйства и международных экономических отношений.
1. Основные законы и закономерности развития мирового хозяйства и международных экономических отношений и особенности их действия.
Мировое хозяйство развивается в диалектической борьбе единства и противоположностей.
Одно из основных противоречий развития человеческого общества – противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения его результатов – применительно к развитию мирового хозяйства проявляется в постоянной борьбе между индустриально развитыми странами, где сосредоточены «верхние» структурные этажи производства, и развивающимися – преимущественными поставщиками сырья, топлива, дешевой рабочей силы и др. Естественно, чем дешевле будут приобретать Япония, США, Германия и другие индустриально развитые страны руду, нефть, лес и др. продукцию в развивающихся странах – тем большую прибыль они будут иметь на каждом автомобиле, холодильнике, телевизоре и т.д.
Научно-технический прогресс, к сожалению не только не снижает остроту этого противоречия, но наоборот усиливает его, вследствие того, что разрыв между уровнями экономического развития национальных хозяйств не только не уменьшается, а наоборот, возрастает.
Противоречие мирового хозяйства заключается в его характеристике как целостного хозяйства, его единстве – с одной стороны и его неоднородности – с другой стороны.
Развитие национального хозяйства каждой страны мирового сообщества, как и всего мирового хозяйства, осуществляется под воздействием ряда законов. К важнейшим из них относятся:
Закон стоимости
Закон международной конкуренции
Закон неравномерного экономического развития государств
Закон интернационализации производства
международного разделения труда
6. экономической интеграции.
Сущность закона стоимости заключается в том, что цена товара определяется затратами труда. Его интернациональная форма проявляется в том, что цена товара на мировом рынке зависит от нескольких слагаемых факторов:
§ средней интенсивности труда в масштабах мирового хозяйства и интенсивности национального труда в различных странах мира;
§ средней производительности труда в мировом хозяйстве и производительности национального труда;
§ уровня сложности труда – чем сложнее, тем дороже.
Влияние национальной стоимости труда на интернациональную стоимость зависит от удельного веса товаров, производимых в конкретной стране по отношению к их общемировому производству.
Закон международной конкуренции является главным источником развития мировой системы хозяйства, способствует развитию НТП, росту производительности труда, улучшению качества продукции.
Главные объекты международной конкуренции – мировые рынки сбыта.
Субъекты конкуренции – национальные компании и многонациональные (транснациональные) корпорации (МНК, ТНК), отдельные государства и международные организации.
Конкурентная борьба ведется между ТНК, внутри ТНК, между различными представительствами (зарубежными филиалами) и фирмами.
Видные экономисты мира с тревогой смотрят на глобализацию мировой экономики и связанную с ней возможность невиданного ранее обострения конкуренции и конфликтов.
Различного рода государственные и частные организации во многих странах мира держат конкуренцию под неусыпным контролем (к примеру, в сенате США ежегодно проводиться несколько слушаний по этим вопросам). Она находиться в центре внимания международных интеграционных объединений.
Международный институт развития и управления, Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяют 8 важнейших факторов конкурентоспособности страны:
1) внутренний макроэкономический потенциал страны;
2) уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций;
3) степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды;
4) качество и эффективность финансовой системы;
5) состояние инфраструктуры;
6) уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности, ответственности);
7) научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундаментальных и прикладных исследований);
8) состояние и квалификация трудовых ресурсов.
Особое значение в повышении конкурентоспособности экономики страны играет хозяйственное управление. Для постсоциалистических стран это особенно важно ввиду необученности и неприспособленности их персонала к наступательной стратегии в конкурентной борьбе на мировом рынке. При этом в данной борьбе выигрывают те страны, в которых внутренний спрос ориентирован, прежде всего, на продукцию отечественных предприятий.
Закон неравномерного экономического развития государств обусловлен рядом исторически сложившихся причин: различной обеспеченности природными ресурсами; экономико-географическим положением; темпами и временем процесса накопления капитала.
На неравномерность экономического развития государств влияет также неравномерность развития отраслей мирового хозяйства (те страны, которые специализировались на малоэффективных отраслях, естественно, оказываются в худшем положении); неравномерно развиваются и предприятия внутри отраслей.
Закон неравномерного экономического развития государств действует не только в глобальном отношении, но и внутри отдельных экономических группировок и даже ТНК (между ее различными национальными представительствами).
Закон интернационализации производства проявляется в международном географическом разделении труда, которое в своем развитии идет от общего сотрудничества стран в производстве продукции до предметной и подетальной специализации и кооперирования. Это ведет к экономии затрат общественно-полезного труда, материально-технических ресурсов и повышению общенациональной производительности труда.
Помимо вышеперечисленных общеэкономических законов на развитие и размещение мировой экономики действуют закономерности:
1. пропорциональности развития компонентов территориальных социально-экономических систем; 2. рационализации территориально-экономических связей (экономико-географического тяготения); 3. территориальной концентрации производительных сил (пространственной агломерации); 4.территориальной дифференциации; 5. территориального комплексирования.
Благодаря действию 1-ой закономерности обеспечивается наиболее рациональный обмен энергией, веществом, информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономическими систем – от отдельных районов – до глобальной мировой системы в целом. Под действием данной закономерности достигаются рациональные пропорции развития отраслей народного хозяйства отдельных стран и мировой экономики.
Под воздействием 2-ой закономерности осуществляется процесс отбора выгодных контрагентов экономического сотрудничества (экономико-географическое тяготение технологических звеньев, источников сырья и его переработки, трудовых ресурсов и мест приложения труда и т.п.). Она определяет международную экономическую кооперацию стран и народов.
Действие 3-ей закономерности заключается в том, что после достижения определенного уровня накопления в отдельных регионах и странах мира производственных мощностей, капиталов, материально-технических и трудовых ресурсов в них развиваются практически не подвластные управлению процессы агломерирования (концентрации) производственной деятельности, формирующие крупные промышленные узлы, агропромышленные комплексы, индустриальные районы мира и т.п. (Рурский район Германии, Северо-Восток США, Донбасс и Приднепровье в Украине и др.).
Действие 4-ой закономерности заключается в том, что под влиянием природных, социальных, экономических, демографических и др. факторов складываются условия для международной специализации стран и народов на производстве отдельных товаров и видов услуг в рамках глобального географического разделения труда (Швейцария – важнейший регион международного туризма и банковской деятельности, Австралия – крупнейший район овцеводства и настрига шерсти).
Благодаря действию 5-ой закономерности обеспечивается взаимосвязь систем расселения с развитием и размещением производства, предприятий непроизводственной сферы, а также создание и развитие рациональных технолого-экономических звеньев, формирующих международные территориальные производственные комплексы и комбинаты на базе региональной экономической интеграции (в бывшем СССР, в ЕЭС и др. регионах мира).
2. Понятие и система принципов развития мирового хозяйства и международных экономических отношений
В развитии мирового хозяйства четко просматривается соблюдение определенных принципов, под которыми понимается сознательно проводимая отдельными государствами и мировым сообществом экономическая политика, в целом направленная на осуществление познанных законов и закономерностей в развитии мирового хозяйства и национальных экономик.
Главнейшими принципами в развитии и размещении мирового хозяйства является принцип экономии общественно-полезных затрат (по А. Веберу), возможность извлечения максимальной прибыли (по А. Лешу), а также экологический принцип рационального использования и охраны окружающей человека природной среды.
К важнейшим принципам относятся также: рациональность размещения производства; учет международного географического разделения труда; сохранение экологического равновесия; ограничение централизма.
Принцип рационального размещения производства заключается в максимальном учете действия факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Экономическое содержание принципа – обеспечение высокой эффективности функционирования народного хозяйства за счет преимуществ имеющихся факторов производства в той или иной стране мира. На практике он реализуется при помощи:
Ø приближения материалоемких, энергоемких, водоемких производств к источникам сырья, топлива (энергии), и воды. При этом экономия общественно-полезных затрат должна осуществляться не только на транспортных издержках, но и на комплексном использовании природных ресурсов;
Ø приближения трудоемких производств к районам сосредоточения дешевой рабочей силы, позволяющего эффективно использовать трудовые ресурсы с учетом их половозрастной структуры и квалификации;
Ø приближения массового производства малотранспортабельной продукции к местам ее потребления (мебель, железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы и проч.).
Принцип сохранения экологического равновесия. Хозяйство каждой страны (или отдельных ее регионов) должно быть сбалансировано по большинству параметров, однако, если при этом возникает экологическая напряженность, то оно не может считаться оптимальным с экономической точки зрения. Принципу экологического равновесия должны быть подчинены остальные выгоды, поэтому он может называться принципом экологического императива.
Принцип ограничения централизма. Централизм в политике и экономике на первых этапах развития общества оказывает, как правило, положительное воздействие. Об этом свидетельствует и история европейских государств, и история развития бывшего СССР. Однако со временем централизм превращается в тормоз развития производительных сил. Очевидно, это интуитивно понимал известный советский политический деятель Н.С. Хрущев, заменив отраслевые управление и планирование народного хозяйства региональным (территориальным) с помощью созданных совнархозов. К сожалению, начатая им децентрализация по субъективным причинам долго не продержалась (несмотря на заметные успехи развития экономики в этот период) и СССР вновь вернулся к централизованной системе управления. Ничего подобного не было и нет в странах с рыночными экономическими отношениями, где государство практически не вмешивается административно в деятельность предприятия и местных органов власти.
Это достигается на основе четко выраженной региональной экономической политики, которая сейчас имеет место в США, Канаде, Японии, Франции, Германии, Испании и других странах.
Основные принципы региональной экономической политики следующие:
q преимущество интересов района перед интересами отраслей, отдельных предприятий и организаций;
q всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-демографических предпосылок и факторов в развитии и размещении производительных сил в разрезе ее регионов;
q приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил и ограничения материалоемких производств;
q постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Принцип учета международного разделения трудазаключается в том, что государство должно стремиться развивать такие отрасли и разновидности производства, для которых оно имеет наилучшие условия, и продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. Системой государственных льгот страна должна способствовать развитию таких производств. Одновременно государственной торговой политикой должен либерализоваться импорт тех товаров, которые в стране не производятся из-за природных условий или больших затрат.
Имеются страны, которые всю экономику строят на экспорте одного или двух-трех товаров - такая экономика именуется экспортоориетированной (ОАЭ, Кувейт, султанат Бруней живут преимущественно за счет экспорта нефти, Сенегал – за счет экспорта арахиса, центральноамериканские страны – экспорта бананов, Ямайка – тростникового сахара и т.д.).
Экспортоориетированная экономика характерна для развивающихся стран, не имеющих, как правило, емкого внутреннего рынка.
На более высокой стадии экономического развития страны переходят к развитию импортозаменяющих видов производств (прежде всего в базовых отраслях), продукция которых имеет широкий внутренний спрос, что позволяет избавиться от их импорта (многие латиноамериканские страны, страны Юго-Восточной Азии и др.).
По мнению ученых и специалистов, государство должно создавать при помощи экономических рычагов лишь систему льгот и налогообложений, способствуя образованию таких территориально-отраслевых структур, которые бы соответствовали интересам общегосударственным, региональным, местным и помогали бы поднимать жизненный уровень их населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|