Сделай Сам Свою Работу на 5

Сложное предложение. Устраните ошибки в сложных предложениях.





Синтаксические нормы

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормы называются синтаксическими? Назовите их типы.

2. Охарактеризуйте типичные ошибки в предложно-падежном управлении.

3. Каковы принципы координации сказуемого и подлежащего; правила согласования определений и приложений с определяемым словом, деепричастного оборота?

4. В чем трудности построения предложений с однородными членами (смысл и грамматика)?

5. Что такое параллельные синтаксические конструкции, какова их роль?

6. Охарактеризуйте типичные грамматико-синтаксические ошибки в сложном предложении.

7.* Расскажите о синтаксических средствах выразительности. Приведите примеры.

Упражнения по синтаксису

Предложно-падежное управление

Замените выделенные слова близкими по значению.

Обращать внимание на мелочи – уделять внимание_____; обосновывать фактами – основываться_____; потерпеть поражение от соперника – проиграть_____; различать друзей и врагов – отличать_____; уплатить за проезд – оплатить_____; рассержен неудачей – рассердиться_____; удивляться стойкости – удивлен_____; обижен бестактностью – обидеться_____; сходный с прежним – идентичный_____; отзыв о книге – рецензия.



Исправьте стилистические недочеты в выборе предлога и падежной формы.

1. Высказывается критика о том, что мы делаем. 2. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 3. Озабоченность за безопасность границ. 4. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 5. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 8. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок. 10. Факты говорят за возможность использования резервов. 11. В монографии дается характеристика положению дела в отрасли.

Нормы согласования

Согласование сказуемого. Допишите окончания, согласуя члены предложения.

1) На совещании был.. представлен.. пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл…сь депутатами парламентов. 2) Ряд мер, предпринятых для поднятия дисциплины среди учащихся, каж…тся очень эффективн… . 3) Большинство работ ученого посвящен… исследованию актуальных проблем. 4) Установлен... три новых мировых рекорда по тяжелой атлетике. 5) Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук был… слыш… в напряженной тишине. 6) На совещание прибыл_ двадцать один делегат. 7) На экскурсию пошл_ всего десять учеников класса. 8) В гостиной у длинного стола столпил_сь человек двадцать. 9) Народ Франции, как и народы России, не (может / могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй войны.



Согласование второстепенных членов предложения

Согласуйте с главным словом приложение-географическое наименование.

1. Близ города (Миасс) начинается проселочная дорогa, доходящая до озера (Ильмень). 2. Португальский лайнер «Санта Мария», направлявшийся из столицы страны (Лиссабон) вАмерику, зашел на остров (Мадейра). 3. Поезд остановился на станции (Красногорская). 4. Дом отдыха построен близ реки (Истра). 5. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Мадагаскар).

Исправьте синтаксические ошибки, вызванные нарушением норм согласования.

1) Квартира была разделена на две неравных части. 2) Прямую необходимо разделить на четыре равные отрезки. 3) Две пятые Луны скрыты от нашего взора. 4) Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы. 5) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 6) В городе находился важная персона – столичный актер. 7) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 8) Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко. 9) Все изложенное в книге написано предельно кратко, учитывая бюджет времени студента.



Употребление однородных членов предложения

Лексико-семантическая сочетаемость однородных членов

А. Определите тип ошибки при употреблении однородных членов: а) логическая ошибка; б) нарушение лексической сочетаемости; в) речевая избыточность (плеоназм).

1) Прошел чемпионат мира по самбо среди юношей и молодежи. 2) Сколько мужества, воли и боли нужно было вынести. 3) После прочтения этого романа много думаешь и размышляешь. 4) Сначала, до поселения жильцов, необходимо выяснить, имеется ли сырость, водопровод, канализация и другие условия для проживания. 5) Но по истечении времени и перемен в нашей стране происходят негативные явления. 6) В последнее время усиливается и увеличивается количество преступлений. 7) Прически создаются с помощью рук и других предметов повседневного пользования. 8) Современные писатели создали в своих произведениях новые идеи и образы. 9) Его маленький рост компенсируют большие усы и талант.

4.2. Грамматическая сочетаемость однородных членов (ОЧП):

Б. Составьте развернутые словосочетания из однородных членов и зависимых от них слов:понять и смириться – трудности переходного периода; надеяться и верить –свои выпускники; координировать и руководить – деятельность смежных организаций.


В. Определите тип синтаксической ошибки а) в качестве ОЧП употреблены разные синтаксические конструкции; б) в качестве ОЧП употреблены разные грамматические формы одной части речи; в) ОЧП не согласуются с обобщающим словом; г) неправильно употреблены средства связи.

1) Отец, вздохнув и очевидно смущённый, весьма скоро прервал свою речь. 2) За короткий срок в городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр. 3) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере ежемесячного журнала и которая рассказывает о трудовых подвигах молодежи на новостройках. 4) Не опасна сама болезнь, а её последствия. 5) Каждый из нас в последние школьные дни задумывается о предстоящих экзаменах и как у него сложится жизнь. 6) Анис культивируют на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии. 7) В последние десятилетия человечество столкнулось с наступлением двух кризисов: кризис экологический и кризис самого человека, его отношения к идеалам, традициям, системам ценностей. 8) Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки. 9) Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократично. 10) В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание, размётку, строгание, сверление, сборку и отделку деталей. 11) Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке. 12) Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк.

Порядок слов. Исправьте синтаксические ошибки в предложениях, в которых нарушен порядок слов.

1) Жонглер бросает вертящуюся булаву правой рукой, которая летит через весь зал. 2) Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов. 3) У мечети заржала кобылица, голубая лазурь которой сияла на солнце. 4) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.

Нанизывание падежей. Замените некорректные высказывания параллельными синтаксическими конструкциями.

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 4. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 5. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

Сложное предложение. Устраните ошибки в сложных предложениях.

1) Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что следует опасаться за жизнь больного. 2) Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему. 3) Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.