Сделай Сам Свою Работу на 5

Гуманистическая психология





Лекционный материал по теме 3

«Научная психология в Западной Европе и США»

­ психоанализ: З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон;

­ бихевиоризм: Дж. Уотсон, Б. Скиннер;

­ гуманистическая психология: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832—1920), открывшего в 1879г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.

Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки — Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

Психоанализ

Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явилсяпсихоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1940). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии — в одно из важных направлений философии XX века.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).



Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая осознаваться определенным желаниям и переживаниям? Прежде всего в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением — в первую очередь взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по 3. Фрейду, они естественны для человека. Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) — причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний.



 

Восемь стадий развития в детском возрасте, согласно Фрейду:

От рождения – 6 мес. Стадия первичного аутоэротизма.
6-12 мес. Оральная стадия – ребенок требует грудь матери, хватает и исследует ртом объекты. Ребенок получает удовольствие от переживаний, связанных с ротовой полостью, например, от еды.
1-4 г.г. Анальная стадия – противопоставление внешних предметов телу. Ребенок получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей.
С 4-х лет Фаллическая или генитальная стадия в зависимости от пола ребенка – идентификация «Я» и первые отношения противопоставления себя противоположному полу. В этот период развивается комплекс Электры и Эдипов комплекс. (Электра—дочь героя Троянской войны Агамемнона, по возвращении убитого своей женой и ее любовником; Электра мстит убийцам за смерть отца) (по имени героя античной мифологии Эдипа, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которой был разлучен в раннем детстве)
5-6 лет Латентная фаза – стадия организации психического аппарата, конструирование социального, морального и логического «Я».
С 10 лет Стадия предпубертатности – вытеснение детских тенденций, сексуальная идентификация и выбор либидо. Этой стадии свойственна мастурбация и гомосексуализм.
С 14 лет Стадия пубертатная – рост либидо, устанавливается окончательный выбор гетеросексуального объекта.
С 15 лет Организация морального, социального и интеллектуального «Я».

 



Задача психоаналитика — помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т.е. были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново—это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т. е. очищения и освобождения.

Что же это за переживания, какова их природа? 3. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений — стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой «либидо». Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни).

Как вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин «нормальный невротик»). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это — как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым — а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю—задача психоанализа как терапевтического метода.

Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично—а оно к тому же трансформировалось в процессе своего развития — всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.

Фрейдовский психоанализ действительно представил абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая Революция». Он оказал грандиозное влияние на искусство, что проявляется через перенос символов — в фильмах Ф. Феллини и И. Бергмана, прозе А. Мердок, живописи С. Дали и др.

Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывали собственные подходы к психотерапии.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К.-Г. Юнг.

Направление, основанное австрийским (с приходом к власти фашизма эмигрировавшим в США) психологом Альфредом Адлером (1870—1937) называется «Индивидуальная психология». Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться не демократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых, полагал Адлер,—обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т. е. братьями и сестрами (Адлер полагал при этом очень важным порядок рождения и предлагал различные модели развития для единственного ребенка, старшего ребенка, одного из «средних» детей, младшего ребенка). Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того—именно этот период определяет характер человека вообще.

Итак, исходным является чувство неполноценности. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения,; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути—конструктивный и деструктивный (формирование характера, собственно, и связывается с формируемой стратегией самоутверждения).

Конструктивный путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации с ними; деструктивный—за счет унижения других и эксплуатации.

Выбор пути самоутверждения зависит от развития и «сохранности» социального интереса—под ним Адлер понимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по-видимому, врожденно (хотя Адлер специально это не обсуждает), но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается—в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве.

Согласитесь, это—совсем другой психоанализ, где место сексуальной проблематики — отнюдь не на первом плане.

Совершенно особую систему мировоззрения предложил швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875—1961)—автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием его учителя. Сам Фрейд считал его наиболее талантливым "из своих учеников и полагал своим преемником; однако их теоретические расхождения были очень велики, прежде всего потому, что для крайнего атеиста Фрейда были "неприемлемы взгляды Юнга, непосредственно связанные с религией и мистическими учениями.

Основа теории Юнга — учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и представляет содержания, им вытесняемые, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества; каждый из нас—его носитель в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного является тем глубинным, сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования.

Усмотреть коллективное бессознательное непосредственно невозможно, но можно увидеть его проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии: Юнг обратил внимание на то, что в мифах разных народов, в том числе не общавшихся между собой, присутствуют одинаковые образы—Матери-Земли, Дитя, Воина, Бога, рождения и смерти и т. д. Они, полагал Юнг, и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим «образцам».

Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация—процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных, бессознательных структур, требующих—особенно в кризисные моменты жизни—осознания и включения в душевную целостность.

Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, исполненную энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное); проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой. По Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты — сила, логицизм, агрессивность и т. п.,—и типично женские—нежность, эстетизм, заботливость.

В процессе индивидуализации человек должен «открыть себя» и принять. Наши скрытые стороны требуют принятия, являясь нам в сновидениях, символически «взывая» к нам; нужно уметь увидеть смысл призыва. Путь души к коллективному бессознательному во внутреннем странствии продолжается вечно—ибо, по Юнгу, душа бессмертна.

Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (р. 1902) главную роль в формировании личности отвел человеческому «Я», которое отвечает за главное—психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотождествленности, собственной истинности, полноценности, сопричастное! и миру и другим людям).

Развитие личности Эриксон рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется «Эго-психология» или, что то же самое, «психология Я») На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления, наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально – сенсорная стадия),

от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно – анальная стадия),

от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно – генитальная стадия),

от 6 до 12 лет (школьный возраст или латентная стадия),

от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),

от 26 до 64 лет (средняя зрелость),

от 65 лет (поздняя зрелость).

Для Эриха Фромма (1900—1980) главная проблема—проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы-» (главная книга Фромма называется «Бегство от свободы»)—ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности,—и становится конформистом или авторитарным, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая известная работа Фромма носит название \Иметь или быть?»). Концепция Фромма называется Гуманистический психоанализ».

Таким образом, психоанализ весьма разнообразен, и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией 3. Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем те классические положения, о которых речь шла выше, — роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит—присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении.

Мы уделили психоанализу достаточно много внимания в силу того, что это направление имело на психологию в целом (особенно западную) и психологическую тактику в частности влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений. К нашей стране это относится в меньшей степени.

В 20-е гг. психоанализ в России был очень популярен, но затем объявлен реакционным лжеучением (как полагают некоторые авторы, в силу того, что, утверждая в человеке нечто неподконтрольное, неподвластное организованным формирующим воздействиям, был политически неудобен); в последние годы, однако, отношение к нему стало более объективным и уважительным, работы крупнейших психоаналитиков—3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма—широко издаются, организованы психоаналитические сообщества и т. д. Итак: в психоанализе разрабатываются проблемы бессознательной детерминации (причинной обусловленности) человеческого поведения; области его приложения — прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего—семейное.

Бихевиоризм

Другим влиятельным направлением, также существующим до настоящего времени и которому также иногда приписывается «революционное» значение, стал в начале XX века бихевиоризм (от английского слова behaviour—поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878— 1958).

Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиоризму, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т. п. не могут считаться научными; все они — продукт человеческого самонаблюдения, т. е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности»,—объявил Д. Уотсон.

Активность—внешняя и внутренняя—описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами—сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул {S) порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.

С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение! Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т. е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние — излюбленный материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.

Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями формирования условного рефлекса по И.П. Павлову (на которого, кстати, бихевиористы широко ссылались).

Вот, например, как описывает Уотсон формирование реакции страха у 11-месячного мальчика. Ребенку показывают белую крысу; до того он с крысами не сталкивался. При этом никакой негативной реакции («реакций избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы сопровождается резким звуком, вызываемым ударом о металл (у детей отмечена врожденная негативная реакция на резкие дисгармоничные звуки), т. е. осуществляется подкрепление. После ряда проб оба стимула ассоциируются, и ребенок начинает демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, т. е. у него сформировалась реакция на данный стимул. При этом ребенок аналогичную реакцию демонстрирует на появление не только крысы, но и сходных с ней объектов (например, меховой воротник); это явление бихевиори-сты называют генерализацией, т. е. обобщением.

Аналогично происходит формирование поведенческих навыков и в других ситуациях. Так, крыса, находящая пищевое подкрепление в определенной точке лабиринта, от пробы к пробе будет демонстрировать все меньше ошибочных действий, вплоть до формирования навыка безошибочного прохождения лабиринта.

Несомненно, что принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалась сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее—во взаимодействии с ним.

Как мы уже говорили, бихевиоризм существует до настоящего времени; многие исследователи и практики, в том числе в педагогике, психотерапии ориентированы на него, хотя среди наиболее популярных зарубежных теорий он, сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией, находится на вторых ролях. Вместе с тем его несомненной заслугой признается то, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, а также разработка методологии и техники экспериментального исследования.

Итак: бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его приложения (в отношении человека) — педагогика, психотерапия; в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных.

Гуманистическая психология

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия.

В центре гуманистической психологии — понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил».

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия», насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врожденна всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике—психотерапии и педагогике.

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

«Сердце» концепции Маслоу—его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это—потребность в самосовершенствовании, - в реализации своего потенциала. Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь—также, формы творчества.

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, но процесс!) немногие—менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: это относится к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно—а значит, быть собой—в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков—терапевтов и педагогов)—Карла Роджерса (1902—1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции — они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия—есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п.—результат страха и психологической защиты; задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Потребность в самоактуализации — причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Возможно ли развитие на основе самоактуализацни, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс — безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие»; ребенок должен знать,. что он любим, независимо от того, что он делает; тогда его потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии.

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера—атмосфера безусловного принятия.

В дальнейшем Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте»; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы, но и открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания, т. е. важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Наконец, Роджерс развивал «личностно-центрированную» терапию, принципы которой (главное внимание—личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.