Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3: Методологические принципы и методы педагогической психологии





Возрастная и педагогическая психология

 

Методические рекомендации к разделу «Педагогическая психология»

 

Для специальностей - 020101 – Химия; 020201 – Биология;

010701– Физика; 010707 – Медицинская физика; 010100 – Математика;

010500 – Прикладная математика и информатика

 

НАЛЬЧИК 2010

 

 

УДК 37.013.77 (072)

ББК 88.37

К-12

Рецензент:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин КБИБ

Жамбеева З.З.

Составитель:Кагермазова Л.Ц.

Возрастная и педагогическая психология: Методические рекомендации к разделу «Педагогическая психология».– Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2010.-55 с.

 

 

Методические рекомендации содержат теоретические основы организации самостоятельной учебной деятельности студента, необходимые для выработки умений и навыков профессиональной педагогической деятельности, планы семинарских занятий по курсу «Возрастная и педагогическая психология», раздел «Педагогическая психология». К каждой теме приведены контрольные вопросы и литература кним, для самоконтроля усвоения знаний.

Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физика», «Медицинская физика», «Математика», «Прикладная математика», «Химия», «Биология», получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель» и изучающих курс «Возрастная и педагогическая психология».



 

 

Рекомендовано РИС университета

 

 

УДК 37.013.77 (072)

ББК 88.37

К-12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Возрастная и педагогическая психология» занимает одно из центральных мест в структуре подготовки будущих педагогов. Как отмечает Б.Г. Ананьев, педагогическая психология – пограничная, комплексная область знаний, которая «… заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения».

Современное состояние системы образования требует развития психолого-педагогической компетентности как будущих специалистов в сфере образования, так и тех, кто уже осуществляет профессиональную деятельность в этой области. Настоящая разработка создана для осуществления помощи в этом весьма непростом деле. Ее основными целями являются:



- содействие студентам, аспирантам, обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель», педагогам, психологам в активном освоении и рефлексии накопленных современной наукой и практикой знаний, способствующих повышению продуктивности психолого-педагогической деятельности.;

- осуществление помощи в деле формирования необходимых для образовательной деятельности умений и навыков студентов, осваивающих педагогическую психологию.

- побуждение студентов, педагогов, психологов к профессиональному творчеству и росту, сближению науки и практики.

Материал настоящих рекомендаций структурирован в соответствии с существующей образовательной программой по курсу «Возрастная и педагогическая психология» и конкретно по разделу «Педагогическая психологи».

В настоящее время отсутствует современный учебник по педагогической психологии, в котором были бы представлены как фундаментальные, так и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов, обобщены новейшие данные экспериментальных разработок, представлен блок заданий для самостоятельной работы студентов.

Представленные методические рекомендации по усвоению курса современной педагогической психологии включают в себя: разработанный алгоритм самостоятельной работы студентов по темам курса, банк методик исследования учителей и учеников, банк заданий для самостоятельной работы по решению педагогических ситуаций, позволят студентам максимально широко сориентироваться в современной педагогической психологии и обрести целый ряд практических навыков.



Предлагаемые рекомендации ориентированы на цели, которые стоят перед курсом «Педагогическая психология», и определяются объективной потребностью студентов, очной, заочной формы обучения в методическом обеспечении для самостоятельной работы в рамках данной дисциплины.

Представленная разработка неоднократно использовалась в ходе преподавания курсов «Возрастная и педагогическая психология», «Психология человека». Накопленный опыт их применения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу при изготовлении мультимедийных компьютерных технологий.

 

 


ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: Образование как объект педагогической психологии

1. Различные подходы к понятию «образование».

2. Образование как система:

а) свойства образования;

б) ступени образования;

в) профиль модели и виды образования.

3. Образование как процесс.

4. Образование как результат.

Основная литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д, 1997. – С. 41 – 91.

2. Клюева Н.В. Педагогическая психология / Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А. Варенова, Т.Б. Кабанова. – М.: Владос, 2000.

3. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розуле. – СПб.: Питер, 2000.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко Е.Г. Учебные заведения нового типа в Республике Беларусь / Е.Г. Бондаренко, А.В. Козулин, С.А. Поваляев // Адукацыя і выхаванне. – 1999. – № 1.

2. Вульфасон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX – XXI вв. / Б.Л. Вульфасон // Педагогика. – 2002. – № 10.

3. Гермунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии / Б.С. Гермунский. – М., 1997. – 186 с.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Сформулируйте определение понятия «образование».

2. Перечислите критерии классификации видов образования.

3. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные стереотипы, называется:

а) моделью образования как государственно-ведомственная организация;

б) моделью развивающего образования;

в) традиционной моделью образования;

г) рациональной моделью образования.

4. Представителями ______________ модели образования являлись:

а) Дж. Холт, П. Гудман;

б) А. Маслоу, К. Роджерс;

в) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов;

г) Д. Равич, Ж. Канель.

5. Как соотносятся понятия «обучение» и «воспитание».

6. Охарактеризуйте УО «ГрГУ им. Янки Купалы» с точки зрения: а) модели образования; б) образовательных целей; в) содержания образования; г) формах, видах и качестве получения образования.

Тема 2: Предмет, задачи, история педагогической психологии

1. История становления педагогической психологии.

2. Предмет, задачи и проблемы педагогической психологии.

3. Структура педагогической психологии.

4. Место педагогической психологии в системе наук.

Основная литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д, 1997. – С. 7 – 28.

2. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология: тексты лекций по одноименному курсу для студ. пед. спец.: в 3 ч. / С.В. Кондратьева. – Гродно: ГрГУ, 1993. – Ч. 1. – С. 5 – 13.

3. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. Казанская. – СПб.: Питер, 2003. – С. 10 – 18, 33 – 47.

Дополнительная литература:

1. Габай В. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. Габай. – М., 1996.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996.

3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М., 1972.

4. Ярошевский М.Т. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М.Т. Ярошевский Л.Н. Анциферова. – М.: Педагогика, 1974.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что изучает педагогическая психология?

2. С какими науками она связана?

3. Чем отличается педагогическая психология от педагогики и других отраслей психологии?

4. Какие ученые внесли наибольший вклад в развитие педагогической мысли?

5. На какие разделы подразделяется педагогическая психология?

6. Какие проблемы изучает педагогическая психология?

7. Какие этапы развития педагогической психологии Вы знаете?

8. Назовите задачи педагогической психологии.

Тема 3: Методологические принципы и методы педагогической психологии

1. Методологические принципы педагогической психологии.

2. Основные этапы психолого-педагогического исследования.

3. Основные методы педагогической психологии (различные подходы к классификации).

Основная литература:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – С. 35 – 48.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д, 1997. – С. 28 – 41.

3. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология: тексты лекций по одноименному курсу для студ. пед. спец.: в 3 ч. / С.В. Кондратьева. – Гродно: ГрГУ, 1993. – Ч. 1. – С. 13 – 29.

Дополнительная литература:

1. Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития / В.Г. Асеев // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 21 – 38.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – С. 77 – 130.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – Т. 1. – С. 45 – 54.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое научный принцип?

2. Какие принципы педагогической психологии Вам известны?

3. Какие теоретические подходы к пониманию психологических явлений следует учесть, говоря о педагогической психологии?

4. Определите взаимосвязь понятий «методология», «метод исследования», «методика».

5. В какие группы можно объединить методы педагогической психологии (назовите критерии классификации)?

6. Чем отличается наблюдение от эксперимента?

7. Что такое формирующий эксперимент? Какой методологический принцип лежит в его основе?

8. Что измеряет социометрический метод?

9. Приведите пример нарушения принципов педагогической психологии в воспитании и обучении, с которыми Вам приходилось сталкиваться в жизни.

10. Укажите минимальный возраст испытуемых, начиная с которого можно использовать для исследования мышления методику «Исключение лишнего» в вербальном варианте.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.