Сделай Сам Свою Работу на 5

Развития: современность и будущее»





1. Социология о причинах кризиса современного общества. Глобальные проблемы человечества (А. Печчеи, У. Столкер, Д. Белл, У. Ростоу).

2. Неравномерность общественного развития: «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии, факторы и причины. «Юг и Север». (Ф. Фукуяма, И.Валлерсайн, А.Неклесса).

3. Концепции информационного общества (А. Тоффлер, Дж. Несбитт и П. Эбурдин). Технотронное общество З.Бжезинского.

4. Глобализация современного общества: характерные черты, проблемы и перспективы

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998.

2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.

4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

5. Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986.

6. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерки политики свободы. М., 2002.

7. Кардозо Ф. Отношения «Север – Юг». Новая зависимость // Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 114 – 123.

8. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.



9. Манхэйм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

10. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

11. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992.

12. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. Гл. 5, 9.

13. Современная «постиндустриальная волна» на Западе. М., 1998.

14. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997; М., 2002.

15. Тоффлер А. Метаморфозы власти. М.. 2002.

16. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

17. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

18. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

Дополнительная:

1. Горелов А.А. Социальная экология: Уч. Пос. М., 2004.

2. Еляков А.Д. Феномен информационного общества. Самара, 2001.

3. Жвитиашвили А.Ш. Концептуальные истоки идеи глобализации // Социс. 2003. № 6.

4. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. 2003. № 10.

5. Ирхин Ю.В. К вопросу о кросскультурных исследованиях: Восток–Запад // Социс. 2005. № 2.



6. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000.

7. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4.

8. Капица С.П. Население Земли и предвидимое будущее цивилизации // Социс. 2003. № 1.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.

10. Ковалев А.М. Справедливое общество – утопия или возможность. М., 2005.

15. Костин В.А., Костина Н.Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса // Социс. 2001. №1.

11. Курсак В.А. Переходное общество: наследие, традиции, опыт. М., 1999.

12. Левашов В.К. Общество и глобализация. // Социс. 2005. № 4.

13. Лейбин В.М. Римский клуб и проект моделей мирового порядка // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1997. Вып. 25.

14. Маркович Данило Ж. Глобализация и экологическое образование // Социс. 2001. № 1.

15. Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление // Социс. 2002. № 12; 2003. №1.

16. Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социс. 2004. № 5.

17. Моисеева Н.А. Глобализация и «русский вопрос» // Социс. 2003. № 6.

18. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество// Социс. 2000. № 4.

19. Плискевич И.М. Российское общество в новых социологических исследованиях // Общественные науки и современность. 2000. № 2.

20. Романовский Н.В. И. Валлерстайн предупреждает…(Еще раз о глобализации) // Социс. 2001. № 5.

21. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. – М., 2001.

22. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.



Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям, решение теста по теме.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

  1. Что такое социальные движения? Каковы причины их возникновения?
  2. Почему проблема глобализации стала одной из самых актуальных в современном мире? Как это явление трактуется в социологии?
  3. Определите место России в мировом сообществе.
  4. Определите роль информации в современном мире.
  5. Охарактеризуйте мегатенденции конца ХХ века Дж. Несбита и П. Эбурдина. Насколько их прогноз сбылся?
  6. Как Вы представляете себе постмодернистское общество (цивилизацию)? Почему концепции постмодернизма столь противоречивы?

Тема 7. Социальные институты и

Социальные организации.

Студент должен знатьследующие понятия: социальный институт; социальная организация; формальные и неформальные организации; добровольные, принудительные и утилитарные организации; бюрократия; «железный закон олигархии»; основные модели взаимоотношений руководителей и подчиненных; семья; брак; развод; экзогамный и эндогамный брак; моногамия и полигамия; полигиния и полиандрия; пробный (гражданский) брак; гостевой брак; нетрадиционные (немодальные) семьи; нуклеарная семья; патриархальная семья; демографический кризис в России.

Студент должензнать значения понятий «социальный институт» и «социальная организация», определять роль социальных институтов в воспроизводстве социальных взаимосвязей, структур и отношений; знать принципы стабильности брака.

Социальный институт: характеристика и элементы. Роль социальных институтов в воспроизводстве социальных взаимосвязей, структур и отношений. Возникновение социального института, институционализация как процесс. Взаимодействие между институтами.

Семья как древнейший социальный институт. Понятие семьи и брака. Типология семьи (классификация по различным признакам). Ролевые взаимоотношения между супругами. Теория семьи: функциональная, конфликта. Основные функции семьи. Репродуктивная функция. Воспитательная функция семьи, роль семьи в процессе социализации. Социоэкономический анализ семьи. Разводы как социальная проблема. Предразводная ситуация. Социология о тенденциях разводов. Причины конфликтов в семье.

Социальная организация: определение, признаки. Ключевые социологические подходы к изучению организации (структурный, функциональный, конфликтная модель, теория действия). Хозяйственная организация: определение, признаки, основные исторические типы. Бюрократия как признак организации. К.Маркс о бюрократии. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера. "Железный закон олигархии" Р.Михельса. Бюрократия и социальное управление. Коммуникации в организации. Модели взаимоотношений руководителей и подчиненных.

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы).

Основная:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 15.

3. Григорьева М.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. Спб., 1998.

4. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989.

5. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы. Гл. 4.

6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

7. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социс. 2002, № 12.

8. Кравченко С.А, Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М, 1997. С. 272-279.

9. Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М., 1996.

10. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001, № 3.

Дополнительная:

1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989.

2. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск, 1997.

3. Калугина З.И. Новое время – новые задачи: институциональный подход к изучению трансформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1989.

4. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

5. Социология. Основы общей теории / Отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 10.

6. Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 161-181.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, решение теста по теме.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

1) Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?

2) Как соотносятся между собой понятия «общество», «социальная система» и «социальная структура»?

3) Какие важнейшие социальные институты общества Вы знаете?

4) Как развивались представления о социальном институте в истории и современной западной и отечественной социологии?

5) Охарактеризуйте основные признаки социального института.

6) Какие функции в обществе выполняет социальная организация?

7) Покажите отличия формальных и неформальных организаций.

8) Что такое экономический институт и в чем противоречивость его анализа в современной западной и отечественной социологической литературе? Охарактеризуйте известные Вами трактовки экономического института.

9) В чем состоит специфика семьи как социального института? Какие общественные функции она выполняет?

10) В чем социолог видит отличие понятий семьи и брака? Какие формы того и другого социального института можно выделить?

11) В чем видят социологи кризис семьи? Следует ли его, по Вашему мнению, драматизировать?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.