Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Классические социологические теории.





Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Истории политологии и социологии»

УТВЕРЖДАЮ:

 

Зав. кафедрой (Доброноженко Г.Ф.) ____________________

«» ____­­_______ 2010 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

Для специальности

Изобразительное искусство»

 

Курс: 5

Семестр: 9

Лекции: 16 час.

Практические занятия: 16 час.

Самостоятельная работа: 32 час.

Контрольная работа

Форма контроля – зачет

 

 

Сыктывкар, 2010

 

Составлена

В соответствии с Государственными требованиями и минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

«Изобразительное искусство»

«Социология. Программа курса и планы семинарских занятий для студентов очного и заочного отделений» зарегистрирована в электронном виде

М.: ВНТИЦ, 2006. – № 50200601863

 

 

ОДОБРЕНА УМК

Протокол № ____ от «___» __________ 2010 г.

Председатель УМК

 

____________________ (Зезегова О.И)

 

Авторы – Зезегова О.И .



 

Учебно-тематический план курса

Распределение часов по темам и видам работ

 

№ п/п   Наименование тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов Аудиторная нагрузка
Всего В том числе Самостоятельная работа
    Лекции Семинары Индивидуальная
1. Социология как научная дисциплина. Прикладные социологические исследования.          
2. Классические социологические теории.  
3. Современные социологические теории.  
4. Российская социологическая мысль.  
5. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Теория развития общества.          
6. Проблемы общественного развития: современность и будущее  
7. Социальные институты и социальные организации. Социальные группы и общности          
8. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность.            
9. Личность как социальная система. Процесс социализации.  
10. Социальные группы и общности  
11. Социология конфликта      
12. Культура как социальный феномен.  
13. Религия как социальный феномен.  
14. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение.            
15. Политическая социология      
16. Социология науки и образования  
  Итого

 



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение социологии в нашей стране как вузовской дисциплины насчитывает уже более десяти лет. Социология как никакая другая дисциплина уходит корнями в практическую социальную жизнь общества, однако опыт и знания предшествующих поколений помогут вам познать социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов, где социология входит в учебные программы. Она включает перечень тем лекционного курса, тематический план семинарских занятий с рекомендуемым (основным и дополнительным) библиографическим списком к каждой теме, перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к зачету и тесты для проверки знаний студентов, перечень интернет-сайтов.

При подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ следует опираться не только на рекомендованную в методическом пособии литературу, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, по возможности, привлекать данные социологических исследований. Такая информационная база поможет понять самые сложные социологические проблемы, например, проблемы социальных институтов.



Данный курс призван способствовать:

- становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышению уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки;

- умению самостоятельно анализировать социальные явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития;

- подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

Студент, прослушавший курс социологии, должен:

- знать основные категории и методы социологической науки;

- иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук;

- представлять сущность исторического развития основных направлений социологической мысли, в том числе и русской социологической школы;

- ориентироваться в социальных проблемах современного российского общества;

- иметь представление о структуре конкретного социологического исследования и этапах его проведения;

- обладать практическими навыками анализа современных социальных явлений и процессов.

Социология, в отличии от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Место курса в системе социогуманитарного образования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологи, социологии и социальной антропологии. Социология тесно связана с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни: право, этика, эстетика, религиоведение и др.

По курсу «социология» на специальности «Физическая культура и спорт» предусмотрены лекции. Курс рассчитан на 32 часа – из них 16 часов лекций, 16 часов семинаров.

 

Государственный стандарт

Дисциплина: «Социология»

(обязательный минимум содержания)

ГСЭ. Ф.9. СОЦИОЛОГИЯ.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль идевиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировойсистемы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

 

 

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Социология как научная дисциплина. Прикладные социологические исследования

 

Студент должен знать следующие понятия: предмет социологии, объект социологии, индикатор, шкала (номинальная, интервальная, ранговая), выборка, выборочное обследование, сплошное обследование, программа социологического исследования, методология в социологии, методика и техники социологического исследования, уровни социологического анализа, переменная, гипотеза, опрос, анкетирование, интервью, эксперимент, наблюдение, метод экспертной оценки, биографический метод, анализ документов, социометрия, анкетирование, интервьюирование, открытые и закрытые вопросы, социологический инструментарий, генеральная совокупность, репрезентативность, ошибка репрезентативности, общественное мнение, микросоциология, макросоциология, теории среднего уровня, квантификация, .

Студент должениметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук; знать основные категории и методы социологической науки; отрасли социологии;иметь представление о структуре конкретного социологического исследования и этапах его проведения; при необходимости должен уметь самостоятельно провести небольшое конкретное социологическое исследование.

Содержание темы. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии. Объект и предмет социологии. Дискуссии о предмете науки. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.

Методология социологии. Социологический метод: объективность и субъективность. Уровни социологического познания: микро - и макросоциология. Теории среднего уровня.

Структура социологии. Отрасли социологии. Место и роль социологии в обществе. Основные функции социологии и взаимодействие с другими науками.

Методика и техника социологических исследований. Виды социологических исследований. Сущность социологических исследований. Подготовка к проведению прикладного (эмпирического) социологического исследования: разработка программы, логический анализ основных понятий. Методика и методология прикладного социологического исследования. Объект и предмет исследования, определение переменных и выдвижение гипотез.

Методы сбора социологической информации (опрос, наблюдение, эксперимент, экспертная оценка, анализ документов и др.). Виды вопросов в анкете. Проблема измерения в социологии. Индикаторы и шкала. Типы шкал измерения: номинальная, порядковая (ранговая), интервальная. Процедуры построения шкал. Выборка и принципы ее построения. Типы выборки. Проблема репрезентативности. Объем выборки. Обработка и интерпретация собранных данных. Виды анализа данных: одномерный и многомерный. Использование результатов социологических исследований.

 

Семинарское занятие № 1 по теме

«Предмет социологии. Социология как научная дисциплина. Эмпирическое социологическое исследование»

 

1) Социология как наука. Объект социологии. Проблема определения предмета социологии. Место социологии среди других наук.

2) Уровни социологического знания. Структура социологии.

3) Методология, методика и техника социологического исследования.

4) Методы сбора социологической информации. Уровни социологического анализа.

5) Социальное измерение: индикаторы, шкала, выборка.

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

3. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования (Далее: Социс). 2002. № 8.

4. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1997.

5. Смелзер Н. Дж. Социология // Социс. 1990. № 11. Гл. 1.

6. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 24-41, 156-220.

7. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с А. Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) // Социс. 2003. № 9.

8. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998.

9. Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований. М., 1998.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная:

1. Аарелайд-Тарт А. Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркале биографического метода//Социс. 2003.№2.

2. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. М., 2003.

3. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // Социс.2002.№ 10.

4. Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

5. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

6. Веселкова Н.В. Об этике исследования //Социс. 2000. №8.

7. Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001.

8. Давыдов А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) // Социс. 2005. № 1.

9. История методологии социального познания. Конец ХIХ – ХХ вв. М., 2001.

10. Кочанов Ю.Л. Теоретические предпосылки эмпирического исследования социологической теории. // Социс. 2000. № 10.

11. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11.

12. Краткий словарь по социологии. М., 1990.

13. Култыгин В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс. 2000. № 8.

14. Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки) // Социс. 2003. № 2.

15. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование. М., 2000.

16. Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // Социс. 2003. № 4.

17. Романовский Н.В. Структура и уровни социологического знания // Социс. 2004. № 2.

18. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социс. 2005. № 3.

19. Социальная инженерия и проблемы прикладной социологии (материалы круглого стола) // Социс. 1997. № 2.

20. Социология на пороге ХХI века: Новые направления социологических исследований. М., 1998.

21. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа // Социс. 2005. № 1.

22. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1998.

23. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии // Социс. 2002. № 9.

24. Филиппова Т.В. Социология в Интернете // Социс. 2000. № 5.

25. Фливберг Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади // Социс. 2005. № 4.

26. Хеллевик О. Социологический метод: Практическое пособие по социологии. М., 2002.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, решение теста по теме.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

1) Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания?

2) Что такой социология и каковы ее функции?

3) В чем отличие социологии от других общественных наук? Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

4) В чем заключается специфика определения предмета социологии, исходя из многообразия теоретических парадигм?

5) Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании.

6) Что представляет собой программа социологического исследования? Из каких частей состоит программа исследования? Для чего необходим процедурный раздел программ?

7) Что такое объект и предмет исследования? Что такое цель исследования?

8) В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов? Что такое репрезентативность выборки?

9) Как сформулировать гипотезы?

10) Какие методы сбора социологической информации вы знаете?

11) В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?

12) Как применяется метод наблюдения и каковы его разновидности?

13) Какие виды опроса используются в проведении социологических исследований и каковы их особенности?

14) Что представляет собой метод социометрии?

15) В каких случаях используется метод социального эксперимента?

16) Как пишется отчет о проведении социологического исследования?

 

Тема 2. Классические социологические теории.

Студент должен знать следующие понятия: позитивизм, социальная статика, социальная динамика, порядок и прогресс, закон трех стадий; социальный дарвинизм, органицизм, однородность и многообразие; «гемайншафт», «гезельшафт»; социологизм, механическая солидарность, органическая солидарность; экономический детерминизм, общественно-экономическая формация, класс, социальная революция; культурный детерминизм, понимание, идеальный тип, типы социального действия; «лисицы» и «львы», формальная социология,

Студент должен представлять сущность исторического развития основных направлений социологической мысли.

Содержание темы. Идейные истоки социологии. Проблемы периодизации развития социальной мысли. Социальные идеи древних мыслителей. Эволюция понятия общества, общественного закона, прогресса. Возникновение социологии.

Классические социологические теории.Социология Огюста Конта. Сущность позитивизма. Определение предмета и объекта социологии, разработка основных категорий и метода социологического анализа. Социальная статика и динамика. Закон трех стадий. Порядок и прогресс О. Конта. "Позитивная политика" и "религия человечества". Значение социологии Огюста Конта.

Социология Герберта Спенсера. Общество и его институты. Структура социальной системы. Типология обществ: "воинственное" и "эволюционное". Роль Спенсера в истории социологической мысли.

Социологическое творчество Ф. Тенниса. Общинные и общественные связи. Учение о формах социальной жизни.

«Чистая теория» Георга Зиммеля. Теория социальной дифференциации. Понимание социологии как метода. Социология морали. Проблематика культуры.

Классическая французская социология: Эмиль Дюркгейм. Социология как наука. Социальные факты. Теория разделения труда. Концепция «солидарности». Понятие аномии. Э.Дюркгейм о самоубийстве, типология самоубийства. Религия как символическая система.

Социологическая система Вильфредо Парето. Общество как система. Логические и нелогические действия. Социологический синтез. Остатки и производные. Теория циркуляции элит как фактор устойчивости и равновесия социальной системы.

"Понимающая" социология Макса Вебера. Разработка социологического метода. Понятие идеальный тип. Типы господства. Типы социального действия. Социология капитализма. Теория бюрократии М. Вебера. Религиозные идеи. Значение теории Вебера в истории социологии.

Социологическая концепция Карла Маркса. Проблема отчуждения в теории К. Маркса. Личность и общество. Теории общественно-экономической формации и социального конфликта в марксизме. Структура социальной системы. Социальные классы и группы. Влияние социологии К.Маркса на последующее развитие социологии.

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы).

Основная:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

4. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

5. «Гемайншафт» и «гезельшафт» // Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 89-90.

6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. Вып. 1.

7. Дюркгейм Э. Метод социологии. О разделении общественного труда. М., 1991.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Тексты по истории социологии XIX - XX вв. М., 1994.

9. Маркс К. Социология. М., 2000.

10. Маркс К. К критике политэкономии: Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. Т. 13.

11. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 2.

12. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб., 1992.

13. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. С. 23-40.

14. Спенсер Г. Синтетическая философия в сокращенном изложении Говарда Коллинза. Киев, 1997.

15. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб., 2002.

16. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

Дополнительная:

1. Бубнов В. Антимарксизм (Критика трудовой стоимости К. Маркса о том, как пролетариат эксплуатирует капиталистов.) СПб., 2000.

2. Голосенко И.А. Оглядываясь на Конта // Социс. 1999. № 1.

3. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. 2005. № 3.

4. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998.

5. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. Ч. 1. М., 2004.

6. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М., 2004.

7. Кравцова Е. Макс Вебер. М., 2002.

8. Мелихов А. Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод и предназначение // Знамя. 1997.№6.

9. Огюст Конт к 200-летию со дня рождения. СПб., 1998.

10. Ойзерман Т. И. К. Маркс: эволюция социологической концепции насилия // Социс. 1994. № 5.

11. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.

12. Плетников Ю. Формационная и цивилизационные триады // Свободная мысль. 1998. № 2.

13. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

14. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2004.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, решение теста по теме.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

1) Как Вы можете объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы появились несколько тысячелетий назад, а социология как наука ведет свой отчет лишь с 1830-х гг.?

2) Какова роль О. Конта в возникновении социологии как науки? Что понимал под социальной статикой и социальной динамикой Конт? Дайте характеристику закона трех стадий.

3) Почему социологию Г. Спенсера называю эволюционной? Что значит трактовать общество как организм? В чем видел Спенсер основные сходства и различия между биологическими и социальными организмами?

4) Каким образом и почему Теннис различал общность (общину) и общество? Какие типы социальных связей и отношений им рассматривались?

5) Почему социологию Г. Зиммеля принято считать формальной (чистой)? Почему Г. Зиммель основной «клеточкой» общества считал взаимодействие? Каким образом Зиммель рассматривал социально-групповую структуру общества и взаимодействие с ней индивида?

6) В чем видел предмет социологии Э. Дюркгейм? Как он охарактеризовал социальный факт?

Как трактуется смысл понятия «социологизм»? В чем вы видите взаимосвязь между общественной солидарностью и разделением труда в концепции Дюркгейма?

7) Как понимал предмет и задачи социологии В. Парето? За что он критиковал О. Конта И Г. Спенсера? О каких типах элит говорит итальянский социолог? Насколько созвучны они нашей эпохе?

8) Почему Вебер определял свою социологию как понимающую? Изложите сущность теории социального действия М. Вебера. Что такое по Веберу идеальный тип. Охарактеризуйте исторический и социологический идеальные типы.

9) О каких типах господства говорил в своей социологии Вебер? Обратите особое внимание на анализ Вебером бюрократии и покажите его современной значение.

10) В чем суть веберовского анализа капитализма? Расскажите о концепции рациональности Вебера.

11) Р. Арон в работе «Этапы развития социологической мысли» пишет о «двусмысленности» марксистской социологии. В чем они состоят? Разделяете ли вы точку зрения Р. Арона?

12) Раскройте сущность понятия «экономический детерминизм». Можно ли применить это понятие при характеристике социологической теории К. Маркса?

13) Охарактеризуйте взгляды Маркса на социально-классовую структуру капиталистического общества.

 

Тема 3. Современные социологические теории.

 

Студент должен знать следующие понятия: функционализм, структурализм, структурный функционализм, универсальный посредник, схема AGIL, дисфункция, явная функция, скрытая (латентная) функция; политический детерминизм, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, Франкфуртская школа, индивидуальная психосоциология, постмодернизм, гендер.

Студент должен представлять сущность основных направлений современной западной социологической мысли.

Содержание темы. Современные социологические теории. Развитие эмпирической социологии. Деятельность Чикагской школы (Р.Парк, Э. Берджесс, У. Огборн, Л. Вирт). Индустриальная социология. Понятие социометрии. Творчество Дж. Морено.

Функционализм (Р.Мертон). Структурализм (К.Леви-Стросс). Структурный функционализм (Т. Парсонс). Теория "среднего уровня" Роберта Кинга Мертона. Общество как особый вид социальной реальности. Толкотт Парсонс и теория социальной системы. Система социального действия. Социальная структура и социальный порядок. Схема AGIL. Критика концепции Т.Парсонса Р. Мертоном.

Психоанализ в социологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) Социологическое учение Э. Фромма. Теория социального характера Д. Рисмена.

Франкфуртская школа в социологии (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас).

Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Юлау). Символический интеракционизм: Джордж Герберт Мид, Герберт Блюмер, Чарльз Кули, Эрвин Гоффман. Символическая природа языка, социального взаимодействия. Общество как общение.

Феноменология и этнометодология. Альфред Шюц: "жизненный мир" и индивидуальное "создание мира". Гарольд Гарфинкель как основатель этнометодологической школы. Согласие как основа общественного существования.

Социология гендерных отношений. Биологический пол. Пол (gender) как социальная категория. Макро и микро теории. Переплетение гендерной, расовой, классовой принадлежности индивида. Радикальный и марксистский феминизм. Система социального рода.

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы).

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

2. Баньковская С.П. Роберт Парк. Эрнст Берджесс // Современная американская социология. М., 1994.

3. Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994, № 4.

4. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

5. Гарфенкель Г., Сакс Г. О Формальных структурах практических действий // Хрестоматия по современной западной социологии второй половины ХХ века. Екатеринбург, 1996.

6. Гоффман Э. Рамочный анализ // Там же.

7. Западная социологическая теория 1980-х гг. М., 1989.

8. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

9. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,1996.

10. Мертон Р.К. Явная и латентная функции // Там же.

11. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия // Социс. 1992, № 2-4.

12. Мид. Дж. От жеста к символу. Интернализированные другие и самость. Азия. Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

13. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

14. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

15. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

16. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

17. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

18. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

19. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: московские лекции и интервью. М., 1995.

20. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,1996.

21. Хорни К. Новые пути в психоанализе. Собр. Соч.: В 3 т. М., 1997.

22. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социс. 1988, № 2.

23. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

Дополнительная:

  1. Антонович И.И. Толкотт Парсонс – основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология. М., 1994.
  2. Антонович И.И. Пол Лазерфельд – теоретик эмпиризма // Там же.
  3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.
  4. Ионин Л.Г. Дж. Мид – основоположник символического интеракционизма // История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 3.

5. Ионин Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности // Современная американская социология М., 1994.

6. История социологии. Минск, 1993.

7. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д, 1996.

8. Кравченко Е.И. Социологическая концепция Э Гоффмана // Современная американская социология М., 1994.

9. Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии // Социс. 1997, № 5.

10. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

11. Фотиев Г. Джордж Хоманс: теория социального обмена // Современная американская социология. М., 1994.

12. Фотиев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Там же.

13. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Западно-европейская социология XIX – начала XX веков: Тексты. М., 1996.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, решение теста по теме.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

1) Охарактеризуйте причины появления эмпирической социологии и раскройте ее характерные особенности. Почему эмпирическая социология конституируется и институализируется прежде всего в США и только потом – в странах Западной Европы?

2) Почему Р.Парк и Э. Берджесс стали признанными лидерами Чикагской школы? Изложите вехи их творчества.

3) Почему индустриальная социология и теория человеческих отношений приобрели большую популярность среди социологов и лидеров западного бизнеса? Расскажите о Хоторнском эксперименте и покажите его значение для социологии.

4) Охарактеризуйте социометрию и социологические взгляды его основателя – Дж. Морено. Каково ее значение для развития социологии и социальной психологии.

5) В чем сущность социологического подхода к психоанализу? Какие проблемы психоаналитической ориентации в социологии анализировались в теориях З. Фрейда и как это делалось?

6) Охарактеризуйте основные положения «индивидуальной психосоциологии» А. Адлера.

7) В чем заключаются особенности психосоциологических взглядов К. Юнга?

8) Раскройте сущность концепции К. Хорни и охарактеризуйте типы поведения личности, предложенные ею.

9) В чем заключается гуманизм социологического учения Э. Фромма?

10) В чем состоят основные положения теории социального характера Д. Рисмена?

11) Охарактеризуйте существо теории обмена Дж. Хоманса.

12) В чем состояла позиция П. Блау, касающаяся парадигмы обмена?

13) Охарактеризуйте специфику символического интеракционизма как социологической парадигмы. Чем она отличается от других?

14) В чем сущность подхода Г. Блумера к проблеме символического взаимодействия? В чем его подход отличался от трактовки Дж. Мида?

15) В чем суть «драматургического подхода» Э. Гоффмана к проблеме личности? Чем концепция личности Гоффмана отличается от аналогичной концепции Мида?

16) Что такое феноменологическая социология? Почему основоположником феноменологической социологии считают А. Шюца?

17) Дайте общую характеристику этнометодологии как социологической парадигмы второй половины ХХ века.

18) Каковы особенности развития социологической теории в 1980-1990-е гг.?

19) Что собой представляет постмодернизм в социологии? Как его оценивают современные ученые?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.