Сделай Сам Свою Работу на 5

Характерные признаки и структурные элементы основных социальных институтов.





Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальным группам удовлетворять свои потребности; упорядочивают социальные отношения, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие.

Феномен «социального института» рассматривал в

60-е гг. XX в. Ю.А.Левада, давший следующее определение: это «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».

В настоящее время среди социологов нет полного согласия в понимании термина «социальный институт». Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям, например, общественным объединениям. Для малых же организаций применяют термин “группа” или “ассоциация”. Надо обратить внимание на то, что между понятиями “институт” и “группа” имеется существенное различие. Если группа является совокупностью взаимодействующих индивидов, то институт представляет собой систему социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности. Большинство ученых считают, что это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Под общественными ценностями понимают идеи и цели; под общественными процедурами – стандартизованные образцы поведения в групповых процессах; под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (мужа, жены, ребенка), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.





Несмотря на то, что институты и социальные группы являются различными научными понятиями, они не отделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется потребностями людей, формируя нормы и ценности социальной жизни. Именно люди с помощью институционных норм организуют себя в группы и ассоциации, осуществляя взаимосвязь на практике.

Таким образом, в каждый институт входит множество групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи является совокупностью определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, которые также относятся к определенным социальным группам. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией. Следовательно, институты, социальные группы и ассоциации взаимосвязаны между собой и их нельзя полностью отделять друг от друга.

Процесс образования социального института (институ-ционализации) состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4) появление процедур связанных с нормами и прави-лами;

5) институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие и практическое применение;



6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключений членов института.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Наиболее важными социальными институтами являются семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, побратимства, наследования, имянаречения и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институты крещения, исповеди, монашества и др.

В большинстве примитивных обществ, например в племенах Центральной Африки, среди народов Севера семья является единственным реальным функционирующим институтом. Все вопросы распределения власти, продуктов, и других ценных ресурсов решаются семейно. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты. Следовательно, основой всех социальных институтов является семья. На ее примере четко прослеживается процесс институционализации. Именно в семье появился первый в истории вид социальных норм, под которым понимается запрет кровосмешения, грозивший человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно сформировались функции семьи: 1) репродуктивная – биологическое воспроизводство населения; 2) воспитательная – социализация молодого поколения; 3) экономическая – жизнеобеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) эмоциональная – психологическая защита, поддержка; 5) статусная – предоставление определенного положения членам семьи.

В современном обществе существует следующая типология семей. Семьи различают, во-первых, по структуре: нуклеарная, или супружеская семья, в которую входят муж, жена и их дети; родственная, или расширенная семья, под которой понимают клан родственников вместе с их супругами и детьми.

Во-вторых, семьи различают по форме брака: моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной; полигамия, когда в браке находятся более двух партнеров.

В-третьих, семьи различают по распределению ролей: традиционная, или патриархальная, когда в семье живут несколько поколений; нетрадиционная, или эксплуататорская, когда роль лидера отводится мужчине, а за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд; эгалитарная, когда домашние обязанности между членами семьи распределяются справедливо и пропорционально, совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения.

Социологи Т.Парсонс, Р.Бейлз, Ф.Шилз утверждают, что «… в более развитых обществах не структура родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль».

Признаки: Установки и образцы поведения; Символические культурные признаки; Утилитарные культурные черты; Кодекс устный и письменный; Идеология;(Семья: Привязанность и Уваже-ние; Обру-чальное кольцо;дом,квартира,мебель;семейные запреты и допущения;совместность и индивидализм;)(Государство:послушание и лояльность;флаг ,печать,герб,гимн;общ работы,бланки,формы;конституция,законы;гос.право,демкратия,национализм.)

Необходимо также выделить основные функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, так как каждый институт обладает системой норм и правил поведения, обязательной для всех членов данного института. Это обеспечивает устойчивость социальной структуры общества;

2) регулятивная функция способствует регулированию взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Это обеспечивает возможность совместной деятельности;

3) интегративная функция включает в себя процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы, происходящий под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей;

4) транслирующая функция позволяет передавать социальный опыт. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности к власти, а церковь старается приобщить к вере как можно большее число членов общества;

5) коммуникативная функция призвана информировать членов института с целью управления и контроля за соблюдением норм. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. Например, средства массовой информации, особенно электронные, имеют самые большие возможности для передачи информации.

Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья – все эти институты находятся во взаимодействии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.