Тема 11. Культура и цивилизация
Культура как предмет философского анализа. Универсальность культуры как условия, средства и механизмы жизнедеятельности людей.
Основные измерения культуры (аксиологическое, семиотическое, деятельностное). Культура как технология, вне- и надбиологические программы и способы деятельности. Культура как текст.
Опредмечивание и распредмечивание как способ существования и развития культуры. Культура как форма свободы и мера человеческого в человеке. Функции культуры.
Культура как диалог. Взаимосвязь традиций и творчества в культуре. Элитарная и массовая культура: функции и взаимодействие.
Цивилизация как категория социальной философии и философии истории. Возникновение и эволюция идеи цивилизации.
Линейные концепции цивилизации. Цивилизация как собственно социальное развитие. Единство мировой цивилизации.
Циклические концепции цивилизации. Цивилизации и этнические (метаэтнические) общности людей. Проблема современного «конфликта цивилизаций» (С.Хантингтон).
Литература
Гуревич П.С. Основы философии. М., 2000. Глава 15: Человек и культура. Глава 18: Формирование информационного общества. § 2. Глобальные проблемы современности. § 3. Единство и многообразие мира.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1998. Глава 1: Культура и науки о культуре. С. 9 – 48. Глава 7: Культура и социальная структура. С.229-258.
Канке В.А. Философия. М., 1996. Часть 2. Глава 2. 3. Философия символического мира человека. Человек в мире культуры. Глава 2. 8. Стратегия будущего.
Культура как общественно-историческое явление / Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Т. 2. Раздел 7. Части 1, 2, 3. С. 285-375.
Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 1998. Тема 2: Виды, формы, содержание и функции культуры. Тема 3: Структура культуры.
Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М., 1997. Статьи: Кич. Массовая культура.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 1998. Часть 3. Раздел 7. Философия культуры. С.520-545. Раздел 8. Философия глобальных проблем. С.545-569.
Гуревич П.С. Основы философии. М., 2000. Глава 13: Человек и история.
Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2002. Лекция 5. С.81-90. Лекция 14: Проблема смысла истории. Лекция 15: Периодизация исторического процесса.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1999. Глава 20: Смысл истории и идея исторического прогресса.
Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Кохановского В.П. Ростов н/Д., 1997. Глава 9: Культура и цивилизация.
Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. Гл.7. С.576-584; 589-590.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М., 1996. Часть IV. Гл.1. С.284-306.
Тема 12. Общество как система
Деятельность как принцип объяснения общественной жизни. Общественные отношения как формы деятельности людей. Предметные формы и субъекты общественных отношений.
Общество как процесс воспроизводства предметных, социальных и индивидуальных форм человеческой деятельности. Источники и движущие силы развития общества.
Формационная концепция общественного развития.
Основные формы социальной эволюции и индивидуальное развитие человека. Традиционное общество (синкретизм общественных отношений, система личных зависимостей между индивидами). Индустриальное общество (атомизация индивида, вещный тип связи между индивидами, отделение государства от общества и производства). Гражданское общество и правовое государство. Открытое общество и закрытое общество. Постиндустриальное (информационно-компьютерное общество) и его характерные черты. Противоречия между развитием общества потребления и свободной индивидуальностью.
Литература
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. Раздел 5. Гл.1-2. С. 457-469; Гл.4. С.425-480.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. Гл.15. С.513-519; Гл.17. С.599-636.
Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. Гл.6. С.465-486; 504-509.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2001. Раздел 4. Гл.1. С.263-296; Гл.2. С.297-311; Гл.3. С.312-338; Гл.4. С.342-346.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., 2001. Раздел 3. Гл.3. С.380-400; Гл.6. С.437-447.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. Раздел 5. Глава 1. С.495-531.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М., 1996. Часть 3. Гл.2. С.182-208.
Двадцать лекций по философии: Учеб.пособие. Екатеринбург, 2002. Лекции 11-12. С.234-258.
Тема 13. Россия в диалоге культур
Модернизация как культурно-исторические процесс: причины, условия, цели, факторы. Дихотомия «традиционное общество» - «современное общество». Типы модернизации. Модернизация и «вестернизация»: границы, способы и последствия заимствования ценностей и институтов западной цивилизации.
Историческая необходимость модернизации российского общества. Цикличность модернизаций в России: уроки формирования реформирования «сверху». Проблема трудовой аскезы и духовного единства в современной России. Проблема обретения национальной идеи. Прошлое и настоящее идеологии евразийства.
Литература
Гуревич П.С. Основы философии. М., 2000. Глава 14. Человек и общество. § 4. Революция или эволюция. Последствия реформ в России.
Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001. Лекция 16: Русская философия истории.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995. Лекция 12, § 5: Россия в диалоге культур.
Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Кохановского В.П. Ростов н/Д., 1997. Глава 9: Культура и цивилизация, § 4 Восток – Запад –Россия: цивилизационные типы.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. М., 1998. Часть 1. Глава 6: Русская философия: опыт метафизики истории.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. Раздел 5. Гл.4-5. С. 475-488; Раздел 6. Гл.4. С.511-530.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. Раздел 5. Глава 2. С.542-547.
Гаджиев К.С. Вестернизация или особый путь модернизации // Полис, 2008. № 4.
Тема 14. Глобальные проблемы современности и перспективы человечества
Человек, общество, природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Человек и техника.
Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Общепланетарное единство человечества. Сущность, причины и состав глобальных проблем. Глобальные проблемы как выражение кризиса техногенной цивилизации.
Проблема выживания человечества и выбор будущего. Учение о ноосфере: метафизический смысл и возможности практической реализации. Исторический пессимизм и оптимизм в технологическом и геополитическом измерениях: проблемы «пределов роста», «устойчивого развития». Основные идеи и проекты Римского клуба.
Литература
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. Раздел 5. Глава 7. С.659-681.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., 2001. Раздел 3. Гл.2. С.362-379.
Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. Гл.6. С.515-534.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. Раздел 9. С. 576-600.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. Раздел 3. Гл.16. С.551-563.
Тема 15. Наука как познавательная деятельность
Сущность познавательной деятельности. Основные виды познания. Научное и вненаучное знание. Культурно-историческая обусловленность познавательного процесса. Познание и практика.
Рациональное и иррациональное в познании. Природа интуиции. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истинностная и ценностная компоненты познания. Истина и практика.
Специфика научного познания. Общая структура научно-познавательного процесса: Научная проблема, факт, теория, гипотеза. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Чувственное и рациональное в научно-познавательной деятельности. Наука как коммуникация. Знание и опыт. Проблема неявного знания. Знание и вера. Здравый смысл. Критерии научности.
Научная методология как философская проблема. Диалектика как методология, система категорий и принципов. Диалектическое противоречие.
Особенности описания, объяснения и предвидения в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.
Проблемы истины в науке. Научность, истинность, правильность. Принципы верификации и фальсификации. Роль научной рациональности в развитии цивилизации. Наука и техника. Научно-технический прогресс.
Научные революции и смены типов рациональности.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Глава 8. Истина и заблуждение. С.117-156. Глава 14. Научное познание, его особенности. С.300-342.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995. Лекции 10, 11: Проблемы научной рациональности в современной «философии науки». Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях. С.196-257.
Ричард Поупкинд, Аврум Строл. Философия. Вводный курс. Американский учебник философии для российского студента. М-СПб., 1997. Глава 5: Теория познания.
Системный подход. Диалектический и метафизический метод / Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Т. 1. Раздел 3. Часть 1. С.282-303. Часть 5. С.395-412.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1999. Глава 12: Теория познания.
Структура, формы и закономерности познавательной деятельности, познание и творчество. Проблема истины и ее решения в философии / Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Т. 1. Раздел 4. Части 2-3. С.478-657.
Философия и методология науки. М., 1996 / Учебное пособие под ред. Купцова В.И. (Главы: Образ науки. Наука и религия. Научные революции. Структура науки. Идеалы научности. Этика науки).
Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Кохановского В.П. Ростов н/Д., 1997. Глава 11: Познание. Глава 12: Наука. Глава 13. §2. Рациональность и наука.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. Никитич Л.А. М., 2000. Глава 3: Учение о познании.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. Раздел 4. С.436-456; Раздел 6. Гл.4-5. С.502-510.
Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. Гл.5. С.393-464.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. Раздел 4. Глава 4. С.444-492.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2001. Раздел 3. Гл.2-3. С.227-262.
Двадцать лекций по философии: Учеб.пособие. Екатеринбург, 2002. Лекции 8. С.140-179; 203-233.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|