Тематическая структура АПИМ
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая учебная программа дисциплины
Для заочной формы обучения специальностей:
081100.62 – Государственное и муниципальное управление
080100.62 – Экономика
080200.62 – Менеджмент
030900.62 – Юриспруденция
Квалификация выпускника: бакалавр
Составители: Ю.Г.Ершов,
д.ф.н., профессор,
В.А.Ашимова,
к.ф.н., доцент
Л. С. Чернов,
к.ф.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Цель и задачи дисциплины
Раздел 2. Место курса в системе социогуманитарного образования
Раздел 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Раздел 4. Структура учебной дисциплины, формы контроля
и отчетности
Раздел 5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план
5.2. Лекционный курс
5.3 Практические занятия
Раздел 6. Вопросы для подготовки к экзамену
Раздел 7. Методические рекомендации и задания
для контрольных работ по философии
Раздел 8. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
| С.
|
РАЗДЕЛ 1. Цель и задачи дисциплины
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать, и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
РАЗДЕЛ 2. Место курса в системе социогуманитарного образования
Входные компетенции – студент владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, а также умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь – в разной степени усвоения знаний обществознания, истории, общей теории культуры, информатики, изучаемые в школе.
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В историко-философском разделе студенты знакомятся с выражением в философских проблемах характера и закономерностей культурно-исторических эпох развития человечества, Европы и России. Акцент сделан на антропологических, социально-философских и историософских взглядах выдающихся философов прошлого и современности. Теоретический раздел включает в себя основные проблемы бытия, познания и человека, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном аспектах.
Освоение курса философии происходит неразрывно с курсами всеобщей и отечественной истории, политологии, социологии и культурологии.
РАЗДЕЛ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК – 1);
Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК – 2);
Способность занимать активную гражданскую позицию (ОК - 3);
Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК – 4);
Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК – 5);
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 6);
Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК – 10);
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, выработка высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК – 12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений, обобщать и использовать современную научную и общекультурную информацию.
Владеть: культурой мышления, навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать: способность и готовность к диалогу и восприятию альтернативных точек зрения, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения, специальность
| Лекции
| Практи-ческие занятия
| Контроль самостоя-тельной работы
| Самостоя-тельная работа
| Всего часов
| Очно-заочное
3,5-годичное
Государственное
и муниципальное управление
|
|
|
|
|
| Заочное
3,5 годичное
Государственное и муниципальное управление
Менеджмент
Экономика
5-годичное
Государственное и муниципальное управление
4-годичное
Юриспруденция
|
|
|
|
|
|
Формы промежуточной аттестации: – контрольные работы, тестирование, устное выступление на практических занятиях.
Форма аттестации – экзамен
РАЗДЕЛ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 – Государственное и муниципальное управление очно-заочное, 3,5-годичное; 2 – Государственное и муниципальное управление, Менеджмент, Экономика 3,5- годичное, Юриспруденция 4-годичное, Государственное и муниципальное управление 5-годичное заочное)
Темы
занятий
| Количество часов
| Самостоя-тельная работа
| Всего часов по теме
| Лекции
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Предмет философии и природа философского знания
|
2*
|
-
|
-
|
|
|
|
|
| 2. Античная философия
| -
| -
|
| -
|
|
|
|
| 3. Средневе-ковая философия
|
-
|
-
|
|
-
|
|
|
|
| 4. Философия Ренессанса
| -
| -
|
| -
|
|
|
|
| 5. Философия Нового времени
|
-
|
-
|
|
-
|
|
|
|
| 6. Немецкая классическая философия
|
-
|
-
|
|
-
|
|
|
|
| 7. Философ-ская мысль России и русского зарубежья
|
-
|
-
|
|
-
|
|
|
|
| 8. Современ-ная западная философия
|
-
|
-
|
|
-
|
|
|
|
| 9. Проблема бытия
|
|
| -
|
|
|
|
|
| 10. Сознание
|
|
| -
|
|
|
|
|
| 11. Культура и цивилиза-ция
|
|
|
-
|
-
|
|
|
|
| 12. Общество как система
|
|
| -
| -
|
|
|
|
| 13. Россия в диалоге культур
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
| 14. Глобаль-ные пробле-мы современ-ности и перспективы человечества
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
| 15. Наука как познаватель-ная деятель-ность
|
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
| 16. Идеология и ее функции
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
| 17. Проблема человека
|
| -
| -
| 2*
|
|
|
|
| 18. Филосо-фия постмодерна
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
|
| * Интерактивное занятие
Тематическая структура АПИМ
N ДЕ
| Наименование дидактической единицы ГОС
| № за- дания
| Тема задания
|
| Что есть философия?
|
| Предмет философии
|
| Функции философии
|
| Специфика философского знания
|
| Картины мира
|
| История философии
|
| Философия древности
|
| Философия Средних веков
|
| Философия Ренессанса
|
| Философия Нового времени
|
| Современная философия Запада
|
| Отечественная философия
|
| Философия бытия
|
| Основные типы и формы бытия
|
| Материя
|
| Движение и пространство
|
| Основные законы и принципы диалектики
|
| Философия познания
|
| Сознание и бытие
|
| Познавательные способности человека
|
| Научное познание
|
| Истина и заблуждение
|
| Философия человека
|
| Человек и природа
|
| Человек и общество
|
| Человек и культура
|
| Смысл жизни человека
|
| Социальная философия
|
| Общество и его сферы
|
| Наука и техника
|
| Общество и история
|
| Глобальные проблемы
|
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
| Философия, ее предмет и место в культуре
| Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.
|
| Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.
| Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.
|
| Философская онтология
| Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.
Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.
|
| Теория познания
| Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.
|
| Философия и методология науки
| Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
|
| Философская антропология
| Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса
|
| Социальная философия и философия истории
| Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации)
|
| Философские проблемы в области профессиональной деятельности
| (содержание раздела определяется вузом в рамках ООП направления или специальности подготовки)
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|