Задача на усиление внимательности и самоконтроля
3адача 18
Учитель дает задание: на слух определить, из скольких самостоятельных предложений состоит отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей.
Восток померкнувший оделся
Холодной сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не соединяет их?
Ученики ответили, что в этом отрывке выделяются четыре предложения.
— На основании чего, — задает вопрос учитель, — вы установили, что он состоит из четырех предложений?
В
опросы
1. Зависит ли эффективность выполнения задания от возраста школьников или каких-либо еще факторов?
2. Какую концепцию или модель обучения иллюстрирует данный фрагмент?
Задача на рост самостоятельности
Задача 19
Выбери из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезны несамостоятельному человеку.
• До глубокой мысли надо приподняться.
• Не можешь жить, займись чем-нибудь другим.
• Чтобы дойти до источника, нужно плыть против течения.
• Мудрость бесконечна, можно и заблудиться.
• Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
• В жизни всегда есть место подвигу, нужно только быть подальше от этого места.
• Не пляши под любой лейтмотив.
• Если ты не самый близкий друг и товарищ самому себе, то ты не можешь быть ничьим другом.
• Свободно только падение.
• Чем больше переживаешь, тем меньше живешь.
• Слишком светлое будущее непрактично.
• Чтобы быть собой, нужно быть хоть кем-нибудь.
• Занимая деньги, подумай, нужны ли тебе еще твои друзья.
• Чувство собственного достоинства не всегда достойно.
• Нет позиции, принимай позу.
• Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
• И пустое место борется за место под солнцем.
• Карабкаться в гору еще не значит стремиться к возвышенному.
• Идущий прямо к цели гнет свою линию.
• Если вам хорошо и вы хотите, чтобы вашим друзьям было тоже хорошо, скажите им, что вам плохо.
• Точка зрения не должна быть мертвой.
• Не будь умнее, чем позволено.
• Если поступать по совести, никогда не ошибешься на чужой счет.
• Если все время мыслить, на что же существовать?
• Безопаснее всех те пути, которые никуда не ведут.
• Если стоять на нескольких точках зрения, обязательно займешь устойчивое положение.
• Кому море по колено, тот и в луже утонет.
Задачи на проявление и развитие творчества
3адача 20
Урок рисования.
— Кто нарисует весенний ветер? — спрашивает учитель. К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом — ветки верб хлещут по разорванным облакам...
— Чудесные рисунки, — поощряет учитель смельчаков. — Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.
Затем учитель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого — крокодил, у третьего — человечек, у четвертого — ботинок и т.д.
В классе хохот, но каждому хочется добавить свое.
— Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.
Задача 21
Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:
— Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз — книгу о русской живописи.
— А где эти картины? — спросил кто-то из учащихся.
— Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что же за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех нас посмотреть.
Ученики начали искать живописные уголки парка, наводили свои рамка, выражали восторг, приглашали всех посмотреть.
Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.
Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
Вопросы и задания
1. Каков стиль деятельности и поведения учителя?
2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.
3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной классно-урочной формы организации обучения?
Проблемная задача
3адача 22
— Различия в аминокислотных последовательностях молекул цитохрома С (белок, необходимый для осуществления процесса митохондриального дыхания), — говорит учитель — увеличивается с ростом внешнего отличия между группами животных. Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромом С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличие друг от друга в процентах:
• бактерия и человек или млекопитающие — 65%,
• бактерия и птицы — 65%,
• бактерия и рептилии (черепаха, змея) — 65%,
• бактерия и рыбы — 65%,
• бактерия и различные растения — 66%.
Докажите, в пользу какой концепции развития органического мира свидетельствует этот факт?
Задача на педагогическое стимулирование
Задача 23
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:
— Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня.
А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Вопросы и задания
1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
Задачи самовоспитания
Задача 24
Бенджамин Франклин (1706—1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые, мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т.д.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта...»[7].
Вопросы и задания
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ Я».
Задача 25
Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:
1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента.
• Хорошо ли я представляю выбранную специальность?
• Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?
• Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза?
• Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет?
• Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личным требованиям?
2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями.
• Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
• Умею ли я слушать?
• Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?
• Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье — психофизическое состояние.
• Каково мое самочувствие?
• Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
• Занимаюсь ли я спортом?
• Каков мой вес (масса тела)?
• Достаточно ли я сплю?
• Забочусь ли я о своем теле?
• Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
4. Душевный комфорт — психическое состояние.
• Занимаюсь ли я саморазвитием?
• Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
• Посещаю ли я выставки, концерты, театр?
• Есть ли у меня какое-либо хобби?
• Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?
• Достаточно ли развита моя воля?
• Что я могу сделать для душевного комфорта?
Задача 26
Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания.
1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность с правом ответственности за поступок.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Вопросы и задания
1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|