Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ





РАЗДЕЛ I «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

Понятие личность в отечественной и зарубежной психологии имеет разнообразную трактовку. Но, не смотря на это, в этом понятии отражаются два подхода:

ЛИЧНОСТЬ- человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

ЛИЧНОСТЬ - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).



Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.



ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Личностный подход - изучение отдельных психологических процессов, внимание исследователя, прежде всего, сосредоточено на индивидуальных особенностях.

Комплексный подход - комплексное изучение человека ("человеческого фактора") приобрело сейчас первостепенное значение, но именно это обстоятельство и выдвигает психологическую проблему личности как особую. Ведь никакая система знаний о тотальном объекте не дает нам его действительного понимания, если в ней отсутствует одна из существенных специфических его характеристик. Так обстоит дело и с изучением человека: психологическое исследование его как личности отнюдь не может быть возмещено комплексом сопоставляемых между собой морфологических, физиологических и отдельных функционально-психологических данных.

Необихевиоризм - основная проблема и предмет – рационалистические аспекты межличностных отношений; научение как основа репертуара поведения; основная идея – оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение. Представители – Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли.

Когнитивный подход - основные проблемы и предмет – познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея – создание связанной, непротиворечивой картины мира (теория конгруэнтности); предмет – социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека. Представители – Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш.

Психоаналитический подход - эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители – Байон, Беннис, Шутц. Силливан,



Интеракционизм - основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия. Представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).

Идеографический подход - подход к изучению личности, при котором уникальность каждого человека является первичной целью исследования. Впервые введен Олпортом.

Системный подход. Более высокий уровень системности был присущ, например, концепции Б.Г.Ананьева, который постоянно акцентировал внимание на взаимосвязях свойств (хотя и тоже абстрактных). Потенциальные возможности системного подхода еще более высокого уровня таит многомерный метод исследования личности - метод "репертуарных решеток" Дж.Келли. Включая в рассмотрение личностные свойства и их разнообразных "носителей" - конкретных людей (родных, друзей и прочих) варианты данного метода все же не охватывают условий проявления свойств в широкой жизнедеятельности. Теоретическую предпосылку подхода к изучению личности на более высоком уровне системности создали идеи В.С.Мерлина об индивидуальном стиле деятельности как соотношении свойств личности и объективных требований деятельности. Однако в контексте проблемы личности речь должна идти не о тех или иных деятельностях, а о жизнедеятельности человека в целом. Кроме того, вряд ли следует трактовать индивидуальный стиль деятельности только как способ компенсации неэффективных в данных условиях свойств нервной системы, сужая этим данное самим В.С.Мерлиным определение стиля. Стремление расширить "жизненное поле" личности и ее исследования до всей жизнедеятельности, человеческого бытия в целом можно проследить у числа авторов (Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев и другие).

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Далее,уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ПО К. К. ПЛАТОНОВУ)

 

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура индивидуально-психологических свойств Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

 

В качестве ведущей характеристики личности выступает направленность. Изучается она в комплексе психических свойств и состояний личности - потребности, интересы, склонности, мотивационная сфера, идеалы, ценностные ориентации, убеждения и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.