|
Первый: Единобожие в единстве сущности Аллаха
То есть, Всевышний Аллах один, Его пресвятая сущность едина и неделима, и Он не имеет никакого подобия Себе ни в реальности, ни в воображении.
Второй: Единобожие в Его атрибутах
То есть, атрибуты Всевышнего Аллаха, такие как знание, могущество, безначальность, вечность и другие, соединены в Его сущности и все являются сутью Его единой сущности. Его нельзя уподобить творениям, атрибуты и качества которых разделены друг от друга и отделены от их сущности. Конечно же, осмысление единобожия, выраженного в атрибутах Всевышнего Аллаха, нуждается в более глубоком изучении. Поэтому читателям рекомендуем ознакомиться с более детальными трудами шиитских ученых о познания Творца.
Третий: Единобожие в действиях Аллаха
То есть, каждое действие, любое движение и всякое явление, наблюдаемое в огромном мироздании, является результатом воли и желания Всевышнего Аллаха. Священный Коран учит: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему».[19] «Ему принадлежат ключи от небес и земли».[20]
В мире не существует иных причин возникновения действий и явлений, кроме святой сущности Всевышнего Аллаха. Однако данный вид единобожия не означает того, что люди вынуждены совершать те или иные действия. Это совсем не так, наоборот, мы наделены свободой выбора и возможностью самостоятельного принятия решений. Ислам не приемлет фатализма.
«Воистину, Мы наставили его (человека) на путь (указав ему его), будь он благодарным (приняв этот путь) или неблагодарным (отказавшись от него)».[21]
«Человеку уготовано лишь то, что заслужил он усердием».[22]
Упомянутые выше аяты Священного Корана наглядно демонстрируют, что человек обладает собственной волей, он свободен действовать на основе своего личного выбора. Но, так как свобода выбора и возможность самостоятельно совершать различные действия дарованы нам нашим Творцом, то в конечном итоге наши действия зависят от Его воли; при этом с нас не снимается ответственность за совершенные нами деяния.
Он изъявил волю, дабы мы совершали наши действия на основе собственного выбора, чтобы этим путем испытать нас и вести по дороге духовного совершенствования. Почему? Да потому что лишь обладая свободой выбора и по собственной воле повинуясь Творцу, человек может встать на путь совершенствования. А действия, совершенные под принуждением и не основанные на свободном принятии решений, не указывают ни на положительную сторону человека, ни на отрицательную. Более того, если бы мы были вынуждены совершать те или иные действия, и не обладали свободой выбора, то пророческая миссия божьих посланников и ниспослание небесных книг лишились бы всякого смысла. Лишились бы смысла религиозная ответственность, обучение, воспитание, божья награда и божье наказание. Это и есть то самое учение, которое дошло до нас от безгрешных имамов из рода Посланника Аллаха (да будет мир с ними). Они говорили: «Нет абсолютного фатализма, так же как нет абсолютной свободы воли; истина располагается между ними».[23]
Четвертый: Единобожие в поклонении Аллаху
То есть, поклонения достоин только Он и в мире не существует иного объекта поклонения. Данный вид единобожия является важнейшим и самым значимым среди остальных. Все пророки, которых Всевышний Аллах направлял к человечеству, по большей части призывали свой народ именно к этому виду единобожия: «Им было велено лишь одно – поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами[24]… это и есть истинная вера».[25]
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас, и тогда вы станете богобоязненными».[26]
Чем выше верующий человек поднимается по ступеням духовного совершенствования и приобретения нравственности, тем более глубже и полнее становится его понимание единобожия. И тогда к человеку для того чтобы он продолжал свое восхождение по этим ступеням начинают предъявляться уже более высокие требования, когда все свое сердце он должен отдать Аллаху, не думать ни о чем кроме Него, когда ничего не должно отвлекать его от Его пресвятой сущности. Как говорится «все, что привлекло к себе твое внимание и отвлекло тебя от Аллаха, является твоим идолом».
Мы убеждены: Виды единобожия не ограничиваются лишь четырьмя упомянутыми выше, к ним также относятся:
Единобожие, выраженное во всевластии Аллаха, то есть все в мироздании принадлежит Ему: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и земле».[27]
Единобожие, выраженное в законодательстве Аллаха, то есть истинные законы есть Его законы: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные».[28]
Чудеса с дозволения Аллаха
Мы убеждены: Основа единобожия, выраженная в действиях Аллаха, подтверждает истинность того, что чудеса и невероятные деяния, совершаемые пророками и приближенными к Аллаху праведниками, совершаются с Его дозволения. Эта истина находит подтверждение и в Священном Коране, в одном из аятов которого Всевышний Аллах обращается к Пророку Исе (да будет мир с ним): «Вспомни, как по Моему соизволению ты делал зрячим слепого и исцелял прокаженного, как по Моей воле ты оживлял мертвецов».[29]
В другом аяте повествуется об одном из друзей Пророка Сулеймана (да будет мир с ним), невероятным образом переместившего на большое расстояние трон царицы Сабы: «А тот, у которого было знание из Писания, сказал: «Я принесу его (трон царицы Сабы) тебе в мгновенье ока». Когда (Сулейман) увидел установленный перед ним (трон), он подумал: «Это – милость (и воля) Господа моего».[30]
Таким образом, убежденность в том, что Пророк Иса (да будет мир с ним) с дозволения Аллаха исцелял больных и оживлял мертвых, и что другие пророки с Его разрешения вершили иные чудеса, ни в коем случае не противоречит принципу единобожия, а наоборот, эта убежденность является частью единобожия. Об этом говорит Священный Коран.
Ангелы Аллаха
Мы убеждены: Всевышний Аллах сотворил многочисленных ангелов, каждый из которых исполняет свою обязанность в этом мироздании. Одни из этих ангелов ответственны за донесение божественного откровения до пророков: «А ведь он (ангел Джибриль) с соизволения Аллаха низвел Коран в твое сердце в подтверждение истинности прежних писаний».[31]
Другие ангелы ответственны за записывание деяний людей. Они заносят в книгу наших деяний все благие и мерзкие дела, совершенные нами: «Воистину, к вам приставлены наблюдатели – достойные писцы, которые знают обо всех ваших деяниях».[32]
Третья группа ангелов по приказу Творца забирает души людей: «Когда же к ним придут Наши посланцы, чтобы успокоить их…»[33]
Некоторых ангелов Всевышний Аллах отправляет к верующим, дабы они помогали последним и приободряли их в минуты печали: «Воистину, к тем, которые признали: «Господь наш Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы (и говорят): «Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, обещанному вам».[34]
Существуют ангелы, которые оказывают содействие верующим в борьбе с их противником: «О вы, которые уверовали! Вспомните оказанную вам Аллахом милость, когда против вас выступили войска. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели».[35]
Существуют и другие ангелы, которые по поручению их Господа выполняют различные обязанности. Выполнение божьими ангелами этих обязанностей опять же ни в коем случае не противоречит принципу единобожия (точнее единобожию, выраженному в действиях Аллаха), так как делают они это не самостоятельно, а по приказу и повелению Всевышнего Аллаха. Отсюда становится очевидным, что заступничество пророков, имамов и ангелов в День суда, так как оно будет вершиться с соизволение Аллаха, также полностью совпадает с принципом исламского единобожия. В Священном Коране сказано: «Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения».[36]
Поклонение Аллаху
Мы убеждены: Поклонения достоин лишь Всевышний Аллах и, как уже было сказано ранее, в мире нет иного объекта поклонения. Согласно исламскому вероучению, каждый, кто поклоняется чему-либо кроме Милосердного Аллаха, является язычником, сошедшим с пути верного познания этого мира и его Творца. Основной целью ниспослания пророков был призыв к человечеству признать Аллаха своим Господом и поклоняться Ему. Пророки говорили своим народам: «Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, помимо Него».[37]
Мусульмане всего мира во время выполнения обязательных и желательных молитв неизменно повторяют фразу, которая является стержнем исламского вероучения: «Лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи».[38]
Мы убеждены: Наша убежденность в том, что пророки, имамы и ангелы с дозволения Всевышнего Аллаха будут заступаться за некоторых верующих в День суда (о чем сказано в аятах Корана и исламских хадисах) не означает поклонения им. Мы поклоняемся лишь Творцу и никому иному. Мы убеждены в том, что обращение к пророкам и имамам за разрешением трудностей, то есть за тем, чтобы они помолились за нас перед Всевышним Аллахом, не является поклонением им, и подобное обращение не противоречит принципу единобожия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|