Сделай Сам Свою Работу на 5

Формальные и неформальные институты





Описание любого действующего института с той или иной степенью полноты содержится в памяти индивидов, следующих входящим в него правилам: адресаты нормы знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант нормы знает, что представляют собой нарушения нормы и как следует на них реагировать. Разумеется, все эти знания могут быть неполными, а также различаться между собой в некоторых деталях.

Кроме того, содержание института может иметь и внешнее представление – в виде текста на том или ином языке.

Например, этнолог, изучающий обычаи и нормы поведения вновь открытого племени индейцев в бассейне Амазонки, может описать бытующие формы взаимодействия членов племени и опубликовать их в научном журнале. Аналогично могут быть описаны и опубликованы правила, регулирующие поведение агентов в теневом секторе экономике. Книга Э. Де Сото «Иной путь», анализирующая функционирование теневого сектора перуанской экономики, являет классический пример подобного описания.

Наряду с такого рода описаниями обычаев, которым следуют различные группы людей, содержание институтов представлено и в виде других текстов – законов, кодексов, сводов правил, инструкций и т.п.



В чем заключается принципиальное различие упомянутых двух групп текстов? Публикации, содержащие описания обычаев, являются результатом инициативной работы исследователей, они никого ни к чему не обязывают. Публикации, содержащие тексты законов и инструкций, являются официальными публикациями, осуществляемыми от имени государства, или зарегистрированными, т.е. признанными, государством частными организациями (например, правила внутреннего распорядка университета или торговой компании), и они обязывают всех, к кому они относятся, исполнять содержащиеся в них правила поведения [Аузан, 2007].

Однако знания обычаев членами племени или нелегальными предпринимателями весьма жестко обязывают и тех, и других вести себя в соответствии с нормами, бытующими в этих группах: отступников ожидают серьезные санкции, применяемые к ним другими членами этих групп – теми, кто обнаружит значимое, с его точки зрения, отклонение от «правильного» поведения. Поскольку наблюдение за поведением членов названных групп осуществляют фактически все остальные их участники, понятно, что вероятность обнаружения нарушения велика, что и обусловливает жесткость исполнения подобного типа правил.



Напротив, знание официально принятых законов и инструкций отнюдь не означает, что граждане государства или работники организации неукоснительно будут их исполнять. Ведь контроль следования подобным нормам ведут обычно вовсе не все граждане или работники, а только их часть, специализирующаяся на выполнении функций гаранта соответствующего правила – работники правоохранительных органов или руководящие работники организации. Таким образом, вероятность обнаружения нарушения может быть ниже, чем в предыдущем случае.

Правила игры, о которых идет речь абсолютно аналогичны правилам игры в командных спортивных играх. Они состоят из формальных писанных правил и неформальных неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных правил и дополняют их – например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку противника.

Рисунок 2.5 – Соблюдение и нарушение правил игры

 

Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы,заметивший их нарушение, называются неформальными правилами.

Неформальные или «неписаные» нормы пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек или иной форме. Неформальные нормы определяются какими-то прошлыми событиями, формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некой структуры или модели. Иными словами, неформальные институты – это условности, самоподдерживающиеся, самовыполняющиеся правила, без вмешательства третьей стороны (государства).



Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами. Такие институты, как правило, искусственно создаются и насильственно насаждаются.

В предложенных определениях формальных и неформальных правил разграничивающим их признаком выступает наличие или отсутствие специализации людей на осуществлении функции принуждения к исполнению правил.

Для того чтобы упорядочить все рассмотренные выше виды правил, удобно пользоваться следующей схемой (рисунок 2.5).

 

Рисунок 2.6 – Соотношение правил

 

Значение и иерархическая типология формальных правил.Значимость формальных правил возрастает по мере углубления разделения труда и, соответственно, усложнения общества. Их значение в этом случае состоит в том, что они выступают в качестве средства обобщения и фиксации огромного многообразия конкретных правил, что имеет значение в сложных обществах, поскольку в них нет ни возможности, ни необходимости для каждого человека удерживать в голове все правила.

В более полном виде значение формальных правил состоит в том, что:

Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением.

Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей – малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок. И подобное вмешательство извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуете достаточно часто.

В соответствии с традицией Д. Норта формальные правила принято классифицировать в иерархическом порядке, где правила более высокого порядка определяют содержание правил более низкого порядка [Норт, 1997]. Так выделяются политические (общественные) правила (конституция), экономические (частные) правила (прежде всего, права собственности) и индивидуальные контракты (локальные) правила (рисунок 2.6).

 

Рисунок 2.7 – Пирамида формальных правил

 

Общественные правила. Данный вид правил определяет иерархическую структуру общества, порядок принятия фундаментальных для жизни общества решений и способы контроля за политической жизнью. Функция данного вида правил состоит, с одной стороны, в облегчении определенных форм обмена, во-первых, политического и, во-вторых, экономического, через влияние на формирование экономических правил. С другой стороны, те же правила направлены на затруднение других форм обмена, политического и экономического. Политический обмен в самом широком смысле можно определить как обмен между обществом и правителями, в котором общество за определенное содержание в виде налогов получает от них общественные блага. Те формы обмена, которым благоприятствуют политические правила, либо признаются полезными для всего общества (создание общественных благ, таких как оборона), либо являются выгодными для правителей (принятие решений, единственным эффектом которых будет укрепление их власти). И наоборот, формы обмена, против которых направлены политические правила, считаются вредными для общества или являются невыгодными для правителей. В данном случае проявляются три эффекта существования институтов-правил. Координационный эффект общественных правил заключается в определении и распределении задач, выполнение которых увеличивает общественное благосостояние. Мотивационный эффект общественных правил состоит в стимулировании выполнения поставленных задач членами общества посредством соответствующих юридических санкций. Распределительный эффект общественных правил состоит в перераспределении дохода и/или богатства в пользу некоторой части общества.

Эффективность общественных правил определяется соотношением дополнительной выгоды от обмена, который облегчается благодаря их использованию, и издержками, связанными с функционированием механизмов установления фактов нарушения правил, измерения степени нарушения и его последствий для одной из сторон обмена и наказания нарушителя.

Частные правила. Данный вид правил в современной неоинституциональной теории принято отождествлять с правами собственности при их расширительном понимании как пучке правомочий. Соответственно, такие законы как запрет на слияние или установление потолка цен также трактуется как спецификация прав собственности, поскольку они ограничивают правомочия экономических агентов и, тем самым, формируют систему прав собственности.

Локальные правила. Под данным типом правил понимаются индивидуальные контракты, т. е. соглашения между двумя или несколькими экономическими агентами, в отличие от социальных контрактов, т. е. общепризнанных правил поведения. Индивидуальный контракт можно определить как набор правил, определяющих взаимоотношения между экономическими агентами по поводу осуществляемой ими трансакции. Индивидуальные контракты разграничиваются на явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные), что соответствует общему делению правил на формальные и неформальные.

Значение неформальных институтов. Неформальные нормы появились в обществе гораздо раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, законодательно закрепленных норм.

Пример 2.7. Установление «Уроков» - фиксированных объемов, времени и место сборов дани – произошло в России в 946 г. Княгиней Ольгой после многочисленных выступлений населения. Этому во многом послужила гибель мужа Ольги князя Игоря, убитого древлянами в 945 г. во время повторного сбора дани.

Длительность эволюции неформальных правил определяет их большую устойчивость. Примером может послужить институт языка, который представляет собой сложную, постоянно изменяющуюся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в речевой оборот. Французская Академия пытается контролировать изменения во французском. языке.

Значимость неформальных правил обнаруживается в том, что одни и те же формальные правила в разных обществах проявляются по-разному и, соответственно, приводят к различным последствиям. С другой стороны, глубокое изменение формальных правил в результате войн, революций и других социальных потрясений зачастую не приводит к отмиранию системы неформальных правил. Ярким примером в истории России здесь является сохранение многих элементов православных мировоззрения и этики, несмотря на десятилетия существования советской системы формальных правил, исключающих и то, и другое.

Происхождение неформальных правил принято связывать с удачным опытом решения каких-либо проблем в прошлом, в силу чего с течением времени этот опыт становится отправным пунктом для решения тех же проблем, т. е. приобретает характер правила. Сохранение неформальных правил связывается с культурой, которую можно определить как набор ценностей и установок, определяющих мировоззрение и поведение людей. Культура определяет способы кодирования и интерпретации информации, откуда вытекает, что одна и та же информация (в том числе формальные правила) может оказать различное влияние на поведение людей в зависимости от культуры, к которой они принадлежат.

Неформальные правила ограничивают поведение людей, прежде всего, в тех областях экономической жизни, где отсутствует прямое государственное регулирование, т. е. действие формальных правил. Это может быть связано с несколькими причинами, а именно, с отсутствием формальных правил, общим характером формальных правил и с экономической нецелесообразностью формальных правил. Рассмотрим эти причине чуть подробнее:

1. Отсутствие формальных правил. Неформальные правила являются единственным регулятором взаимоотношений людей в безгосударственных обществах, а при наличии государства – в связи с теми вопросами, в отношении которых не выработано формальных правил. Действие неформальных правил в безгосударственных обществах в наше время активно изучается на примере примитивных племен.

Необходимость правил появляется всегда при наличии более чем одного субъекта, если между этими субъектами возникают какие-либо отношения. Если отношения внутри семьи так и остались неформальными, то отношения между членами коллектива, не являющимися родственниками, в подавляющем большинстве были формально закреплены в форме договора, контракта или иного документа (в рамках государства – в гражданском и уголовном кодексах).

2. Общий характер формальных правил. При наличии формальных правил их общий характер нередко требует дополнительных разъяснений относительно их применения. В этом случае функцию интерпретации и уточнения общих правил применительно к конкретным ситуациям выполняют неформальные правила. Примером здесь являются принципы деловой или профессиональной этики, обеспечивающие руководство относительно поведения в конкретных ситуациях.

3. Экономическая нецелесообразность формальных правил. Формальные правила в силу их устаревания или по другим причинам могут быть невыгодны большинству экономических агентов. В этом случае нередко более эффективные неформальные правила могут фактически вытеснить формальные правила. Эту ситуацию нередко иллюстрируют примером из экономической жизни Перу, где одновременно существуют формальные и неформальные права собственности на землю, и при этом фактически экономические взаимодействия людей определяются последними.

Действенность неформальных правил может обеспечиваться наличием социальных санкций и их внутренней обязательностью для человека. В качестве примера социальных санкций принято приводить остракизм, который может предполагать исключение человека из общества или его игнорирование. Внутренняя приверженность неформальных правилам коренится в убеждениях людей. В этой связи Х. Марголисом была предложена модель двойной полезности, содержащая S-предпочтения, описываемые обычной функцией личных интересов, и G-предпочтения, имеющие чисто социальный характер.

Варианты соотношения формальных и неформальных правил.Приведенные выше характеристики формальных и неформальных правил и способов принуждения индивидов к исполнению правил позволяют обсудить вопрос о вариантах соотношения формальных и неформальных правил. Важность такого обсуждения связана с тем, что зачастую неформальные правила понимаются как мягкие, нарушение которых вполне возможно и допустимо, в то время как формальные трактуются как жесткие, неукоснительно исполняемые, поскольку их нарушение обязательно сопряжено с наказанием нарушителей.

Между тем, поскольку принуждение к исполнению формальных правил предполагает специализированную деятельность гарантов, осуществляемую ими на основе вознаграждения за их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей. Если такие стимулы незначительны, формальные правила фактически могут оказаться менее жесткими, чем правила неформальные. Поэтому вопрос о соотношении формальных и неформальных правил, действующих в одних и тех же ситуациях, становится важным для правильного понимания наблюдаемых фактов.

В соответствующих ситуациях фактический выбор адресатами не согласованных норм одной из них (и, следовательно, выбор в пользу нарушения другой) обусловливается соотношением балансов выгод и издержек следования каждой из сопоставляемых норм. При этом, наряду с прямыми выгодами и издержками каждого из действий, в состав таких балансов входят и ожидаемые издержки применения санкций за нарушение альтернативного правила.

Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации:

1) Неформальные правила как раскрытие сути формальных правил. Формальные правила обычно имеют очень общий характер, откуда вытекает необходимость в их уточнении и дополнении применительно к конкретной ситуации, что и обеспечивается при помощи неформальных правил. Такие ситуации возникают тогда, когда формальные правила вводятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правила; в этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила (если, разумеется, его выполнение в целом выгодно для его адресатов) вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного формального правила, – деформализация правил. Примером могут служить нормы взаимоотношений в организациях, фактически складывающиеся «вокруг» формальных инструкций, направленные на то, чтобы более эффективно достигать поставленные цели.

2) Неформальные правила как источник происхождения формальных правил. Формальное правило может возникнуть на базепозитивно проявившего себя неформального правила; иначе говоря, последнее формализуется, что позволяет дополнить действовавшие механизмы принуждения его к исполнению также и формальными механизмами. Таким образом, формальное правило оказывается только записанным неформальным правилом. Это должно быть особенно характерно для медленно эволюционирующих обществ, при отсутствии социальных потрясений, таких как революции, поскольку только в этих спокойных условиях возможен постепенный отбор наиболее жизнеспособных неформальных правил с целью их фиксации. Примером такого соотношения могут служить средневековые кодексы, в которых записывались и приобретали силу норм, защищаемых государством, нормы обычного права, которыми руководствовались горожане при разрешении конфликтных ситуаций;

3) Неформальные правила как содержательные рамки формальных правил. Неформальные правила могут определять мировоззрение и поведение большинства людей и уклад общественной жизни, что будет ограничивать набор доступных альтернатив при создании формальных правил.

4) Неформальные правила как заменитель формальных правил. Как уже упоминалось, если формальные правила являются невыгодными для подавляющего большинства людей, в качестве их заменителя будут использоваться неформальные правила. В данном случае формальные правила будут существовать только на бумаге, не оказывая никакого влияния на поведение людей.

5) Неформальные правила как альтернатива формальным правилам. Наборы работающих неформальных и формальных правил могут находиться в противоречии друг с другом. Важнейшей причиной такого положения может быть различный характер возникновения неформальных и формальных правил. Имеется в виду непрерывный характер образования неформальных правил и дискретный характер создания формальных правил, т. е. первые возникают и изменяются постоянно и непрерывно, а последние могут возникнуть или измениться мгновенно и впоследствии долго не изменяться. Противоречие может быть безысходным, когда в конечном счете остается только один из противоречащих наборов правил, или структурным, когда постепенно один набор правил встраивается в другой.

6) Формальное правило как противодействие сложившимся неформальным нормам. Если неформальные правила оцениваются государством негативно, создание механизма принуждения к поведению, отличающемуся оттого, которое предполагают неформальные правила, является одним из вариантов действий государства в соответствующей сфере. Типичный пример – введение запретов на дуэли, практиковавшиеся в дворянской среде вплоть до первой половины XIX в.;

7) Неформальные правила как экономический фактор формальных правил. Возможно также и экономически опосредованное влияние неформальных правил на формальные. Имеется в виду то, что создание формальных правил зависит от распределения силы в обществе, которое, в свою очередь, определяется распределением прав собственности. Последнее же в большой степени зависит от системы неформальных правил. Таким образом, речь идет о зависимости: неформальные правила – распределение прав собственности – распределение силы – формальные правила.

В целом, как видно из разобранных ситуаций, формальные и неформальные правила могут как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.