Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура личности и ее потребности в теории К. Левина





Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности. СТРУКТУРА. Первый шаг в определении человека как структурного понятия - представить его как целостность, отдельную от всего остального. Поскольку пространственная репрезентация может быть выражена математически, а вербальные определения - нет, Левин предпочитает определять структурные понятия пространственно. Пойдя этим путем, Левин с самого начала пытается математизировать свои понятия. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Границы фигуры определяют границы целостности, известной как «человек». Все, находящееся внутри границ, обозначается Р (the person), все, лежащее за пределами границ, обозначается, как не-Р. Неважно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником, восьмиугольником или фигурой неправильной формы - важно, что она полностью замкнута. Когда рисуется круг на листе бумаги, концептуализируются два свойства человека. Это:1) отделенность от остального мира посредством сплошной границы и 2) включенность в большее пространство. Первое свойство - дифференциация, второе - отношение «часть-целое».



Психологическое поле личности и ее динамика (К. Левин)

Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Теории поля используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.



Теория поля включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Теорию поля – "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".

Понятие "поля" определяется в Теории поля как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые". В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

"Жизненное пространство" – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Теория поля рассматривает поведение личность как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент. "Психологическое окружение" – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в Теории поля напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.



Cтруктура личности рассматривается в Теории поля как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Теории поля символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть – целое" – включенность в большее пространство.

 

В Теории поля различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – "текучесть-ригидность". "Текучая среда" быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. "Ригидная среда" сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Теории поля введены вспомогательные понятия "регион" и "локомодация". Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид "годологического пространства" (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологич. пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл "векторной психологией".

Важнейшие динамические понятия "векторной" части Теории поля – "психическая энергия", "напряжение", "потребность", "равновесие", а также "валентность" и "сила", или "вектор", с помощью которых описываются специфической локомодации личности и способы структурирования среды.

Женские теории личности

2 группы теорий: 1) Юнг и Фрейд; 2) Жизненный опыт женщин, который раньше в психологии не рассматривался вообще. Подход к психологии женщин, центрированный на отношениях: -культурная среда; -отношения; -пути личностного роста. Культурная среда: разная адаптивность; женщины центрированы на отношения; женщины более склонны к контактам, общению, участию; психологический комфорт женщин зависит от количества контактов; женщины всегда стремится к взаимности в отношениях. Представительницы: Д. Миллер, И. Стайвер, Д. Джордан, Д. Суррей. Доверие, эмпатия—базовые чувства в отношениях. Эмпатия включает мотивацию (стремление узнать другого человека), восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого человека), познание (способность вынести из общения смысл). Эмпатия—способность понимать и проникать в мир другогочеловека, передавая ему это понимание. Взаимность—когда человек уважает жизненный опыт другого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.