Идеальная сфера бытия. Проблема сознания.
Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека.
В философии сложились следующие концепции сознания.
1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентной сущности (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).
3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы.
4. Вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт)как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга.
5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание.
6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. В рамках этой концепции сформулированы несколько идей, в частности теория отражения и теория эволюционно-трудовой природы происхождения человека.
— Согласно теории отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Усложнение форм отражения связано с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию.
Под отражениемпонимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел.
Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности. Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.
Сознание — сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов:
· мыслительных,
· чувственных (ощущения, восприятия, представления),
· эмоциональных,
· волевых,
· мнемических (процессы памяти),
· процессов воображения,
· интуиции,
· воспоминания
В сознании эти процессы обнаруживают свою целостность, связность и согласованность.
Эти процессы проявляются в различных состояниях сознания:
· сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других.
Сознание всегда есть осознание бытия в любых его проявлениях. При этом следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах интроспекции (самонаблюдения): самосознания, самоанализа, саморефлексии, самооценки, саморегуляции и т. п.
Итак, в первом приближении выделяются три вида значений сознания:
1) когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрывающие его инструментально-функциональные возможности в человеческой жизни; сознание рассматривается, как средство добывания знаний, осуществления практических действий, регуляции и оценки, общения и передачи опыта;
2) феноменологические значения сознания, выражающие специфику строения его внутреннего мира — идеальных явлений (феноменов), актов и состояний, структур и процессов;
3) значения направленности сознания, характеризующие его «силовые» ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне — к внешнему миру его бытия, и вовнутрь — к внутреннему миру сознания.
Таким образом, сознание оказывается всеобщим и необходимым способом организации и выражения отношений человека к миру, к другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями.
Сознательная деятельность человека представляет собой совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых и мнемических структур, каждая из которых выполняет собственные функции. Все они находятся в системном единстве. Целостность как системное качество означает несводимость специфики сознания к образу действия его составляющих. Любое элементарное действие сознания обладает всеми его чертами как целого.
Философия стремится произвести структурно-компонентный анализ сознания.
· Чувственно-мыслительные процессы, являются основными «поставщиками» и преобразователями информации в общей структуре сознания.
Перцептивные (чувственные) механизмы ощущений, восприятий, представлений работают по принципу активного уподобления информации ее источнику — объекту. При этом формирование чувственного образа предполагает поиск и обнаружение наиболее информативных значений воспроизводимого объекта. Перцептивные структуры и процессы не протекают изолированно, а находятся под постоянным воздействием остальных структур и процессов сознания.
Мыслительные процессы усиливают возможности перцепции, опосредуют и обобщают информационную работу сознания, продуцируют новое знание.
Познавательные (когнитивные) функции мышления по отношению к чувственному образу состоят в том, что ему придаются определенные значения, отыскивается подходящая понятийная форма, «ставятся» вопросы. Если механизм уподобления чувственного образа объекту сохраняет в своей структуре его пространственно-временную конфигурацию, то в мыслительных преобразованиях когнитивной информации отвлекается от пространственно-временных значений. Это достигается за счет участия в мыслительных процессах языко-речевых средств и форм. Отношения в системе «язык — речь — сознание» открывают перед человеком возможности выхода за пределы индивидуального опыта.
Мыслительные операции отличаются языко-речевыми, понятийно-логическими и наглядно-образными свойствами. Мысль одного человека понятна другому тогда, когда она выражена в языке (речевой форме), понятийной форме и не утратила своей наглядности. Предложение — структурная единица речевой формы мыслительных процессов. Логическим эквивалентом предложения является суждение. Согласно логике, универсальными способами упорядочивания суждений считаются индуктивная и дедуктивная организации. Жизненный опыт человека во всех своих разновидностях служит источником индуктивного следования мысли. Направленность дедуктивного следования предполагает, что частные заключения извлекаются из общих посылок (принципов, аксиом) в качестве следствий.
Чувственное восприятие и мышление выполняют в составе сознания функции получения и преобразования информации, в том числе и творческие функции по производству новых знаний. Выполнение этих функций сознания может быть успешным тогда, когда информация и знания оцениваются и отбираются человеком. Функции оценки и выбора принимают на себя эмоции.
· Эмоциональные процессы сознания выражают состояние внутреннего мира
человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе.
Эмоции — это всегда выражение оценки чего-либо или кого-либо, они играют роль ценностного счетчика или шкалы оценок сознания. Природа эмоций двуедина: их познавательно-информационные свойства слиты с ценностно-оценочными. Обычно эмоции разделяют на позитивные (радость, восторг и т. п.) и негативные (горе, гнев, тревога, страх и т. п.), а также выделяют состояния эмоционального безразличия (например, равнодушие). Более дифференциальная шкала эмоционально-оценочных реакций сознания обнаруживается в свойствах переживаний.
· Волевые процессысознания обеспечивают регуляцию человеческой жизнеде-
ятельности и преодоление препятствий на пути достижения целей. На пути к целям (особенно, к искомым целям) люди встречают затруднения, которые требуют волевых усилий для их преодоления. Среди основных качеств воли, как правило, выделяют мотивированность, целесообразность, избирательность, произвольность. Основа волевой регуляции — взаимосвязь мотивов и целей сознательной деятельности человека. Мотивы побуждают начать работу по достижению цели.
Кульминация волевых усилий приходится на момент выбора пути достижения искомой цели, альтернативы решения проблемы или принятия решения. Человек свободен предпочитать или выбирать в своей жизни то, что ему заблагорассудится.
· Мнемические процессы обеспечиваются наличием памяти.
Память как фактор сознания позволяет человеку запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт своей жизнедеятельности. Воспроизведение прошлого опыта в настоящем времени и прогнозирование будущего отличает роль памяти в работе сознания как целого.
Среди мнемических актов сознания различают ретроспективные (обращенные в прошлое), репрезентативные (представляющие настоящее) и проспективные (адресованные будущему). Хотя в каждой разновидности мнемических актов соотношение прошлого, настоящего и будущего времени проявляется по-разному, их познавательно-информационная динамика подчиняется общим вероятностным принципам.
Действие вероятностных, предположительных закономерностей мнемических процессов сознания сказывается, в конечном счете, в столь простом показателе как наша способность судить о прошлом, настоящем или будущем времени жизни (о соответствующих событиях жизни) с большей или меньшей вероятностью.
Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется такими функциями, как:
· во-первых, направленность речемыслительных, чувственно-эмоциональных и регулятивно-волевых процессов на прием и идентификацию когнитивной информации;
· во-вторых, подключение к актам переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т. д.).
Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира. Последние не следует расценивать как некие фантазии, направленные на приукрашивание действительности. Они выполняют более серьезную функцию открытия новых возможностей и тем самым имеют высокое информационное значение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|