Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Приложение 2 к СанПин 2.4.2.2821-10
Размеры инструмента и инвентаря, используемого в организации общественно-полезного труда
Инструменты
| Возраст обучающегося
| 10-12 лет
| 13-15 лет
| Ножовка столярная
|
|
| Длина полотна
| 280-300 мм
| 320-360 мм
| Шаг зубьев
| 5 мм
| 5 мм
| Длина ручки (форма призмы)
| 80 мм
| 90 мм
| Ширина со стороны полотна
| 13 мм
| 15 мм
| Ширина со стороны ладони
| 20 мм
| 24 мм
| Ширина со стороны боковой грани
| 29 мм
| 31 мм
| Шерхебель
|
|
| Длина колодки
| 220 мм
| 250 мм
| Ширина колодки
| 38 мм
| 45 мм
| Длина железки
| 140 мм
| 180 мм
| Ширина железки
| 30-40 мм
| 40 мм
| Рубанок
|
|
| длина
| 210 мм
| 244 мм
| ширина
| 48 мм
| 56 мм
| Длина металлической колодки
| 220 мм
| 250 мм
| Ширина металлической колодки
| 47 мм
| 52 мм
| Длина железки
| 140 мм
| 180 мм
| Ширина железки
| 30-40 мм
| 40 мм
| Молоток столярный
|
|
| масса
| 200 г
| 300 г
| Сечение ручки в месте хвата
| 26-20 мм
| 28-22 мм
| Рашпиль
|
|
| Общая длина
|
|
| Длина ручки
| 112 мм
| 120 мм
| Диаметр наиболее толстой части брюшка
| 31,5 мм
| 34 мм
| Клещи
|
|
| Общая длина
| 200 мм
| 250 мм
| Длина рычагов
| 125 мм
| 150 мм
| Расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата
| 27 мм
| 27 мм
| Напильники
|
|
| Общая длина
| 200 мм
| 250 мм
| Длина ручки
| 112 мм
| 120 мм
| Диаметр наиболее толстой части брюшка
| 31,5
|
| Ножовка слесарная
|
|
| Длина полотна
| -
|
| Длина ручки
| -
|
| Диаметр наиболее толстой части брюшка
|
|
| Молоток слесарный
|
|
| Масса г
|
|
| длина
| 280-300
| 300-320 мм
| Сечение ручки в месте хвата
| 26х20 мм
| 28х22 мм
| Ножницы по металлу
Длина режущей части
| 60 мм
| 60 мм
|
Объем ведер и леек
Для детей 8-10 лет – не более 3 литров
Для детей 11-12 лет – не более 4 литров
Для детей 13-14 лет – не более 6литров
Для детей 15-16 лет – не более 8 литров
Приложение 3
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1.
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Математика
|
| Русский (национальный иностранный язык)
|
| Природоведение, информатика
|
| Русская (национальная литература)
|
| История (4 классов)
|
| Рисование и музыка
|
| Труд
|
| Физическая культура
|
|
Таблица 2
Шкала трудности предметов, изучаемых в 5 -9 классах
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Химия
| -
| -
|
|
|
| Геометрия
| -
| -
|
|
|
| Физика
| -
| -
|
|
|
| Алгебра
| -
| -
|
|
|
| Экономика
| -
| -
| -
| -
|
| Черчение
| -
| -
| -
|
|
| Мировая художественная культура (МХК)
| -
| -
|
|
|
| Биология
|
|
|
|
|
| Математика
|
|
| -
| -
| -
| Иностранный язык
|
|
|
|
|
| Русский язык
|
|
|
|
|
| Краеведение
|
|
|
|
| -
| Природоведение
|
|
| -
| -
| -
| География
| -
|
|
|
|
| Граждановедение
|
|
|
|
| -
| История
|
|
|
|
|
| Ритмика
|
|
| -
| -
| -
| Труд
|
|
|
|
|
| Литература
|
|
|
|
|
| ИЗО
|
|
|
|
| -
| Физическая культура
|
|
|
|
| -
| Экология
|
|
|
|
|
| Музыка
|
|
|
|
| -
| Информатика
|
|
|
|
|
| ОБЖ
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Шкала трудности предметов, изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Общеобразовательные предметы
| Количество баллов (ранг трудности)
| Физика
|
| Информатика, экономика
|
| Геометрия, химия
|
| История, обществознание, МКХ
|
| Алгебра
|
| Астрономия
|
| Русский язык
|
| География, экология
|
| Литература, иностранный язык
|
| ОБЖ, краеведение
|
| Биология
|
| Физическая культура
|
|
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|