Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.



Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

 

Приложение 2 к СанПин 2.4.2.2821-10

Размеры инструмента и инвентаря, используемого в организации общественно-полезного труда

Инструменты Возраст обучающегося
10-12 лет 13-15 лет
Ножовка столярная    
Длина полотна 280-300 мм 320-360 мм
Шаг зубьев 5 мм 5 мм
Длина ручки (форма призмы) 80 мм 90 мм
Ширина со стороны полотна 13 мм 15 мм
Ширина со стороны ладони 20 мм 24 мм
Ширина со стороны боковой грани 29 мм 31 мм
Шерхебель    
Длина колодки 220 мм 250 мм
Ширина колодки 38 мм 45 мм
Длина железки 140 мм 180 мм
Ширина железки 30-40 мм 40 мм
Рубанок    
длина 210 мм 244 мм
ширина 48 мм 56 мм
Длина металлической колодки 220 мм 250 мм
Ширина металлической колодки 47 мм 52 мм
Длина железки 140 мм 180 мм
Ширина железки 30-40 мм 40 мм
Молоток столярный    
масса 200 г 300 г
Сечение ручки в месте хвата 26-20 мм 28-22 мм
Рашпиль    
Общая длина
Длина ручки 112 мм 120 мм
Диаметр наиболее толстой части брюшка 31,5 мм 34 мм
Клещи    
Общая длина 200 мм 250 мм
Длина рычагов 125 мм 150 мм
Расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата 27 мм 27 мм
Напильники    
Общая длина 200 мм 250 мм
Длина ручки 112 мм 120 мм
Диаметр наиболее толстой части брюшка 31,5
Ножовка слесарная    
Длина полотна -
Длина ручки -
Диаметр наиболее толстой части брюшка  
Молоток слесарный    
Масса г
длина 280-300 300-320 мм
Сечение ручки в месте хвата 26х20 мм 28х22 мм
Ножницы по металлу Длина режущей части 60 мм 60 мм

 

Объем ведер и леек

Для детей 8-10 лет – не более 3 литров

Для детей 11-12 лет – не более 4 литров

Для детей 13-14 лет – не более 6литров

Для детей 15-16 лет – не более 8 литров

 

 

Приложение 3

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

 

Таблица 1.

 

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

 

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика
Русский (национальный иностранный язык)
Природоведение, информатика
Русская (национальная литература)
История (4 классов)
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура

 

Таблица 2

Шкала трудности предметов, изучаемых в 5 -9 классах

 

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия - -
Геометрия - -
Физика - -
Алгебра - -
Экономика - - - -
Черчение - - -
Мировая художественная культура (МХК) - -
Биология
Математика - - -
Иностранный язык
Русский язык
Краеведение -
Природоведение - - -
География -
Граждановедение -
История
Ритмика - - -
Труд
Литература
ИЗО -
Физическая культура -
Экология
Музыка -
Информатика
ОБЖ

 

 

Таблица 3

Шкала трудности предметов, изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика Информатика, экономика
Геометрия, химия История, обществознание, МКХ
Алгебра Астрономия
Русский язык География, экология
Литература, иностранный язык ОБЖ, краеведение
Биология Физическая культура

 

 

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.