Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика методов исследования





Анализ научно-методической литературы.Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа, немысли­ма без изучения специальной литературы. Необходимо помнить, что исследовательская работа — это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинать­ся еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы иссле­дования и т. д. Особую направленность эта работа приобретает после


выбора темы и установления конкретных задач исследования. Вме­сте с тем квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска, со­ответствующей методики изучения и конспектирования.

Основными хранилищами научно-технической информации яв­ляются библиотеки нашей страны. Поэтому студентам для осуще­ствления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Большую помощь для це­ленаправленной работы в этом плане могут оказать соответствую­щие каталоги, которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный. Каждый из них имеет конкретное назначение, служит для ответа только на соответству­ющие запросы и оформляется согласно ГОСТу.



В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указа­нием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и от­чества автора. Литература, опубликованная на языке, использую­щем латинскую графику, как правило, располагается в этих ката­логах после всех изданий на русском языке.

Наряду с алфавитными широко распространены системати­ческие каталоги. Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических катало­гов строятся в порядке от общего к частному, который закреп­ляется специальными индексами — сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале пе­речни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, по­зволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку — пря­мому или обратному.



В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и груп­пируют описания литературы под наименованием предметов в ал­фавитном порядке.

Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых биб­лиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При рабо­те с литературой следует учесть, что материалы журналов и сбор­ников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

1. Вы знаете автора книги или ее название — обратитесь к ал­фавитному каталогу.


 




2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки — об­ратитесь к систематическому каталогу.

3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специально­му вопросу (предмету) — обратитесь к предметному каталогу.

4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания — об­ратитесь к систематическим или предметным карточкам журналь­ных и газетных статей.

Данные о литературном фонде других библиотек нашей стра­ны, а также сведения о зарубежных изданиях можно получить путем обращения к различным библиографическим пособиям, собран­ным в справочно-библиографических отделах библиотек. Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с ис­точниками на основе изучения списков использованной литера­туры, обычно приводимой в конце книги. При подборе интересу­ющей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направ­ленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться биб­лиографическим описанием источника на специальных каталож­ных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возни­кает потребность в повторных просмотрах тех или иных источни­ков, а также необходимостью создать личную картотеку, постро­енную по определенному тематическому признаку. Все библио­графические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шиф­ры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный ис­точник.



Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований. Студент при этом узнает, какие сто­роны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концеп­ции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяет область своего исследования. Кроме того, проработанная по теме литература служит основой для написания главы дипломной работы «Анализ литературных источников по теме исследования», которая предшествует изложению собствен­но теоретического материала.

Анализ документальных и архивных материалов.Другим мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической


документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, руководящих материалов и сводных отчетов спортивных организаций, материалов инспекти­рования, учебных планов и программ, журйалов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в го­сударственных архивах. В нашей стране имеются центральные ар­хивы федерального значения, республиканские, краевые и обла­стные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологиче­ский принцип либо структурные подразделения учреждения-фон-дообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок рабо­ты в них регулируются специальными правилами, общим для ко­торых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в опре­деленном архиве по соответствующей теме и плану, подписанно­му исследователем. При отборе документов в архиве следует преж­де всего ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: свод­ным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ка­талогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы кото­рого необходимы для работы, составляется заявка по форме, име­ющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нуж­но внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходи­мость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выпи­сывать полностью, одновременно указывая название фонда, но­мер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фак­тов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Работа в архиве — важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организаци­ей, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемле­мой частью общенаучной подготовки студентов.

Педагогическое наблюдение.Педагогическое наблюдение как ме­тод исследования представляет собой целенаправленное восприя­тие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель


проведения педагогического наблюдения — изучение разнообраз­ных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из кото­рых можно отнести следующее:

задачи обучения и воспитания;

средства физического воспитания, их место в занятиях;

методы обучения и воспитания;

поведение занимающихся и преподавателя, тренера;

характер и величина тренировочной нагрузки;

некоторые элементы техники выполнения движений;

тактические действия;

величина пространственных, временных и силовых характери­стик;

количественная сторона процесса: количество бросков в бас­кетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т. д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спорт­смены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовлен­ности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного воз­раста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного про­цесса) и т.д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами ис­следования, для решения которых собираются конкретные фак­ты, например: построение тренировочного цикла, объем нагруз­ки, интенсивность занятий, порядок использования специальных подготовительных и подводящих упражнений и т. п. В школе со­держанием наблюдения могут быть методы обучения и воспита­ния, построение урока для различных контингентов занимающих­ся, формы и характер различных внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т. д. В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.

Виды педагогических наблюдений. В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Несмотря на то что какой-либо общепринятой клас­сификации не существует, отдельные авторы пытаются сгруппи­ровать их по ряду признаков. Например, с одной стороны, удобно объединить наблюдения по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить непосредственные, опосредованные, откры­тые и скрытые наблюдения. Для группировки, с другой стороны, может служить признак времени и пространства, в связи с чем можно выделить наблюдения непрерывные и дискретные (преры­вистые), монографические и узкоспециальные.

Непосредственным считается такое наблюдение, когда исследо­ватель сам выступает наблюдателем происходящего педагогическо-


го явления. При этом он может быть или в роли свидетеля, т. е. нейтрального лица по отношению к педагогическому процессу, или его участником или руководителем, организатором этого процесса. В первом случае исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях. Он — лишь свидетель происходящего. Такое наблюдение наиболее доступно и чаще всего применяется на практике. Однако, несмотря на несложность наблюдения с пози- ' ции нейтрального лица, обнаруживается одно существенное об­стоятельство, сказывающееся на достоверности полученных дан­ных. Опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, к фактам наблюде­ния за их занятиями. Но следует заметить, что частые посещения занятий посторонними становятся для занимающихся делом при­вычным, и они на это все меньше реагируют. Что же касается учи­теля, тренера, то влияние постороннего на его работу зависит от того, кто и с какой целью присутствует на занятиях. Поэтому здесь немаловажную роль играют психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать доброжелательное от­ношение к присутствию на его занятиях.

Весьма интересны наблюдения, проводимые изнутри, т. е. в слу­чае, когда исследователь из пассивного наблюдателя превращает­ся в непосредственного участника учебно-тренировочного про­цесса с одинаковыми для всех занимающихся правами, испыты­вая на себе все то, что происходит с ними. Правда, возможности проведения подобных наблюдений в области физического воспи­тания и спорта более ограниченны, так как требуют от исследова­теля определенной физической и технической подготовленности, соответствия его возраста возрасту испытуемых и т. п. Зачастую в практике проведения научно-исследовательских работ исследова­тель сам выступает в роли преподавателя, тренера в группах, где проводится наблюдение. Такая позиция создает наиболее благо­приятные возможности для наблюдений. Положение руководите­ля, организатора позволяет управлять учебно-тренировочным про­цессом, направлять его ход по намеченному плану, преднамерен­но создавать необходимые ситуации.

Несмотря на ряд положительных сторон в проведении непос­редственных наблюдений, у исследователя не всегда бывают воз­можности для сбора достаточно большого фактического материа­ла. Поэтому материал личных наблюдений в данном случае до­полняется, корректируется опосредованными (косвенными) на­блюдениями, к проведению которых привлекаются другие лица (студенты, преподаватели, ученики и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. Как непосредственное, так и опосредованное наблюдение по форме может быть открытым или скрытым.


 




Открытыми считаются такие наблюдения, при которых зани­мающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюде­ние. При проведении же скрытого наблюдения все обстоит наобо­рот, т.е. предполагается, что ни занимающиеся, ни преподава­тель об этом не знают. По этой причине скрытое наблюдение, с точки зрения получения более достоверных фактов, имеет боль­шее преимущество, так как поведение занимающихся и препода­вателя в данном случае остается естественным. Одним из основ­ных условий организации скрытого наблюдения является одно­сторонность, т. е. исследователь видит и слышит испытуемых, а они его нет. С этой целью, например, используются подсобные комнаты или балконы, с которых можно незаметно наблюдать за ходом занятий в спортивном зале. За уроком физической культу­ры на спортплощадке, во дворе можно наблюдать из окна школь­ного помещения. При проведении скрытого наблюдения с успе­хом можно использовать и технические средства, такие как фото-и видеокамеры, скрытую звукозапись и т. п.

По времени проведения любые наблюдения могут подразде­ляться на непрерывные и дискретные. Наблюдение считается не­прерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т. е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. Так, например, на протяжении нескольких занятий можно проследщъ за ходом разучивания какого-либо гимнастического элемента от этапа ознакомления до овладения учениками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, про­наблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиг-рах. По длительности такие наблюдения могут оказаться самыми различными: продолжаться в течение нескольких секунд, минут или даже месяцев, а может, и лет. Продолжительность наблюде­ний в этом случае зависит от задач исследований и от того педаго­гического явления, за которым ведется наблюдение. Однако вести непрерывное наблюдение становится невозможно, когда его пред­метом является процесс, границы начала и завершения которого значительно удалены во времени. За такими процессами целесо­образнее проводить дискретное наблюдение. Оно характеризуется тем, что в процессе его проведения изучается не все педагогиче­ское явление в целом, а лишь его главные этапы. Несмотря на то что в данном случае не удается проследить за динамикой, рисун­ком непрерывного процесса, увидеть многие его детали, общий ход развития явления, его характер, знание начальных и конеч­ных признаков позволяют понять общую закономерность.

В зависимости от поставленных задач наблюдением может быть охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных яв­лений, составляющих в сумме одно из определяющих направле­ний или минимум, когда вычленяется одно из таких явлений в его собственных границах. В первом случае можно говорить о мо-


нографическом, а во втором — об узкоспециальном наблюдении. При монографическом наблюдении предоставляется возможность про­следить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый про­цесс. Поэтому такие наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых, а стало быть, и наблюдателей. Практика показывает, что многоканальное воспри- ' ятие одновременно протекающих явлений вносит существенную поправку в их научную оценку. Такие наблюдения могут приме­няться в изучении как долговременных, так и кратковременных педагогических явлений (например, обычный анализ урока груп­пой студентов, где каждый из них ведет наблюдение за опреде­ленным явлением). К узкоспециальному наблюдению обращают­ся с целью познания сущности явления, его качественной струк­турной характеристики. Такое наблюдение создает возможности для более глубокого, хотя и локального изучения педагогического явления, поэтому оно более доступно для индивидуальных иссле­дований. Однако при оценке результатов этих наблюдений не надо забывать о связи изучаемых явлений с другими, не рассматривать их изолированно.

Организация наблюдений. Методика наблюдения, его построе­ние, отбор соответствующих видов, содержание, техника прове­дения зависят от многих обстоятельств и главным образом от су­щества и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от характера объекта, подлежащего наблю­дению, от условий, в которых находятся предмет изучения и ис­следователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от коли­чества участников исследовательской работы, наконец, от места наблюдения среди других методов в проводимом исследовании. Когда учтены все перечисленные обстоятельства, продуманы оче­видные и вероятные возможности этого метода, отобраны соот­ветствующие виды для проведения собственных исследований, со­ставляется план наблюдений. В плане необходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжи­тельность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов наблюдений могут использовать­ся самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступ­ным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках. Техника записи при этом тоже может быть различной. Это и обычное словесное описание наблю­даемого явления, и графическая запись с использованием услов­ных обозначений и систем схематических изображений физиче­ских упражнений и, наконец, стенографирование. Весьма удоб-


 




ным и эффективным вариантом ведения протокола наблюдения можно считать сочетание одного из письменных способов с запи­сью на магнитную ленту или просто наговаривание, комментиро­вание в микрофон без письменной записи. Особенно ценен такой способ тогда, когда неудобно вести записи от руки или в случае, когда процесс очень скоротечен и нежелательно отвлекаться, так как любое отвлечение может привести к пропуску интересующего момента или всего явления. Например, наблюдение за ходом со­ревнований по гимнастике с целью анализа групп трудностей.

Для ведения записей наблюдений за спортивными мероприя­тиями, которые могут проводиться в самых различных условиях, больше всего подходят портативные магнитофоны, имеющие микрофоны с дистанционным управлением. Магнитофонная за­пись незаменима также и при записи хода учебно-тренировочных занятий, когда делается фонограмма занятия (запись различных команд учителя, распоряжений, объяснение техники и методики обучения физическим упражнениям и т.п.). Материал такой за­писи служит отличным дополнением к данным визуального на­блюдения. Его преимущество состоит еще и в том, что имеется возможность многократно воспроизводить записанное для деталь­ного анализа. Такую запись можно делать открытым способом или вести скрытую запись, которая может дать очень ценные ма­териалы.

Объективная регистрация фактов, событий, лиц, обстановки, движений и т. п. возможна и с помощью фотографии. Значительно больший материал дает видеосъемка процесса наблюдения. Поло­жительными сторонами видеосъемки являются следующие:

возможность зафиксировать движение в естественных услови­ях (на соревнованиях, на тренировочном занятии) и с разных сторон;

возможность точно и многократно воспроизводить, а с помо­щью современных компьютеров и специальных технологий под­вергать биомеханическому анализу зафиксированные движения. Та­ким образом расширяется возможность наблюдения и прослежи­вания всех деталей движения;

возможность широко использовать опыт ведущих спортсменов, сравнения вариантов техники и т. п.

Наблюдение, проводимое с использованием специальных при­боров и технических средств, позволяет также более точно и объек­тивно определять пространственные и временные параметры и усилия при выполнении физических упражнений. Усилия при этом могут определяться с помощью динамометров и динамографов различной конструкции, основанных на принципах сжатия или растяжения пружин, датчиков. Пространственные параметры: ве­личина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т. д. — определяются с помощью линейки,


сантиметровой ленты, рулетки, измерительной планки, гонио­метров, различных градуированных экранов и т.д. Временные пара­метры — время пробегания определенного расстояния, длитель­ность отдельных фаз движений, частота движений и т. п. — учиты­ваются с помощью секундомеров, хронометров, электронных счет­чиков с точностью до 0,0001 доли с и более. Для успешного осу­ществления любого наблюдения необходимо предварительно оп- . робовать методику его проведения. С этой целью до основных на­блюдений можно провести так называемые разведывательные на­блюдения, во время которых надо отработать технику записи и методику регистрации данных. Большую пользу такие пробные на­блюдения приносят в тех случаях, когда предполагается примене­ние технических средств.

Несмотря на ряд положительных сторон и возможностей мето­да педагогических наблюдений, можно говорить и об известной его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Мы можем, например, видеть дей­ствия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, проследить за системой отношений и расстановкой лиц в той или иной ситуации, но в то же время не можем с помощью наблюде­ния раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения, не говоря уже о познании существенных связей, вскрыть которые посредством лишь наблюдения нельзя. Однако следует отметить, что применение со­ответствующих приборов и технических средств значительно рас­ширяет применение этого метода, позволяет видеть и слышать то, что прежде было недоступно исследователю. Поэтому при ис­пользовании в методике проведения наблюдений все более совре­менных регистрирующих устройств диапазон применения и зна­чение этого метода в исследованиях в области физического вос­питания и спорта станут более широкими и весомыми.

Беседа, интервьюи анкетирование.В исследованиях, проводи­мых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, широ­кой известностью пользуются методы, которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом [11, 22]. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, ин­тервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как до­полнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее наме­ченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседни­ка. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники


 




не должны догадываться об истинных целях исследования. Для бе­седы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому бла­гоприятной обстановкой является привычная и естественная сре­да: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее резуль­татов. Можно, например, для этой цели использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проана­лизировать текст беседы и выявить необходимые признаки изуча­емого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагоги­ческой и особенно психологической подготовки, уровня его тео­ретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от лич­ной привлекательности.

Разновидностью беседы можно считать интервьюирование, пе­ренесенное в область педагогических исследований из социоло­гии. Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь выступают активными сторонниками, при интер­вьюировании вопросы, построенные в определенной последова­тельности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов.

Наиболее распространенной формой опроса является анкети­рование, проведение которого предусматривает получение инфор­мации от респондентов путем письменного ответа на систему стан­дартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. В отличие от беседы в анкете существует жесткая логичес­кая конструкция. Для проведения анкетирования необязателен лич­ный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты мож­но рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно счи­тать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых, все зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу мето­дами математической статистики. Структура и характер анкет оп­ределяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому основной трудностью в построении лю­бой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необ­ходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, крат­кими, ясными и объективными.

По содержанию вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. Прямые вопросы предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования, т. е. в случае, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают, например: «Нравится ли вам


спортивная аэробика как вид спорта?» Однако многие исследова­тели считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, особенно в тех случаях, когда личное мнение не соответствует общепринятому положению. Поэтому в таких слу­чаях более предпочтительными могут оказаться косвенные вопро­сы, когда получение необходимой информации осуществляется через серию косвенных, побочных вопросов. Например, выявить отношение респондента к спортивной аэробике в этом случае можно с помощью таких вопросов, как: «Согласны ли вы с утвер­ждениями, что спортивная аэробика является одним из популяр­ных видов спорта в нашей стране?» и т. п.

По форме представления ответов вопросы анкеты подразделя­ются на открытые и закрытые. Вопросы в анкете принято называть открытыми, если инструкция не ограничивает способа ответа на него, не определяются заранее ожидаемые варианты. И ответы респондентом могут быть даны в свободной форме. На­пример, с целью выяснения предпочтительного отношения к ка­кому-либо виду спорта может быть дано следующее задание: «На­зовите вид спорта, который вам нравится больше других». Такие задания позволяют получить ответы в наиболее естественной фор­ме, содержащие интересные и неожиданные факты, обоснование мотивов. Однако при подобных методах опроса зачастую ответы носят пространный характер, что, естественно, в некоторой сте­пени затрудняет последующую обработку полученных результа­тов. Более удобны в этом плане анкеты с закрытыми вопросами, в которых возможности выбора ограничиваются заранее определен­ным числом вариантов, предусмотренных составителем. При этом количество вариантов ответов может быть самым различным в за­висимости от характера вопроса и других факторов. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необ­ходимо бывает ответить только «да» или «нет». Например, на воп­рос: «Желаете ли вы работать тренером после окончания факуль­тета?» — варианты ответов: 1. Да; 2. Нет. Отвечающий должен выб­рать соответствующий ответ.

Весьма интересны и вопросы, которые содержат набор отве­тов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения выбрали педагогический факультет физической культуры?» Варианты ответов:

очень доволен;

доволен;

безразличен;

недоволен;

очень недоволен. Нетрудно заметить, что приводимые ответы расположены по Убывающей, что позволяет отнести полученные результаты к по-


 




рядковым измерениям и производить соответствующую статисти­ческую обработку.

В методике анкетирования могут использоваться также и ком­бинированные анкеты, в которых часть вопросов может быть от­крытого типа, часть — закрытого. В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

— опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса;

— необходимо сохранить возможность анонимных ответов, т. е. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи исследования;

— помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать до­полнительные данные и сведения;

— количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

В исследованиях, проводимых студентами факультета, анкети­рование может быть направлено на изучение опыта учебно-вос­питательной работы учителей физической культуры, специалис­тов по физической культуре в детских садах, инструкторов по оз­доровительной работе или тренеров по видам спорта по самым различным вопросам: содержание и методы проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом, наибо­лее трудные для освоения элементы и т. п.

Контрольные испытания.Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от воз­можностей осуществления своевременного и правильного контро­ля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим в после­дние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нор­мативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить со­стояние тренированности у занимающихся, уровень развития фи­зических качеств и других показателей, позволяет в конечном ито­ге судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Ис­пользование контрольных нормативов и тестов в области физиче­ского воспитания и спорта может решить следующие задачи:

— выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функциональ­ного состояния внутренних органов, антропометрические изме­рения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

— выявить специальную тренированность спортсмена с помо­щью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;


 

— выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

— изучить систему планирования процесса тренировки;

— изучить методы отбора талантливых спортсменов;

— рационализировать существующие системы тренировки;

— воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

— проверить теоретические положения на практике и подтвер­дить единство и совпадение положений теории и практики;

— установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

— разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации [1, 2, 4, 5, 7].

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

— тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

— антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

— тесты для исследования двигательной работоспособности;

— тесты для исследования физических качеств;

— тесты для определения технических и тактических навы­ков;

— тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности [10, 12, 13, 14, 15, 21, 23].

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от многих факторов: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (в спортивной медицине, психологии, педагоги­ке и др.); от возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; от уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; от ма­териальных возможностей; от технической оснащенности; от уров­ня теоретической обоснованности методов тестирования, а также от уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих эту методику.

Само собой разумеется, в исследовательских целях могут ис­пользоваться только точные и надежные нормативы и тесты.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

— условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);

— контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подго­товленности;


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.