Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава II. Правосознание молодёжи в современном обществе.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На тему

«Способы повышения правосознания молодежи»

 

Выполнили: студенты 2 курса ДО 23 группы

Артемьев Дмитрий Евгеньевич

Борисов Александр Сергеевич

Храмовский Виталий Иванович

 

Научный руководитель: д.ю.н., доцент Антонова Нана Алиевна.

 

Тверь, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I.Понятие правосознания и его роль в повышении правовой культуры ……………………….........................................................................................5

Глава II. Правосознание молодёжи в современном обществе…………………7

§1. Правосознание молодежи в современных условиях……………………….7

§2. Причины низкого уровня правосознания……….………………………….10

Глава III. Способы повышения правосознания молодёжи в сфере Конституционного права........................……………………………………….14



Заключение……………………………………………………………………...17

Список использованной литературы………………………………………….18

Приложения……………………………………………………………………...19

 

 

Введение.

Конституция 1993 года представляет собой основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы, по которым существует государство, а в частности наивысшей ценностью провозглашает человека, его права и свободы и гарантирует их защиту. Данные права и свободы являются основой жизни общества в нашей стране, а также своеобразной базой для построения в РФ правового государства. Но на практике отчетливо проявляется незнание гражданами своих прав и свобод, закрепленных в основном законе страны, а, следовательно, и невозможность применять и защищать свои права в должной мере. Это связано, прежде всего, с низким уровнем правовой культуры в нашей стране, а также с деформированным правосознанием и высоким уровнем правового нигилизма, особенно среди молодежи.



В связи с этим мы поставили перед собой задачу изучить уровень правосознания молодежи в нашем городе на примере учащихся 10-11 классов школ г. Твери, поскольку они представляют собой особую социальную категорию, на которой основывается будущее нашей страны. Но также данная категория отличается высокой степенью правового нигилизма, поскольку наименее осведомлена о своих правах и свободах.

Поднятые проблемы в нашем исследовании довольно актуальны на сегодняшний день, поскольку глубокий социально-правовой кризис переживает не только правосознания молодежи, но и все наше общество. Для повышения правосознания общества людям необходимо переосмыслить и изменить свои ценности. По нашему мнению, особая роль в этом принадлежит молодежи.

Цель работы – повышение правосознания молодежи. Задачи работы - изучение теоретического материала, связанного с правосознанием и правовой культурой, изучение проблем, связанных с правосознанием современной молодежи, определение уровня правосознания исследуемой группы, анализ причин низкого уровня правосознания, а также разработка способов повышения уровня правосознания.

 

 

Глава I. Понятие правосознания и его роль в повышении правовой культуры.

Для лучшего понимания выбранной нами темы необходимо рассмотреть теоретический материал, связанный с правосознанием и правовой культурой. В связи с этим на основе анализа и синтеза определений, приведённых в различных научных источниках, можно выделить следующие понятия.

Итак, правосознание - это совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям. Правосознание предполагает осознание гражданами и обществом необходимости права, его оценку; осознание необходимости создания развитой системы законодательства, а также постоянного ее совершенствования; сопоставление правовых ценностей с моральными, политическими и другими ценностями; восприятие процесса и результатов реализации права. Правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором юридически значимого поведения или механизмом его осуществления.



Понятие правосознания связано непосредственным образом с понятием правовой культуры, которые по своей сущности шире и включает в себя правосознание, т.е. правосознание выступает как составляющая и неотъемлемая часть правовой культуры. Под правовой культурой же понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Нередко под правовой культурой понимают уровень правосознания, однако, на деле правовая культура представляет собой нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Но в то же самое время нельзя отрицать влияние правосознания на правовую культуру, поскольку только положительное правовое сознание позволит достичь высокого уровня правовой культуры.

Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. На наш взгляд, именно эти 2 аспекта являются наиболее важными в настоящий момент и на них мы и будем акцентировать внимание в нашей работе. Незнание права, невозможность или нежелание его осмысления, неумение применять свои права – все это мы можем наблюдать на сегодняшний день в современном российском обществе. Действительность такова, что социум в силу тех или иных причин не знает право хотя бы в самых основных его проявлениях, например, конституционные права и свободы человека, а порой даже и не считается с правом в целом, пренебрегают им. По нашему мнению, причина такого плачевного положения в обществе кроется как раз в низком уровне правосознания и неэффективной системы правового воспитания личности, что, как результат, приводит к возникновению явления, обратного правовой культуре, - правового нигилизма, который представляет собой один из дефектов правосознания, основой которого является то, что под влиянием определенных факторов индивид считает необязательным выполнение правовых норм, как для себя, так и для окружающих. Именно развитие правосознания, его качественное повышение, на наш взгляд, приведет к росту правовой культуры общества и личности.

Глава II. Правосознание молодёжи в современном обществе.

§1. Правосознание молодежи в современных условиях.

На текущий момент в Российской Федерации идет активная работа по формированию правового государства, которое является не только целью, но и средством решения множества проблем и задач, стоящих перед нашим обществом, главная из которых – создание условий правовой защищенности каждого гражданина России. Но ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правовое сознание молодежи, на наш взгляд, представляет собой один из наиболее значимых факторов, определяющих перспективы развития общества, формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав. На сегодняшний день налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности отсутствует.

Все чаще среди молодежи возникают дефекты в правосознании, вызванные его несформированностью и тенденциозностью. Среди таких дефектов необходимо выделить правовой нигилизм, идеализм, фетишизм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм. Правосознание, которое основывается на уважении к закону, не требующему постоянного вмешательства законотворцев, проявляется в правовой активности или активном правомерном поведении личности, являясь основой эффективного функционирования политической и правовой систем. На данный момент мы можем наблюдать отсутствие системы законов, отвечающим хотя бы по большей мере новым социально-политическим и экономическим отношениям. Особенно тяжело такое состояние дел в правовой сфере сказывается на молодом поколении, не окрепшем в эмоциональном плане, не утвердившемся социально – это либо полная апатия к политической жизни страны, либо нарушение законов, либо объединение в неформальные группировки с крайними политическими взглядами, резко отличающимися от идей правового государства. Это приводит к негативному отношению людей к праву, его непониманию, отрицанию и нарушению.

В ходе изучения поднятой нами проблемы мы провели исследование, призванное выявить уровень правосознания молодежи в г. Тверь. За основу была взята социальная категория в возрасте от 15 до 18 лет – это школьники, учащиеся 10-11 классов. В рамках данного исследования мы провели интерактивные лекции, в ходе которых попытались выяснить, каков уровень правового сознания данной социальной группы. Также мы провели анкетирование, в котором задали вопросы ученикам о Конституции РФ, о правах и свободах граждан и отношении учеников к ним, а также их взгляд на свой уровень правосознания. В результате анализа, можно сделать следующие выводы:

1) Знание некоторых, наиболее важных на наш взгляд, положений Конституции РФ опрашиваемых в целом можно оценить как неудовлетворительное (на вопрос, что представляет собой Конституция РФ, ответило верно 88,6% опрошенных; дату принятия Конституции знает 37,1%; на вопрос о том, что является основной ценностью Конституции, правильно ответило 31,4% опрошенных; представление о носителе суверенитета имеет лишь 2,9% учеников; правильного ответа о том, что является высшим непосредственным выражением власти в РФ, не дал никто).

2) Возраст, с которого наступает правоспособность, знают 62,9% опрошенных.

3) Среди наименее защищенных прав ученики выделили следующий перечень: права ветеранов, иностранных граждан, на образование, авторские права, право выбора, права меньшинств, а также все права (каждое из прав по 2,9%), свобода слова и право на жилище (по 5,7% опрошенных), культурные права (8,6%). Более половины из числа опрошенных не ответило на данный вопрос.

4) Негативное отношение к нарушению конституционных прав со стороны государства наблюдается у 86,6% опрошенных, негативное отношение к нарушению конституционных прав со стороны граждан выявлено у 60% опрошенных, мнение о неполной защите прав и свобод государством сложилось у 68,6% процентов опрошенных. Стоит отметить довольно высокий уровень безразличия, который по этим вопроса в среднем равен 15%.

5) Опрошенные оценили свой уровень правосознания следующим образом:

А) высокий-2,9%

Б) средний – 48,6%

В) низкий – 25,7%

Таким образом, на основании приведенных выше статистических результатов опроса учеников, нами были сделаны выводы о том, что уровень правосознания данной социальной группы довольно низкий, присутствует такая тенденция, как склонность молодежи к правовому нигилизму, отсутствие у большинства хотя бы основных знаний о своих конституционных правах и свободах. В ходе беседы с учениками также была выявлена низкая гражданская активность, а, следовательно, и антисоциальная и по большей части антиправовая гражданская позиция.

§2. Причины низкого уровня правосознания.

Выявив в своем исследовании определенный ряд проблем, связанных с правосознанием молодежи, мы решили выяснить, каковы причины столь низкого уровня правосознания.

Изучая влияние социальных факторов на формирование мировоззрения молодого человека в первую очередь необходимо выделить, что на процесс формирования правового сознания молодого человека решающее влияние оказывают следующие социальные факторы:

а) непосредственные условия жизни и работы;

б) организованная система обучения и воспитания;

в) средства массовой информации;

г) государственная молодежная политика.

Динамика преобладающих в правовом сознании молодежи взглядов напрямую связана с социально-экономической и политической ситуацией в обществе. Воздействие на эту динамику в желательном для общества направлении возможно лишь в случае позитивных изменений в общественном развитии. В противном случае правовое сознание молодежи может легко подвергаться деформации.

Таким образом, в правовом сознании как социальном явлении могут проявляться два его состояния: положительное и деформированное, которые в основном отличаются характером отражения правовой действительности и отношением их носителей к действующему праву, правосудию и законности.

Деформация правового сознания - это социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правового сознания, когда у его носителей складываются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориентированного правового сознания.

Основными формами проявления деформированного правосознания являются:

- чрезмерно высокая, оторванная от жизненных реалий оценка права как «универсального средства» решения социальных проблем, абсолютизация социальной роли и места права в жизни общества, предъявление завышенных требований к механизму правового регулирования, что кратко можно обозначить как юридический «идеализм»;

- категорическое отрицание права как социального блага, его способности оказывать эффективное воздействие на общественные отношения, упорядочивать жизнь общества.

Деформированность правового сознания молодежи представляет собой результат ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения: в семье и учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов; недостаточной, а главное - малоэффективной координации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений.

К отрицательному фактору, влияющему на процесс формирования правового сознания молодежи, можно отнести и кризис института семьи в современной России. Ежегодно из-за разводов в среднем 470 тыс. детей остаются без одного из родителей; увеличивается число детей, рожденных вне брака (около 23% всех родившихся). По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня в России около 3 миллионов беспризорников и 657 тысяч детей-сирот. Это больше, чем их было после Гражданской и Великой Отечественной войн.

На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиацию правового сознания современной российской молодежи:

- правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон ради личной выгоды;

- в формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону. Та часть молодежи, которая ориентируется на сотрудничество, напротив, демонстрирует большее уважение к закону и осознает опасность противоправного поведения и для личности, и для государства;

- независимо от категории молодежи представления у них о патриотизме, престиже государства, чувстве национальной гордости, гражданственности, ценности права в целом не различаются. Уровень представлений и оценки данных явлений не является высоким. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 72% молодых людей в возрасте 18 - 24 года не считают необходимой службу в армии по призыву и отрицательно относятся к данному государственному институту.

Именно для молодежной среды характерны различные проявления правового нигилизма.

Можно выделить следующие проявления правового нигилизма в молодежной среде современной России.

1. Несоблюдение и неисполнение требований законов и иных нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм.

2. Подмена законности прагматической целесообразностью.

3. Неуважение к суду и правоохранительным органам.

4. Аполитичность и отсутствие сопричастности к делам государства и общества.

Перспективы преодоления негативных явлений социально-правовой жизни во многом детерминированы состоянием правосознания современной молодежи и динамикой его развития, поскольку без понимания и осознания этой категорией лиц сущности и социального значения права трудно ожидать становления нового поколения россиян, впитавших ценности демократии, желающих и способных пользоваться правами и исполнять обязанности граждан социального правового государства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.