Схема обследования больных, страдающих заиканием
Паспортные данные
1. Фамилия, имя и отчество.
2. Дата и год рождения.
3. Место рождения.
4. Национальность, родной язык; язык, на котором общаются в семье; возможное двуязычие.
5. Домашний адрес, номер телефона.
6. Место учебы (класс, курс), место работы (занимаемая должность; профессия, специальность, полученные в учебном заведении), отсутствие работы.
7. Фамилия, имя и отчество лиц, с которыми проживает больной.
8. Материальное положение.
Жалобы
Задать больному вопрос: «На что в связи с речью вы жалуетесь?» Выслушать все, что расскажет пациент, обращая внимание на особенности его речи и поведение во время беседы.
Анамнез жизни
(Желательна беседа с матерью больного либо следует проанализировать ее ответы на вопросы, заданные в письменной форме и заранее переданные специалисту пациентом.)
1. Возраст родителей в момент рождения ребенка.
2. Какая у матери беременность по счету? (Если беременность не первая, чем оканчивались предыдущие беременности: роды, аборты, выкидыши и их причины.)
3. Течение беременности (условия работы и жизни матери, возможные вредности: заболевания, травмы, психотравмы, химические и лучевые воздействия, токсикоз, угроза выкидыша, госпитализация на дородовые отделения, отношения с мужем — отцом ребенка и родственниками при совместном проживании, вредные привычки отца ребенка, особенности течения беременности вне брака).
4. Роды (срочные, досрочные, с запаздыванием, нормальные, стремительные, затяжные, сухие, со стимуляцией и родовспомогательными средствами).
5. Состояние ребенка в момент родов (нормальное — по заключению врача; травмы, асфиксия — синяя, белая; когда закричал, проводились ли реанимационные мероприятия; врожденные пороки; масса тела и рост).
6. Грудное вскармливание (на какие сутки принесли кормить, наличие и количество молока, как взял грудь, искусственное вскармливание, длительность грудного вскармливания, в каком возрасте начали ребенка прикармливать).
7. Физическое развитие (время появления первых зубов, когда сел, встал в кроватке, начал ходить, как прибавлял в весе, координированность движений).
8. Психическое развитие после рождения и состояние нервной системы, по мнению матери (был спокойным, беспокойным, много плакал, капризничал; ночной сон: мало, много спал; спокойно мог лежать в постели; был приучен к рукам; тянул руки к игрушкам, фиксировал на них взгляд; узнавал близких, улыбался им; как реагировал на различные звуки и речь; как реагировал на посторонних людей; какая рука, по мнению родителей, была активнее — правая или левая; в каком возрасте начал проситься на горшок).
9. Речевое развитие (время появления гуления, лепетной речи, первых слов, фраз; своеобразие детской речи: аграмма-тизмы, нарушение звукопроизношения; объем понимания обращенной речи; возраст исчезновения особенностей детской речи; была ли необходимость в логопедической помощи при устранении недостатков детской речи).
10. Данные о наследственности, перенесенных заболеваниях и травмах (по заключению врача или материалам истории болезни).
Анамнез болезни
1. Возраст возникновения заикания.
2. Причины возникновения заикания (по мнению родителей).
3. Речевая наследственность (заикание в семье, в роду; ускоренный темп речи родителей; другая речевая патология).
4. Возможность возникновения индуцированного заикания (по подражанию).
5. Лечение заикания в прошлом (лечебные учреждения, консультативная помощь, проведение лечебно-коррекцион-ных курсов, их продолжительность).
6. Результаты проведенного в прошлом лечения (сроки ремиссий).
7. Эмоционально значимые ситуации речевого общения к моменту обследования (распределение ситуаций по степени сложности).
8. Отношение больного к своему речевому нарушению (относится спокойно, стесняется, боится говорить в определенных ситуациях, очень боится говорить везде и всюду).
Ведущие характерологические особенности больного (со слов родителей или близких родственников)
По характеру общительный, имеет много друзей; замкнутый, не общительный, друзей мало или не имеет; спокойный, уверенный в себе; тревожный, мнительный, стеснительный, слезливый; в коллективе является лидером; легко попадает под влияние окружающих; организованный, дисциплинированный, ответственно относится к порученному делу; не организованный, безответственный, нецелеустремленный; работоспособный, легко утомляется; добрый, внимательный, отзывчивый; эгоистичный, злобный, завистливый; отношение к близким; отношение к учебе, к работе; круг интересов, занятия в свободное время. Вредные привычки (табакокурение, алкоголизация, наркомания).
Описание логотерапевтического статуса
1.Самостоятельная речь (выраженность, частота и длительность речевых судорог; локализация судорог: артикуля-
ционная, голосовая, дыхательная, смешанная; тип судорог: клонический, тонический, смешанный; наличие сопутствующих и ритуальных движений; темп речи, артикуляция, сила голоса, сопутствующие нарушения речи, эмболофразии).
2. Чтение (проводится сравнение с самостоятельной речью по указанным характеристикам).
3. Сопряженная речь.
4. Отраженная речь.
5. Шепотная речь.
6. Диалогическая речь.
7. Автоматизированная речь (чтение стихотворения или произнесение различных вариантов счета, дней недели, месяцев года).
8. Ритмизированная речь (выделение ударением каждого гласного звука с понижением интонации к концу фразы).
9. Заключение: степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), форма заикания (смешанная, с преобладанием той или иной формы), тип речевых судорог (преобладание тонуса или клонуса), наличие сопутствующих и ритуальных движений, объективизация уровня логофобии с помощью психологической методики «Речевой опросник» (приложение 2).
Приложение 2
Исследование уровня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании
(«Речевой опросник», Миссуловин Л. Я., 1999)
Я группа. Речь наедине с собой
1. Если я вслух пересказываю учебный материал...
2. Если я вслух наизусть читаю стихотворение...
3. Если я вслух читаю художественную прозу...
4. Если я с увлечением играю в компьютерные игры, комментирую спортивные телепередачи, разбираю шахматные партии...
Я группа. Общение в домашних условиях
5. Если я разговариваю с родителями в спокойной обстановке...
6. Если я разговариваю с родителями в ситуации конфликта...
7. Если я разговариваю с женой, мужем, детьми, братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой в спокойной обстановке (нужные слова или все слова подчеркнуть)...
8. Если я разговариваю с женой, мужем, детьми, братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой в ситуации конфликта (нужные слова или все слова подчеркнуть)...
Я группа. Общение на улице
9.Если я обращаюсь к незнакомому человеку одного со мной возраста, младше, старше (нужное слово подчеркнуть)...
10. Если ко мне обращается незнакомый человек одного со мной возраста, младше, старше (нужное слово подчеркнуть)...
11. Если мне пришлось говорить с незнакомым человеком в конфликтной ситуации...
12. Если со мной заговорил человек примерно одного со мной возраста противоположного пола...
Я группа. Речь в средних и высших учебных заведениях
13. Если меня вызывают к доске (при хорошем знании материала)...
14. Если я отвечаю на экзамене (при хорошем знании материала)...
15. Если преподаватель обращается с вопросом ко всей аудитории, и я знаю ответ...
16. Если я разговариваю с друзьями на перемене...
Я группа. Общение на работе
17. Если я разговариваю со строгим и придирчивым начальником...
18. Если я разговариваю с подчиненным (или с младшим практикантом)...
19. Если я разговариваю с коллегой, с товарищем по практике...
20. Если мне необходимо выступить на собрании в конфликтной ситуации...
Я группа. Общение в учреждениях сферы обслуживания
21. Если к продавцу, кассиру, в регистратуру и пр. очереди нет...
22. Если к продавцу, кассиру, в регистратуру и пр. стоит очередь...
23. Если кто-либо из очереди меня начинает торопить...
24. Если меня начинает торопить продавец, кассир, регистратор и пр. ...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|