Сделай Сам Свою Работу на 5

Результаты клинико-психологических исследований





Результаты экспертной оценки уровня логофобии

На основании данных, полученных в беседе с боль­ными, 87 исследованных заикающихся были подразделены на четыре группы. Эти группы отражают, по мнению специ­алиста-эксперта, наличие и уровни логофобического синдро­ма у обследуемых.

1-я группа: наличие речевых затруднений без логофобии (РЗ).

2-я группа: психологическое реагирование на заикание но­сит невыраженный характер, больной немного стесняется своей речи (I уровень логофобии).

3-я группа: больной боится говорить во многих ситуациях речевого общения, по возможности старается избегать речи в официальной обстановке. Выбирает магазины самообслужи­вания. При необходимости пользуется телефоном, отмечая выраженные затруднения по I варианту (легче ответить на звонок — см. приложение 2) (II уровень логофобии).

4-я группа: больной практически инвалидизирован. В лю­бых ситуациях речевого общения отмечает выраженный страх речи. Нередко в связи с этим не учится и не работает. Круг

общения резко ограничен семьей (в семье также возможна определенная избирательность в системе общения). Друзей, знакомых, как правило, не имеет. Людей противоположного пола обычно сторонится (III уровень логофобии). Полученные данные отражены в таблице 11.



Таблица 11

Экспертная оценка уровня логофобии

 

 

Группы   Уровни логофобии Обследованные заикающиеся
Кол-во человек %
2 3 4 Речевые бии (РЗ) I II III затруднения без логофо- 23 38 14 13,8 26,4 43,7 16,1
  Все го

Данные, представленные в таблице 11, указывают, что наи­большее количество заикающихся (38 человек) по экспертной оценке относятся к 3-й группе (II уровень логофобии).

Результаты исследования уровня логофобии по самооцен­ке заикающихся

Эта оценка определялась в непосредственной беседе с боль­ным, которому задавали обобщенный вопрос: «Расскажите подробно, в каких ситуациях, обстоятельствах, в общении с какими людьми (знакомыми, незнакомыми) вам говорить труднее всего?» В тех ситуациях, когда мы получали ответы типа: «Мне трудно говорить на занятиях в учебном заведе­нии, в магазинах, по телефону и пр.», задавались уточняю­щие вопросы: «В каких случаях труднее говорить в магази­нах: когда у кассы стоит несколько человек и вам нужно обождать или вы можете подойти к кассиру при отсутствии очереди? В каких случаях вам труднее говорить по телефо­ну: когда вы звоните кому-нибудь (I вариант — для многих наиболее трудный) или когда вы отвечаете на звонок (И ва­риант)» и пр. Ответы на поставленные уточняющие вопросы дают возможность получить представление о наличии у боль-



 

ного страха ожидания речевого срыва (раньше в литературе можно было в связи с аналогичным состоянием найти тер­мин «невроз ожидания»).

На основании полученных ответов больные были подраз­делены на четыре группы.

Результаты самостоятельной оценки больными своего эмо­ционального состояния, связанного с речевым общением, от­ражены в таблице 12. Система оценок такая же, как и при экспертной оценке уровня логофобии.

1-я группа: речевые затруднения без логофобии (РЗ).

2-я группа: I уровень логофобии.

3-я группа: II уровень логофобии.

4-я группа: III уровень логофобии.

Самооценка уровня логофобии

Таблица 12

 

 

 

Группы Уровни логофобии Обследованные заикающиеся
Кол-во человек %
2 3 Речевые затруднения без лого­фобии (РЗ) I II III 41 24 13 10,4 47,1 27,6 14,9
Всего

Данные, приведенные в таблице 12, говорят о том, что наи­большее количество обследованных заикающихся относят себя ко 2-й группе (I уровень логофобии).

Сравнительные исследования результатов экспертной оцен­ки и самооценки уровней логофобии (см. табл. 11 и 12) ука­зывают на то, что, если у обследуемого не наблюдается тен­денции к аггравации или диссимуляции своего состояния, они приближаются по своим цифровым значениям в 1-й и 4-й груп­пах: 12—9 и 14—13 человек соответственно. Также следует учесть, что указанная тенденция к аггравации и диссимуля­ции у пациентов 1-й и 4-й групп, видимо, практически не­возможна.



Результаты экспериментально-психологических исследований

Результаты обследования заикающихся призывни­ковс применением речевого опросника «Исследования уров­ня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании»(приложение 2)

 

В сборнике «Лучшие психологические тесты для профот­бора и профориентации» под редакцией А. Ф. Кудряшева (1992) указывается, что в экспериментальной психологичес­кой практике широко используется метод «незаконченных предложений». Существует много его вариантов. Составите­ли сборника предложили вариант, разработанный Саксом и Леви, который включает 60 незаконченных предложений. Эти предложения подразделяются на 15 групп, характеризу­ющих систему отношений обследуемого.

В нашем пособии указанная методика адаптирована с це­лью объективизации экспертной оценки и самооценки уров­ня логофобии у взрослых заикающихся (см. приложение 2).

«Речевой опросник» состоит из 44 незаконченных пред­ложений, которые подразделяются на 10 групп. В девять из них входит по 4 незаконченных предложения, в десятую — 8 предложений. Десятая группа разработана для призывни­ков и желающих поступить в военные училища либо пойти служить в армию по контракту. Поэтому она содержит два варианта по 4 предложения, которые учитывают возможные установки заикающихся на аггравацию либо диссимуляцию логофобии.

Указанные группы предложений распределяются с уче­том усложнения эмоционально значимых ситуаций речево­го общения. Последовательность трудных ситуаций опреде­лялась в результате анализа жалоб больных на материале 1000 историй болезни. Приведенные ситуации составляют четыре блока предложений. Первая ситуация (речь наеди­не) — первый блок (без логофобии). Три последующих бло­ка — по три ситуации, соответственно I, II, III уровень ло­гофобии.

Окончания предложений стандартизированы и предусмат­ривают четыре варианта, завершающих предложения: 1. «Я

говорю спокойно и без затруднений». 2. «Я говорю с незна­чительными запинками». 3. «Мне говорить трудно». 4. «Мне говорить очень трудно».

Первый вариант ответа оценивается 0 баллом, так как пре­дусматривает отсутствие логофобии, второй вариант — 1 бал­лом, третий — 2 баллами, четвертый — 3.

Набранные баллы суммируются по каждому блоку. Наи­большая сумма баллов определяет тот или иной уровень ло­гофобии.

Данные, полученные в результате применения «Речево­го опросника» (табл. 13), сопоставлялись с данными иссле­дования той же группы заикающихся призывников с по­мощью клинико-психологических методов, приведенных выше.

В таблице 13 представлены результаты обследования 87 за­икающихся призывников с помощью нашей эксперименталь­но-психологической методики «Речевой опросник».

Таблица 13

Исследования уровня логофобии с применением «Речевого опросника»

 

 

 

Группы Уровни логофобии Обследованные заикающиеся
Кол-во человек %
2 3 4 Речевые затруднения без лого­фобии (РЗ) I II III 33 40 14 37,9 46,0 16,1
Всего

Данные таблицы 13 показывают, что наибольшее количе­ство обследованных вошло во 2-ю и 3-ю группы (I и II уровни логофобии).

В таблице 14 представлены сравнительные данные иссле­дования уровней логофобии по результатам экспертной оцен­ки, самооценки и результатам применения «Речевого оп­росника».

 

 

  Сравнительное исследование уровней логофобии  
Группы Уровни логофобии Экспертная оценка уровня логофобии Самооценка уровня логофобии «Речевой опросник»
Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек %
Речевые затруд­нения без лого­фобии (РЗ) 13,8 10,4
I 26,4 47,1 37,9
II 43,7 27,6 46,0
III 16,1 14,9 16,1
  Всего

Как видно из таблицы 14, в наибольшей степени совпада­ют данные экспертной оценки уровня логофобии и «Речевого опросника» по 3-й и 4-й группам. В 4-й группе наблюдается почти полное совпадение цифровых показателей по трем па­раметрам — 14, 13, 14.

При компьютерной обработке данных обследования экс­периментальной группы получены следующие результаты. Данные «Речевого опросника» наиболее высоко коррелируют с экспертной оценкой и несколько ниже — с самооценкой уров­ня логофобии, хотя последняя также является статистически значимой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.