Результаты клинико-психологических исследований
Результаты экспертной оценки уровня логофобии
На основании данных, полученных в беседе с больными, 87 исследованных заикающихся были подразделены на четыре группы. Эти группы отражают, по мнению специалиста-эксперта, наличие и уровни логофобического синдрома у обследуемых.
1-я группа: наличие речевых затруднений без логофобии (РЗ).
2-я группа: психологическое реагирование на заикание носит невыраженный характер, больной немного стесняется своей речи (I уровень логофобии).
3-я группа: больной боится говорить во многих ситуациях речевого общения, по возможности старается избегать речи в официальной обстановке. Выбирает магазины самообслуживания. При необходимости пользуется телефоном, отмечая выраженные затруднения по I варианту (легче ответить на звонок — см. приложение 2) (II уровень логофобии).
4-я группа: больной практически инвалидизирован. В любых ситуациях речевого общения отмечает выраженный страх речи. Нередко в связи с этим не учится и не работает. Круг
общения резко ограничен семьей (в семье также возможна определенная избирательность в системе общения). Друзей, знакомых, как правило, не имеет. Людей противоположного пола обычно сторонится (III уровень логофобии). Полученные данные отражены в таблице 11.
Таблица 11
Экспертная оценка уровня логофобии
Группы
|
| Уровни логофобии
| Обследованные заикающиеся
|
Кол-во человек
| %
|
2 3 4
| Речевые бии (РЗ)
I II III
| затруднения без логофо-
|
23 38 14
| 13,8
26,4 43,7 16,1
|
| Все го
|
|
| Данные, представленные в таблице 11, указывают, что наибольшее количество заикающихся (38 человек) по экспертной оценке относятся к 3-й группе (II уровень логофобии).
Результаты исследования уровня логофобии по самооценке заикающихся
Эта оценка определялась в непосредственной беседе с больным, которому задавали обобщенный вопрос: «Расскажите подробно, в каких ситуациях, обстоятельствах, в общении с какими людьми (знакомыми, незнакомыми) вам говорить труднее всего?» В тех ситуациях, когда мы получали ответы типа: «Мне трудно говорить на занятиях в учебном заведении, в магазинах, по телефону и пр.», задавались уточняющие вопросы: «В каких случаях труднее говорить в магазинах: когда у кассы стоит несколько человек и вам нужно обождать или вы можете подойти к кассиру при отсутствии очереди? В каких случаях вам труднее говорить по телефону: когда вы звоните кому-нибудь (I вариант — для многих наиболее трудный) или когда вы отвечаете на звонок (И вариант)» и пр. Ответы на поставленные уточняющие вопросы дают возможность получить представление о наличии у боль-
ного страха ожидания речевого срыва (раньше в литературе можно было в связи с аналогичным состоянием найти термин «невроз ожидания»).
На основании полученных ответов больные были подразделены на четыре группы.
Результаты самостоятельной оценки больными своего эмоционального состояния, связанного с речевым общением, отражены в таблице 12. Система оценок такая же, как и при экспертной оценке уровня логофобии.
1-я группа: речевые затруднения без логофобии (РЗ).
2-я группа: I уровень логофобии.
3-я группа: II уровень логофобии.
4-я группа: III уровень логофобии.
Самооценка уровня логофобии
Таблица 12
Группы
| Уровни логофобии
| Обследованные заикающиеся
|
Кол-во человек
| %
|
2 3
| Речевые затруднения без логофобии (РЗ)
I II III
|
41 24 13
| 10,4
47,1 27,6 14,9
|
Всего
|
|
| Данные, приведенные в таблице 12, говорят о том, что наибольшее количество обследованных заикающихся относят себя ко 2-й группе (I уровень логофобии).
Сравнительные исследования результатов экспертной оценки и самооценки уровней логофобии (см. табл. 11 и 12) указывают на то, что, если у обследуемого не наблюдается тенденции к аггравации или диссимуляции своего состояния, они приближаются по своим цифровым значениям в 1-й и 4-й группах: 12—9 и 14—13 человек соответственно. Также следует учесть, что указанная тенденция к аггравации и диссимуляции у пациентов 1-й и 4-й групп, видимо, практически невозможна.
Результаты экспериментально-психологических исследований
Результаты обследования заикающихся призывниковс применением речевого опросника «Исследования уровня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании»(приложение 2)
В сборнике «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» под редакцией А. Ф. Кудряшева (1992) указывается, что в экспериментальной психологической практике широко используется метод «незаконченных предложений». Существует много его вариантов. Составители сборника предложили вариант, разработанный Саксом и Леви, который включает 60 незаконченных предложений. Эти предложения подразделяются на 15 групп, характеризующих систему отношений обследуемого.
В нашем пособии указанная методика адаптирована с целью объективизации экспертной оценки и самооценки уровня логофобии у взрослых заикающихся (см. приложение 2).
«Речевой опросник» состоит из 44 незаконченных предложений, которые подразделяются на 10 групп. В девять из них входит по 4 незаконченных предложения, в десятую — 8 предложений. Десятая группа разработана для призывников и желающих поступить в военные училища либо пойти служить в армию по контракту. Поэтому она содержит два варианта по 4 предложения, которые учитывают возможные установки заикающихся на аггравацию либо диссимуляцию логофобии.
Указанные группы предложений распределяются с учетом усложнения эмоционально значимых ситуаций речевого общения. Последовательность трудных ситуаций определялась в результате анализа жалоб больных на материале 1000 историй болезни. Приведенные ситуации составляют четыре блока предложений. Первая ситуация (речь наедине) — первый блок (без логофобии). Три последующих блока — по три ситуации, соответственно I, II, III уровень логофобии.
Окончания предложений стандартизированы и предусматривают четыре варианта, завершающих предложения: 1. «Я
говорю спокойно и без затруднений». 2. «Я говорю с незначительными запинками». 3. «Мне говорить трудно». 4. «Мне говорить очень трудно».
Первый вариант ответа оценивается 0 баллом, так как предусматривает отсутствие логофобии, второй вариант — 1 баллом, третий — 2 баллами, четвертый — 3.
Набранные баллы суммируются по каждому блоку. Наибольшая сумма баллов определяет тот или иной уровень логофобии.
Данные, полученные в результате применения «Речевого опросника» (табл. 13), сопоставлялись с данными исследования той же группы заикающихся призывников с помощью клинико-психологических методов, приведенных выше.
В таблице 13 представлены результаты обследования 87 заикающихся призывников с помощью нашей экспериментально-психологической методики «Речевой опросник».
Таблица 13
Исследования уровня логофобии с применением «Речевого опросника»
Группы
| Уровни логофобии
| Обследованные заикающиеся
|
Кол-во человек
| %
|
2 3 4
| Речевые затруднения без логофобии (РЗ)
I II III
| 33 40 14
| 37,9 46,0 16,1
|
Всего
|
|
| Данные таблицы 13 показывают, что наибольшее количество обследованных вошло во 2-ю и 3-ю группы (I и II уровни логофобии).
В таблице 14 представлены сравнительные данные исследования уровней логофобии по результатам экспертной оценки, самооценки и результатам применения «Речевого опросника».
| Сравнительное исследование
| уровней логофобии
|
| Группы
| Уровни логофобии
| Экспертная оценка уровня логофобии
| Самооценка уровня логофобии
| «Речевой опросник»
|
Кол-во человек
| %
| Кол-во человек
| %
| Кол-во человек
| %
|
| Речевые затруднения без логофобии (РЗ)
|
| 13,8
|
| 10,4
| —
| —
|
| I
|
| 26,4
|
| 47,1
|
| 37,9
|
| II
|
| 43,7
|
| 27,6
|
| 46,0
|
| III
|
| 16,1
|
| 14,9
|
| 16,1
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| Как видно из таблицы 14, в наибольшей степени совпадают данные экспертной оценки уровня логофобии и «Речевого опросника» по 3-й и 4-й группам. В 4-й группе наблюдается почти полное совпадение цифровых показателей по трем параметрам — 14, 13, 14.
При компьютерной обработке данных обследования экспериментальной группы получены следующие результаты. Данные «Речевого опросника» наиболее высоко коррелируют с экспертной оценкой и несколько ниже — с самооценкой уровня логофобии, хотя последняя также является статистически значимой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|