Сделай Сам Свою Работу на 5

К ВОПРОСУ О ПЕРЕЧНЯХ ПОТРЕБНОСТЕЙ





Абрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность

Глава 3

Предисловие к теории мотивации Индивидуум как интегрированное целое Голод как парадигма Цель и средство Желания и культура Множественные мотивации Мотивационные состояния Взаимосвязь мотиваций К вопросу о перечнях потребностей Классификация мотивов Мотивация и эксперименты на животных. Окружающая среда Интеграция Немотивированное поведение Возможность осуществления Влияние реальности К вопросу о необходимости исследования здоровой мотивации

Глава 4

Теория человеческой мотивации Введение Базовые потребности Другие характеристики базовых потребностей,

Глава 5

Значение концепции удовлетворения для психологической теории Общие последствия удовлетворения Научение и удовлетворение базовой потребности Удовлетворение потребности и формирование характера Концепция здорового удовлетворения Феномены, частично детерминированныебазовым удовлетворением Патология, вызванная удовлетворением Функциональная автономия высших потребностей Некоторые феномены, связанные с базовым удовлетворением

Глава 11



Самоактуализированные люди: исследование сихологического здоровья От автора Метод отбора испытуемых Как были получены данные и как они будут представлены Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения среальностью Приятие (себя, других, природы) Спонтанность, простота, естественность Служение Отстраненность; потребность в уединении Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность Свежий взгляд на вещи Мистические переживания и высшие переживания Ge meinschaftsgefbhl Межличностные отношения Демократичность Умение отличать средство от цели, добро от зла Философское чувство юмора Креативность Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры Несовершенство самоактуализированного человека Ценности и самоактуализация Самоактуализация и преодоление дихотомий

Глава 12

Любовь и самоактуализация Предварительное описание некоторых характеристик любви Самоактуализация и беззащитность в любви Способность любить и быть любимым Самоактуализация, любовь и секс Забота, ответственность и общность потребностей Любовь как радость и игра Приятие индивидуальности партнера и уважение к нему Любовь как высшее переживание. Восхищение, удивление, трепет Отчужденность и индивидуализм Эффективность восприятия, хороший вкус и здоровая любовь

ГЛАВА 3



ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ Эта глава содержит шестнадцать положений, каждое из которых касаетсяпроблемы мотивации и обязательно должно быть представлено в любоймало-мальски серьезной теории, посвященной проблеме мотивации. Я постаралсяохватить весь крут вопросов, связанных с мотивацией, поэтому некоторые изперечисленных мною положений могут показаться вам очевидными до банальности,другие, напротив, спорными или неуместными.

ИНДИВИДУУМ КАК ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЦЕЛОЕ

Первое положение теории мотивации гласит: индивидуум ѕ этоинтегрированное, организованное целое. Данное теоретическое положение несодержит в себе ничего нового, это "Отче наш" психологии, первая заповедьлюбого психолога, которую мы, греховодники, так часто забываем, проводяэкспериментальные исследования. Пора, наконец, четко уяснить, что пока мы неосознаем экспериментальную и теоретическую значимость данного положения, мыне сможем приблизиться к построению теории мотивации, и все нашиэксперименты будут бесполезны. В рамках теории мотивации это общее положениевлечет за собой множество специфических последствий. Так, например,соглашаясь с ним, мы предполагаем также, что мотивация соотносится не скакой-то частью индивидуума, а со всем индивидуумом как таковым. Такиесловосочетания, как "потребность желудка" или "генитальная потребность" вхорошей теории мотивации неуместны. Потребность ѕ это всегда потребностьиндивидуума. Потребность в еде испытывает Джон Смит, а не желудок ДжонаСмита. Удовлетворение потребности приносит удовлетворение индивидууму, а некакому-то его органу. Пища утоляет голод Джона Смита, а не голод егожелудка. Зачастую те из экспериментаторов, которые рассматривают голод ДжонаСмита как функцию пищеварительного тракта Джона Смита, упускают из вида тотфакт, что голод воздействует не только на пищеварительную функциюиндивидуума, но и на другие, а возможно даже, на большинство его функций.Трансформируется его восприятие (голодный человек совсем по-другомувоспринимает пищу), иначе функционирует его память (его преследуютвоспоминания о вкусной пище), изменяются эмоции (он становится напряженным инервозным). Ход и содержание мыслительных процессов также становятся иными(голодного человека вряд ли увлечет решение алгебраической задачи, скорее,он будет думать о том, где бы ему поесть). Этот перечень можно продолжать добесконечности, пока не будут перечислены практически все функции человека,как физиологические, так и психические. Проще говоря, если уж Джон Смитголоден, то он голоден весь, перед нами уже не тот человек, каким был ДжонСмит полчаса назад.

ГОЛОД КАК ПАРАДИГМА



Рассмотрение голода в качестве парадигмы, в качестве модели прочихмотивационных состояний в корне неверно как с точки зрения теории, так и впрактическом смысле. Стоит задуматься поглубже, и становится очевидно, чтоголод ѕ скорее специфический, нежели общий, тип мотивации. По сравнению сдругими мотивациями голод более "изолирован" (я употребляю это слово в томже значении, в каком его употребляли гештальт-психологи и гольдштейнианцы);он не столь генерализован, как другие мотивации; и наконец, в отличие отдругих мотиваций, он имеет под собой всем известную соматическую основу, чтовообще-то достаточно необычно для мотивации. Какие мотивы чаще всего движутчеловеком? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить какой-нибудьдень из своей жизни, восстановить в памяти мысли, одолевавшие вас. ижелания, руководившие вами на протяжении этого дня. Скорее всего, врезультате подобного интроспективного анализа вы придете к выводу, чтобольшинство ваших желаний было связано с приобретением одежды или новогоавтомобиля, с потребностью в дружеском участии, в компании, похвале,престиже и тому подобных вещах. Обычно мы относим эти потребности к разрядувторичных, или культуральных, в отличие от "истинных", или первичныхпотребностей, которые мы называем физиологическими нуждами. Но на самом-тоделе именно эти потребности более существенны для нас, более естественны.Поэтому в поисках парадигмы логичнее было бы обратиться не к голоду, а ккакой-нибудь из этих потребностей. Долгое время бытовало мнение, что все потребности построены по образцупервичных нужд, что культуральные потребности ведут себя точно так же, какфизиологические. Но сегодня мы можем с полной уверенностью утверждать, чтоэто не так. Большую часть человеческих потребностей невозможно изолировать,подавляющее большинство из них не; имеет локальной соматической основы.Практически ни одна из потребностей не возникает обособленно, в отрыве отдругих. (Если человек хочет заработать денег, это вовсе не означает, что егорадует шорох купюр и звон монет.) Почему бы нам не взять за образецмотивации потребность такого рода, хотя бы ту же потребность в деньгах?Вместо того, чтобы исследовать "чистое" физиологическое состояние или,вернее, некую парциальную потребность, например, голод, было бы правильнееуглубиться в изучение потребностей более фундаментальных, вроде потребностив любви. Сегодня, основываясь на имеющихся данных, я могу со всейуверенностью заявить, что, сколь бы велики ни были наши знания о голоде, онинисколько не помогут нам в понимании стремления к любви. Я возьму на себясмелость утверждать, что глубокое познание потребности в любви может датьнам гораздо больше для понимания мотивации как таковой (и в том числепотребности в пище), чем непосредственное изучение голода. В данной связи уместно вспомнить критическое отношениегештальт-психологии к понятию простоты. Потребность в пище, на первый взглядкуда как более простая, чем потребность в любви, на самом деле не стольпроста (160). Иллюзия простоты возникает при выборочном рассмотренииотдельных, изолированных, относительно самостоятельных проявлений ипроцессов. Но даже и в таком случае рано или поздно мы обнаружим, чтопо-настоящему важные процессы в обязательном порядке динамическивзаимосвязаны со всем тем, что важно для человека в целом. Однако, если так,то имеет ли смысл принимать за образцы потребности, столь далекие откомплексного отражения целостности индивидуума? Может быть, причина стольбольшого интереса науки к потребности в пище состоит в том, что этапотребность легче других поддается исследованию с помощью знакомыхинструментов, традиционных (но не обязательно точных) методик, которыеизолируют, редуцируют, обособляют ее? И все-таки, если уж выбирать, какиепроблемы подлежат исследованию в первую очередь ѕ тривиальные, но легкоразрешаемые, или же сложно постижимые, но чрезвычайно важные, ѕ то я быотдал предпочтение последним.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО

Если проанализировать наши обычные желания, то мы обнаружим, по Меньшеймере. одну общую, объединяющую их характеристику. Я говорю здесь о том, чтоэти желания предстают перед нами не как цель, но скорее как средстводостижения некой цели. Человек желает заработать побольше денег, чтобыкупить новый автомобиль. В свою очередь, автомобиль он хочет купить длятого, чтобы не чувствовать себя "хуже" соседа, который недавно купил новыйавтомобиль, то есть для того, чтобы сохранить самоуважение, уважение илюбовь окружающих. Взявшись за анализ человеческих желаний (я имею в видуосознанные желания), мы очень скоро обнаружим, что за каждым из них стоиткакое-то другое, более фундаментальное желание, которое правильнее было быназвать целью или ценностью. Другими словами, при анализе человеческихжеланий мы сталкиваемся с той же ситуацией, что и при анализепсихопатологической симптоматики. Изучение симптомов ѕ крайне полезноезанятие, но всегда следует помнить, что нас интересует не симптом сам посебе, а его значение, его причины и последствия. Изучение отдельногосимптома почти бессмысленно, но анализ общей динамики симптомов полезен иплодотворен, потому что только на основании такого анализа мы можемпоставить правильный диагноз и назначить курс лечения. Так же и отдельновзятое желание интересно нам не само по себе, а только в связи с конечнойцелью, проявляющейся в нем, в связи с его потаенным смыслом, подоплекой,вскрываемыми только посредством глубинного анализа. Глубинный анализ тем и хорош, что всегда подразумевает существованиенекой личностной цели, или потребности, глубже которых уже ничего нет,удовлетворение которых само по себе является целью. Характерная особенностьэтих потребностей состоит в том, что они, как правило, не обнаруживают себянепосредственно, а выступают скорее как своеобразный концептуальный источникмножества специфических, осознаваемых желаний. Другими словами, именно этибазовые цели и стремления должны быть главным предметом исследованиячеловеческой мотивации. Все вышеизложенное заставляет нас сформулировать одно очень важноетребование, которое необходимо учитывать при построении мотивационнойтеории. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нампридется иметь дело с очень сложной проблемой ѕ с проблемойбессознательного. Изучение только сознательной мотивации, даже самоетщательное, оставляет за рамками рассмотрения очень многие человеческиемотивы, которые не менее, а, быть может, и более важны, чем те, чтопредставлены в сознании. Психоанализ неоднократно демонстрировал нам, чтосвязь между осознаваемым желанием и лежащей в его основе базовойнеосознаваемой целью не обязательно прямолинейна. Эта взаимосвязь может бытьдаже отрицательной, как это бывает в случае реактивных образований. Такимобразом, мы должны признать, что отрицание роли бессознательного делаетневозможным построение теории мотивации.

ЖЕЛАНИЯ И КУЛЬТУРА

В нашем распоряжении имеется достаточно антропологических данных,указывающих на то, что люди гораздо меньше отличаются друг от друга в своихфундаментальных потребностях, нежели в повседневных, осознаваемых желаниях.В пользу этого утверждения говорит тот факт, что представители разныхкультур прибегают к разным, порой совершенно противоположным способамудовлетворения одной и той же потребности, например, потребности всамоуважении. В одной культуре для удовлетворения этой потребности человекунужно стать удачливым охотником, в другой ѕ хорошим врачом, в третьей ѕотважным воином, в четвертой ѕ быть эмоционально сдержанным человеком и т.д.и т.п. Очевидно, что стремление стать удачливым охотником и стремление статьхорошим врачом служат достижению одной и той же фундаментальной, конечнойцели. Поэтому при классификации эти два несоизмеримых на первый взгляджелания логичнее было бы объединить в рамках одной категории, игнорируякрайнюю несхожесть их поведенческих проявлений. Очевидно, что цель гораздоболее универсальна, чем средства достижения этой цели, потому что средстваобязательно подвержены влияниям конкретных особенностей культуры, традиций истереотипов.

МНОЖЕСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ

Опыт исследования психопатологии еще раз доказывает нам, что с помощьюосознанного желания, посредством поведенческих актов, мотивированных этимжеланием, человек может реализовывать и выражать совсем иные, неосознаваемыеим желания. Поясним нашу мысль. Известно, что осознанное сексуальноевлечение и сексуальное поведение, продиктованное им, ѕ чрезвычайно сложныефеномены, и сложны они именно потому, что за ними могут стоять различныенеосознаваемые желания. Если у одного человека сексуальное влечение можетбыть обусловлено потребностью в самоутверждении, то у другого ѕ стремлениемпроизвести впечатление, у третьего ѕ потребностью в эмоциональной близости,в дружбе, безопасности и любви, у четвертого ѕ комбинацией нескольких иливсех перечисленных потребностей. Разные люди могут совершенно одинаковоинтерпретировать свое сексуальное влечение; очевидно, что почти любойчеловек скажет сам себе, что ищет сексуального удовлетворения. Но мы-тознаем, что все далеко не так просто, знаем, что слишком часто толкованиечеловеком своих желаний и поступков бывает ложным, и будем стремиться ктому, чтобы постичь те фундаментальные потребности, которые стоят заосознанными желаниями и внешними проявлениями этих желаний. (Всевышесказанное верно и в отношении консумматорных реакций.) В подтверждение этого тезиса можно привести еще один аргумент. Как известно, за одним и тем же психопатологическим симптомом у разныхлюдей могут стоять разные, порой диаметрально противоположные желания. Так,например, истерический парез может быть вызван и стремлением к мести, ипотребностью в жалости, и жаждой любви, и потребностью в уважении. Анализосознаваемых желаний и психопатологических симптомов только с поведенческихпозиций равносилен добровольному отказу от понимания мотивации поведения.Хочу подчеркнуть ѕ сам по себе факт, что один и тот же поведенческий акт,одно и то же осознанное желание могут иметь в своей основе разные мотивы,достаточно необычен.

МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ

Любое психологическое или физиологическое состояние, любое изменениеорганизма в какой-то мере связано с мотивацией, в каком-то смысле являетсямотивационным состоянием. Если мы говорим, что человек чувствует себяотверженным, то что это означает? Статическая психология спешит после этогозаявления поставить точку, в то время как динамическая психология поставитдвоеточие, ибо это заявление неизбежно влечет за собой множество других,каждое из которых требует эмпирической проверки. Чувство отверженностиохватывает всего человека, оно сказывается на его соматическом и психическомсостоянии. В частности, мы можем сказать, что человек, чувствующий себяотверженным, напряжен, что он несчастен. Его чувство воздействует не толькона его физическое состояние, оно автоматически и неизбежно пробуждает кжизни иные чувства и желания самой разнообразной окраски, такие, например,как неотступное желание завоевать любовь окружающих, всевозможные защитныереакции, нарастающее чувство враждебности и т.п. Следовательно, подлинное понимание состояния, которое мы описалисловами "он чувствует себя отверженным", возможно только в том случае, еслимы расширим его длинным рядом прочих заявлений, каждое из которых обрисуетотдельный аспект состояния отверженного индивидуума. Говоря иначе, уже самочувство отверженности мы должны понимать как мртивационное состояние. У меняскладывается впечатление, что современные теории мотивации исходят, какправило, из ошибочной трактовки мотивационного состояния как особого,специфического, обособленного от процессов, происходящих на соматическом иличностном уровнях. А между тем любая претендующая на убедительность теориямотивации должна исходить из противоположного допущения, должнапредполагать, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, что онаявляется универсальной характеристикой практически любого организмическогосостояния.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИЙ

Человек ѕ существо желающее. Человек крайне редко бывает полностьюудовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворитьодно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое,и так до бесконечности. Желание непрекращающееся и неизбывное являетсяхарактерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всейжизни. Назрела необходимость изучения взаимосвязей между различнымимотивациями. Устремившись к глубокому и широкому пониманию этихвзаимосвязей, мы вынуждены будем отказаться от пагубной склонностиизолировать одни мотивационные единицы от других. До тех пор, пока мы будемизучать лишь внешние проявления потребности или желания, поступка,совершенного под действием потребности или желания, удовлетворения,полученного от достижения желанной цели, ѕ до тех пор наше представление омотиве будет изолированным, единичным, частным, искусственно выдернутым изобщей картины моти-вационной жизни индивидуума. Внешнее проявление частногомотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности илинеудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколькоудовлетворены прочие потребности, более фундаментальные, препотентныерассматриваемому. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, еслибы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожализемлетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненавистьокружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн,доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться. До сих пор теории мотивации незаслуженно обходили своим вниманием двачрезвычайно важных момента. Во-первых, человек крайне редко бываетудовлетворен абсолютно, а если и бывает, то очень недолго, чаще всего онбывает лишь более млм л(емее удовлетворен; а во-вторых, существует своегорода иерархия желаний, в которой одно желание препотентно другому.

К ВОПРОСУ О ПЕРЕЧНЯХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Следует раз и навсегда отказаться от бессмысленных попыток перечислитьи каталогизировать человеческие потребности и желания. Я могу привестинесколько теоретических доводов, которые, надеюсь, убедят вас втеоретической несостоятельности подобных перечней. Во-первых, любаякаталогизация подразумевает равнозначность всех составляющих каталога, ихравноправие и равновероятность. Но подобного равенства среди потребностей несуществует, вероятность, с которой нас охватывают те или иные желания,зависит от того, в какой мере удовлетворены иные, более фундаментальныежелания. Ни о какой равновероятности пробуждения желаний не может быть иречи. Во-вторых, сама структура каталога, само присвоение потребностям неких"инвентарных номеров" предполагает их взаимную изолированность,независимость Друг от друга. А между тем, ни одна из человеческихпотребностей, ни одно из человеческих желаний не может быть отлучено отпрочих потребностей и желаний. В-третьих, такого рода перечни составляются, как правило, на основевнешних, поведенческих проявлений, а это значит, что в них нет места новомузнанию о динамической природе потребностей. Например, в такого родакаталогах не может быть отражен парадокс, заключающийся в том, что одножелание служит способом выражения иных желаний. Инвентаризация потребностей бессмысленна еще и потому, чтомотивационную жизнь нельзя рассматривать как сумму изолированных, дискретныхвеличин, скорее, нужно говорить о спецификационной иерархии потребностей.Уже само количество включаемых в подобные списки потребностей практическивсецело зависит от того, с какой степенью спецификации автор каталогасклонен анализировать их. Побуждения, составляющие мотивационную жизньиндивидуума, не равновелики и не равнозначны, как доски забора, скорее, ихможно представить в виде множества сундуков на ветвях дуба, в каждом изкоторых спрятано по три хрустальных ларца, а в каждом из этих трех ларцовлежит по десять соколиных яиц, а в каждом из этих десяти яиц ѕ по пятьдесятиголок с кащеевой смертью и так далее. Уместна здесь и аналогия сгистологическим исследованием: для того, чтобы увидеть разные части клетки,требуется разная степень увеличения. Например, потребность в удовлетворенииили потребность в балансе включает в себя потребность в пище, которую наином специфическом уровне мотивации можно назвать потребностью в наполнениижелудка, последняя, в свою очередь, включает в себя потребность в белках,которая, в свою очередь, включает в себя потребность в определенном типебелков и т.д. Однако большинство известных нам классификаций потребностейпредставляют собой неразборчивую комбинацию потребностей и побуждений разнойстепени специфичности. В результате ни у кого не вызывает удивления тотфакт, что в одном списке фигурирует три-четыре потребности, а в другом ѕцелая сотня. При желании можно создать "перечень", в котором будетфигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будетдругой, объединяющий в себе миллион желаний, ѕ все будет зависеть лишь оттого, насколько скрупулезным окажется ученый-каталогизатор. Пора ужеосознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей, на самомделе, представляет собой набор или коллектор разнообразных желаний, иподходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальныхкатегорий. Другими словами, взявшись за "инвентаризацию" фундаментальныхчеловеческих потребностей, нужно понимать, что дело не ограничится созданиемнекоего реестра или каталога желаний, скорее нам предстоит произвести ихабстрактную классификацию (12). В дополнение к вышесказанному нужно добавить, что все когда-либопубликовавшиеся перечни потребностей имеют один принципиальный недостаток, изаключается он в следующем. Эти перечни подразумевают, что человек,испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытыватьдругую. Однако, как мы уже говорили, отношения между потребностями неподчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, потребности так теснопереплетены друг с другом, что отделить одну от другой практическиневозможно. Кроме того, если взглянуть критическим взором на существующиеныне теории позывов, нельзя не заметить, что уже само понятие "позыв"(drive), как правило, обусловлено нашей склонностью рассматривать всечеловеческие потребности по аналогии с потребностями физиологическими. Идействительно, имея дело с потребностями физиологического ряда, совсемнесложно отделить позыв от мотивированного поведения и объекта-цели, однакоэто становится практически невозможным, когда мы говорим о человеческомжелании любить и быть любимым. В этом случае позыв, желание, объект-цель инаправленная на его достижение активность предстают перед нами какнеразделимое, интегрированное целое.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.