Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть 2. Первобытное мышление и его основные характеристики





Тема: «Магическое мышление»

Лектор: Журавлев И.В.

Дата: 08.12.2009

Продолжительность: 38 мин. 12 сек.

Ссылка на видео:

http://www.univertv.ru/video/psihologiya/mozg_i_psihika/lekciya_magicheskoe_myshlenie/pervobytnoe_myshlenie_ego_osnovnye_harakteristiki_lekciya_magicheskoe_myshlenie_ch2/?mark=all

Часть 2. Первобытное мышление и его основные характеристики

Для того чтобы выяснить суть магического мышления, надо, естественно, обратиться к анализу таких ситуаций или условий, когда это мышление наиболее ярко выражено. А наиболее ярко выражено оно в первобытном сознании, у детей, у душевнобольных. Первобытная психика и психика ребенка свидетельствуют о том, как развивается мышление. Посмотрев на психику первобытного человека или ребенка, можно попытаться выяснить истоки, и проследить, как развивается мышление, и попытаться ответить на вопрос: почему постепенно происходит отход от магии в сторону объективного мышления. А когда мы смотрим на психику душевнобольных, мы видим обратную ситуацию, мы видим регресс. Проблема сопоставления развития и регресса – это одна из главных проблем клинической психологии. В основном мы сегодня будем говорить о первобытной психологии. Переходим сначала к общей характеристике психики первобытного человека, к тем признакам, которые бросаются в глаза в первую очередь. Я говорю не о тех первобытных людях, которые жили очень давно, а о тех племенах, которые живут до сих пор, и в особенности тех первобытных племенах, с которыми сталкивались путешественники или исследователи, миссионеры в XIX-XX веке. Для нас важны те описания, которые касаются племен в их естественном состоянии. Если посмотреть сейчас, то они и в джинсах ходят, и кока-колу пьют. А вот тогда, когда с ними только столкнулись, этого еще не было, поэтому нам важны описания этих людей в первозданном виде, то, что первым бросилось в глаза миссионерам и путешественникам.



Первая особенность психики первобытного человека – это ритуал. Есть проявления ритуала, которые проще всего заметить, это всякие обряды, праздники, процедуры инициации. И они подробно и детально описаны. Но есть нечто более глубокое, что лежит в основе ритуала, это тотальная регламентация жизни человека. Ритуал в глубоком смысле то, что составляет его сущность, т.е. достаточно развернутая система правил и запретов: каких животных можно употреблять в пищу, каких нельзя; по какой тропинке можно пройти, по какой нельзя; с каким человеком можно общаться, с каким нельзя. Например, запрет зятю здороваться с тещей и разговаривать с ней – это описано Фрейдом в книге «Тотемы и табу». Система запретов и правил, при нарушении которых наступают катастрофические последствия для человека. Описан был даже так называемый феномен «вуду-смерти», который заключался в том, что человек, нарушивший табу, в буквальном смысле слова умирал, хотя его никто не убивал. Происходила определенная церемония, исключающая данного человека из социальных отношений, и потом человек умирал. Почему он умирал? Этот вопрос стал предметом исследования знаменитого американского физиолога В. Кеннона. Он связывал феномен «вуду-смерти» с отказом кроветворных систем в результате особых изменений, которые происходят в вегетативной нервной системе. А если не умирает, то не умирает, попав, например, к белым врачам, потому что он убежден в том, что магия белого человека сильнее. Эта регламентация жизни проявляется в регламенте социальных отношений. Например, племя делится на фратрии. «Фратрии» – греческое слово, означающее братство, т.е. делится на некие группы, дальше эти группы делятся на подгруппы, каждая подгруппа делится, например, на тотемные кланы, и существует система правил. Например, мужчина из одного тотемного клана или относящийся к одной фратрии имеет право брать себе в жены только представительницу определенного клана или определенной фратрии. Это связано во многом, как полагал Фрейд, с запретом на инцест. Очень строгая регламентация жизни и социальных отношений, внешне это проявляется в особой организации их поселений. Я покажу структуру селения племени Бороро (это племя индейцев Южной Америки). Если смотреть сверху, то их селение похоже на колесо телеги. В центре находится мужской дом, куда запрещен вход женщинам, и в этом доме происходят ритуалы, какие-то действа, в которых участвуют только мужчины. Этот дом соединен тропинками определенными (по одной пройти можно, по другой нельзя) с хижинами, которые находятся на периферии. Леви Стросс, французский антрополог, обратил внимание на интересную вещь: миссионеры, которые пытались обратить индейцев Бороро в христианство, столкнулись с колоссальными трудностями. Но стоит лишь заставить индейцев отказаться каким-то образом от традиционного типа поселений, например, поставить свои дома не так, а вдоль реки, и с ними можно делать все, что угодно. Почему? Потому что исчез некий фундамент, исчезло то, к чему можно привязывать свое самосознание, исчез социальный институт, потому что он сидит именно на устройстве поселения. Эта социальная структура настолько овнешнена, настолько связана с внешней структурой, что стоит отказаться от внешней структуры, как внутри теряются опоры. Лучше сказать, что их там и нет, опоры вовне. На следующем слайде фотография центрального дома племени Бороро, и видно, что там присутствуют только мужчины. На другом слайде схема организации типичного австралийского племени. Тут мы видим 2 фратрии, 4 субфратрии и тотемные кланы. К примеру, мужчина, являющийся представителем тотемного клана Альфа, в силу наличия сложной системы социальных отношений может вступать в брак только с женщиной из тотемных кланов 4, 5, 6. И что самое любопытное, у них это все в голове сидит. У них это нигде не записано, они так организованы, они так живут.





С чем связан этот ритуал? Здесь проявляется, по-видимому, один из фундаментальных законов сознания, а именно осознание через запрет. Дело в том, что мы легче всегда понимаем «нельзя», чем «можно». Мы осознаем в первую очередь то, что нам сопротивляется, мы объективируем то, что оказывает нам сопротивление. Я не могу пройти сквозь стол, он для меня более реален, чем воздух. Некоторые из нас всю жизнь, некоторые до поры до времени не знают, что у них есть внутренние органы – мы их не замечаем, потому что они ведут себя нормально, не сопротивляются, никак себя не показывают. Но стоит где-то чему-то заболеть, я тут же обратил на это внимание, оно оказывает мне сопротивление, и оно становится для меня более реальным. И этот же механизм осознания через запрет обнажается при некоторых психических расстройствах, таких как нервозные навязчивые состояния. Это очень хорошо прописано в работах того же Фрейда. Человек накладывает на себя достаточно жесткую систему правил, допустим, вешает себе объявления «не забудь выключить газ», «не забудь выключить утюг», и он 20 раз возвращается домой и перепроверяет, забыл он или не забыл. Это еще нам понятно психологически. Но ведь могут возникать такие ритуалы, которые уже никак на внешнем уровне нам не понятны. К примеру, мне рассказывал пациент, что он был вынужден до секунд фиксировать каждый день, когда восходит и заходит солнце или когда какой автобус мимо его дома проходит тоже с точностью до секунд, и когда и какой автобус насколько опаздывает. Он в итоге настолько оброс этими навязчивостями и ритуалами, что попал в психиатрическую клинику. Человек, расположенный к навязчивым состояниям, тоже возвращается к механизму осознания через запрет. Он должен быть уже скрыт, а он выворачивается наружу, должны уже работать какие-то более зрелые механизмы, а в данном случае этот механизм возвращается. Человек может накладывать на себя и даже на своих родственников достаточно странные и жесткие правила, допустим, нельзя в определенное время дня подходить к телефону. В самом простом случае это может быть связано с тем, что вдруг кто-то позвонит с работы и меня о чем-то попросит, а я не смогу это сделать. «А вдруг», «не дай Бог», «что, если случится» – это то, что занимает человека с навязчивыми состояниями. Здесь мы можем увидеть патологическое стремление к правильности, чтобы все шло предсказуемым образом, как в случае первобытного ритуала. Есть система правил, которой нужно следовать, и тогда все будет хорошо. Именно в силу этого человек с синдромом навязчивости не способен на поступок. Или если он такой по жизни, это будет уже не невроз, это будет определенная личностная организация, человек всю жизнь тревожный и мнительный, он не способен на поступок, и ему легче следовать определенным предписаниям, чем ломать барьеры. Повторю, ритуал – это система, которая регламентирует жизнь, это тотальная регламентация жизни человека.

Второй признак первобытной психики – это сама по себе магия. В чем субъективный смысл ритуальных действий? Субъективный смысл, если мы возвращаемся к первобытному человеку, связан с тем, что делая нечто одно, этот человек при этом делает что-то совсем другое. Действуя с вещами или словами, человек как бы в это же время действует с чем-то другим. Именно в этом магичность его мышления. Я приведу наиболее известную классификацию видов магии, которую предложил английский антрополог Джеймс Джордж Фрейзер, который различал два вида магии.

Первый вид магии – это имитативная магия. Она основана на принципе подобия: подобные вещи или явления связаны друг с другом. Пример: известный обычай завязывать узелок, чтобы защититься от какого-то события. Узелок как любое скрещивание чего-либо (ног, кукиш в кармане и т.д.) – это препятствие. Был, кстати, описан такой запрет: если человек находится в помещении, где происходят роды, он ни в коем случае не должен сидеть со скрещенными ногами, иначе роды могут оказаться неудачными. Или замечательный обычай у европейских крестьян: как избавляться от прыщей. Нужно в августе, когда происходит звездопад, ночью с тряпочкой выйти на улицу, и когда увидишь падающую звезду, нужно быстро потереть то место, где сыпь. Точно так же, как с неба пропадет звезда, так и с кожи пропадет прыщ. Кстати, действительно пропадал. Почему? Потому что многие кожные заболевания имеют ярковыраженный психосоматический компонент, не случайно их можно лечить гипнозом. Тут опять же проявляется принцип подобия: подобные явления связаны друг с другом. Еще замечательный обычай описан у некого туземного племени. Когда взрослые мужчины отправлялись на военные действия, часть юношей оставалась в данном селении, они ложились куда-то, и их секли розгами. Они это стоически переносили, потому что были убеждены, что все правильно: так же, как происходит сейчас избиение юношей здесь, наши соплеменники избивают наших врагов. Еще пример имитативной магии: если твоя овца сломала ногу, совсем необязательно вылавливать эту овцу и перебинтовывать ногу ей, достаточно хорошенько перебинтовать ножку стула или чем-то обвязать ее. Нам смешно, но ведь также действительно делали. С принципом подобия связаны такие явления, как боязнь фотографироваться. С этим столкнулись многие путешественники. Первобытные люди очень не хотели, чтобы их фотографировали. Фотография может оказаться носителем души – это ее определенное подобие, а с ним можно что-то сделать. Фотографию можно сжечь, проткнуть ножом или можно изготовить куклу вуду. Обычай протыкать куклу вуду – это тоже обычай, связанный с принципом подобия. Или кодирование по фотографии – то, с чем сталкиваемся сейчас.

Второй вид магии – контагиозная магия, или заразительная магия, которая основана на принципе контакта: вещи, которые когда-либо проконтактировали, продолжают оставаться в контакте. Более того, они и до того находились в контакте, иначе они бы не проконтактировали. Если вещи были в контакте, то, значит, потом мы можем действовать с одной вещью, как с другой. Пример. Когда человека поранили ножом, то мазью совсем необязательно мазать эту рану, потому что рану мазать больно и вообще лучше до нее не дотрагиваться. Гораздо проще помазать мазью оружие, потому что оружие проконтактировало с раной, значит, неважно, куда мазь нанести. Тоже как проявление контагиозной магии мы можем расценивать такие обычаи или опасения современных людей, которые боятся где-то оставить свой волос или личные вещи, потому что на них могут что-то сделать.

Часто эти два вида магии объединяются. Пример: в Новой Гвинее у одного из племен во время инициации, когда мальчики превращаются в мужчин, проходя жесткие обряды, мальчики должны сосать мужское семя. И объясняется это так, что с этим семенем в них приходит мужество. Если они это не сделают, то они не станут мужчинами.

Следующий признак магического или первобытного мышления – это система мифологических представлений. Сюда относится анимизм, т.е. вера в духов, вера в одушевленность всего. Могут быть духи леса, воды, огня, духи предков и т.д. Также сюда относится генетизм, т.е. сказать, что такое данная вещь – значит, указать на ее происхождение и на положение ее в определенной системе родства. И с этим связано их представление о самих себе: сами эти люди описывают себя как систему родства, т.е. я – это то, откуда я произошел. И наконец, антропоморфизм: на явления мира накладываются человеческие формы, т.е. человек видит другие явления по своему подобию. В связи с этим уже в античной философии возникла идея, по-моему, у Протагора, что не боги создали людей, а люди создали богов по своему образу и подобию.

И четвертый признак магического мышления – это специфические категории пространства, времени, субстанций и причинности.

Пространство. Например, феномен биолокации – одна и та же вещь может одновременно находиться в разных местах, и в этом нет ничего удивительного.

Время. Сначала никакого времени нет вообще, время появляется как цикличное время: каждый новый день – это тот же самый день, так называемый феномен вечного настоящего, некий золотой век человечества. Время сначала осознается как цикличность, а линейное время, где есть прошлое, настоящее и будущее, появляется в истории культуры достаточно поздно. Не так, как мы, эти люди представляют отношения между предметами, что ближе, что дальше, что быстрее, что медленнее. Аналогичная ситуация была продемонстрирована в опытах Пиаже – швейцарского психолога, который занимался исследованием развития интеллекта у детей. Он, например, производил такой опыт: 4-летнему ребенку показываем ему два шарика, одновременно их толкаем, но с разной скоростью. Потом одновременно их останавливаем. Один шарик укатывается на большее расстояние, чем другой. Так вот ребенок ни за что не согласиться с вами, что шарики были остановлены одновременно, ему кажется, что тот шарик, который укатился на большее расстояние, тот и катился дольше.

Категория субстанции и причинности. В первобытном сознании еще не сформировано представление о первобытном объекте, т.е. объекты еще не совсем перманенты и еще не равны самим себе. Что это означает? Это означает, что любая вещь в принципе может превратиться в любую другую. Мы с вами выделяем объекты, как существующие независимо от нас, и если мы от них отворачиваемся, они не пропадают. Если ребенок отвернулся от объекта, то до поры до времени объект может и пропасть. Объекты не перманенты. Неперманентность может касаться и собственного Я. Племя винту в Калифорнии воспринимало себя как сгущения, которые постепенно исчезают и переходят в другие объекты. Процесс инициации может быть связан, наоборот, с обретением какого-то нового Я, и тождественности этих я может еще не быть: что одно есть продукт другого – совсем необязательно. Это может быть совсем новая душа.

Причинность. Для первобытного человека работает принцип «после – значит, по причине». Был описан такой случай. Один путешественник в своей хижине однажды показывал туземцам театр теней на стене, на следующий день эти туземцы получили очень богатую добычу, они пришли к путешественнику и просят опять показывать картинки, эти тени, потому что они связали эти два события. Последовательность во времени может иметь причинно-следственную связь.

В связи с этим возникает вопрос: зачем они все это делают? Зачем накладывать мазь на оружие, зачем прыгать около костра, когда можно заняться чем-то серьезным. Они что, дураки? Почему они тратят время и тратят силы на всякие ритуалы и на следования определенным запретам и т.д., если жить и так тяжело? Какова суть магического мышления? Это первый вопрос. И второй вопрос: в какой мере мы имеем право связывать наше магическое мышление с первобытным? Можем ли мы считать магическое мышление у нас рудиментом первобытного мышления? Рассмотрим основные стратегии интерпретации первобытной психики.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.