|
ОН НЕ ПОПРЕКАЕТ ТЕХ, КОГО ОДАРИВАЕТ
Если Аллах помогает богобоязненному и сознательному мусульманину принести свой дар и потратить что-нибудь на пути Аллаха, то он не попрекает тех, кому дает что-нибудь, желая оказаться одним из тех, о ком Аллах Всевышний сказал так:
«Расходующим свои богатства на пути Аллаха и не присовокупляющим к тому, что они потратили, ни попреков, ни обид, (уготована) награда их у их Господа. Им нечего бояться, и не испытают они печали.» (Корова, 262)
От него не укрывается то, что попреки и обиды как ничто иное делают благие дела тщетными и уничтожают награду, полагающуюся человеку за подаяние. Более того, обращение Аллаха Всеблагого и Всевышнего к верующим с запрещением и предостережением от попреков, которые уничтожают подаяние и губят благие дела, звучит в его ушах, потрясает все его существо и заставляет его забыть даже о мысли о попреках и нанесении обид, ведь Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попреками и обидами...» (Корова, 264)
Попреки, адресованные человеку, которого нужда заставляет брать что-нибудь у других, оскорбляют его человеческое достоинство, унижают его честь и являются проявлением пренебрежения к нему. Однако все это запрещается шариатом, считающим и дающего, и берущего братьями, единственное различие между которыми состоит в степени благочестия и количестве праведных дел, а брат не должен ни попрекать брата, ни обижать его, ни унижать его достоинство. Вот почему с такими страшными угрозами обратился к попрекающим Пророк (мир ему и благословение Аллаха), о чем сообщается в хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха отнес попрекающих к числу тех злосчастных, с которыми Аллах не заговорит в День воскресения, на которых Он не посмотрит, кого не очистит и кому уготовано мучительное наказание. Пророк сказал: "С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них, не очистит их,[242] и им уготовано мучительное наказание!", повторив это трижды. Услышав эти слова, Абу Зарр воскликнул: "Такие потерпят неудачу и понесут ущерб, но кто же они, о посланник Аллаха?" Он сказал: "Опускающий,[243] попрекающий и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв".
ОН ГОСТЕПРИИМЕН
Само собой разумеется, что истинный мусульманин, дух которого пропитался идеей щедрости, отличается своим гостеприимством, с радостью встречает гостя и спешит оказать ему почет и уважение. Он поступает так в силу одного из присущих его душе исламских свойств, в основе которых лежит вера в Аллаха и в Последний день, ведь посланник Аллаха сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает почет своему гостю.» (Аль-Бухари и Муслим)
Таким образом, оказывая почет своему гостю, человек подтверждает, что он верит в Аллаха и в Последний день. Вот почему оказание почета в подобных случаях называют "наградой", которая предназначается для гостя и служит формой выражения ему благодарности за то, что он дал принимающему его возможность совершить праведное дело, подтвердив свою веру и сделав то, что угодно Аллаху.
Сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает своему гостю почет в качестве награды для него". Люди спросили: "Какова же его награда, о посланник Аллаха?" Он сказал: "День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а все то, что сверх этого, будет уже садакой". (Аль-Бухари и Муслим)
Поистине, оказание почета гостю является любимым делом искреннего мусульманина, за что он к тому же и получит награду. Ислам упорядочил правила гостеприимства, и установил для него определенные границы. Так, наградой гостю являются день и ночь, затем следует обязательное гостеприимство, срок которого равен трем дням, а все то, что превышает этот срок, рассматривается уже как садака и будет записано в книге благих дел благородного и гостеприимного человека.
В исламе оказание почета гостю не является добровольным и зависящим от настроения или личных взглядов делом. Это — обязанность мусульманина, и он должен поспешить выполнить ее, если вдруг в двери его дома постучат или если во дворе его появится гость, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Принять гостя — непреложная обязанность каждого мусульманина, что же касается оказавшегося во дворе его утром, то он для хозяина дома (подобен) долгу, и если гость захочет, то он вправе потребовать выплаты этого долга, а если нет, он может отказаться от этого.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")
Если же говорить о тех, кто не находит в себе сил встретить гостя и закрывает перед ним дверь, то в них нет блага. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нет блага в том, кто не оказывает гостеприимства.»
Таким образом, ислам объявил оказание гостеприимства обязанностью каждого мусульманина и отнес его к числу неотъемлемых прав гостя, пренебрегать которыми мусульманин не должен ни в чем. А в тех случаях, когда скупость укореняется в душах людей настолько, что они начинают отказывать гостю в том, что ему полагается по праву, ислам разрешает гостю взять положенное у таких людей самому. На это указывает сообщение Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды я сказал: "О посланник Аллаха, поистине, ты посылаешь нас,[244] и мы останавливаемся у людей, но они не оказывают нам никакого гостеприимства, так что же ты скажешь об этом?" Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если вы остановитесь у кого-либо и будет велено (предоставить) вам то, что причитается гостю,[245] то берите, а если они[246] не сделают этого, то сами берите у них то, что полагается гостю по праву и они должны (давать).» (Аль-Бухари)
Гостеприимство является неотъемлемым исламским качеством, и поэтому ты не встретишь хорошего мусульманина, который станет проявлять скупость по отношению к гостю независимо от своего материального положения. Объясняется это тем, что ислам научил его, что еды, предназначенной для двоих, хватит и на троих, а еды, предназначенной для троих, хватит и на четверых, и что ни в коем случае не следует бояться неожиданного прихода гостя. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых.» (Аль-Бухари и Муслим)
Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Еды одного хватит для двоих, еды двоих хватит для четверых, а еды четверых хватит для восьмерых.» (Муслим)
Истинный мусульманин не боится того, что за столом соберется много людей, что характерно для западного человека, не принимающего нежданного гостя, угощение для которого не было приготовлено заранее. Мусульманин же, наоборот, всегда принимает неожиданного гостя и с радостью приглашает его разделить с ним свою трапезу. Он не придает никакого значения тому, что ему достанется на несколько кусков меньше, так как переносить голод истинному мусульманину легче, чем отвернуться от гостя, которому он обязан оказывать почет в силу велений Аллаха и Его посланника. Кроме того, Аллах обязательно благословляет еду одного, и оказывается, что ее хватает для двоих, и Он благословляет еду двоих, которой хватает для четверых, и так далее.
Наши праведные предшественники демонстрировали высшие образцы гостеприимства, а по поводу того, как принимали гостей некоторые из них выражал удивление[247] даже Аллах Всеблагой и Всевышний, о чем говорится в хадисе, который Аль-Бухари и Муслим передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
В этом хадисе сообщается, что однажды, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек, он послал кого-то к своим женам,[248] но все они сказали: "У нас нет ничего, кроме воды". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Кто примет его?" (Или: "Кто окажет ему гостеприимство?") Один из ансаров сказал: "Я!", после чего привел его к себе домой и сказал жене: "Накорми гостя посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Она сказала: "У нас нет ничего, кроме еды для детей". Он сказал: "Приготовь еду, приведи в порядок светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать". И она приготовила еду, привела в порядок светильник и уложила спать детей, а потом она встала будто бы для того, чтобы поправить светильник и потушила его, после чего они с мужем стали делать вид, что ужинают, и легли спать голодными. А наутро этот ансар пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Аллах подивился тому, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!", после чего Аллах Всевышний ниспослал такой аят:
«...и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищен от собственной скупости!» (Собрание, 9)
С другой стороны, истинный мусульманин отличается понятливостью и проницательностью, и если он сам гостит у своего брата, то оценивает его положение и не задерживается у него, отдавая себе отчет в том, что может создать для него такие трудности и доставить ему такое беспокойство, что он начнет испытывать досаду. Объясняется это тем, что истинный мусульманин самым серьезным образом относится к наставлениям благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха), которые запрещают мусульманам обременять человека столь отвратительным образом, совершенно несовместимым с духом ислама. Об этом говорится в хадисе, приводимом Муслимом. В этом хадисе сообщается, что однажды Пророк сказал:
"Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнет вводить его во грех". (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, как же он может ввести его в грех?" Он ответил: "Если будет продолжать оставаться у него, несмотря на то, что хозяину будет нечем угощать его".
В той версии этого хадиса, которую приводит Аль-Бухари, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Ему не разрешается оставаться у него столь долго, что это поставит его в затруднительное положение".
И сколь бы малым ни был такой грех и какими бы незначительными ни являлись подобные затруднения, истинный мусульманин далек от того, чтобы доводить до этого своего гостеприимного брата.
Мусульманин, пользующийся чьим-либо гостеприимством, проявляет воспитанность, так как ислам научил его правилам поведения в гостях, и он соблюдает их во всех деталях, стараясь не доставлять никакого беспокойства людям, которые его принимают, и учитывать все их пожелания и замечания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|