|
ОН СТАРАЕТСЯ ПРИМИРЯТЬ МУСУЛЬМАН МЕЖДУ СОБОЙ
Одним из признаков проявления внимания к делам мусульман, желания принести им пользу и уберечь их от вреда является стремление примирять их между собой в тех случаях, когда они начинают враждовать друг с другом. Указаний на обязательность стремления примирять мусульман между собой существует больше, чем могут вместить их страницы нашей книги, и к числу их относятся слова Всевышнего, Который сказал:
«И если две группы верующих станут сражаться, то примирите их. Если же одна из них чинит произвол по отношению к другой, то сражайтесь с той, что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха.[175]Когда же она вернётся, примирите их беспристрастно и справедливо и будьте справедливыми: поистине Аллах любит справедливых!» (Комнаты, 9)
Таким образом, в силу этого категорического веления Господа следует примирять между собой две враждующие группы, даже если с той из них, которая проявляет упорство и притесняет другую, придётся сразиться, чтобы справедливость в обществе верующих восторжествовала и между ними снова установились братские отношения. Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, верующие — братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали.» (Комнаты, 10)
Несмотря на всю свою занятость делами исламского призыва, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда старался примирять тех, кто ссорился между собой, и это лишний раз указывало мусульманам на обязательность стремления к примирению враждующих. Так, например, передают со слов Абу-ль-Аббаса Сахля ибн Са'-да Ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, что когда до посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дошла весть о том, что бану Амр ибн Ауф[176] не ладят между собой, он отправился к ним в сопровождении других людей, чтобы примирить их между собой, и отсутствовал, пока не настало время молитвы, о чём сообщается в длинном хадисе, который приводят Аль-Бухари и Муслим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прилагал все свои усилия для того, чтобы в обществе верующих царило братство, а жизнь их наполняли собой согласие, искренность и взаимопонимание, и никогда не прекращал побуждать их к проявлению великодушия и доброты словом и делом. И он уделял этой стороне своей воспитательной деятельности очень много внимания, стремясь к тому, чтобы на смену вспышкам гнева, вражды и упрямства приходили улыбки согласия, спокойствия и снисходительности. Примером этого может служить то, о чём рассказала мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) услышал громкие голоса двух споривших между собой людей, раздававшиеся у дверей его дома. Один из них просил простить часть его долга и проявить доброту, другой же говорил: "Клянусь Аллахом, я не сделаю этого!" И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел к ним и сказал:
"Где тот, кто клянётся Аллахом, что не сделает добра?" — после чего этого человека, услышавшего голос посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), который укорял его, охватил стыд и он отказался от того, что ему причиталось со словами: "Это я, о посланник Аллаха, и пусть будет так, как он хочет". (Аль-Бухари и Муслим)
И ради достижения примирения между людьми Пророк, (мир ему и благословение Аллаха) позволял говорить многое из того, в чём люди допускают преувеличения, стремясь склонить на свою сторону охваченные ненавистью души и смягчить окаменевшие сердца. Он не считал это запретной ложью и не относил людей, говоривших такие слова к числу грешных лжецов, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого со слов Умм Кульсум бинт Укба ибн Абу Му'айт, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: "Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не является лжецом тот, кто (старается) примирить людей между собой, сообщая им нечто благое (или:… говоря благое).» (Аль-Бухари и Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается также, что Умм Кульсум сказала: "И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди,[177] если не считать трёх случаев" — имея в виду войну, попытки достичь примирения между людьми, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.[178]
ОН ПРИЗЫВАЕТ К ИСТИНЕ
Истинный мусульманин постоянно находится в движении и отличается активностью, он всегда нацелен на дело осуществления исламского призыва и не ждёт особых поводов или событий, которые подталкивали бы его к благу, но сам спешит призывать людей к истине в стремлении к щедрой награде, уготованной Аллахом для тех, кто искренне занимается делом призыва, на что указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказанные им Али, да будет доволен им Аллах:
«И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на путь истинный хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами!» (Аль-Бухари)
Поистине, благое слово, сказанное искренним призывающим заблудшему, благодаря которому в сердце человека будут посеяны семена ведения по правильному пути, вернётся к призывающему в виде награды, которая окажется дороже красных верблюдов, являвшихся в те времена самой большой ценностью для арабов. Но кроме этого к ней добавится и награда, равная наградам всех тех, кто не без участия призывающего встал на путь истинный, на что указал благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
«Тому, кто призывает к (истинному) пути, уготована награда, равная наградам (всех) тех, кто последует за ним, не уменьшающая их награды ни насколько.» (Муслим)
И поэтому неудивительно, что долготерпение и стойкость призывающих на пути Аллаха достойны зависти, так как они тратят свои средства и время на дело призыва отклонившихся от пути истины. Неудивительно также, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с похвалой отозвался о подобной дозволенной зависти, сказав:
«Heт зависти никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом,[179] и человеку, которому Аллах даровал знание и который судит на основании знания и передаёт его другим.» (Аль-Бухари и Муслим)
И пусть мусульманин, призывающий людей к Аллаху, не считает, что у него слишком мало знаний, так как от него требуется лишь донести до других ту часть истины, которая известна ему самому, даже если речь идёт всего лишь об одном аяте из Книги Аллаха. Именно так и повелевал поступать своим сподвижникам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
«Передавайте (людям мои слова), хотя бы только один аят...» (Часть длинного хадиса, переданного Аль-Бухари)
И в самом деле, ведь может оказаться так, что человек выйдет на правильный путь благодаря всего лишь одному слову из этого аята, которое затронет его сердце и обнаружит в нём одно из таких мест, где скрывается вера, и в результате этого там зажжётся свет ведения по прямому пути, который озарит и жизнь, и сердце такого человека, и он преобразится.
Для истинного мусульманина вполне естественно думать о других больше, чем о себе, и поэтому он желает другому человеку, которого он считает своим братом, того же, чего желает себе самому, и постоянно заботится о мусульманах, проявляя искренность по отношению к Аллаху, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще, как говорится об этом в одном из хадисов, который приводился ранее. Вот почему он не ограничивается тем, что следует по правильному пути сам и приводит к нему членов своей семьи, но старается распространять руководство ислама и среди других людей. Он хочет рая не только для себя и для своей семьи, а желает его для всех людей вообще, и поэтому он постоянно призывает их к тому, что приведёт их к раю и удалит от огня. Таковы нравственные качества призывающего, которые отличают его от обычного человека, и, поистине, качества эти столь благородны и высоки, что они заслужили похвалы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его обращения с мольбой с такими словами:
«Да порадует Аллах того, кто услышит от нас что-либо и передаст это (другим) так, как услышал, ведь иногда тот, кому передано что-то, усваивает больше, чем тот, кто слышал.[180]» (Ат-Тирмизи)
Исламское общество является обществом коллективной ответственности, которую необходимо ощущать всем его членам в самом полном и правильном смысле этого слова. Если бы все мусульмане понимали, в чём состоит суть их ответственности перед Аллахом и каждый сознательный член общества выполнял свои обязанности, связанные с осуществлением исламского призыва, то их дела не пришли бы в упадок и они не перестали бы следовать правильным путём своей религии, что в конце концов привело их к тому состоянию, в котором они ныне находятся.
Вот почему столь серьезные угрозы обращены в адрес людей, имеющих возможность осуществлять призыв, но проявляющих нерадение и утаивающих то знание, которое даровал им Аллах, превращая его в средство возвышения и обретения преходящих мирских благ. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто изучал знание, которое приобретают ради лика Аллаха Всемогущего и Великого,[181] только для того, чтобы добиться чего-либо в мире этом, то в День воскресения он не ощутит аромата рая.» (Абу Дауд)
Передают также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто спрошен о знании и утаил его, в День воскресения будет взнуздан уздой из огня.[182]» (Абу Дауд и Ат-Тирмизи)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|