Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН НЕ ШЕПЧЕТСЯ СО СВОИМ СОБЕСЕДНИКОМ В ПРИСУТСТВИИ ТРЕТЬЕГО





Богобоязненный, восприимчивый и хорошо усвоивший установления своей религии мусульманин отличается наблюдательностью, уважает чувства других людей и старается не наносить им никаких обид. Вследствие этого он всегда проявляет в беседе тактичность, одно из основных требований которой состоит в том, чтобы не шептаться со своим собеседником в присутствии кого-нибудь третьего. Это требование относится к числу тех этических норм, которые ислам с самого начала прививал людям, исповедовавшим эту религию. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если будете втроём, пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это огорчит его.» (Аль-Бухари и Муслим)

Мусульманин, который благодаря исламу отличается чувствительностью, деликатностью, осмотрительностью, проницательностью и тактичностью, никогда не станет перешёптываться и секретничать в компании, состоящей не более чем из трёх человек, чтобы не задеть чувства третьего, который из-за этого может ощутить неловкость и подавленность. Его может заставить поступить так только крайняя необходимость, да и то в подобных случаях необходимо попросить у третьего разрешения, говорить кратко и принести человеку свои извинения.



Благородные сподвижники, души которых ислам завоевал без остатка, в результате чего нравственные нормы и наставления этой религии проникли в самую их плоть и кровь, никогда не пренебрегали подобными деликатными вещами во взаимоотношениях с людьми. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения, в которых рассказывается о том, сколь достойно они вели себя в обществе и какое уважение проявляли к чувствам других людей. Одним из таких сообщений является рассказ, передаваемый имамом Маликом в "Аль-Муватта" со слов Абдуллы ибн Динара, который сказал:

"Однажды, когда я вместе с Ибн Умаром находился в доме Халида ибн Укбы, что находится у рынка, пришёл какой-то человек, который хотел побеседовать с ним наедине. Кроме меня с Ибн Умаром в доме больше никого не было, и тогда он позвал ещё одного человека, чтобы нас стало четверо, а потом сказал мне и тому человеку, которого позвал: "Отойдите немного в сторону, ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:



«Пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего.»

ЕМУ НЕСВОЙСТВЕННО ВЫСОКОМЕРИЕ

Истинный мусульманин не является высокомерным, не кривит лицо в знак пренебрежения к людям и не смотрит на них свысока из желания показать своё превосходство и оттолкнуть их от себя, так как его слух, сердце и дух исполнены наставлениями Корана, указывающими ему на то, что если в этом бренном мире высокомерным людям нравится важничать, гордиться и ерошить свои перья подобно петухам, то из-за этого они лишатся мира вечного, который Аллах Всевышний сделал запретным для высокомерных. Аллах Всевышний сказал:

«Этот вечный мир Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (счастливый) исход — для благочестивых.» (Рассказ, 83)

И в его ушах всегда звучат слова о том, что Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов, кривящих свои лица от пренебрежения к людям и горделиво выступающих по земле, ведь Аллах Всевышний сказал:

«И не криви своего лица перед людьми[156] и не выступай по земле горделиво — поистине, ведь Аллах не любит каждого гордеца превозносящегося!» (Лукман, 18)

Исследователь, ознакомившийся с указаниями, которые заключает в себе чистая сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) будет поражён тем, какое большое внимание уделяется в ней искоренению высокомерия в душах людей. Сунна объявляет это качество запретным, внушает людям отвращение к нему и предупреждает поражённых подобной болезнью о том, что если останется в их душах хоть малая частичка высокомерия, внушённого им шайтаном, то они лишатся мира вечного и вход в райские сады станет для них запретным. Указанием на это служат слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):



"Не войдёт в рай тот, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку". Один человек сказал: "Но ведь человеку хочется иметь хорошую одежду и хорошую обувь!" Он сказал: "Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное,[157] а высокомерие — это неприятие истины и презрение к людям". (Муслим).

Передают, что Хариса ибн Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не сообщить ли вам об обитателях огня? (Это) всякий грубый, горделиво выступающий и высокомерный.» (Муслим)

Высокомерные в достаточной мере вкусят позора и унижений в мире ином, так как Аллах Всевышний не удостоит их взглядом в День воскресения, не заговорит с ними и не очистит их, что послужит им соответствующим воздаянием за то, что на земле они проявляли высокомерие и стремились возвыситься над другими людьми, и это моральное унижение для чувствительных душ окажется не менее тяжким, чем те муки, которые будут испытывать тела в аду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не посмотрит Аллах в День воскресения на того, кто из высокомерия волочил (по земле) свой изар (нижняя часть одежды).» (Аль-Бухари и Муслим)

Сообщается также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«С троими не заговорит Аллах в День воскресения, не очистит их и не посмотрит на них, и им — мучительное наказание. (Эти трое) блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк.» (Муслим)

Объясняется же это тем, что гордость относится к числу атрибутов Бога, а к сотворённым и слабым людям она не имеет никакого отношения. Таким образом, люди, проявляющие гордость и высокомерие, претендуют на обладание божественной природой и стараются присвоить себе один из высших атрибутов Великого Творца, а это значит, что они заслуживают мучительного наказания, о котором сообщил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Аллах Всемогущий и Великий говорит: "Слава — Мой изар, а величавость — Мой плащ (рида'), и того, кто попытается отнять[158] у Меня что-либо из этого, Я подвергну мучениям!"» (Муслим)

Вот почему чистая сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) так часто и столь многими и разнообразными способами предупреждает верующих о том, что они ни в коем случае не должны поддаваться высокомерию в минуты проявления человеческой слабости. Цель этого состоит в том, чтобы верующие оставались богобоязненными, и им не грозила пагубная болезнь высокомерия. Примером подобных предостережений могут служить такие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Тот, кто гордится собой или горделиво выступает по земле, встретит Аллаха Всемогущего и Великого, и Он будет гневаться на него.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")

ОН ОТЛИЧАЕТСЯ СМИРЕНИЕМ

Указаний, предупреждающих людей о пагубности высокомерия и угрожающих высокомерным позором и самыми суровыми карами, существует также много, как и указаний, внушающих людям любовь к смирению, побуждающих их к нему и заверяющих их в том, что чем больше смирения они будут проявлять, повинуясь велению Аллаха, тем больше возвысятся пред Аллахом. Одним из подобных указаний являются слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Аллах возвысит того, кто проявляет смирение ради Аллаха.» (Муслим)

И он также сказал:

«Поистине, Аллах открыл мне, что ни один из вас не должен выхваляться перед другим и ни один из вас не должен притеснять другого.» (Муслим)

Что же касается самого посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то всем своим образом жизни он являл собой живой и уникальный пример смирения, покладистости и великодушия, доходивших до того, что когда он проходил мимо игравших детей, то ни его пророческий сан, ни то высочайшее положение, которое он занял среди всех людей по воле Аллаха, не мешали ему приветствовать этих детей, быть приветливым и запросто общаться с ними.

Передают, что однажды Анас, который проходил мимо детей, обратился к ним с приветствием, а потом сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда поступал так". (Аль-Бухари и Муслим)

По свидетельству Анаса, да будет доволен им Аллах, Пророк отличался таким смирением, что любая из маленьких невольниц Медины могла взять его за руку и отвести, куда хотела, чтобы он сделал то, в чём она нуждалась[159] (Аль-Бухари)

Когда Тамим ибн Усайд прибыл в Медину, чтобы узнать об установлениях ислама, этот чужой там человек не обнаружил ничего, что могло бы помешать ему подойти к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), являвшемуся первым лицом в исламском государстве. Он стоял на минбаре, обращаясь к людям со словами проповеди, а когда Тамим приблизился к нему, задавая свои вопросы и обращаясь за разъяснениями, благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) просто подошёл к нему и дал ответ на всё то, что его интересовало.

Однако предоставим слово самому Тамиму и дадим ему возможность рассказать обо всём. В хадисе, который приводит имам Муслим, сообщается, что он сказал:

"Я подошёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он произносил проповедь, и сказал: "О посланник Аллаха, из чужих краёв явился человек, чтобы спросить о своей религии, ибо он не знает, какова его религия". И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) направился в мою сторону, оставив проповедь, и подошёл ко мне, а потом кто-то принёс скамью, и он сел на неё и начал учить меня тому, чему научил его Аллах, после чего вернулся к своей проповеди и довёл её до конца".

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда стремился прививать душам своих сподвижников такое качество как смирение, в основе которого лежат великодушие, покладистость и мягкость характера, и он говорил:

«Если пригласят меня отведать баранью ногу или лопатку, я обязательно приму приглашение, и если преподнесут мне в подарок баранью ногу или лопатку, я обязательно приму.» (Аль-Бухари)

Сколь очевидным было смирение этого человека и каким величием в высшем смысле этого слова он отличался!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.