Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ИЗБЕГАЕТ СКВЕРНОСЛОВИЯ И ВСЕГО НЕПРИСТОЙНОГО





Если мусульманин станет придерживаться этого в тех случаях, когда им овладевает гнев, ясно, что он никогда не будет ни сквернословить, ни совершать ничего непристойного. Усиливает же в нём это качество и удерживает его от сквернословия и всего непристойного то, что он искренне считает для себя обязательным неуклонно следовать нравственным нормам ислама, внушающим человеку столь сильное отвращение к ругани, непристойностям и проклятиям, что мусульманин оказывается не в силах выслушивать такие слова.

Сообщается, что Абу Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поношение мусульманина — это грех, а убийство его — неверие!» (Аль-Бухари и Муслим)

Сообщается также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, не любит Аллах никого из произносящих и совершающих непристойности.» (Ахмад и Ат-Табарани)

Сообщается также, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и сквернословящего!» (Ат-Табарани)

Сообщается также, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:



«Несвойственно верующему поносить, проклинать, произносить непристойности, сквернословить.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад")

И в самом деле, подобные качества совершенно не к лицу мусульманину, ощутившему свежее дуновение веры и знакомому с высоким радушием ислама, и поэтому он весьма далёк от подобных вещей. И он уходит от них ещё дальше всякий раз, когда видит перед собой благой пример, воплощением которого был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) за всю свою жизнь не произнёсший ни одного слова, которое могло бы оскорбить слух того, кто его слушал, задеть его чувства или унизить человека. Анас, да будет доволен им Аллах, свидетельствует:

"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не произносил ничего непристойного и не имел привычки проклинать и ругать (людей), а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: "Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!"[143] (Аль-Бухари).

Более того, он избегал проклинать даже неверных, сердца которых оставались закрытыми для его призыва, и не употреблял по отношению к ним неприличных и обидных слов, о чём рассказывает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах:



"(Однажды люди) сказали: "О посланник Аллаха, призови проклятие на неверных!" — на что он ответил:

«Поистине, я послан не как проклинающий, а послан как милость!» (Муслим)

И Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, вспоминает, что однажды к Пророку привели одного человека, который выпил вина, и он сказал людям: "Побейте его!" Они так и сделали, а потом кто-то воскликнул: "Да посрамит тебя Аллах!" — и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не говорите так и не помогайте шайтану одолеть его!» (Аль-Бухари)

Сколь гуманным и милосердным является такой подход к человеку, пусть даже заблудшему и совершившему прегрешение!

Стремясь к искоренению зла, ненависти и враждебности в душах людей, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) достигает предела возможного, когда описывает мусульманам горькую участь того, кто распускает свой язык, оскорбляя людей, и указывает, что ругательства, необдуманные оскорбления и враждебные действия, которые когда-то допустил человек, могут уничтожить все добрые дела, совершённые им в своей жизни, оставив его неимущим и лишённым какой бы то ни было защиты от огня в страшный День расчёта. Сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил людей:

"Знаете ли вы, что такое неимущий?" В ответ они сказали ему: "Неимущим среди нас является тот, у кого нет ни дирхемов, ни имущества". Тогда он сказал:



«Поистине, неимущим в общине моей станет тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитву, пост и закят,[144] но при этом окажется, что он обругал того-то, опорочил того-то, присвоил и проел имущество того-то, пролил кровь того-то и ударил того-то, и тогда часть его добрых дел будет отдана одному, часть — другому, а если запас их будет исчерпан прежде, чем он рассчитается со всеми, тогда будет браться что-то из прегрешений этих людей и возлагаться на него, а потом он будет ввергнут в ад!» (Муслим)

С учётом этого не приходится удивляться ни тому, что в жизни искренних мусульман нет места подобным пустым вещам, ни тому, что в истинно исламском обществе, где главенствуют ценности этой религии, а люди придерживаются её нравственных норм, редко возникают такие раздоры, которые приводят к ругани и взаимному поношению.

А если превратности жизни всё же приводят члена истинно исламского общества к конфликтам, то в глубине души он всегда помнит о том, что когда-нибудь с него спросится за каждое его слово, и поэтому он следит за собой и за своими словами в состоянии волнения, помня о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит.[145]» (Муслим)

И ввиду всего вышеупомянутого он удерживает свой язык от брани, даже если что-то и подталкивает его к этому, сдерживая вспышки гнева, чтобы не впасть в грех, и опасаясь оказаться одним из преступающих.

И действие этого нравственного принципа в сознании мусульманина и в его реальной жизни распространяется также и на покойных, так как он не подвергает их поношению, что отличает его от невежественных, неразумных и безрассудных людей, которые не только осыпают бранью живых, но не оставляют в покое и мёртвых. Что же касается мусульманина, то он действует в соответствии с указаниями благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха) который сказал:

«He поносите покойных, ибо, поистине, они уже приведены[146] к тому, что делали раньше!» (Аль-Бухари)

ОН НИКОГО НЕ ОБВИНЯЕТ В НЕЧЕСТИИ ИЛИ В НЕВЕРИИ, НЕ ИМЕЯ НА ТО ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ

Мусульманин, не позволяющий себе произносить бранные слова, ругательства и непристойности, считает ниже своего достоинства впадать в ещё более тяжкий грех, каковым является обвинение людей в нечестии и неверии в тех случаях, когда для этого нет никаких серьёзных оснований. Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха) пригрозил обвиняющим в этом невинных людей тем, что их обвинения вернутся к ним же и они понесут на себе бремя этого великого греха. Он сказал:

«Если один человек безосновательно обвинит другого в нечестии или неверии, то это обвинение обязательно вернётся к нему самому.» (Аль-Бухари)

СТЫДЛИВЫЙ И ПОКРЫВАЮЩИЙ

К числу нравственных качеств истинного мусульманина относится то, что он стыдлив и склонен к тому, чтобы покрывать проступки других. Он не желает, чтобы известия о чём-либо непристойном распространялись в исламском обществе, сообразуясь с указаниями благородного Корана и чистой сунны, которые угрожают тем, кому нравится вести речи, порочащие честь других людей, и распространяться об их недостатках, тяжелейшими карами в обоих мирах. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, любящим, чтобы распространялось мерзкое[147] среди тех, кто уверовал, уготовано мучительное наказание в этом мире и в мире вечном!» (Свет, 19)

И это означает, что люди, распространяющие в обществе слухи о чём-нибудь непристойном, столь же грешны, как и те, кто совершает непристойное. Передают, что Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Произносящий непристойности и рассказывающий о том, что сделал этот человек, совершают одинаковый грех". (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад")

Человек, являющийся членом исламского общества, старается покрывать недостатки других, отличается стыдливостью и не обращает внимание на мелкие проступки и прегрешения людей. Причина в том, что ислам привил ему такую черту характера как выдержанность, и это удерживает его от разговоров, которые могут затронуть честь других людей, и не позволяет ему во всеуслышание говорить о своих собственных прегрешениях, о том, что он слышал о других, или о том, что он видел своими глазами. При этом в своих поступках он сообразуется со словами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Все члены моей общины будут избавлены,[148] кроме заявляющих во всеуслышание, примером чего могут служить действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью и Аллах покрывает его, а наутро он сам говорит: "О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то" — и получается так, что он засыпает под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха.» (Аль-Бухари и Муслим)

И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Не покроет один раб другого в мире этом, чтобы Аллах не покрыл его самого в День Воскресения.» (Муслим)

Дело в том, что исправления человеческих слабостей невозможно добиться путём выискивания недостатков и пороков людей с последующим выставлением их на всеобщее обозрение. Однако этого можно добиться, если постараться должным образом довести до них истину, внушить им любовь к повиновению и отвращение к ослушанию Аллаха. При этом не следует прибегать к огласке или вступать в конфликт с человеком, а добиваться своего только с помощью мягкости, доброты и хорошего подхода, благодаря чему открываются сердца, покоряются тела и смягчаются души. Именно поэтому ислам и запрещает мусульманам выслеживать друг друга, выискивая недостатки других людей, ведь Аллах Всевышний сказал:

«… и не выслеживайте…»(Комнаты, 12)

Смысл всех этих указаний состоит в том, что выискивание недостатков мусульман, слежка за ними, стремление застать их в моменты проявления слабости и рассказать об этом другим наносит ущерб таким мусульманам, а вместе с ними и всему обществу, в котором они живут. И в самом деле, ведь если в обществе распространяются сведения о чём-либо мерзком, а о членах его ходит множество слухов, оно обязательно начинает клониться к упадку, в нём облегчается совершение прегрешений, получают распространение взаимная ненависть и всевозможные козни, поселяется тайная злоба и широко распространяется безнравственность. Именно это и имел в виду посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), когда говорил:

«Поистине, если ты станешь неотступно следить за слабостями мусульман, то испортишь их или будешь близок к тому, что бы испортить их!» (Абу Дауд)

Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно обращал внимание мусульман на то, что порочить людей и распространяться об их недостатках опасно, угрожая пренебрегающему подобной опасностью тем, что он сам будет изобличён в чём-либо и опозорен в собственном доме. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«He обижайте рабов Аллаха, не попрекайте их и не выискивайте их недостатки, ибо, поистине, если кто-нибудь станет искать недостатки у своего брата в исламе, то Аллах станет искать его собственные недостатки и покроет его позором в его собственном доме!» (Ахмад[149])

В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, описывается возмущение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и проявление его суровости по отношению к тем, кто порочил честь людей. В этом хадисе говорится: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям с проповедью так громко, что его услышали даже молодые девушки, сидевшие за занавесками.[150] Во время этой проповеди он сказал:

О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не обижайте верующих и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах выставит напоказ того, кто станет неотступно следить за недостатками своего брата в исламе, и Он покроет его позором, даже если он будет в своем доме!

Итак, мы видим, что гнев посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на тех людей, которые с лёгкостью и во всеуслышание порочили других, был столь силён, что он обратился к ним со словами:

«О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла!»

Сколь же великий грех совершили эти люди, если оказались они в числе тех, сердца которых были лишены милости веры! Поистине, сами они этот тягчайший грех считают незначительным, но велик он пред Аллахом!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.