Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ОТЛИЧАЕТСЯ МИЛОСЕРДИЕМ





Мусульманин, усвоивший установления своей религии и следующий её предписаниям, не просто отличается милосердием, но особо выделяется в этом отношении, так как он знает, что проявление милосердия к рабам Аллаха на земле станет причиной того, что по отношению к нему самому будет проявлено милосердие с небес, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Смилуйся над тем, кто на земле, и помилует тебя Тот, Кто на небесах.[126]» (Ат-Табарани)

И из наставлений своей религии мусульманин узнал о том, что "Аллах не помилует того, кто не милостив к людям". (Ат-Табарани). Кроме того, он знает также и о том, что "милосердия лишён только злосчастный". (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад").

Более того, сознательный мусульманин понимает милосердие в широком смысле этого слова, не ограничиваясь его проявлениями только по отношению к своей жене, детям, родственникам и друзьям, но распространяя его на всех людей вообще. Он поступает так, поскольку слышит наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорившего о необходимости проявления милосердия ко всем людям и указывавшего на то, что милосердие является одним из необходимых условий веры. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Мусы Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:



"Не уверуете вы (по-настоящему), пока не станете милосердны". Люди сказали: "О посланник Аллаха, каждый из нас не лишён милосердия". Он сказал: "Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие к людям вообще, милосердие ко всем!"[127] (Ат-Табарани)

Таким образом, имеется в виду всеобъемлющее и всеохватывающее милосердие, милосердие по отношению ко всем людям, которое ислам заставляет бить ключом в сердце мусульманина для того, чтобы все члены мусульманского общества были милосердными по отношению друг к другу и чтобы такое общество никогда не лишалось искренней любви, сердечности и взаимного сочувствия.

Что касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он являл собой уникальный пример милосердного человека, в котором нашло воплощение всё то, что подразумевает собой это понятие, и который был настолько щедр на проявления милосердия к людям, что, заслышав во время молитвы плач ребёнка, он сокращал её,[128] из чувства милосердия к его матери, переживающей из-за этого. Об этом говорится в хадисе, приводимом Аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Анаса, который сообщил, что Пророк сказал:



«Поистине, я приступаю к молитве, желая продолжать её долго, а потом слышу плач ребёнка, и позволяю себе молится меньше, чем нужно, зная о том, в какое сильное волнение приходит из-за этого плача его мать.»

В другом хадисе сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то бедуин, который сказал: "Разве вы целуете своих детей! А мы не целуем их!" В ответ на это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:

«Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!» (Аль-Бухари и Муслим)

А однажды благородный посланник поцеловал Аль-Хасана ибн Али, в присутствии Аль-Акра'а ибн Хабиса Ат-Тамими, и тот сказал: "Поистине, у меня есть десять сыновей, но я никогда не целовал никого из них". Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на него, а потом сказал:

«Не помилуют того, кто не милосерден!» (Аль-Бухари и Муслим)

Сообщается, что в своё время Умар, да будет доволен им Аллах, хотел назначить правителем одного человека, но когда он услышал, как этот человек сказал то же, что сказал Аль-Акра' ибн Хабис, то есть то, что он никогда не целовал своих детей, он отказался от своего решения, сказав: "Если душа твоя не проявляет милосердия даже по отношению к твоим собственным детям, то как же сможешь ты проявлять его по отношению к (другим) людям?! Клянусь Аллахом, я никогда не сделаю тебя правителем!" — после чего он разорвал грамоту о его назначении, которую приготовил для этого.



В результате усилий посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в сознании мусульманина расширился круг тех, по отношению к кому он считает необходимым проявлять милосердие, и оказалось, что в него входят даже животные, не говоря уже о людях. Это стало возможным благодаря тому, что он распространял среди людей свои мудрые наставления. Так, например, оба шейха передают хадис, в котором приводятся слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: "Однажды посланник Аллаха сказал:

Некогда человека, шедшего своим путём, стала мучить жажда, и тогда он нашёл колодец, спустился в него, напился, а потом выбрался наружу. И тут он неожиданно увидел собаку, высовывавшую язык и от жажды лизавшую влажную землю. Тогда этот человек сказал себе: "Жажда мучит эту собаку также, как раньше мучила меня" — после чего он снова спустился в колодец, набрал в свой башмак воды, взял его в зубы и не выпускал, пока не выбрался наружу, а потом напоил собаку, и Аллах отблагодарил его, простив ему его прегрешения.

Люди спросили: "Так разве нам полагается награда и за животных?" Он сказал:

«За всё то, в чём есть живая душа полагается награда.» (Аль-Бухари и Муслим)

Кроме того, передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Одна женщина была подвергнута мучениям[129] и оказалась в огне за кошку, которую она держала взаперти до тех пор, пока та не сдохла от голода, и ей было сказано: "Когда ты держала кошку взаперти, то не кормила её, не поила и не выпускала, чтобы она сама могла питаться тем, что добудет на земле.» (Аль-Бухари и Муслим)

Что касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он был милосерден как никто другой. Сообщается, что когда во время одного из походов он остановился на отдых, к нему подлетела птица, которая стала летать вокруг его головы, как бы обращаясь к нему с жалобой на обиду, поскольку кто-то из людей забрал её яйцо. И он обратился (к своим сподвижникам): "Кто из вас заставил страдать эту птицу, лишившуюся своего яйца?" Один человек сказал: "О посланник Аллаха, это я взял её яйцо" — и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пожалей её и верни его обратно!" (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")

Поступая так, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел, чтобы в сознании каждого мусульманина утвердилась идея широкого и всеобъемлющего милосердия, благодаря чему он стал бы милосердным по самой своей природе и проявлял милосердие даже по отношению к животным, ведь человек, в сердце которого есть жалость к животному, не будет жестоким и по отношению к своему брату.

Посланник Аллаха был милосерден к людям и животным сам и неустанно учил тому же мусульман, добиваясь того, чтобы милосердие распространилось по всему мусульманскому миру и наполнило собой все те места, где они обитают. А когда милосердие действительно распространится по земле, на неё и на её обитателей прольются потоки милости и с небес, что послужит подтверждением словам благородного посланника:

«Смилуйся к тем, кто на земле, и помилует тебя Тот, Кто на небесах.[130]» (Ат-Табарани)

ОН СПОСОБЕН ПРОЩАТЬ

Благочестивый мусульманин, подчиняющийся руководству своей религии, способен прощать. Способность к прощению является одним из высоких нравственных качеств, о котором Аллах Всевышний с большой похвалой отзывается во многих аятах Корана. В этих аятах указывается, что люди, которым свойственно это качество, являют собой образцы высшего благочестия в исламе, ибо Аллах отнёс их к числу совершающих благодеяния, а, значит, снискавших любовь и благоволение Аллаха. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«… и которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллах любит добродеющих!» (Семейство Имрана, 134)

Это объясняется тем, что такие люди сумели сдержать свой гнев и освободились от бремени скрытой злобы и ненависти, выйдя на широкий простор прощения и снисходительности к людям. И благодаря этому они не только обрели чистоту, радость и спокойствие души, но снискали и нечто большее, а именно — любовь Аллаха и Его благоволение.

Способностью прощать и снисходительно относиться к другим обладают лишь те люди, сердца которых открылись для восприятия руководства ислама, а души переняли его высокие нравственные качества, вследствие чего победе, отмщению и восстановлению справедливости, к чему побуждают их души, они предпочли прощение и награду Аллаха.

Побуждая душу человека к восхождению на эту высокую и труднодостижимую вершину, благородный Коран использует прекрасные методы. Так, например, в Коране говорится, что тот, кто подвергается притеснениям, должен защищаться, чтобы оградить себя от несправедливости и враждебности. Это было сказано потому, что воздавать за дурное следует равным, но это не значит, что Коран призывает человека, претерпевшего несправедливости и обиды от своего брата, к сведению счетов и отмщению, наоборот, он как бы мягко берёт такого человека за руку и ведёт его к вершине терпения, прощения и снисходительности, заверяя его в том, что достижение этой вершины будет свидетельствовать о его твёрдости в важных делах.[131]

Аллах Всевышний сказал:

«… и которые защищаются, подвергнувшись притеснениям. И воздаянием за дурное (должно) послужить нечто столь же дурное, а того, кто простит и уладит, — наградит его Аллах. Поистине, Он не любит несправедливых! Не в чем упрекнуть тех, кто защищался от несправедливости, но заслуживают упрёков обижающие людей и без права покушающиеся на земле (на то, что им не принадлежит): таким уготовано мучительное наказание. Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах.[132]»(Совет, 39-43)

Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, услышал клеветнические речи, распространявшиеся некоторыми грешными людьми и порочившие честь его дочери, матери правоверных Аиши,[133] то душу его охватила скорбь и он поклялся прекратить оказывать свою помощь тем неблагодарным, которые вели эти греховные разговоры, после чего был ниспослан аят, в котором сказано:

«И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что перестанут оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный!» (Свет, 22)

Поистине, взаимоотношения между членами общества правоверных основываются не на упрёках, подсчётах, желании настоять на своём и стремлении отомстить за все малые и большие обиды, нет, в основе взаимоотношений между ними лежат такие вещи как проявление снисходительности, способность закрывать глаза на упущения со стороны других, прощение и проявление терпения, к чему призывают людей установления ислама и к чему побуждает их его высокое и правильное руководство. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом.» (Разъяснены, 34-35)

Поистине, если всегда отвечать злом на зло, это приведёт к возникновению у людей враждебных чувств по отношению друг к другу и породит ненависть и тайную злобу. Если же на зло отвечать добром, то это будет гасить гнев, успокаивать души и очищать их от скверны тайной злобы, и бывшие враги будут превращаться в близких друзей благодаря всего лишь доброму слову или улыбке одного из них. И для отражающего дурное тем, что лучше, это становится великим успехом, поскольку, как указывается в упомянутом нами аяте, на это способны лишь те, кому дарован великий удел, ведь только они могут отражать дурное с помощью проявления терпения, отвечая на дурное — хорошим.

Именно таких нравственных норм должен придерживаться верующий в обществе правоверных, и многие аяты были ниспосланы для того, чтобы заложить эти основы в душах людей. Вот почему они предъявляют к верующему требование сдерживать свой гнев, извинять и великодушно прощать других, ведь после этого от ненависти, раздражения или тайной злобы не остаётся и следа.

Аллах Всевышний сказал:

«… так прощай же великодушно.» (Аль-Хиджр, 85)

В благородных хадисах способности прощать и проявлять снисходительность к людям, уделяется не меньше внимания, чем в аятах Корана, и они также направлены на то, чтобы привить это качество душам людей. Многие из них рассказывают о том, как проявлялось это качество в посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которому оно было присуще и который является примером для мусульман, их имамом и воспитателем, и призывают людей подражать ему и следовать его правильным путём. Так, например, сообщается что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Если не считать тех случаев, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сражался на пути Аллаха, он никогда никого не бил своей рукой, в том числе женщин и слуг, и какие бы обиды ему ни наносили, он никогда не мстил тем, кто делал это, если только при этом не нарушались запреты Аллаха Всевышнего, так как в подобных случаях он мстил за Аллаха Всевышнего.» (Муслим)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда выполнял те указания, которые давал ему Господь славы, сказавший:

«Держись прошения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд.» (Преграды, 199)

И он всегда следовал другому велению Всевышнего, который сказал:

«… отражай же тем, что лучше…» (Разъяснены, 34)

Таким образом, его характер стал уникальным знамением, из числа знамений, созданных его Господом, и в равной степени проявлял себя по отношению ко всем людям, так как он не отвечал дурным на дурное, но прощал, старался улаживать дело миром и отстранялся от невежд, отражая плохое тем, что лучше. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Однажды, когда я шёл куда-то вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на котором был плащ из Наджрана (один из районов Йемена) на грубой подкладке, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший (Пророка за края этого плаща). Я посмотрел на плечо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и увидел, что после этого на нём остался след от этой подкладки, а (бедуин) сказал: "О Мухаммад, вели, чтобы мне дали что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!" — Пророк же повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то". (Аль-Бухари и Муслим)

И привычка прощать столь глубоко укоренилась в его благородной душе, что он простил даже ту иудейку, которая преподнесла ему отравленную баранину, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого обоими шейхами Аль-Бухари и Муслимом и другими мухаддисами. В этом хадисе сообщается о том, что:

"Одна иудейка прислала в дар посланнику Аллаха отравленную баранину, и он вместе с некоторыми из своих сподвижников стал есть это мясо, но через некоторое время сказал им: "Прекратите (есть), ибо, поистине, оно отравлено!" А потом эту женщину привели к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он спросил её: "Что побудило тебя к этому?" Она ответила: "Я хотела узнать, действительно ли ты являешься Пророком, ведь если это так, то Аллах обязательно должен был дать тебе знать об этом и это не повредило бы тебе, в противном же случае мы бы отдохнули от тебя". Тут люди спросили: "Не убить ли нам её?" — но он сказал: "Нет!" — и простил эту женщину.

А когда взбунтовалось племя Даус, члены которого отказались подчиняться велениям Аллаха и Его посланника, к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился Ат-Туфайль ибн Амр Ад-Дауси, да будет доволен им Аллах, и сказал: "Поистине, дауситы взбунтовались и отказались повиноваться, призови же на них проклятие Аллаха!" После этого посланник Аллаха повернулся лицом к кибле и воздел руки к небу, а люди сказали: "Они пропали!"[134] Однако, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был милосерден и снисходителен к людям и опасался, что Аллах обрушит на этих рабов свою кару, принялся взывать к Аллаху с мольбами за них, говоря:

«О Аллах, направь дауситов на путь истинный и приведи их,[135] о Аллах направь дауситов на путь истинный и приведи их, о Аллах направь дауситов на путь истинный и приведи их![136]» (Аль-Бухари и Муслим)

И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всё время старался привить душам мусульман такие качества, как способность прощать и снисходительно относиться к упущениям людей даже в том случае, если от них будут отворачиваться и порывать с ними отношения. Объясняется это тем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), являвшийся воспитателем и отличавшийся дальновидностью, которой наделил его Аллах, понимал, что великодушие и снисходительность найдут путь к душам людей скорее, чем суровость, применение силы и разрыв отношений с ними. Именно поэтому когда Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах, попросил его: "О посланник Аллаха, поведай мне о том, какие дела являются наиболее достойными" — Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал ему такое наставление:

«О Укба, поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и отстраняйся от того, кто притесняет тебя.»

А в другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«… и прощай тому, кто притесняет тебя.» (Ахмад и Ат-Табарани)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.