|
ОН ОТЛИЧАЕТСЯ СТЫДЛИВОСТЬЮ
Придерживаясь этого качества, истинный мусульманин следует по стопам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который являл собой высочайший пример стыдливости, о чём свидетельствуют слова Абу Са'ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за занавеской,[119] и если он видел что-нибудь такое, что ему не нравилось, мы замечали это по выражению его лица". (Аль-Бухари и Муслим)
По определению улемов, стыдливость является достойным нравственным качеством, постоянно побуждающим человека отказываться от всего безобразного и не позволяющим ему ущемлять права тех, кто имеет право на что-либо. Вот почему, как явствует из целого ряда хадисов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с похвалой отзывался о стыдливости и считал его безусловным благом как для человека, отличающегося подобным качеством, так и для общества, в котором живёт такой человек.
Сообщается, что Имран ибн Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В стыдливости нет ничего, кроме блага.» (Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«У веры есть более семидесяти (или:… шестидесяти) ответвлений,[120] наилучшим из которых являются слова: "Нет божества, кроме Аллаха", а наименьшим — устранение с пути того, что может повредить людям, и стыдливость — ответвление веры.» (Аль-Бухари и Муслим)
Искренний мусульманин и в самом деле отличается стыдливостью, учтивостью, мягкостью и восприимчивостью, и поэтому он не совершает никаких безобразных поступков, которые могли бы обидеть людей, и не ущемляет ничьих прав.
От подобных вещей его удерживает чувство стыда, которое позволяет ему уберечься от этого. При этом стыдится он не столько людей, сколько, прежде всего, Аллаха Всевышнего, не желая смешивать свою веру с несправедливостью, а поступает он так по той причине, что стыд является одним из ответвлений веры, и это — наивысшая ступень, которой может достичь человек благодаря стыдливости.
Поистине, связь нравственных побуждений с верой в Аллаха и в Последний День выделяет мусульманина среди прочих тем, что его приверженность к присущим ему духовным качествам является глубоко искренней, а сами эти качества отличаются прочностью и постоянством независимо от изменений внешних обстоятельств. Дело в том, что источником его нравственных качеств является живая и недремлющая вера, в силу которой он стыдится предательства, причём, прежде всего, он стыдится Аллаха, знающего о его скрытых тайнах, а потом уже людей, знающих только о внешней стороне его дел. Это чувство стыда перед Аллахом и является тем, что отличает собой нравственность мусульманина от нравственности немусульманина.
ОН ДОБР К ЛЮДЯМ
Истинный мусульманин мягок, терпелив и добр по отношению к людям в тех случаях, когда мягкость является уместной, доброта — желательной, а терпеливость — похвальной.
Это объясняется тем, что мягкость, доброта и терпение являются достойными качествами, которые Аллах любит в Своих верующих рабах, так как людям, отличающимся подобными качествами, они позволяют выработать в себе мягкость характера, тонкость и способность поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, а это, в свою очередь, приближает их к душам других и внушает их сердцам любовь к ним.
Аллах Всевышний сказал:
«He равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше,[121]и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом.» (Разъяснены, 34—35)
Имеется множество взаимосвязанных между собой по смыслу аятов и хадисов, которые внушают людям любовь к доброте, побуждают их к ней и подчёркивают, что она является высоким нравственным качеством и что это качество должно быть главенствующим в мусульманском обществе и присущим каждому мусульманину, живущему в таком обществе, усвоившему установления своей религии и воспринявшему свет её указаний. Мусульманину достаточно знать хотя бы о том, что доброта относится к числу высочайших атрибутов Аллаха Всевышнего, и Он любит, когда Его рабы проявляют её во всех своих делах. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине Аллах — добр, любит доброту во всем деяниях.» (Аль-Бухари и Муслим)
И, поистине, доброта является великим качеством, за которое Аллах Всевышний вознаградит так щедро, как не вознаградит Он ни за одно другое из них. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Аллах — добр, любит доброту и дарует за доброту то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное.» (Муслим)
В своих высоких наставлениях Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с похвалой отзывается о доброте, называя её украшением любого дела и отмечая, что к чему бы не примешивалась доброта, она обязательно украшает это собой, внушая любовь душам и притягивая взоры людей. Отсутствие же доброты в чём бы ты ни было неизменно обезображивает это и отталкивает сердца и души. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, не примешивается доброта к чему-то, не украшая собой это, и не лишено доброты что-то, не будучи обезображенным этим (отсутствием доброты).» (Муслим)
Благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) всегда учил мусульман проявлять доброту во взаимоотношениях с людьми и направлял их к достойной подражания тактичности, что в наибольшей степени приличествует мусульманину, призывающему других к религии Аллаха, который милосерден и добр по отношению к Своим рабам. И он отмечал, что этого следует придерживаться постоянно, даже если всё вокруг будет подталкивать человека к проявлениям гнева. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды, когда какой-то бедуин стал мочиться в мечети, все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ведь, поистине, посланы вы[122] только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари)
Таким образом, открывать сердца людей и призывать их к истине следует с помощью доброты, стремления к облегчению, мягкости и снисходительности, но никак не посредством суровости, создания препятствий, строгости, упрёков и окриков, в связи с чем благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) и говорил:
«Радуйте, а не отпугивайте, облегчайте, а не затрудняйте.» (Аль-Бухари и Муслим)
Это было сказано потому, что люди, по природе своей, питают отвращение к жестокости, грубости и суровости, и склоняются к деликатности, мягкости и доброте, на что и указал Аллах Всевышний, обратившись к Своему благородному Пророку:
«… а если бы был ты грубым и жестокосердным, то они непременно разбежались бы от тебя (в разные стороны).» (Семейство Имрана, 159)
Эти слова следует навсегда запомнить и сделать их неизменным правилом для себя каждому из призывающих к прямому пути, поскольку он должен найти подход к сердцам людей и всегда придерживаться доброты, тактичности и мягкости, даже если те, к кому он обращает свой призыв, являются жестокими и несправедливыми тиранами. Вот почему, направляя к фараону Своего Пророка Мусу и его брата Харуна, мир им обоим, Аллах обратился к ним с таким напутствием:
«Идите оба к фараону: поистине, он преступил (все пределы дозволенного), и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился.» (Та-Ха, 43,44)
Неудивительно то, что наставления этой религии называют доброту чистым благом, отмечая, что те, кому было даровано это качество, снискали всё благо, а лишённые его лишены и блага. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Джарира ибн Абдуллы, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Лишённый доброты — лишён и блага.» (Муслим)
И в высоких наставлениях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разъясняется, что это благо прольётся обильным дождём на отдельных людей, семьи и целые народы, если в их жизни доброта будет играть главенствующую роль и станет одним из присущих им качеств. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«О Аиша, придерживайся доброты, ибо, поистине, когда Аллах желает семье блага, Он указывает членам её путь к доброте.»
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если Аллах желает семье блага, Он внушает членам её придерживаться доброты.[123]» (Ахмад)
Джабир, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк сказал:
«Если Аллах желает людям блага, Он внушает им не отступать от доброты.[124]» (Аль-Баззар)
Можно ли представить себе большее благо, чем такая черта характера, которая становится защитой от огня для того человека, который её воспринимает? Именно об этом и говорит благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха):
«Не сообщить ли вам о том, кто является запретным для огня (или:… о том, для кого огонь является запретным)? Для всякого дружелюбного, лёгкого и мягкого.[125]» (Ат-Тирмизи)
Таким образом, наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаха) возвышают человека и прививают ему такое качество как доброта, требуя от него проявлений доброты даже по отношению к животному, которое приносится им в жертву, что считается признаком чистосердечия, то есть высшей ступенью, которой достигают благочестивые праведники. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Аллах предписал совершенство во всём, и когда убиваете, то убивайте хорошим способом, и когда приносите жертву, то делайте это хорошим способом. И пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений.» (Муслим)
Это было сказано потому, что проявление доброты по отношению к бессловесному животному, которое приносится в жертву, свидетельствует о мягкосердечии человека, и о том, что он милосерден ко всему живому. При этом ясно, что если в силу своих внутренних убеждений человек относится так к животным, то к другому человеку он будет относиться с ещё большей добротой и мягкостью, и именно эти далеко идущие цели преследуют наставления ислама, обращённые к каждому мусульманину и побуждающие его проявлять доброту даже по отношению к животным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|