Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ СКЛОНЕН К ДОБРОТЕ И ВЕРНОСТИ





Поистине, ислам приучает тех, кто его исповедует, к проявлению верности и доброты по отношению к друзьям, что распространяется и на друзей родителей, как уже отмечалось в главе "Мусульманин со своими родителями". Он поступает так потому, что высоко ценит достоинство верности и считает поддержание уз братства и дружбы весьма важным делом. В книгах, составляющих наше историческое наследие, приводится множество прекрасных примеров проявления доброты и верности из жизни наших предшественников, и в самом деле составлявших собой лучшую из общин, созданных на благо людей.

К этому имеет отношение содержание хадиса, приводимого имамом Муслимом в его "Сахихе" и передаваемого со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Поистине, высшим проявлением почтительности является поддержание человеком связей с теми, кого любил его отец.

Абдулла ибн Динар передал, что однажды какой-то человек из бедуинов повстречался с Абдуллой ибн Умаром, да будет доволен им Аллах, на пути в Мекку, и Абдулла ибн Умар приветствовал его, посадил на своего осла и подарил ему чалму, которую он снял со своей головы.



Ибн Динар сказал: "А потом мы сказали ему: "Да приведёт Аллах в порядок твои дела! Это ведь бедуины, которым достаточно и малого!" В ответ Абдулла ибн Умар сказал: "Поистине, Умар ибн Аль-Хаттаб,[107] да будет доволен Аллах ими обоими, любил отца этого человека, а я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, высшим проявлением почтительности является поддержание человеком связей с членами семьи тех, кого любил его отец.» (Муслим)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял постоянную заботу о сердцах мусульман и старался сеять в них семена верности каждый раз, когда ему представлялся удобный случай обратиться к ним со своими наставлениями и указаниями. Сообщается, что однажды к нему пришёл какой-то человек из племени бану Салама и спросил:

"О посланник Аллаха, могу ли я как-нибудь проявить почтительность по отношению к своим родителям после их смерти?" Он ответил: "Да, если станешь молиться за них,[108] просить для них прошения, выполнять их обеты после их кончины, поддерживать отношения с теми, с кем ты был связан только через своих родителей, и оказывать уважение их друзьям". (Абу Дауд и Ибн Маджа, а также Ибн Хиббан в своём "Сахихе")



Что же касается самого посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он был столь верен в дружбе, что это иногда даже сердило мать правоверных, Аишу, да будет доволен ею Аллах, поскольку он проявлял доброту и по отношению к подругам Хадиджи, к которой она ревновала его. Об этом рассказала она сама:

"Ни к одной из жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) я не ревновала его столь сильно как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, которую я никогда в жизни не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал их подругам Хадиджи, я же говорила ему: "Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!" — а он говорил мне в ответ:

«Поистине, была она такой-то и такой-то, и были у меня от неё дети!» (Аль-Бухари и Муслим)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "А когда он резал овцу, mo щедро одаривал её подруг".

Поистине, это является примером исламской верности, с которой не может сравниться никакая иная верность, так как она распространяется даже на дальних друзей покойных родителей и жён, так что же говорить о наших близких друзьях, которые ещё живы?!

Согласно установлениям шариата, любовь, искренность, доброта и верность обязательно должны находить своё проявление в оказании человеком помощи своему брату в любых обстоятельствах. При этом ему следует оказывать брату помощь и в тех случаях, когда он прав, становясь на его сторону, поддерживая и защищая его, и в тех случаях, когда он не прав, но в этом случае его помощь должна выражаться в том, чтобы дать ему добрый совет и удержать его от зла и несправедливости, и именно к этому призывал людей благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:



«Пусть человек оказывает помощь брату своему, притеснителю или притесняемому. Если он — притеснитель, то пусть он удерживает его (от этого), что и станет для него помощью, а если притесняют его, пусть он поможет ему.» (Муслим)

Настоящий мусульманин не бросает своего брата независимо от того, притеснителем он является или притесняемым. Объясняется это тем, что ислам научил его желать брату своему того же, чего он желает самому себе, а так как сам он не хочет становиться ни притеснителем, ни притесняемым, то не желает этого и своему брату. Вот почему он становится на его сторону, если тот оказывается объектом притеснений, оказывая помощь и защищая его, и делает то же самое, удерживая его от несправедливости, если тот поступает несправедливо. Это и есть настоящая искренность и подлинная доброта, которые присущи истинному, благочестивому и верному мусульманину, сформировавшемуся под воздействием ислама, и не покидают его, где бы он ни был.

ОН ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ БРАТЬЯМ

Истинный мусульманин, усвоивший установления своей религии и придерживающийся её ценностей, мягок в общении со своими братьями, добр к ним и любит их также, как они любят его. Поступая таким образом, он руководствуется указаниями ислама, побуждающими людей к восприятию достойных нравственных качеств.

Аллах Всеблагой и Всевышний сказал о верующих так:

«… проявляющих смирение по отношению к верующим и суровых с неверными…»(Трапеза, 54)

И эта мягкость, смирение и стремление поддерживать хорошие отношения со своими братьями по вере достигают крайних пределов, по сути дела превращаясь в нечто большее, чем просто смирение.

Помимо этого известно, что высокие наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаха) настойчиво внушали мусульманину любовь к доброте, объявляя её тем, что украшает собой всё в этой жизни, на что указывают такие его слова:

«Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она обязательно украшает собой это, а всё то, что лишено доброты, обязательно становится безобразным.» (Муслим)

О личности благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульманин может составить полное представление, ознакомившись с его жизнеописанием, из которого следует, что он являлся воплощением доброты, мягкости, великодушия и благонравия, никогда не говорил ничего непристойного и никогда не проклинал и не поносил никого из мусульман. Вот что говорит о его великом нраве Анас, да будет доволен им Аллах, являвшийся слугой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и долгое время неотлучно следовавший за ним:

"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не говорил ничего непристойного, не проклинал и не поносил никого, а когда хотел выразить порицание кому-либо, говорил: "Что это с ним, да покроется его лоб пылью?[109]!" (Аль-Бухари)

ОН НЕ ЗЛОСЛОВИТ О НИХ

Истинный и искренний мусульманин воздерживается от того, чтобы порочить своих братьев и друзей, и не злословит о них, так как знает, что возведение хулы на людей запретно в силу указаний благородного Корана:

«… и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть плоть своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! Бойтесь же Аллаха, поистине, Аллах — Приемлюший покаяние, Милосердный!» (Комнаты, 12)

Воистину, душа мусульманина, которая следует установлениям ислама и придерживается его высоких этических принципов, обязательно содрогнётся при виде того образа, в котором благородный Коран представляет человека, злословящего о других людях, так как говоря что-нибудь дурное за спинами других, он совершает нечто равносильное поеданию плоти своего покойного брата. Представив себе эту картину, мусульманин сразу же возвращается к богобоязненности, о чём Аллах упоминает в конце этого аята, обращается к Аллаху с искренним покаянием, если допускал нечто подобное, и впредь следит за своим языком, не говоря о братьях своих ничего, кроме хорошего, так как помнит и о словах благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха), который однажды спросил людей:

"Знаете ли вы, что такое злословие?" Они ответили: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше". Он сказал: "Это — твоё упоминание о брате твоём так, что это не понравилось бы ему". Кто-то спросил: "А если брат мой и в самом деле таков, как я говорю?" Он сказал: "Если он действительно таков, как ты говоришь, значит ты злословишь о нём, а если не таков, значит, ты клевещешь на него!" (Муслим)

Поистине, богобоязненный мусульманин избегает как явного, так и тайного злословия, стремясь к тому, чтобы ни в коем случае не уподобляться поедающему плоть своего брата, и стараясь избежать того, чтобы язык вверг его в ад. О возможности этого Му'аза предостерег Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который однажды взялся рукой за язык и сказал:

"Придерживай это!" My'аз спросил: "О Пророк Аллаха, разве с нас будут взыскивать за то, чем мы говорим?" Пророк, (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: "Да лишится тебя твоя мать, разве ввергают людей лицом (или: "… ноздрями") в огонь за что-нибудь, кроме их клеветнических речей?!" (Ибн Маджа)

Поистине, привычка злословить является дурной чертой, не присущей настоящим мужчинам. Она характеризует собой трусливые подобия мужчин из числа двуличных людей, которые злословят о своих братьях и друзьях перед другими, а когда встречаются с ними самими, улыбаются им и выказывают свою дружбу и любовь. Из этого следует, что истинный мусульманин дальше всех держится от злословия и двуличия, ведь ислам научил его мужественности и прямоте и внушил ему любовь к благочестию в словах и делах. Что же касается таких качеств как лицемерие, двуличие и нерешительность, то ислам внушил ему к ним не просто неприязнь, но настоящее отвращение, поскольку двуличные люди причисляются исламом к числу наихудших пред Аллахом, о чём говорил посланник Аллаха:

«В День воскресения ты увидишь, что среди наихудших людей пред Аллахом окажется двуличный, который приходит к одним с одним лицом, а к другим — с другим.» (Аль-Бухари, Муслим и другие мухаддисы)

Поистине, у настоящего мусульманина есть только одно лицо, а не два, и это лицо является сияющим и светлым. С таким лицом он встречает не только каких-то определенным людей, но всех людей вообще, поскольку он знает о том, что двуличие является воплощением лицемерия, а ислам и лицемерие — несовместимы. И он помнит о том, что двуличный человек — это лицемер, а лицемеры окажутся на самом дне ада.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.