|
ИСТИННЫЙ МУСУЛЬМАНИН ЗАЩИЩАЕТ ЧЕСТЬ СВОЕГО СОСЕДА
Истинный мусульманин старается поддерживать правильные отношения со своим соседом. Он особенно опасается таких грехов, совершение которых приводит к нарушению прав его соседа, поскольку любой такой грех влечёт за собой более серьёзные последствия и является более тяжким преступлением, чем то же самое, но совершенное против другого человека. Подтверждением этому служат слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что однажды он задал своим сподвижникам вопрос о том, что такое прелюбодеяние, и они ответили: "Это - то, что запретили Аллах и посланник Его". Тогда он сказал:
«Поистине, если человек совершит прелюбодеяние с десятью женщинами, это не будет иметь для него столь тяжких последствий как совершение прелюбодеяния с женой своего соседа!»
А после этого он задал им вопрос о воровстве, и они сказали: "Это - то, что запретили Аллах Всемогущий и Великий и Его посланник". Тогда он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, если человек обворует десять домов, это не будет иметь для него столь тяжких последствий как совершение одной кражи в доме своего соседа!» (Ахмад)
Поистине, в исламе неприкосновенность соседа поднимается до такого уровня, подобного которому прежде никогда не достигали ни нормы морали, ни законы, устанавливаемые самими людьми. Наоборот, эти нормы и изобретаемые людьми законы весьма часто попирают принцип неприкосновенности личности и чести соседа, так как допускают возможность всевозможных нарушений в этом отношении легче, чем в тех случаях, когда дело касается других людей. Что же касается нас, то лишь после того, как мы утратили качества, присущие людям доблести и веры, в нашей среде получили распространение песни, в которых поётся о том, что касается лишь соседа. К этому привело и то, что нас покрыл мрак подражательства и захлестнули собой волны идейного и культурного нашествия, вследствие чего ничтожные и безрассудные юнцы принялись распевать песни о своих соседках и превозносить их в своих стихах, хотя арабы не знали подобного и во времена джахилийи, не говоря уже об эпохе ислама, ибо наши поэты отличались порядочностью и не позволяли себе оскорблять честь других людей, а если случайно встречались со своими соседками, то говорили:
И я опускаю глаза, когда передо мной показывается моя соседка,
Не поднимая их до тех пор, пока убежище не скроет её в себе.[87]
Что же касается поэта Мискина Ад-Дарими, жившего в эпоху Омеййядов, то он написал такие стихи:
Мой огонь и огонь соседа - одно и то же, и ему приносят (мой) котёл раньше, чем мне.
Моё соседство не нанесёт ущерба соседу, даже если не будет у двери его занавески,
Ибо лишаюсь я зрения, когда появляется моя соседка,
А возвращается оно ко мне лишь после того, как скрывает её завеса.
Ислам же только развил в нас это благородное человеческое качество в ещё большей степени, поскольку эта религия содержит в себе множество указаний на необходимость проявления заботы о соседе, охраны его чести и достоинства, умолчания о его недостатках, удовлетворения его нужд, отведения взоров от его жены и дочерей, и удаления от него всего того, что может вызвать его недоверие и причинить ему зло.
Таким образом, неудивительно, что истинный и искренний мусульманин является наилучшим соседом, которого когда-либо знало человеческое общество.
Разумный мусульманин, отличающийся чуткостью и усвоивший нравственные принципы и наставления своей религии относительно соседей, тысячу раз подумает, прежде чем начинать враждовать и ссориться с ними, независимо от того, что его к этому подталкивает, так как он никогда не забывает слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который предостерёг людей от ссор со своими, соседями, сказав:
«В День воскресения первыми из (всех) двух споривших между собой (на суд предстанут) соседи.[88]» (Ахмад и Ат-Табарани)
ОН НЕ ДОПУСКАЕТ УПУЩЕНИЙ, ДЕЛАЯ ЕМУ ДОБРО
Мусульманин, который исповедует свою религию должным образом, не жалеет сил, делая добро своему соседу. Он широко открывает перед ним двери внимания, любви и уважения и опасается пренебречь даже одной из своих обязанностей по отношению к человеку, живущему с ним по соседству, чтобы не оказаться одним из тех чёрствых, скупых и творящих мало добра соседей, о которых благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал так:
«Сколь много соседей, зависевших от своего соседа, скажут в День воскресения: "О Господь мой, этот закрывал передо мной двери и отказывал мне, когда мне что-нибудь было нужно!"» (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад")
Сколь скверно это положение и какой стыд испытает в День свидетельства тот, кто из скупости не делал добра своему соседу!
Ислам уподобляет мусульман высокому зданию, все части которого плотно примыкают друг к другу. Каждый кирпич, из которых сложено это здание, является одним из членов этой общины и каждый из этих кирпичей должен быть прочным и крепко связанным с другими, чтобы обеспечить зданию в целом устойчивость и долговечность, так как в противном случае оно окажется рыхлым и может разрушиться.
Вот почему ислам обеспечивает каждый из таких кирпичей надёжным креплением, которым является духовная пища, благодаря чему обеспечивается их взаимная поддержка и спайка, а делается это для того, чтобы здание мусульман оставалось прочным и его не могли поколебать ни какие-либо случайности, ни сильные ураганы.
Какой прекрасный пример приводит благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) говоря о сплоченности, солидарности и взаимной поддержке мусульман:
«(В отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга.» (Аль-Бухари и Муслим)
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:
«В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу веруюшие подобны единому телу: когда один из его членов поражает болезнь, то и всё тело отзывается на это бессонницей и жаром.» (Аль-Бухари и Муслим)
Ясно, что религия, которая стремится к тому, чтобы её последователи были столь удивительным образом связаны друг с другом, будет укреплять связи между соседями и стараться устанавливать их на прочной основе любви, доброты, единства и хороших взаимоотношений.
ОН ТЕРПЕЛИВО СНОСИТ МЕЛКИЕ НЕПРИЯТНОСТИ, ДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЕМУ СОСЕДОМ, И ОБИДЫ, КОТОРЫЕ ТОТ НАНОСИТ ЕМУ
Ввиду всего вышеизложенного, мусульманин, сердце которого озарено указаниями своей религии, проявляет терпение по отношению к соседу. Его не охватывает гнев, когда, сосед доставляет ему мелкие неприятности, и он не предъявляет к нему претензий, если тот допускает какую-нибудь ошибку или оплошность. Он прощает его, надеясь, что за это его вознаградит Аллах, и веря, что его прощение не останется незамеченным, но поможет снискать любовь и благоволение Аллаха, в пользу чего свидетельствует хадис, который передал Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, при встрече с Мутаррифом ибн Абдулла, сказавшим ему: "О Абу Зарр, дошло до меня, что ты передаёшь один хадис, и поэтому я искал встречи с тобой". Он сказал: "Ты встретил меня". Мутарриф сказал: "Я слышал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал тебе:
«Поистине, Аллах Всемогущий и Великий любит троих и ненавидит троих.»
Он (Абу Зарр) сказал: "Да, и я не буду возводить ложь на посланника Аллаха". Мутарриф сказал: "Но кто же эти трое, которых любит Аллах Всемогущий и Великий?"
Он сказал: "Это - человек, который выступил в поход на пути Аллаха, храня терпение и стремясь приблизиться к Аллаху, и сражался, пока не был убит, и вы можете найти упоминание о нём в Книге Аллаха Всемогущего и Великого" - после чего прочитал аят "Поистине, Аллах любит тех, кто сражается на Его пути (выстраиваясь) рядами, будто они - плотно сбитое здание". (Ряды, 4) Мутарриф спросил: "А кто еще?"
Он сказал: "Человека, у которого есть плохой сосед, наносящий ему обиды, и который сносит эти обиды до тех пор, пока Аллах не избавляет его от него при жизни или после смерти". (Ахмад и Ат-Табарани).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|