|
ОН ПОДДЕРЖИВАЕТ СВЯЗИ СО СВОИМИ РОДСТВЕННИКАМИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ И НЕ ЯВЛЯЮТСЯ МУСУЛЬМАНАМИ
Ислам отличается великодушием и гуманностью, поскольку эта религия велит поддерживать связи с родственниками, даже если они и не являются мусульманами. Так, например, в хадисе, передаваемом со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: "Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыто, а не тайно, говорил:
«Поистине, семейство такого-то не являются для меня близкими, ибо мои близкие — это Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними родственные связи и я буду поддерживать их должным образом.» (Аль-Бухари и Муслим)
А когда были ниспосланы слова Всевышнего:
«И увещевай своих ближайших родственников.» (Поэты, 214)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) созвал курайшитов и когда все они собрались, он обратился ко всем собравшимся вместе и к некоторым из них в отдельности, сказав:
«О бану Абд Шамс,[80] о бану Ка'б ибн Луайй, спасайтесь от огня! О бану Мурра ибн Ка'б, спасайтесь от огня! О бану Абд Манаф, спасайтесь от огня! О бану Хашим, спасайтесь от огня! О бану Абд Аль-Мутталиб, спасайтесь от огня! О Фатима, спасайся от огня! Поистине, никак не смогу я защитить вас от Аллаха, однако меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!» (Муслим)
Воистину, живительная влага человеческого расположения никогда не исчезает из сердца мусульманина, но истекает из него, проявляясь в виде оказания благодеяний родственникам и благожелательного отношения к ним, даже если они и не исповедуют ислам. Вот почему выражение благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха) сказавшего: "...однако меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!"[81] — стало одним из перлов арабского красноречия. Он уподобил родственные связи земле, которая увлажняется благодаря поддержанию, порождая любовь и искренность, и высыхает вследствие разрыва, порождая ненависть и чёрствость. И поэтому истинный мусульманин проявляет дружеское расположение к другим и вызывает такое же расположение к себе и в других, и все люди любят его, так как они видят, что он является живым воплощением достойных нравов.
Вот почему Умар, да будет доволен им Аллах, не посчитал зазорным подарить одежду, которую прислал ему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своему брату по матери, являвшемуся многобожником. (Аль-Бухари).
Ранее мы уже отмечали, что ислам побуждает людей делать добро своим родителям, даже если они и являются многобожниками, здесь же мы видим, что эта религия побуждает делать добро и родственникам, даже если они и не являются мусульманами, что указывает на великодушие и гуманизм ислама и не является новшеством в религии, ведь известно, что Аллах обратился к Своему посланнику с такими словами:
«И Мы направили тебя только как милость для миров.» (Пророки, 107)
Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал:
«Поистине, я был направлен (к людям) только, чтобы довести благонравие до совершенства.» (Имам Малик в "Аль-Муватта")
ОН ПОНИМАЕТ ПОДДЕРЖАНИЕ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА
Истинный и сознательный мусульманин рассматривает поддержание родственных связей как указание своей религии, не считая, что это подразумевает собой только оказание им материальной помощи. Нет, это — нечто большее, более общее и широкое, что может находить своё выражение и в оказании помощи неимущим родственникам деньгами, и в посещениях, укрепляющих узы родства и любви, усиливающих взаимное расположение и сочувствие, и в дружеских советах, помощи и проявлении справедливости, и в произнесении добрых слов, и в сохранении приветливого выражения лица, и в оказании хорошего приёма, и в улыбках и в прочих благих делах, порождающих в сердцах любовь и способствующих возникновению взаимного расположения, сочувствия и солидарности между родственниками. Вот почему высокие наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаха) побуждают поддерживать родственные связи даже с помощью простейших и не требующих никаких усилий вещей. Так, например, он сказал:
Орошайте[82] узы родства хотя бы салямом (т.е. с помощью приветствия).
Аль-Баззар приводит со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
ОН ПОДДЕРЖИВАЕТ РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ДАЖЕ ЕСЛИ РОДСТВЕННИКИ И НЕ ДЕЛАЮТ ЭТОГО
Истинный мусульманин поддерживает связи со своими родственниками, даже если они не стремятся к поддержанию связей с ним. Это объясняется тем, что человек, поддерживающий родственные связи в стремлении снискать благоволение Аллаха Всемогущего и Великого и обрести высокие исламские нравственные качества, не ждет, что ему ответят тем же. Он поддерживает связи со своими родными и близкими независимо от того, проявляют ли они себя таким же образом по отношению к нему. Поступая так, он показывает другим высокий пример того, какие достойные нравственные качества ислам формирует в человеке, что заставляет его всегда придерживаться всего наилучшего в отношениях со своими родственниками. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подтвердил, что истинный и искренний мусульманин обладает подобными качествами, сказав:
«Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же,[83] поддерживает их тот, с кем связи эти порывают.» (Аль-Бухари)
Наставления благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были направлены на укрепление таких качеств, как кротость, терпеливость, способность прощать и снисходительность в душе человека, который поддерживает связи с родственниками, в то время, как они порывают эти связи, проявляют чёрствость и плохо относятся к нему. Поскольку было объявлено, что Аллах с теми, кто старается поддерживать родственные связи, несмотря на то, что родственники не отвечают ему взаимностью. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нарисовал устрашающую картину того греха, который совершают чёрствые люди, ведущие себя неподобающим образом и порывающие узы родства. Сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, который сказал: "О посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!" На что он сказал:
«Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)
Видишь ли ты, как поддерживает Аллах того, кто поддерживает родственные связи и терпеливо сносит сухость разрывающих их, посылая такому человеку помощника от Себя, наполняя его сердце терпением, благодаря которому он сносит обиды, и укрепляя его достойные человеческие качества? И видишь ли ты, как благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) уподобил происходящее с этими сухими, заносчивыми и творящими зло людьми с муками, которые испытывают поедающие раскалённую золу в наказание за то, как они отплатили этому хорошо относившемуся к ним, благородному и проявлявшему любовь человеку, ответив ему пренебрежением своими обязанностями, злом и сухостью?
Вот почему истинный мусульманин при всех обстоятельствах не порывает уз родства, стремясь снискать за это благоволение своего Господа, поднимаясь выше проявлений невежества глупости и зла, которые иногда допускают его родственники, и не обращая внимания на незначительные и пустые вещи, которые действуют на мелочных людей и возбуждают в их сердцах гнев. Благочестивый сознательный мусульманин выше того, чтобы обращать внимание на подобные вещи, чтобы это оказывало влияние на его связи с родственниками и его хорошее отношение к ним. И он прислушивается к словам благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха):
«Родственные связи подвешены к трону и они говорят: "Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и отделит того, кто порывает нас!» (Аль-Бухари и Муслим)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|