Сделай Сам Свою Работу на 5

Пусть каждый из имеющих волосы относится к ним с должным уважением.





Под проявлением уважения к волосам в исламе подразумевается содержание их в чистоте, расчесывание, умащение благовониями и придание им красивой формы. Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не нравилось, когда кто-нибудь не следил за своими волосами, в результате чего они становились растрёпанными и взъерошенными, а сам человек казался неким подобием злого духа. И он даже сравнивал человека, отличавшегося столь безобразным видом, с шайтаном, о чём говорится в хадисе, который имам Малик приводит в "Аль-Муватта" со слов Ата ибн Йасара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: "Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находился в мечети, туда вошёл человек с растрёпанными волосами и бородой, и посланник сделал ему знак рукой, как бы повелевая привести в порядок свои волосы и бороду. И он сделал это, а потом снова вернулся, и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Разве это не лучше, чем появление любого из вас на людях с растрёпанными волосами, будто он шайтан?!

Поскольку благородный посланник сравнил человека с растрёпанными волосами с шайтаном, ясно, что ислам уделяет большое внимание хорошему внешнему виду и красивому обличью, отвергая неряшливость и неблагообразие. Благородный посланник никогда не оставлял без внимания того, что касалось внешнего вида людей, и если видел неряшливо одетого и непричёсанного человека, обязательно порицал его за то, что он не следит за собой. Имам Ахмад и Ан-Наса'и приводят со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что он сказал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), зашедший навестить нас, увидел человека с растрёпанными волосами и сказал:



Разве он не мог найти ничего, чтобы привести в порядок свою голову?!

ПРИЯТНЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД

Истинный мусульманин уделяет внимание своей одежде, и поэтому он всегда хорошо выглядит, хотя и не допускает никаких излишеств. Его вид приятен взору и внушает людям симпатию. Такой человек никогда не появляется на людях в неряшливой и изорванной одежде и всегда осматривает её, прежде чем выйти из дома, украшая себя в пределах разумного. Так всегда украшал себя посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед встречами со своими сподвижниками, не говоря уже о том, что он делал это перед встречами со своими жёнами. Давая толкование словам Всевышнего:



«Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он создал для Своих рабов, и (всё) благое из (их) удела?"» (Преграды, 32)

Аль-Куртуби сказал: "Макхуль передал, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Однажды группа сподвижников посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха) дожидалась его у дверей, и он вышел к ним. А в стене дома была ниша с водой, и он стал смотреть на своё отражение в этой воде, поправляя бороду и волосы на голове". Аиша сказала: "И я спросила у него: "О посланник Аллаха, и ты делаешь это?!" В ответ он сказал:

«Да, когда человек выходит к братьям своим, пусть приводит себя в порядок. Ибо, поистине, Аллах — прекрасен, и Он любит прекрасное!»

И мусульманин делает всё это в соответствии с учением ислама о необходимости придерживаться золотой середины во всём, иначе говоря, учением о необходимости придерживаться умеренности, которое не приемлет ни излишества, ни недостаточности. Аллах Всевышний сказал про верующих:

«...те, которые, расходуя, не расточительствуют, и не скупятся, а проявляют умеренность, не впадая в такие крайности.» (Различение, 67)

Ислам побуждает своих последователей, особенно тех из них, кто занят делом исламского призыва, общаться с людьми, появляясь среди них подобно красивым родинкам, которые привлекают к себе внимание, а не вызывая своим видом презрение и отвращение у других. Поведение человека, который заботится о своей внешности столь мало, что это принимает отвратительные формы, под предлогом того, что это делается в знак отречения от мира и смирения, не имеет ничего общего с исламом. Так, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который превосходил всякого в отречении от соблазнов мира и смирении, носил хорошую одежду и украшал себя для своих сподвижников и своих жён, так как считал, что человек, действующий подобным образом, демонстрирует другим, что Аллах оказал ему Свою милость. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:



«Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою.» (Ат-Тирмизи и Аль-Хаким)

В "Табакат" Ибн Са'да (4/346) приводится хадис, в котором сообщается, что Джундуб ибн Макис, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибывала делегация (от какого-нибудь племени), он надевал свои лучшие одежды, приказывая своим ближайшим сподвижникам поступать так же. И я видел, что в тот день, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыла делегация от племени Кинда, на нём были йеменские одежды, и таким же образом были одеты Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими".

Ибн Аль-Мубарак, Ат-Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхаки и другие мухаддисы приводят хадис, в котором сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды велел подать себе новые одежды и стал облачаться в них, а когда они дошли до его ключиц, он сказал:

«Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу прикрыть свою наготу и чем я могу украсить себя в своей жизни!» ("Ат-таргиб уа-т-тархиб", 3/93, "Книга об одежде и украшениях")

Сообщается, что Абду-р-Рахман ибн Ауф,[18] да будет доволен им Аллах, носил плащ (или: ...одежду) ценой в пятьсот или четыреста.[19] ("Табакат" Ибн Са'да, 3/131). Известно, что в своё время Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, купил себе одежду за тысячу дирхемов и носил её.

И до тех пор, пока стремление украсить себя не превращается в излишнее щегольство, эти украшения продолжают относиться к числу благих дел, которые Аллах не только дозволил Своим рабам, но и побуждал их к ним. Аллах Всевышний сказал:

«О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения молитвы.[20]И ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности! Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он создал для Своих рабов, и (всё) благое (из еды и питья) из (их) удела?" Скажи: "В этой жизни они для тех, кто уверовал, (и) только для них в День воскресения".[21]Так подробно Мы разъясняем знамения людям знающим.» (Преграды, 31,32)

В "Сахихе" Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах. Он сообщает, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не войдёт в рай тот, в сердце которого было высокомерие, хотя бы на вес пылинки.»

Один мужчина сказал: «Но ведь человек хочет, чтобы одежда его была красивой и чтобы сандалии его были красивыми! »[22] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, Аллах — прекрасен, и Он любит прекрасное, а высокомерие — это отрицание истины[23] и презрение к людям».

Именно так понимали это благородные сподвижники и последовавшие за ними с чистыми сердцами, и именно этого они придерживались. Вот почему имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, отличался своим приятным внешним видом, носил красивую одежду, употреблял благовония и всегда стремился к изысканности в том, что он одевал. При этом его стремление к украшению своего внешнего вида было столь сильным, что он побуждал к этому и других, подчас проявляя в этом большую настойчивость. Так, например, увидев, что один из его собеседников одет в изношенную одежду, он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы на эти деньги тот привёл себя в порядок. Тот человек сказал ему: "Поистине, я живу в достатке и богатстве и не нуждаюсь в этих деньгах!" Тогда Абу Ханифа с упрёком сказал ему: "А разве не известен тебе хадис, в котором сказано: "Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему милость Свою"?! И поэтому тебе надо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не печалился из-за тебя!"

Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал людям соблюдать определённые правила личной гигиены, сказав:

«Пять вещей являются естественно присущими (аль-фитра): обрезание, удаление волос с лобка, подстригание ногтей, удаление волос из подмышек и подстригание усов.» (Аль-Бухари и Муслим)

Внимательное отношение к опрятности человеческого естества — из тех вещей, к которым эта религия внушает любовь и прививает привычку каждому из обладающих благородной природой и здоровым вкусом.

Однако подобное внимание к внешнему виду не доводит истинного и искреннего мусульманина до чрезмерного украшательства и излишнего щегольства, когда нарушается то равновесие, на котором ислам основывает все свои законоположения. Сознательный мусульманин всегда и во всём придерживается умеренности, поскольку в своей жизни он не делает ничего в ущерб чему-либо другому.

Он ни в коем случае не должен забывать о том, что ислам, побуждающий людей ухаживать за собой, уделять внимание внешнему виду и украшаться у каждого места совершения молитв,[24] в то же время предостерегает от излишества в украшениях. Поскольку подобное может поработить человека в этой жизни, стать его главной страстью, его постоянной и основной заботой, о чём свидетельствует хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Несчастен раб динара и дирхама, катифы[25] и хамисы.[26] Если ему даровано это, он — доволен, а если нет, то он недоволен!» (Аль-Бухари)

ЕГО РАЗУМ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.