|
МУСУЛЬМАНИН С САМИМ СОБОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Цель ислама состоит в том, чтобы среди всех других людей мусульмане были подобны родинке, выделяясь своей одеждой, внешним видом, поведением и деяниями. Благодаря этому они смогут служить хорошим примером, что сделает их достойными права нести свое великое послание людям. В хадисе, передаваемом со слов видного сподвижника Ибн Аль-Ханзалийи, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своими сподвижниками возвращался после одного из походов, он сказал им:
«Поистине, вы прибываете к вашим братьям, так приведите же в порядок вашу поклажу и оденьтесь получше, чтобы стали вы среди людей подобны родинке,[17] ибо, поистине, не любит Аллах непристойного и говорящего непристойности!» (Абу Дауд и Аль-Хаким в "Аль-Мустадрак")
Под поклажей здесь подразумевается всё то, что навьючивается на спину верхового верблюда, а также седло. Что же касается непристойного, то здесь имеется в виду всё отвратительное и крайне безобразное. Таким образом, посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха) посчитал, что неряшливый и жалкий внешний вид, пренебрежение к тому, как выглядит человек, во что одет и чем покрывает своё верховое животное, садясь на него, равнозначно совершению чего-то непристойного, а это относится к тому, что отвергается и запрещается Исламом.
Истинный мусульманин не пренебрегает собой и не забывает о себе, вместе с тем выполняя и определенные высшие обязанности, возложенные на него в этой жизни, поскольку в его представлении внешний вид человека неотделим от его внутреннего содержания. Поистине, прекрасная и упорядоченная форма более всего подходит достойному содержанию и благородной сущности, а все это и составляет мусульманина, призывающего к Аллаху. Искренний, сознательный и благоразумный мусульманин поддерживает равновесие между своим телом, разумом и духом, уделяя всему этому должное внимание и не выделяя одно за счёт другого. При этом он руководствуется мудрыми наставлениями посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Примером этого может служить сообщение Абдуллы ибн Амра ибн Аль-Аса, да будет доволен им Аллах, передавшего, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что он уделяет слишком много внимания поклонению, то сказал ему:
Мне сообщили, что ты постишься днем (т.е. непрерывный пост) и выстаиваешь ночь (в молитве).
Он сказал: "Да, о посланник Аллаха". Тогда он сказал:
«Не делай так, но постись и разговляйся, спи и бодрствуй, ибо, поистине, у твоего тела есть права на тебя, и у твоих глаз есть права на тебя, и у твоей жены есть права на тебя и у твоего гостя есть права на тебя!» (Аль-Бухари и Муслим)
Но каким же образом мусульманин может поддерживать подобное равновесие между своим телом, разумом и духом?
ЕГО ТЕЛО
ОН ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ УМЕРЕННОСТИ В ЕДЕ И ПИТЬЕ
Мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы сохранять здоровье и крепость тела, и поэтому придерживается умеренности в еде и питье. Он не набрасывается на еду с жадностью, а берёт столько, чтобы этого оказалось достаточно для поддержания здоровья, сил и активности, руководствуясь в этом словами Аллаха Всевышнего:
«И ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо, поистине, Он не любит излишествующих.» (Преграды, 31)
Он руководствуется также и тем, что говорил об умеренности в еде и питье благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха):
«Человек никогда не наполнял сосуда, худшего, чем собственное чрево, но если ему приходится делать это, пусть треть его будет для еды, треть — для питья и треть — для дыхания.» (Ахмад, Ат-Тирмизи и другие)
Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь переполнять желудок едой и питьем, ибо это вредит телу, приводит к болезням и отбивает желание молиться. Вам следует быть умеренными в еде и питье, ибо это больше подходит для тела и дальше от излишества. Поистине, Аллах Всевышний ненавидит жирного книжника, и, поистине, не погибнет человек, пока не станет предпочитать свои желания своей религии! » (Аль-Кянз, 8/47)
ЕГО ТЕЛО И ОДЕЖДА ЧИСТЫ
Мусульманин, которого ислам хочет видеть образцом для людей, постоянно следит за своей чистотой. Он действует в соответствии с наставлениями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который побуждал людей совершать полное омовение и умащать себя благовониями, особенно по пятницам. Так, например, он сказал:
«Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не осквернены, и умащайтесь благовониями.» (Аль-Бухари)
И он так активно побуждал людей к поддержанию чистоты тела с помощью купания, что некоторые имамы даже считают, что полное омовение для пятничной молитвы является обязательным. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый мусульманин обязан совершать полное омовение один раз каждые семь дней, омывая свою голову и тело.» (Аль-Бухари и Муслим)
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей следить за чистотой полости рта и зубов. Мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не засыпал ночью или днём без того, чтобы, проснувшись, не почистить зубы перед совершением омовения. (Ахмад и Абу Дауд) Внимание, которое благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) уделял чистоте рта, доходило до такой степени, что он говорил:
«Если бы не было это трудным для моей общины, то я бы обязательно повелел использовать сивак (палочку из ветвей арака для очищения зубов) перед каждой молитвой.» (Аль-Бухари и Муслим)
Однажды госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили о том, с чего начинал благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха), когда приходил домой, на что она дала такой ответ: "С зубочистки". (Муслим)
Известно также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал мусульманам досаждать друг другу любыми неприятными запахами.
Примером этого могут служить нижеследующие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Пусть тот, кто поест лука, чеснока или лука-порея, не приближается к нашим мечетям, ибо, поистине, ангелам доставляет страдание то же, что и людям!» (Муслим)
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей следить за чистотой своей одежды. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «"Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пришедший навестить нас и увидевший какого-то человека в грязной одежде, сказал:
Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?!» (Имам Ахмад и Ан-Наса'и)
Таким образом, благородный посланник неодобрительно отнёсся к появлению человека на людях в грязной одежде, поскольку он мог постирать или очистить её. Тем самым он дал понять каждому мусульманину, что одежда его всегда должна быть чистой, а его внешний вид — хорошим и приятным для глаз. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил:
«Каждому из вас, по возможности, следует одевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает.» (Абу Дауд и Ибн Маджа)
Здесь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждает людей одеваться для пятничной молитвы как можно лучше. Упоминание о двух одеждах связано с тем, что некоторые сподвижники были очень бедны и имели только изар или одну накидку.
Таким образом ясно, что ислам побуждает всех своих последователей к поддержанию чистоты, о чём говорится во многих аятах Корана и хадисах, а это значит, что одна из его задач состоит в том, чтобы мусульмане постоянно следили за своей чистотой, одежды их распространяли аромат благовоний, а сами они — приятный запах чистого тела. Всё это было присуще посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), о чём сообщается в хадисе, приводимом имамом Муслимом со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Известно множество хадисов и других сообщений, в которых говорится о чистоте его тела и его одежды, а также о приятном запахе, исходившем от его тела, и благоухании его пота. Так, например, в одном из них говорится, что если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пожимал кому-нибудь руку, то после этого человек целый день ощущал приятный запах, исходивший от этой руки. В другом сообщается о том, что если он (мир ему и благословение Аллаха) возлагал руку на голову кого-нибудь из детей, то после этого ребенка можно было узнать среди всех остальных детей по исходившему от него приятному запаху. А Аль-Бухари приводит слова Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего о том, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил по дороге, каждый из проходивших следом узнавал об этом по приятному запаху, остававшемуся после него. В другом сообщении говорится о том, что, однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который лёг отдохнуть после обеда в доме Анаса, заснул и вспотел, мать Анаса (Умм Суляйм, мать Анаса, была близкой родственницей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) принесла бутылочку и стала собирать в неё капельки его пота. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проснулся и спросил: «Что это ты делаешь, о Умм Суляйм?" Она ответила: "Это твой пот, мы добавим его в наши благовония, ибо он пахнет как лучшие (из них)!» (Муслим)
Так разве мусульмане более всего не нуждаются в том, чтобы пользоваться наставлениями этого великого посланника?!
К числу его наставлений относится и веление следить за своими волосами, приводить их в порядок и украшать так, как это узаконено в исламе. Об этом говорится в хадисе, который Абу Дауд приводит со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщая, что он сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|