Я умею говорить, мне не надо плакать.
По дороге из садика, Надя вела себя нервно, капризничала. Я была раздражена, думала, как ее успокоить. Тут увидела женщину у коляски с плачущим ребенком.
-Надя, как ты думаешь, почему плачет ребенок?
-Не знаю. Почему?
-Он не умеет говорить. Плачем он подает сигнал маме, о том, что ему что то нужно. А ты, Надя, умеешь говорить?
-Да, умею.
-Тогда зачем тебе плакать? Ты же можешь сказать, что ты хочешь.
Надя задумалась. Всю оставшуюся дорогу до дома, она была спокойна…
На следующее утро она сказала мне: «Мама, я же умею говорить. Мне не надо плакать.
2 февраля 2004
Молодец! Хоти дальше.
Надя у киоска рассматривает шоколадки:
-Мама, смотри какая шоколадка.
-Да, вижу.
-Я хочу такую шоколадку.
-Молодец, хоти.
-А ты можешь мне ее купить?
-Нет, не могу.
-Почему?
-У меня с собой есть деньги на дорогу к бабушке и завтра на работу.
-А, ну ладно, в другой раз,- говорит Надя и спокойно отходит от ларька.
8 февраля 2004г.
Принцип сперматозоида.
Автор этого принципа М.Е. Литвак. Подробно он описан в книге «Принцип сперматозоида». Я приведу лишь его суть:
Человек всегда стремится попасть в рай, т. е. стать первым, и идет против препятствий, обходя их, и лишь на финише пытается их протаранить.
М.Е. сформулировал правило, вытекающее из этого принципа:
Хочешь от человека чего-нибудь добиться - запрети ему это и создай преодолимое препятствие средней трудности.
Верно и обратное: Не чини препятствий, и человек туда не пойдет.
Путь человека определен его способностями. Не мешайте ребенку, и он сам найдет для себя правильный путь! (М. Е. Литвак)
Я, как только узнала о принципе сперматозоида, сразу стала его применять в общении с Надей. Результаты превзошли мои ожидания. Принцип работает безотказно, и, кстати, не только с детьми.
Надя в садике не хочет одевать юбку:
-Я так пойду.
-Иди так, если ты так хочешь. А я бы на твоем месте, одела юбочку , мне больше нравится в юбочке ходить.
- Буду одевать,- сказала Надя.
********************
Надя взяла мою тетрадь и начала рисовать в ней. Я спросила:
-Надя, ты не хочешь порисовать в другой тетради?
-Нет, хочу в этой.
- Хорошо. Рисуй. Но тогда мне придется купить новую тетрадь и я не смогу купить тебе сок.
-Дай мне другую тетрадь.
**********************
Надя мешает старшей сестре смотреть телевизор. Аня раздражается:
-Надя, иди спать, не мешай мне.
Надя еще больше мешает, привлекает к себе внимание сестры. Страсти накаляются.
Я наблюдаю из соседней комнаты:
-Аня, ты помнишь, я тебе рассказывала про принцип сперматозоида?
Аня (с недоверием):
-Что я ей должна сказать- иди сюда- и она уйдет?
-Ну не знаю, попробуй.
Аня:
- Надя, иди ко мне, закрой дверь, пусть мама спит.
Надя:
-Нет, я пойду к маме.
И действительно пошла спать.
*****************************
Надя не хочет идти в садик.
-Мама, можно я не пойду сегодня в садик?
-Не ходи. А ты готова остаться дома одна?
-Нет, мама, я пойду в садик.
Сразу встает, одевается:
-Мама, я готова, пойдем.
15марта 2004(3 года)
Мама, я люблю тебя.
Утро. Я приехала из Москвы, с семинара.
Захожу в комнату. Бужу Надю. Она открыла глаза, улыбается:
-Мама, ты приехала…
Тянет ко мне руки. Я беру ее на руки, крепко обнимаю. Она, обняв меня:
-Мама, я люблю тебя.
Обняла еще крепче:
-Я тебя очень люблю!
-Я тоже тебя люблю, Надюша - сквозь слезы ответила я.
Я счастлива!
Но почему же я плачу? Может быть потому, что сама не получила материнскую любовь, и никогда не говорила таких слов своей маме.
Надя говорит мне о любви! Я исправила ошибку своих родителей, которые, не дав мне любви, лишили себя такого счастья.
Хочешь, чтобы тебя любили – люби. (Римский философ Сенека).
Я эту любовь заслужила. А мои родители не виноваты. Они растили меня так же, как растили их.
18 марта2004(3года)
Что такое любовь?
Вечер. Надя забралась ко мне на колени, целует меня:
-Мамочка, я тебя так сильно люблю!
-А ты знаешь, что такое любовь?
-Нет. А что?
-Любовь- это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Я тебя люблю. Я заинтересована в твоем развитии. Моя любовь к тебе измеряется тем, что ты научилась делать с моей помощью. Что ты умеешь делать? Говорить умеешь?
-Да, умею.
-Кушать сама умеешь?
-Да.
-Одеваться?
-Да.
-Мыться?
-Да.
-Со стола вытирать, посуду мыть умеешь?
-Да. Еще я играть умею!
-Точно, молодец. Песни петь, танцевать, стихи рассказывать умеешь?
-Да, умею.
- Вот как ты много всего умеешь делать! Как я тебя сильно люблю! А ты заинтересована в моем развитии?
-Да.
-Знаешь, зачем я езжу в Москву?
-Зачем?
-Я езжу туда учиться. Я развиваюсь и потом смогу передать тебе свои новые знания. Когда я приехала из Москвы, что ты мне сказала?
-Я тебя люблю.
-Я тебя тоже люблю, Надюша.
22марта 2004
Подготовка к семинару.
Давно уже хочу взять Надю на семинар. Сегодня говорили об этом с Таней.
-Ты не боишься, что Надя будет плохо вести себя на семинаре и М.Е. может попросить вас уйти?
-Да. Я думала об этом . Я попробую ее подготовить.
-Как?
-Я вчера слушала семинар и Надя спросила: «Что ты слушаешь?»
Я : «Михаила Ефимовича»
Н: «А кто это?»
Я : «Это мой учитель»
Н: «А дай мне послушать».
Я дала ей наушник. Она послушала немного и отдала его мне. Через несколько минут: «А дай еще послушать»
Я опять дала.
Я думаю, что, послушав записи семинаров, она постепенно привыкнет и обстановка, голоса, атмосфера семинара не будут для нее чужими. Я сама слушала записи семинаров перед тем, как туда попала. Я шла на семинар с интересом увидеть людей, которых слушала. На первом месте стоял не страх перед чужими людьми, а интерес - какие они.
15апреля 2004
По пути в садик.
Я использую для общения с Надей каждую свободную минуту. Например, по пути в садик мы ведем разные беседы.
Чаще их начинает Надя, я стараюсь к ней не лезть. Если она заводит какой-то разговор, я отвечаю. Если нет, идем молча. У каждой ведь свой внутренний мир, есть о чем поразмышлять…
Впереди нас идет семья Илюши, мальчика из Надиной группы. Папа несет Илью на руках, мама идет рядом.
-Мама, смотри, папа Илюшу на ручках несет.
-А как ты думаешь, Надя, для Ильи хорошо, что папа его несет?
-Да.
-А я думаю, что не очень хорошо. Знаешь почему?
-Почему?
-Потому, что он привыкнет на папе ездить, и ему потом будет тяжело ходить самому.
-Да, а я сама иду ногами, а тебя не прошу. Я же тяжелая.
-Да, ты уже для меня тяжеловата. И не хочу я за твой счет свои проблемы решать.
-А как это?
-Это, когда родители делают так, как им удобно, не считаясь с тем, что нужно ребенку. Папа несет Илью на руках, потому что ему так удобнее. Он не думает о том, что для сына это плохо.
-Понятно, мамочка. А ты не хочешь мне делать плохо.
-Да. Я ведь тебя люблю.
***********************
Надя коверкает слова.
-Надя, ты хочешь стать руководителем крупного предприятия?
-Хочу.
-А ты знаешь, что должен уметь руководитель?
-Нет, а что?
-Он должен уметь говорить так, чтобы его понимали подчиненные. Ты хочешь, чтобы тебя понимали?
- Да.
-Ты будешь учиться правильно говорить?
-Да. Буду.
20 мая 2004
Я больше не целую Надю сама.
Собираюсь на семинар в Москву. За мной заехала Таня. Перед выходом из квартиры, я наклонилась и поцеловала Надю. Когда вышли на улицу, Таня спросила:
-Зачем ты целуешь Надю на прощание?
-Не знаю, привыкла.
-Ты понимаешь, что ты, целуя Надю, решаешь свои проблемы. Тебе нужен мужчина. Надя была не готова к твоему поцелую.
Я задумалась. Действительно, что я лезу к ребенку?
Приехав с семинара, я в последнюю секунду поймала себя за хвост, когда уже почти поцеловала Надю…
Пришли в садик. Надя, раздеваясь, говорит мне:
-Мама, подожди. Я сейчас разденусь и буду тебя целовать.
Раньше она целовала меня и сразу убегала, сказав «до вечера». В этот раз ее поцелуй был тройным. Убежав, она тут же вернулась, поцеловала еще раз, погладила по ноге, подержала за руку.
- Я тебя люблю, Надя, - сказала я. Она убежала.
Я ушла счастливая. Это намного приятнее, чем целовать самой. Теперь я не целую Надю первой, и она не заставляет меня долго ждать проявлений своей любви. А если уж мне очень хочется ее поцеловать, например, в благодарность за что-то, то я спрашиваю у нее разрешения. Разрешает.
Вывод:1. Ребенку наши поцелуи не нужны.
2.Любое действие против воли ребенка- насилие. Поцелуй против воли – насилие. Насилие- оскорбление личности. Личность оскорблений не прощает
28 мая 2004г
Как мы гуляем
Мы гуляем на площадке. Я сижу на скамейке и пишу в дневнике, а Надя убежала далеко. Я спокойна, в отличие от других мамочек, которые ходят за своими детишками попятам и не дают им шагу самостоятельно ступить.
Вот и Надя появилась на горизонте. Я машу ей рукой, и она машет в ответ и убегает обратно к детям. Потом снова прибежала, поцеловала меня.
- Я тебя люблю, мамочка.
И снова убежала.
Я счастлива!
Мне нравятся такие отношения - мы вместе и в то же время по - отдельности. Надя занимается своими детскими делами, я своими взрослыми.
Конечно, если она попросит покачать ее на качелях, покрутить на карусели, я покачаю и покручу, но вот я вижу, что она уже сама качается.
Здорово! Ей, похоже, нравится обходиться без моей помощи. Это ведь ее достижение. И ее самостоятельность показатель моей любви к ней. Я спокойно отпускаю ее.
Мне очень нравится, как она падает. Я тренировалась спокойно реагировать на ее падения, и она очень здорово переносит этот маленький стресс. А в жизни это пригодится, она научится не ныть из-за пустяков, и серьезные неприятности перенесет лучше, чем неподготовленные дети.
Получается, что я занимаюсь психологической подготовкой к взрослой жизни.
Как это здорово - вырастить полноценную, самостоятельную личность - и свою и своего ребенка.
Лето 2004(3,5)
Давай посмотрим.
Вчера был дождь. На дороге непроходимые лужи.
Мы с Надей собираемся пойти гулять. Она не хочет надевать сапоги, собирается надеть туфли.
Я ей говорю:
-Надевай сапожки, там лужи большие.
Она:
-Нет, они высохли.
Я разнервничалась. Я неправильно себя повела, я ведь ей указывала, что ей делать. «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав!»
А надо то было просто сказать:
-Надя, давай выйдем за калитку и посмотрим, есть лужи или нет.
Я открыла калитку и спросила:
-Надя, ну что высохли лужи?
-Нет.
И Надя пошла надевать сапоги.
Июнь 2004(3,3)
Чем заменить мультики?
В выходные я была в городе. Позвонила Аня и сказала, что на даче сломался телевизор. Я его не смотрю. Надя часто смотрит мультики, это меня беспокоит.
Моя задача придумать ей занятия, заменяющие просмотр мультфильмов.
Я купила пластилин, краски, взяла с собой игру, обучающую чтению по методу Зайцева.
В понедельник, пока Аня с Надей лепили из пластилина, я изучала инструкцию к игре, пропевала стишки и слоги на карточках.
Аня смотрела на меня как на дурочку:
-Мама, ты что, с ума сошла?
-Это игра, обучающая чтению.
Сначала получалось коряво, ведь приходилось придумывать мелодии самой. Но потом я так разошлась, что мне понравилось петь эти смешные стишки и слоги. Надя с интересом слушала меня, и в то же время была увлечена лепкой.
Вечером я предложила Наде попеть песенки с буквами, и она с радостью согласилась. На следующий день мы занимались уже по ее просьбе. А в среду Надя, только проснувшись, предложила попеть песенки и я согласилась.
Еще ей понравилось рисовать красками. В первый раз я села с ней рядом, рисовала вместе с ней, пыталась показать, как надо правильно рисовать. Меня раздражало, что она пачкает и перемешивает краски. Но потом я поняла, что если я буду лезть в ее творчество, я отобью у нее охоту к этому занятию. Аня тоже пыталась ей помешать смешивать краски, но я встала на защиту:
-Аня, эти краски стоят 22 рубля. Это не такая большая цена за то, чтобы у ребенка было желание творить. Пусть она сама разберется, как надо рисовать. Она умная девочка и сама поймет, что краски испортятся, если их перемешивать. А пока пусть рисует, как может.
Сегодня Надя рисовала на улице, перемазалась с ног до головы, благо, что была голая.
Когда она нарисовалась, я нагрела воды и вымыла ее в детской ванночке, поливая из ковшика. Ей понравилось так мыться, и вечером она притащила с улицы ванну, залезла в нее и попросила меня помыть ее.
Интересно произошло и с пластилином.
Когда я вместе с ней села лепить, показывала ей, как надо раскатывать шарики и колбаски, пластилин в ее маленьких ручках раскатывался плохо, у нее ничего не получалось, как мне казалось.
Вечером, после чтения книги перед сном, Надя сказала, что будет лепить. Я не возражала. Я не мешала ей, и она увлеченно лепила помидорчики и огурчики, спрашивая у меня:
Мама, смотри, хороший огурчик я слепила?
-Да. Молодец!
Она продолжала лепить, приговаривая что-то себе под носик. Легла спать, довольная собой.
Утром Аня, увидев, что Надя налепила кучу комочков, сказала, что она испортила весь пластилин. Я ответила:
-Пусть лепит, это ее творчество.
Я поняла, что я не могу научить Надю тому, что не умею делать сама, я ведь не умею лепить и рисовать.
Пусть этому ее учат воспитатели, учителя.
А моя задача дать ребенку возможность узнать, какие виды творчества есть в мире, и дать пощупать, понюхать, почувствовать, попробовать, осознать и понять, чем ей нравится заниматься.
А как она может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», если она не знает, кем можно стать. Пока она отвечает: «Как мама»
Моя задача показать ей мир, возможности развития, чтобы она могла выбрать свою дорогу.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Июнь 2004(3,3)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|