Финансовая система государства
Финансовая система государства в экономическом аспекте – это внутренне строение финансов, совокупность входящих в них финансовых институтов, каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений[3].
Финансовым институтом называется группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов, кредита[4].
Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие финансовых институтов образуют финансовую систему государства.
Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие институты:
1. Бюджетная система
2. Финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности.
3. Финансы страхования.
4. Кредит
Каждый институт финансовой системы в то же время подразделяется на элементы в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Бюджетная система состоит из:
а) государственных бюджетов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации);
б) местных бюджетов муниципальных образований;
в) внебюджетных целевых государственных фондов и муниципальных (местных) фондов.
Финансы предприятий, учреждений и организаций объединяют:
а) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
б) финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.
Финансы страхованияподразделяется на следующие виды:
а) личное и имущественное страхование
б) социальное страхование,
в) медицинское страхование
Кредит может быть следующих видов:
а) государственный кредит,
б) муниципальный кредит,
в) банковский кредит.
Указанные здесь элементы финансовой системы функционируют не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровнях. Они имеют общие свойства финансов, но в силу своей специфика по-разному влияют на социально-экономические процессы, хотя и взаимодействуют между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.
Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.
Каждое из элементов финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения.
Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории (бюджеты всех уровней).
К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.
Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.) В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, развития местного самоуправления.
Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федерации, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению.
К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Формирование названных фондов закреплено в Бюджетном кодексе РФ (гл. 17).
Появились и другие внебюджетные целевые фонды, а том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей организаций и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного характера. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.
Финансы предприятий, организаций, учреждений, как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций.
Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.
Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников.
Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.
Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).
Различают следующие формы страхования:
а) социальное страхование,
б) личное страхование,
в) имущественное страхование,
г) страхование ответственности,
д) страхование предпринимательских рисков,
е) медицинское страхование.
По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными.
В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными, в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников.
Различают три формы кредита:
а) государственный,
б) муниципальный;
в) банковский.
Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др.
Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.
Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.
В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.
Банковский кредит — это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях — бюджетные и иные ресурсы[5].
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. 1993 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. (Ч.1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // СЗ РФ. 03.08.98. № 31. Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 05.08.00 № 117-ФЗ (ред. 05.04.04)// СЗ РФ. 07.08.00. № 32. Ст. 3340.
4. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 (изм. от 23.12.2002)// СЗ РФ. 03.08.98. № 31. Ст. 3823.
5. Гражданский кодекс РФ. Гл. 48.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
7. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126—ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (изм. от 06.10.2003)// СЗ РФ 29.09.97. № 39. Ст. 4464.
8. Федеральный закон от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». // СЗ РФ 23.07.2007г. № 30.Ст.3799.
9. Федеральный закон от 01.06.1995 г. № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах»// СЗ РФ 05.06.95 г. № 23, ст.2171.
10. Федеральный закон от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».// СЗ РФ 15.05.95 г. № 20, ст.1765.
11. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872).
12. Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. № 1278 «О мерах по оздоровлению государственных финансов» (ред. от 14.02.2001 г.).
13. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ 15.03.2004. № 11. Ст. 945.
14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 г (утв. ЦБ РФ)// Вестник Банка России. № 66. 04.12.2003.
15. Гуреев В.И. Налоговое право М., «Экономика, 1995.
16. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. М., 1997.
17. Додонов В. П., Шестаков А. В. Финансовое и банковское право:
18. Ефимова Л. Г. Банковское право: Учеб. и практич. пособие. М., 1994,
19. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. / Учеб. Пособие. СПб: Питер, 2001.
20. Карасева М. В. О предмете финансового права на современном этапе Государство и право. 1997. № 11.
21. Карасева М. В. Финансовое право: Общая часть: Учебник. М.: Юристь, 1999.
22. Кучеров И.И. Налоговые преступления М.,1997.
23. Законотворчество в Российской Федерации. (Научно-практическое и учебное пособие). Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.
24. Крохина Ю.А. Правотворчество субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере ¤ ¤ Журнал российского права. 2001. № 5. С. 74.
25. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – М.: Юристъ. 2003.
26. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое Право: Учебное пособие, - М.: Новый юрист. 1998.
27. Мандрица В.М. Финансовое право: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс». 2001.
28. Финансы и кредит. Учебник/Под ред.проф.М.В.Романовского, проф.Г.Н.Белоглазовой. – М.:Юрайт-Издат, 2004.
29. Руковишникова И.В. К вопросу о методах финансового права // Государство и право. 2004. № 4.
30. Тедеев А.А. Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М.: Эксмо, 2004.
31. Финансовое право: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. / Отв.ред. О.Н.Горбунова. М.: Юристъ, 2006.
32. Финансовое право:учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ под ред. И.Ш.Килясханова, Н.Д.Эриашвили. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА:Закон и право, 2007.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
2. Виды финансово-правовых норм.
3. Структура финансово-правовой нормы.
4. Понятие, содержание и особенности финансово-правовых отношений.
5. Структура финансово-правовых отношений
6. Субъекты финансово-правовых отношений
7. Финансовая система государства: понятие и структура.
8. Финансовые фонды государства.
Словарь терминов:
Финансово-правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Финансовая система государства – это внутренне строение финансов, совокупность входящих в них финансовых институтов, каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.
[1] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичесвой, М.: Юристъ, 2003. С. 59-61.
[2] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичесвой, М.: Юристъ, 2003. С. 66.
[3] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичесвой, М.: Юристъ, 2003. С.23.
[4] Платонова Е.В., Новиков А.В. Финансовое право: Учебное пособие. – М.: «Из-во ПРИОР», 2000. С. 4.
[5] Финансовое право: Учебник/ Отв.ред.Н.И.Химичева, 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2003,с.23-30.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|