Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансово-правовые отношения и их особенности.





Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов[2].

Финансово-правовые отношения характеризуются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления;

в) всегда возникают по поводу денежных средств, т.е. являются имущественными, но при этом имеют публичный характер, так как речь идет о финансовых ресурсах государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Таким образом, в финансово-правовых отношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

В этом заключается особенность финансово-правовых отношений - они являются государственно-властными имущественными отношениями.



По своему материальному содержанию финансово-правовые отношения группируются по следующим видам: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом; 5) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.

Финансово-правовые отношения, как и любые другие, состоят из трех элементов. К ним относятся: объект, субъект и юридические факты, являющиеся содержанием этих правоотношений.

Объектом финансовых правоотношений являются материальные блага, выраженные чаще всего в денежных средствах, а также нематериальные блага, например публичный правопорядок в финансовой сфере.

Юридическое содержание финансовых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности участников финансовых правоотношений.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правовых отношений являются юридические факты, т.е. действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение финансовых прав и обязанностей юридических или физических лиц.



Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными.

Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. В них содержатся конкретно выраженные права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа, пени и т.д.).

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Например, такие юридические факты как рождение ребенка, достижение гражданином пенсионного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей.

Содержание финансово-правовых отношений их классификация на виды существует в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансово-правовые отношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных предприятий, организации государственного страхования и т.д.



Субъект финансового правоотношения – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Одним из субъектов финансово-правовых отношения, как мы уже выяснили, всегда выступает государство, его территориальные подразделения (Российская Федерация,субъекты Российской Федерации, муниципальные образования закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны), государственные органы представительной и исполнительной власти (в том числе общей и отраслевой компетенции), органы местного самоуправления.

С другой стороны участниками финансовых правоотношений являются индивидуальные и коллективные субъекты.

К индивидуальным субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К коллективным субъектам относятся предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между РФ и республиками в составе РФ, между РФ и другими субъектами федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами.

Как субъект финансового права государство выступает также через специальные финансовые органы, представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений – государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами финансово-правовых отношений выступают распорядители кредитов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете средств.

Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. ст. 71, 75 Конституции РФ).

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ). Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение, а представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ).

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Например, органы местного самоуправления, помимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.

Кроме этого особо необходимо выделить органы государственного управления специальной компетенции, которые в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты.

2) Государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.