Сделай Сам Свою Работу на 5

Господство изображения благоприятствует кинематографичности синхронизации 15 глава





В «Сказках Гофмана» настолько явного столкновения не происходит. Однако увлеченные идеей «чистого искус­ства» создатели этого экстравагантного произведения, Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, предложили на­иболее сомнительное из всех возможных решений:

вместо того чтобы приспособить оперу к требованиям эк­рана, как пытался Ганс, или же состряпать, со смелостью Менотти, неудобоваримую смесь того и другого, они пол­ностью отвергли фотографическую жизнь ради создания оперной атмосферы. В какой-то мере их фильм представ­ляет собой просто сфотографированный спектакль. Акте­ры, играющие студентов, ведут себя, как и полагается на сцене, пейзажи Греции пахнут краской, а в ненужных крупных планах Раунсвилля в роли Гофмана он со всей очевидностью проявляет себя больше оперным певцом, чем киноактером. И все же, несмотря на всю свою утоми­тельность, фильм заслуживал бы доброго слова, если бы он был мотивирован 'намерением авторов показать на экране образцовую постановку оперы. Но Пауэлл и Прес­сбургер на протяжении всего фильма стремятся к боль­шему — пожалуй, за исключением финального эпизода, который ближе других подходит под понятие «законсер­вированная опера» и поэтому удручающе неинтересен кинематографически. Они не довольствуются тем, чтобы



 

дать нам представление об оригинале оперы, а прибега­ют ко всем имеющимся в их распоряжении кинематогра­фическим приемам и трюкам, пытаясь украсить и обо­гатить ее. Действие «Сказок Гофмана», развертываю­щееся на некоей сверхгигантской сцене, перегружено ба­летами, красками, костюмами и декоративными формами.

Впрочем, кое-что можно сказать и в пользу этой фан­тасмагории. Несмотря на излишнюю помпезность и до­садное смещение стилей, это все же зрелище, превосхо­дящее возможности театра и не лишенное отдельных при­влекательных моментов — как, в частности, тот, когда Мойра Ширер парит в радужном пространстве. Конечно, это кинематограф, однако кинематограф, отчужденный от себя самого, потому что он подчинен условностям опе­ры и раскрытию ее смыслового содержания. Все велико­лепие фильма придумано для усиления магии оперы Оффенбаха. Отвергая возможности кино как средства изображения реальной жизни, Пауэлл и Прессбургер используют его приемы для сугубо театральной изобра­зительной трактовки своего фильма, хотя и неосущест­вимой средствами сцены. Их фильм — это шаг назад от всей свежести и новизны съемок Люмьера к театраль­ным феериям Мельеса. Вероятно, они намеревались со­здать Gesamtkunstwerk * на основе оперы—экранное произведение, которое отвечало бы ложному представле­нию Верфеля о фильме, достигающем уровня искусства.



Но кино мстит тем, кто ему изменяет. Точно так же, как в мультипликационной «Фантазии» Диснея, изобра­зительные излишества фильма «Сказки Гофмана» подав­ляют ту музыку, на почве которой они расцвели. Опера отмирает, остается лишь ее паразитическая mise-en-scene**; своим великолепием она слепит глаза и поэтому душит мысль. Построенная на чудесах, сфабрикованных в павильоне киностудии, она отвергает какие-либо чуде­са, которые способна обнаружить кинокамера. Трепет одногоединственного листка способен развенчать всю ее фальшивую прелесть.

* Произведение объединенных искусств (нем.).—Прим. пер.

** Инсценировка (франц.).—Прим. пер.

 

Глава 9 Зритель

 

Воздействие

В эпоху немого кино фактически все критики сходи­лись на том, что воздействие фильмов на зрителей имеет ряд особенностей. В 1926 году Рене Клер сравнивал эк­ранные образы со сновидениями, а самого зрителя с человеком, грезящим под влиянием их впечатляющей си­лы. Немые фильмы, имея в своей основе изобразитель­ный ряд, несомненно воздействовали наиболее специфич­ным для кино образом. Конечно, и в то время было вдо­воль кинопьес и театральных экранизаций, которые лишь иллюстрировали драматическую интригу вырази­тельными средствами, чужеродными кино; но даже в по­добных фильмах встречались кадры или сцены, особая впечатляемость которых не зависела только от их сю­жетного содержания.



Возможно, что выводы, бесспорные для немого кино,

не годятся для звукового. Поскольку изучение воздейст­вия звуковых фильмов на зрителя дело новое, нам при­дется полагаться на результаты более или менее субъек­тивных наблюдений. Социологическая литература по­следних десятилетий богата подобной информацией. Большинство авторов утверждает, что появление звука почти ничего не изменило, что фактически в наши дни ки-

нозритель испытывает нечто весьма схожее с тем, что ис­пытывал зритель немого фильма2. Правда, в 1950 году Рене Клер писал, что речь и шумы придают фильмам большую реальность и это мешает приводить зрителя в состояние сна наяву, то есть оказывать то воздействие, которое Клер сам же приписывал кинокартинам в 1926 году3. По всей вероятности, в 1950 году он имел в виду фильмы, перегруженные диалогами, не похожие на его собственные парижские комедии, в которых по-прежнему главенствовали зрительные образы и поэтому сохраня­лась кинематографическая специфика. Любой фильм, будь то немой или звуковой, но лишь бы кинематогра­фичный, способен воздействовать на зрителя путями, недоступными другим видам художественного твор­чества.

Влияние на органы чувств. Различные типы изображений вызывают разные реакции: одни обращаются непосред­ственно к разуму, другие воздействуют только как сим­волы или нечто вроде них. Допустим, что, в отличие от других видов изображений, экранное влияет прежде все­го на чувства зрителя,— его физиологическая природа реагирует прежде, чем его интеллект. Такое предполо­жение можно подкрепить следующими доводами:

Во-первых, кино запечатлевает физическую реаль­ность такой, какова она есть. Под впечатлением порази­тельной реальности кинокадров зритель невольно реа­гирует на них так же, как реагировал бы в повседневной жизни на те материальные явления, которые воспро­изведены на экране. Следовательно, кинокадры воз­действуют на его чувственное восприятие. Одним своим присутствием на экране они заставляют зрителя, не задумываясь, воспринимать их неопределенные формы.

Во-вторых, в соответствии с присущими кинематогра­фу регистрирующими функциями он воспроизводит мир в движении. Возьмем любой фильм: он представляет со­бой последовательную смену изображений, создающих в целом впечатление потока — безостановочного движения. И, конечно, нет такого фильма, в котором не показыва­лись бы предметы в движении или, вернее, им не отво­дилось бы главное место. Движение — это альфа и оме­га выразительных средств кино. Самый вид движения рождает своего рода «резонансный эффект» — у зрителя возникают такие кинестетические реакции, как мускуль-

ные рефлексы, моторные импульсы и т. п. В любом слу­чае движение материальных объектов действует как фи­зиологический стимулятор. О притягательной силе дви­жений на экране пишет Анри Валлон: «Мы не можем оторвать глаз от фильма с его непрестанной сменой изо­бражений не только потому, что иначе мы потеряли бы сюжетную нить и не понимали бы происходящего на эк­ране, но еще и потому, что в потоке кадров есть своеоб­разная привлекательность, некая приманка для нас, мобилизующая наше внимание, наши чувства и наше зре­ние, заставляющая их ничего не упустить. Значит, само движение—это нечто манящее и захватывающее»4. Как объяснить такую неотразимую привлекательность дви­жения? Копей, например, видит ее корни в нашем био­логическом наследии, отмечая, что многие животные не­способны учуять добычу или врага, если те сохраняют неподвижность5. Но какова бы ни была причина, ее результат проявляется достаточно ясно: движение, отображенное в кинокадрах, будоражит глубины нашего организма. Оно воздействует на наши органы чувств.

В-третьих, кино не только воспроизводит на экране физическую реальность, но и выявляет ее обычно скры­тые от нас аспекты, которые раскрываются в материале съемки благодаря применению особой кинематографиче­ской техники. Здесь важно подчеркнуть то обстоятель­ство, что такие открытия (подробно исследованные в предыдущих главах) служат дополнительной нагрузкой для физиологической конституции зрителя. Неведомые формы, [возникающие перед ним на экране, стимулиру­ют не его интеллект, а органическую реактивность. Воз­буждая любопытство, они вовлекают зрителя в те сферы, в которых чувственные впечатления являются решающими.

Ослабленное сознание. Все это вызывает в зрителе внутреннюю напряженность и безотчетное волнение. «Вовсе не простодушие,— пишет Коэн-Сеа,— побуждает зрите­ля отказываться от умственного анализа того, что он видит на экране; человек, обладающий высокоразвитым интеллектом и склонный к размышлениям, даже скорее других обнаруживает бессилие своего разума в этом" потрясающем водовороте эмоций». Там же Коэн-Сеа отмечает, что у зрителя как бы кружится голова; в нем бушуют «физиологические бури»6. Контроль самосозна-

ния как сила, определяющая ход мыслей и умозаключе­ний, у кинозрителя ослаблен. В этом его разительное от­личие от зрителя театра, неоднократно отмеченное евро­пейскими рецензентами и критиками. Однажды в беседе с одной впечатлительной француженкой автор настоя­щей книги как-то услышал такую фразу: «В театре я всегда остаюсь самой собой, а в кино я растворяюсьвовсех предметах и живых существах»7. Об этом же про­цессе растворения подробнее пишет Валлон: «Если филь­му удается воздействовать на меня, то это происходит лишь потому, что я в той или иной мере отождествляю себя с экранными образами. Я больше не живу своей жизнью, я живу в фильме, проходящем перед гла­зами»8.

Следовательно, кино может приглушать сознание зри­теля. Этому способствует и темнота в залах кинотеатров. Мрак автоматически ослабляет наши контакты с дейст­вительностью; он скрывает множество данных о нашем окружении, необходимых для правильного суждения о нем и для иной умственной деятельности. Темнота убаю­кивает разум9. Вот почему начиная с двадцатых годов и по сей день как поклонники кино, так и его противники непрестанно сравнивают фильмы с наркотиками и ука­зывают на их одурманивающее действие10. Это, кстати, лишний раз доказывает, как мало изменилось восприя­тие кинозрителя в результате появления звучащего слова.

Наркотик порождает наркоманов. Вероятно, у нас есть все основания полагать, что среди завсегдатаев ки­нотеатров есть «киноманы», испытывающие физиоло­гическую потребность смотреть фильмы". Их влечет в кино не стремление посмотреть какой-то определенный фильм и не желание развлечься; они жаждут временно освободиться от контроля сознания, хотят утратить во мраке зала свою индивидуальность и погрузиться всеми своими чувствами в сменяющие друг друга изображе­ния на экране *.

* Известный английский карикатурист Дэвид Лоу однажды сказал (в разговоре с Полом Рота, любезно передавшим мне его слова), что он привык ходить в кино просто для того, чтобы насла­диться захлестывающим его потоком зрительных образов. Лоу ни­когда не знает, какой фильм показывают, однако, подчиняясь впе­чатляющей силе экранных образов, он превосходно отдыхает от своей работы.

Дремота. Приглушенное сознание вызывает дремоту. Габриель Марсель, например, утверждает, что в зале ки­нотеатра зритель приходит в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном, которое благоприятству­ет гипнотическим фантазиям12. Очевидно, состояние зри­теля находится в какой-то связи с характером зрелища, которое он смотрит. Говоря словами Сержа Лебовичи:

«Фильм—это сновидение... заставляющее нас грезить» 13. Тогда сразу возникает вопрос о том, какие элементы фильма достаточно сходны со сновидением, чтобы по­грузить зрителей в состояние дремотной мечтательности и, пожалуй, даже влиять на направление их грез.

О сходстве фильмов со сновидениям и сфа­брикованные сны. Как массовое развлечение, ки­но должно в какой-то мере отвечать предполагаемым же­ланиям и мечтам широкой публики 15. Недаром же Гол­ливуд называли «фабрикой снов» 16. Поскольку большая часть коммерческой кинопродукции рассчитана на мас­сового потребителя, мы вправе полагать, что между сю­жетами подобных фильмов и мечтами, которые, по-ви­димому, наиболее распространены среди кинозрите­лей, имеется некая взаимосвязь; иначе говоря, можно полагать, что события, изображаемые на экране, чем-то близки мечтаниям массового зрителя и поэтому способствуют его самоотождествлению с героями фильмов.

Кстати, связь эта непременно неуловима. Люди обычно сразу отвергают то, что им непо нра­ву, однако они бывают значительно менее уверены в том, к чему они по-настоящему предрасположены. Поэтому у. продюсеров, стремящихся удовлетворить вкусы широ­кой публики, есть некоторая свобода в выборе средств. Даже узкие запросы тех, кто ищет в кино ухода от ре­альной действительности, могут быть удовлетворены разными путями. Итак, между мечтами зрительских масс и содержанием фильмов существует постоянное взаимодействие. Каждый популярный фильм отвечает коллективным ожиданиям; однако, реализуя их, он тем самым неизбежно лишает эти ожидания многозначно­сти. Любой коммерческий фильм дает этим мечтам определенное направление, вкладывает в них один из не­скольких возможных смыслов. Тем самым однозначность подобных фильмов упрощенно схематизирует содержа­ние того невнятного, что их порождает16.

Впрочем, сны наяву, которые фабрикует и распрост­раняет Голливуд — и, конечно, не только один Голли­вуд, — не относятся к проблеме, рассматриваемой в дан­ной главе. Они воплощаются главным образом в фабуль­ном действии, а не в фильме в целом; и чаще всего бы­вают навязаны выразительным средствам фильма извне. Хотя и способные служить показателем неких скрытых общественных тенденций, они мало интересны эстетиче­ски. Мы исследуем здесь не социологические функции кино и не его значение как средства массового развлече­ния, а главным образом вопрос о том, содержит ли эс­тетически полноценный кинофильм элементы, сходные с грезами, которые могут, в свою очередь, погрузить в меч­тательное состояние зрителей, сидящих в зале кино­театра.

Полная реальность. О кинематографичных фильмах можно с полным основанием сказать, что вре­менами они походят на сновидения — причем это качест­во нисколько не зависит ни от того, что фильмы нередко уходят в сферу фантазии, ни от того, что в них иногда воплощаются образы, рожденные в воображении дейст­вующих лиц, — так как сходство со сновидениями прояв­ляется наиболее отчетливо в кадрах, показывающих ре­ально-жизненные явления. Это сходство, пожалуй, есть в документальных съемках жилых домов и улиц Гарлема в фильме Сидни Мейерса «Тихий», в особенности в тех кадрах, что показаны в последней части фильма.

У входов в эти дома стоят, почти неподвижно, жен­щины, а вокруг прохаживаются какие-то непонятные ти­пы. Вместе с грязными и облупленными фасадами их вполне можно принять за плод нашей фантазии, вдох­новленной повествованием фильма. Конечно, это наме­ренный эффект, но достигнут он только зоркостью камеры, запечатлевшей абсолютную реальность. Вероят­но, фильм больше всего походит на видение тогда, когда он потрясает нас неприкрашенным и бесспорным присут­ствием естественных объектов — когда они выглядят так, словно камера только что извлекла их из чрева фи­зического бытия, так, словно еще не перерезана пуповина, соединяющая изображение с реальностью. В остроте «жизни врасплох» и ошеломляющей достоверности по­добных кадров есть нечто, оправдывающее их сравнение с образами сновидения. Примерно тот же эффект до­стигается и другими специфическими средствами кино:

достаточно напомнить, что на сновидения походят и

смещения во времени и пространстве и кадры, изобража­ющие «реальность иного измерения» или «субъективно измененную реальность».

Два направления грез. К объекту. Освобож­денный от контроля сознания зритель невольно подда­ется притягательной силе зрительных образов, проходя­щих на экране. Они как бы влекут его к себе поближе. По мнению Люсьена Сева, экранные образы рождают в зрителе скорее непокой, чем уверенность, и тем самым по­буждают его заняться исследованием существа объектов, запечатленных в кадрах, но при этом он не ищет им объ­яснения, а лишь пытается раскрыть их секреты 17. Итак, его как бы влечет к предметам, содержащимся в кадрах, и он углубляется в них; этим зритель весьма напоминает легендарного китайского художника, который, привле­ченный покоем созданного им пейзажа, вошел в карти­ну, направился к далеким, едва намеченным мазками его кисти горным вершинам и исчез в. них с тем, чтобы ни­когда больше не возвращаться.

Однако зритель не может надеяться, что он поймет, пусть даже не до конца, сущность любого из втягиваю­щих его в свой мир объектов на экране, если он, в своих грезах, не поблуждает по лабиринту множественных значений и психологических соответствий этого объекта. Материальная реальность в своем кинематографическом проявлении побуждает зрителя на бесконечный поиск.

Особый характер восприимчивости чувств кинозрите­ля, вероятно, первым отметил француз Мишель Дард. В 1928 году, когда немое кино было в своем зените, Дард обнаружил у молодых людей, регулярно посещавших кино, новый вид чувственного восприятия. Он определил его, хотя и несколько многословно, но зато с перечисле­нием всех признаков их доподлинных, непосредственных ощущений: «Во Франции, в сущности, никто и никогда не наблюдал чувственного восприятия подобного рода:

пассивного, субъективного, предельно мало гуманистич­ного или гуманитарного; расплывчатого, несобранного и несамоосознанного, словно амеба; беспредметного или, вернее, липнущего ко всем предметам, подобно туману, пропитывающего, как дождь; трудновыносимого, легко удовлетворяемого, ничем не сдерживаемого; вездесуще­го, как пробужденные грезы, как бесплодные мечтания, о которых пишет Достоевский и которые непрестанно

накапливаются, ни во что не претворяясь»18. Удается ли кинозрителю когда-нибудь исчерпать созерцаемые им объекты? Нет, блуждания его бесконечны. Впрочем, иногда ему может показаться, будто, опробовав тысячу возможностей, он слышит, напряжением всех своих чувств, невнятный шепот. Зрительные образы зазвуча­ли, а эти звуки есть снова образы. Когда такое неотчет­ливое звучание — шепот бытия — достигает его слуха, он, вероятно, наиболее близок к своей недосягаемой

цели.

От объекта. Под влиянием психологических фак­торов возникает другое направление дремотных мыслей зрителя. Как только слабеет активность организованно­го зрительского «я», выходят наружу и берут верх его подсознательные и неосознанные переживания, опасе­ния и надежды. Смысловая неопределенность, свойст­венная кинокадрам, особенно способствует тому, что они действуют, как искра, разжигающая пламя. Любой такой кадр способен вызвать у зрителя цепную реак­цию—поток ассоциаций, уже не сосредоточенный во­круг их источника; они возникают из недр его собствен­ной взбудораженной психики. Это направление уводит зрителя прочь от экранного изображения к субъектив­ным грезам; само изображение отступает на задний план, после того как оно оживило какие-то прежде по­давленные страхи зрителя или посулило ему радость исполнения сокровенных желаний. Вспоминая какой-то старый фильм, Блез Саядрар рассказывает: «На экране. показывали толпу, и в этой толпе мальчика с шапкой под мышкой: вдруг его шапка, ничем не отличающаяся от других, не двигаясь, зажила интенсивной жизнью; я почувствовал, что она вся собралась для прыжка, слов­но леопард! Почему? Я сам не знаю»19. Возможно, что шапка превратилась в глазах Сандрара в леопарда по­тому, что ее вид пробудил в нем невольные воспомина­ния (как печенье к чаю у М. Пруста) — воспоминания о чувствах, воскрешающих дни его раннего детства, ког­да шапочка, зажатая под мышкой, была для него ис­точником страха, связанного каким-то таинственным путем с пятнистым хищником из его .книжки с картин­ ками20.

Взаимосвязь между двумя направле­ниями. Оба противоположных направления мечтаний кинозрителя практически почти неразделимы. Погруже­ние в глубину кадра или последовательного ряда кад-

ров в состоянии, напоминающем транс, может в любой момент уступить место грезам, постепенно теряющим зависимость от породивших их экранных образов. Вся­кий раз, когда это случается, дремотная фантазия зри­теля, поначалу сосредоточенная на поисках психологи­ческих соответствий экранным образам, поразившим его воображение, более или менее незаметно для него само­го отдаляется от них к понятиям, лежащим вне сферы того или иного образа, — к понятиям, настолько далеким от содержания самого образа, что их бессмысленно относить к его психологическим соответствиям как тако­вым. И, наоборот, поскольку излучения экрана не пре­кращают своего воздействия, отсутствующий мечтатель временами уступает манящей силе изображений и возвра­щается к усердному их исследованию. Зритель то рас­творяется в образах экрана, то отдается своим собствен­ным грезам.

Вместе оба переплетающихся друг с другом состоя­ния образуют единый поток сознания; его содержание — каскады смутных фантазий и неотчетливых мыслей — сохраняет отпечаток физических ощущений, служащих его источником. Поток сознания в какой-то мере схож с «потоком жизни» — то есть с тем, что наиболее родст­венно выразительным средствам кино. Поэтому фильмы, изображающие жизнь в ее движении, с наибольшей ве­роятностью способны вызвать у зрителя мечтания двух направлений.

Удовольствия

Кино и телевидение. На данном этапе возникает вопрос об удовольствии, получаемом зрителем от кинофильма. Можно возразить, что в наше время, когда из-за по­пулярности телевидения посещаемость кинотеатров упор­но снижается, вопрос этот не столь актуален. Однако такой довод неубедителен по нескольким причинам. Во-первых, совпадение некоторых основных характеристик кино и телевидения дает основания полагать, что теле­экран доставляет зрителям по меньшей мере некоторые из тех же удовольствий, которые привлекали или при­влекают великое множество людей в кинотеатры. По­этому, даже если допустить в полемическом плане, что популярность кино в самом деле идет на спад, то ана-

лиз наслаждения, которое оно в свое время доставило зрителю, определил бы весьма необходимые критерии для любой попытки объяснить массовый успех самого те­левидения. Во-вторых, фильмы ни в коей мере не ушли в область прошлого. Они лишь вместе со своими зрителя­ми перешли к телевизорам. И как победитель, поддаю­щийся влиянию культуры побежденного, телевидение все больше и больше питается за счет кино; возможно даже, что именно немеркнущая привлекательность старого средства общения частично придает обаяние новому. В-третьих, судя по прецедентам, у нас нет никаких осно­ваний для уверенности в том, что сегодняшний перевес в пользу телевидения предвещает гибель традиционного кино. Когда в моду входил кинематограф, многие погова­ривали о смерти театра. Однако театр не только выжил и остался невредимым после яростного наступления кино, но даже, заимствуя у него, во многом выиграл. То же под­тверждают и события, происходившие недавно в США, где страхи крупных радиовещательных компаний перед якобы угрожающим их благополучию телевидением ока­зались преувеличенными. Развитие телевидения, очевид­но, ведет к разделению функций между ним и радио, раз­делению, представляющему выгоду для обоих. Так что кино вполне способно выдержать натиск телевидения. Его художественные возможности еще далеко не исчерпаны; да и благоприятствовавшие его стремительному разви­тию социальные условия пока что существенно не изме­нились.

Жаждажизни. В 1921 году Гуго фон Гофмансталь опуб­ликовал статью под названием «Суррогат грез», в которой он отождествлял понятие «широкий зритель» с основной массой населения крупных промышленных горо­дов — с фабричными рабочими, мелкими служащими и другими подобными категориями. Их мысли, писал он, обеднены той жизнью, на которую их обрекает общество. В языке они подозревают средство, используемое этим обществом для контроля над ними, и поэтому они боятся языка; кроме того, они опасаются, как бы знания, почерп­нутые из газет или преподанные на собраниях, не увели их еще дальше от той жизни, которая, как им подсказы­вают их собственные чувства, и есть сама жизнь. Поэто­му они ищут утешения в кинематографе с его немыми фильмами, тем более привлекательными для них своей немотой. Там кинозритель этого типа находит более пол-

ную жизнь, в которой ему отказывает общество. Он гре­зил о ней еще в детские годы, а теперь кино заменяет ему эти мечтания 21.

Гофмансталь как будто намекает на многочисленные фильмы, рассказывающие о карьерах удачливых людей или позволяющие заглянуть в мир богатых бездельни­ков22. Однако на самом деле Гофмансталю безразличны экономические и социальные запросы рабочих и мелкой буржуазии; не волнует его и шаблонность сюжетов, слу­жащих для этих запросов отдушиной. Его по-настоящему интересует только вопрос о способности кино удовлетво­рять некие глубоко гнездящиеся, почти метафизические желания, которые он приписывает трудовым классам и объясняет причинами, связанными со своей личной клас­совой принадлежностью и влиянием своей собственной интеллектуальной среды. По утверждению Гофмансталя, для массового зрителя сидеть в кинотеатре и смотреть фильм —это примерно все равно, что «лететь по воздуху с дьяволом Асмодеем, срывающим крыши со всех домов, обнажающим тайны чужих жизней». Иначе говоря, он имеет в виду, что кино предлагает жизнь в ее неисчер­паемом богатстве тому зрителю, который такой жиз­ни лишен. И он сравнивает сны, показываемые на экране, со «сверкающим, вечно вертящимся колесом жизни».

Высказывания, подтверждающие оба его предполо­жения—что жажда «настоящей» жизни явление широко распространенное и что кино на редкость приспособлено для ее удовлетворения,—проходят красной нитью сквозь всю историю кино. Еще в 1919 году один венский критик писал, что в кино мы ощущаем «пульсацию са­мой жизни... и предаемся ее потрясающе щедрому изо­билию, несравненно превосходящему границы нашего во­ображения»23. В 1930 году французский писатель Боклер, превознося кинематограф за то, что в нем так же, как в сновидении, нам доступна вся вселенная, приводит слова, услышанные им однажды в кинотеатре от незнакомого человека: «Кино дорого мне не меньше жизни»24. Эту фразу можно было бы предпослать в виде эпиграфа док­торской диссертации Вольфганга Вильхельма на тему «О возвышающем действии кино», которую он написал на материале опроса немецких кинозрителей и защитил в 1940 году. Вильхельм использовал в ней данные анкет, заполненных двадцатью студентами и преподавателями университета, а также записи двадцати трех пространных

 

интервью, взятых у представителей различных професси­ональных и возрастных групп25. Хотя опрос столь слу­чайно подобранных людей слишком ограничен по мас­штабу, чтобы его результаты можно было признать ис­черпывающими, они все же представляют интерес по­стольку, поскольку подтверждают некоторые из основных положений Гофмансталя. Вот образцы ответов, цитиру­емых в диссертации Вильхельма:

 

«Фильм больше похож на жизнь, чем театр. В театре я смотрю произведение искусства, которое и выглядит как-то искусственно. А после просмотра фильма у меня такое чувство, будто я побывала в гуще жизни» (домаш­няя хозяйка).

«Каждому, в конце концов, хочется что-то получить

от жизни» (молодой рабочий).

«Хороший фильм помогает соприкоснуться с людьми

и жизнью» (медсестра).

«Чем менее интересны мои знакомые, тем чаще я хо­жу в кино» (бизнесмен).

«Подчас меня гонит в кино какой-то голод по лю­дям» (студент).

«Меня тянет в кино жажда сенсаций, желание поще­котать нервы необычными ситуациями, такими, как дра­ки, столкновения страстей, любовные сцены, людские толпы, неизвестные планеты, преступный мир, война, светское общество». Интересно, что тот же участник опро­са добавляет: «Фильм в целом может быть плохим, лишь бы у него было должное настроение, и я в общем доволен, если в нем то, что я перечислил, отвечает моим ожидани­ям» (студент)26.

 

Однако, в противовес мнению Гофмансталя, резуль­таты опроса показывают, что не в условиях жизни трудя­щихся или, во всяком случае, не в них одних кроется при­чина, побуждающая людей часто ходить в кино. В массе любителей кино есть и представители других слоев об­щества. Если судить об их внутренних побуждениях по приведенным выше ответам и высказываниям, то завсе­гдатаи кинотеатров, по-видимому, страдают от отчужден­ности, от одиночества. Ответы свидетельствуют и о том, что они не чувствуют себя угнетенными или отвергнуты­ми самим обществом. Скорее, по их собственному разу­мению, они одиноки не только из-за недостатка удовлет­воряющих их отношений с людьми, но и из-за отсутствия контактов с живым окружающим их миром, с тем пото­ком вещей и событий, который, если бы он не обходил их

стороной, придавал бы их существованию больший инте­рес и значительность. Такому человеку не хватает «жизни». И кино привлекает его тем, что создает иллю­зию, будто он вместо героя фильма участвует в жизни во всей полноте ее проявлений.

Концепция жизни как таковой. Жизнь как могучая реаль­ность — такая, какой она утверждается, например, в поэ­мах Уолта Уитмена и, пожалуй, Эмиля Верхарна, — пред­ставление относительно недавнего происхождения. Соб­лазнительно было бы проследить эволюцию концепции жизни, скажем, от романтизма, через Ницше и Бергсона, вплоть до наших дней, но подобное исследование столь крупной самостоятельной проблемы слишком далеко вы­ходит за рамки настоящей книги. Здесь достаточно упо­мянуть хотя бы о тех двух основополагающих факторах, которые, вероятно, способствовали изначальному зарож­дению у самых разных людей тоски по жизни как та­ковой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.