Сделай Сам Свою Работу на 5

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе)





О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.

Уро­ки пси­хо­ло­гии в на­чаль­ной шко­ле

Пер­вый класс

Ка­ко­ва же спе­ци­фи­ка про­блем пер­во­класс­ни­ка? Глав­ная их осо­бен­ность — пер­вич­ное осоз­на­ние по­зи­ции школь­ни­ка пре­ж­де все­го че­рез но­вые обя­зан­но­сти, ко­то­рые ре­бе­нок учит­ся вы­пол­нять. При­сут­ст­ву­ет ост­рое же­ла­ние быть ус­пеш­ным в уче­бе, а для ре­бен­ка это оз­на­ча­ет то же, что быть хо­ро­шим и лю­би­мым. Это на­гляд­но вы­яв­ля­ет­ся при со­бе­се­до­ва­ни­ях с ро­­д­ит­ел­ями в на­ча­ле пер­во­го го­да обу­че­ния. Со­дер­жа­ние ро­ди­­тел­ьских жа­лоб в это вре­мя обыч­но сво­дит­ся к то­му, что ре­­б­енок не­ряш­ли­во пи­шет, не ста­ра­ет­ся, ли­бо ста­ра­ет­ся, но тем не ме­нее у не­го мно­гое не по­лу­ча­ет­ся. Ему труд­но жить в ат­­м­осф­ере по­сто­ян­ной тре­бо­ва­тель­но­сти и кон­тро­ля, он ну­ж­да­­е­тся в по­мо­щи ро­ди­те­лей при вы­пол­не­нии до­маш­них за­да­ний, во вся­ком слу­чае, в при­сут­ст­вии взрос­лых. При этом ро­ди­те­­лям при­хо­дит­ся жерт­во­вать лич­ным вре­ме­нем и до­су­гом, ма­ло вре­ме­ни ос­та­ет­ся для обыч­ных до­маш­них дел. Пе­ре­ход ре­бен­­ка в шко­лу час­то пре­вра­ща­ет­ся в на­стоя­щее ис­пы­та­ние для лю­бя­щих ро­ди­те­лей.



А са­ми пер­во­класс­ни­ки? Они бы­ст­ро ут­ра­чи­ва­ют празд­­ни­чное на­строе­ние Пер­во­го сен­тяб­ря, школь­ные уро­ки тя­го­тят их, они жа­лу­ют­ся на труд­но­сти и ску­ку. Де­ти с не­тер­пе­ни­ем ждут звон­ка на пе­ре­ме­ну, ко­гда мож­но пе­ре­клю­чить­ся на при­­вы­чные иг­ры и об­ще­ние со свер­ст­ни­ка­ми. Пер­вые дни в шко­ле тре­бу­ют це­ле­на­прав­лен­ной ра­бо­ты по фор­ми­ро­ва­нию ус­та­­но­вки на пре­одо­ле­ние школь­ных труд­но­стей и спо­соб­но­сти по­лу­чать удов­ле­тво­ре­ние от про­цес­са по­зна­ния. Ре­бе­нок убе­ж­­ден в том, что у не­го долж­но все по­лу­чать­ся хо­ро­шо, по­это­му силь­но пе­ре­жи­ва­ет свои не­уда­чи, не все­гда по­ни­мая их при­­ч­ины. По­это­му на груп­по­вых пси­хо­ло­ги­че­ских за­ня­ти­ях зна­­ч­ител­ьное ме­сто от­во­дит­ся за­да­ни­ям, в ко­то­рых ка­ж­дый ре­бе­­нок вне за­ви­си­мо­сти от учеб­ных ус­пе­хов чув­ст­ву­ет соб­ст­вен­­ную цен­ность и зна­чи­мость.



Ре­бе­нок луч­ше все­го за­по­ми­на­ет ин­фор­ма­цию, ко­гда не толь­ко слы­шит ее, но и ви­дит ее на­гляд­ное ото­бра­же­ние, име­ет воз­мож­ность по­тро­гать изу­чае­мый объ­ект. Вни­ма­ние и па мять по­ка еще в ос­нов­ном не­про­из­воль­ны, то есть для кон­цен­­тр­ации ре­бен­ку тре­бу­ет­ся внеш­няя по­мощь (ин­те­рес­ные кар­­ти­нки, зву­ко­вые сиг­на­лы, иг­ро­вые си­туа­ции). В си­лу это­го от­вле­кае­мость на за­ня­ти­ях до­воль­но вы­со­ка.

В груп­по­вые за­ня­тия долж­ны вклю­чать­ся иг­ро­вые и дви­­г­ател­ьные за­да­ния. Пер­во­класс­ни­ки еще не мо­гут кон­тро­ли­ро­­вать свои дей­ст­вия (на­при­мер, про­ве­рить на­ли­чие оши­бок в на­пи­сан­ном тек­сте). По­это­му глав­ной за­да­чей за­ня­тий ста­но­­ви­тся со­дей­ст­вие раз­ви­тию реф­лек­сии уча­щих­ся, по­мощь в осоз­на­нии ими сво­их эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний.

Учеб­ная дея­тель­ность бо­лее эф­фек­тив­на в ус­ло­ви­ях иг­ры, при на­ли­чии эле­мен­тов со­рев­но­ва­ния. Ис­хо­дя из это­го, пред­­л­ага­емая про­грам­ма пси­хо­ло­ги­че­ских за­ня­тий уде­ля­ет серь­ез­­ное вни­ма­ние спо­со­бам фор­ми­ро­ва­ния учеб­ной ус­та­нов­ки в близ­ких и дос­туп­ных де­тям фор­мах, пре­ж­де все­го — в фор­ме иг­ры и ска­зок. Че­рез иг­ро­вые ро­ли и ска­зоч­ные об­ра­зы де­ти по­лу­ча­ют воз­мож­ность осоз­на­вать соб­ст­вен­ные труд­но­сти, их при­чи­ны и на­хо­дить пу­ти их пре­одо­ле­ния. Си­туа­ции, в ко­то­­рые по­па­да­ют ге­рои ска­зок, про­еци­ру­ют­ся на ре­аль­ные школь­ные про­бле­мы, ре­бе­нок по­лу­ча­ет воз­мож­ность по­смот­­реть на них со сто­ро­ны и в то же вре­мя иден­ти­фи­ци­ро­вать про­бле­мы ге­роя с соб­ст­вен­ны­ми. В ре­зуль­та­те к кон­цу пер­во­­го го­да обу­че­ния де­ти при­вы­ка­ют аде­к­ват­но ана­ли­зи­ро­вать свои про­бле­мы.



Для пер­во­класс­ни­ков са­мой зна­чи­мой фи­гу­рой ста­но­вит­ся учи­тель. Его по­хва­ла или по­ри­ца­ние час­то бо­лее важ­ны, чем тот же от­зыв, по­лу­чен­ный от ро­ди­те­лей. Де­тям ка­жет­ся, что они за­ни­ма­ют цен­траль­ное ме­сто в жиз­ни пе­да­го­га, что все его бе­ды и ра­до­сти свя­за­ны толь­ко со шко­лой и с ни­ми. По­это­му по­лез­но вклю­чать в за­ня­тия за­да­ния, ко­то­рые да­ют воз­мож­­ность по­нять, что ра­до­вать и огор­чать учи­те­ля мо­гут не толь­ко их ус­пе­хи или дис­ци­п­ли­на на уро­ке, но и чте­ние книг, к при­ме­ру, или об­ще­ние с соб­ст­вен­ны­ми деть­ми. Это по­мо­жет уча­щим­ся спра­вить­ся с воз­мож­ным стра­хом пе­ред учи­те­лем.

Дру­гая важ­ная за­да­ча в ра­бо­те с пер­во­класс­ни­ка­ми — ус­­т­ано­вл­ение ат­мо­сфе­ры дру­же­лю­бия. Нуж­но учи­ты­вать, что боль­шин­ст­во де­тей рас­тут в ат­мо­сфе­ре до­маш­не­го те­п­ла и вни­ма­ния и при­хо­дят в шко­лу от лю­бя­щих ро­ди­те­лей, ба­бу­­шек и де­ду­шек. Те же, кто по­се­щал дет­ский сад, стра­да­ют от сме­ны при­выч­но­го ок­ру­же­ния, от ут­ра­ты на­ла­жен­ных дру­же­с­ких кон­так­тов. В клас­се во­круг них мно­го ро­вес­ни­ков, но они все чу­жие, и об­ще­ние нуж­но вы­страи­вать за­но­во, а да­ле­ко не ка­ж­дый ре­бе­нок лег­ко ус­та­нав­ли­ва­ет но­вые при­вя­зан­но­сти.

Ис­хо­дя из это­го, нам ка­жет­ся, что пер­вой те­мой, изу­чае­­мой на за­ня­ти­ях по пси­хо­ло­гии, долж­на быть те­ма «Я — школь­ник», ко­то­рая вклю­ча­ет за­ня­тия, по­свя­щен­ные зна­ком­­с­тву со шко­лой, с уче­ни­ка­ми сво­его клас­са, при­вы­ка­нию к тре­бо­ва­ни­ям обу­че­ния. Вто­рая те­ма — «Мои чув­ст­ва» — по­­м­ог­ает де­тям нау­чить­ся по­ни­мать и кон­тро­ли­ро­вать свои эмо­­ци­онал­ьные со­стоя­ния. В це­лом за пер­вый год обу­че­ния ре­­б­енок де­ла­ет ог­ром­ные ша­ги не толь­ко в ин­тел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии, но и в адап­та­ции к не­зна­ко­мо­му, пер­во­на­чаль­но чу­жо­му ми­ру шко­лы. Ми­ру, в ко­то­ром ему пред­сто­ит про­жить 11 важ­ней­ших (с точ­ки зре­ния ста­нов­ле­ния лич­но­сти) лет сво­ей жиз­ни.

Сле­ду­ет иметь в ви­ду, что в слу­чае эмо­цио­наль­ной ус­та­ло­­сти у ре­бен­ка мо­жет про­яв­лять­ся «дет­ское» по­ве­де­ние: плач, ка­при­зы, же­ла­ние те­лес­ных кон­так­тов. При по­яв­ле­нии та­ких сим­пто­мов сле­ду­ет раз­ре­шить ре­бен­ку не вклю­чать­ся в за­ня­­тие, а ти­хонь­ко по­ри­со­вать.

Те­ма I. Я — школь­ник

Це­ли:

со­дей­ст­во­вать осоз­на­нию по­зи­ции школь­ни­ка;

спо­соб­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию дру­же­ских от­но­ше­ний в клас­се;

раз­ви­вать уве­рен­ность в се­бе и сво­их учеб­ных воз­мож­­н­остях.

За­ня­тие I. Зна­ком­ст­во.

Вве­де­ние в мир пси­хо­ло­гии

Вве­де­ние

Ве­ду­щий про­во­дит бе­се­ду о том, что та­кое пси­хо­ло­гия и за­чем она нуж­на че­ло­ве­ку. Он по­ка­зы­ва­ет де­тям цве­ток и спра­ши­ва­ет у них, как вы­рас­та­ет та­кой цве­ток и что для это­го нуж­но. Из от­ве­тов де­тей он де­ла­ет вы­вод, что боль­шой кра­си­­вый цве­ток вы­рас­та­ет из ма­лень­ко­го се­меч­ка. А для то­го что­бы он вы­рос боль­шим, кра­си­вым, ра­до­вал ок­ру­жаю­щих, ему не­об­хо­ди­мы до­ж­дик и сол­ныш­ко. Так же и у лю­дей. Что­бы из маль­чи­ка или де­воч­ки вы­рос кра­си­вый, ум­ный, сча­ст­ли­вый и здо­ро­вый взрос­лый, ему не­об­хо­ди­мы те­п­ло, под­держ­ка, а так­же уме­ние по­ни­мать се­бя и дру­гих лю­дей.

Пси­хо­ло­гия изу­ча­ет мыс­ли и чув­ст­ва лю­дей. Для че­го это не­об­хо­ди­мо знать? Для то­го что­бы нау­чить­ся по­ни­мать се­бя и ок­ру­жаю­щих, уметь жить друж­но и ве­се­ло, по­мо­гать друг дру­гу.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Зна­ком­ст­во».Де­ти ки­да­ют друг дру­гу мя­чик, на­зы­вая пе­ред бро­ском свое имя, а за­тем по сиг­на­лу ве­ду­ще­го — имя то­го, ко­му бро­са­ют мя­чик.

«Имя ожи­ва­ет».Уча­ст­ни­ки пред­став­ля­ют се­бе Стра­ну Имен, в ко­то­рой все име­на пре­вра­ти­лись в жи­вот­ных (рас­те­­ния). При­ду­мы­ва­ют, в ка­кое жи­вот­ное (рас­те­ние) мог­ло бы пре­вра­тить­ся их соб­ст­вен­ное имя.

«Лас­ко­вое имя».Ве­ду­щий пред­ла­га­ет на за­ня­ти­ях пси­хо­­л­ог­ией на­зы­вать друг дру­га лас­ко­во. Ка­ж­дое имя мож­но сде­лать лас­ко­вым. Де­ти долж­ны при­ду­мать раз­ные ва­ри­ан­ты ласко­во­го об­ра­ще­ния к ка­ж­до­му уча­ст­ни­ку.

«Ри­су­нок име­ни».Де­ти пред­став­ля­ют се­бе, что они ста­ли из­вест­ны­ми людь­ми: мо­ре­пла­ва­те­лем или вра­чом, уче­ным или пи­са­те­лем. За боль­шие за­слу­ги пе­ред людь­ми ка­ж­до­му уже при жиз­ни ре­ше­но по­ста­вить па­мят­ник. На нем сле­ду­ет на­пи­­сать имя ге­роя и ук­ра­сить его ин­те­рес­ны­ми ри­сун­ка­ми. Де­ти при­ду­мы­ва­ют ри­сун­ки к сво­им име­нам, опи­сы­ва­ют их уст­но, а за­тем вы­пол­ня­ют их в аль­бо­мах, ря­дом с кра­си­во на­пи­сан­­ным име­нем. (Ес­ли ре­бе­нок еще не уме­ет пи­сать, ему по­мо­га­­ет ве­ду­щий.)

Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го

Мы по­ла­га­ем, что глав­ная за­да­ча пер­во­го за­ня­тия — су­меть, с од­ной сто­ро­ны, вой­ти в кон­такт с деть­ми, соз­дать ат­мо­сфе­ру безо­пас­но­сти и при­ня­тия, под­черк­нуть от­ли­чие за­ня­тий пси­хо­ло­ги­ей от уро­ков, а с дру­гой — ус­та­но­вить не­­о­бх­од­имые гра­ни­цы. По на­шим на­блю­де­ни­ям, на­чи­наю­ще­му ве­ду­ще­му най­ти ба­ланс ме­ж­ду спон­тан­но­стью, от­кры­то­стью и не­об­хо­ди­мо­стью со­блю­де­ния норм осо­бен­но слож­но. Ве­ду­­щий, ра­бо­таю­щий в рус­ле гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии, на­­ч­ин­ает «ак­тив­но лю­бить де­тей» и час­то пе­ре­хо­дит на ли­бе­­рал­ьно по­пус­ти­тель­ский стиль ве­де­ния за­ня­тий. След­ст­ви­ем это­го мо­жет быть по­те­ря по­зи­ции ве­ду­ще­го, а ино­гда и аг­рес­­сия со сто­ро­ны де­тей.

За­ня­тие 2. Как зо­вут ре­бят мое­го клас­са

Раз­мин­ка

«Ро­ле­вая гим­на­сти­ка».Де­ти по оче­ре­ди изо­бра­жа­ют раз­­ли­чных жи­вот­ных, кар­точ­ки ко­то­рых по­ка­зы­ва­ет ве­ду­щий.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Мое имя».Ве­ду­щий про­сит то­го ре­бен­ка, до ко­то­ро­го он дот­ра­ги­ва­ет­ся «вол­шеб­ным ка­ран­да­шом», на­зы­вать свое имя сна­ча­ла ше­по­том, по­том обыч­ным го­ло­сом, за­тем очень гром­ким. (Для уп­раж­не­ния нуж­но за­ра­нее сде­лать «вол­шеб­ный ка­ран­даш», то есть при­кре­пить к ка­ран­да­шу бле­ст­ки, ша­рик или что-ли­бо еще.)

«Имя на­чи­на­ет­ся с бу­к­вы...»Ве­ду­щий на­зы­ва­ет те бу­к­вы ал­фа­ви­та, с ко­то­рых на­чи­на­ют­ся име­на де­тей из клас­са. Ког­да зву­чит «их бу­к­ва», де­ти вста­ют и хло­па­ют в ла­до­ши.

«Имя со­се­да».Ве­ду­щий ки­да­ет де­тям мя­чик. Тот, ко­му он по­па­да­ет в ру­ки, дол­жен бы­ст­ро на­звать име­на сво­их со­се­­дей сле­ва и спра­ва.

«Ясол­ныш­ко».На дос­ку при­кре­п­ля­ет­ся ри­су­нок солн­ца, во­круг ко­то­ро­го рас­по­ло­же­но не­сколь­ких пла­нет. Де­тям нуж­но пред­ста­вить се­бя сол­ныш­ком, по­сы­лаю­щим те­п­ло ок­ру­­жа­ющим пла­не­там — лю­дям, и на­звать тех ре­бят, ко­то­рые си­дят ря­дом с ним. Мож­но спро­сить де­тей, чьи име­на бы­ли на­­зв­аны, чув­ст­ву­ют ли они те­п­ло, ис­хо­дя­щее от ре­бен­ка-сол­­ны­шка.

«На­ри­су­ем имя ма­мы».Де­ти пред­став­ля­ют, что имя ма­мы пре­вра­ти­лось в цве­ток, и ри­су­ют его. За­тем ка­ж­дый по оче­ре­­ди по­ка­зы­ва­ет свой ри­су­нок, а ос­таль­ные вы­ска­зы­ва­ют пред­­п­ол­ож­ение о том, как зо­вут ма­му это­го ре­бен­ка. Ес­ли уга­дать не уда­ет­ся, ре­бе­нок на­зы­ва­ет имя.

Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го

Нуж­но об­ра­тить вни­ма­ние на то, что­бы де­ти на­зы­ва­ли друг дру­га те­ми ва­ри­ан­та­ми име­ни, ко­то­рые ка­ж­до­му нра­вят­­ся и при­выч­ны. На­при­мер, имя Па­вел мо­жет зву­чать как Па­ша или Пав­лик в за­ви­си­мо­сти от же­ла­ния маль­чи­ка.

За­ня­тие 3. За­чем мне нуж­но хо­дить в шко­лу

Раз­мин­ка

«Ро­ле­вая гим­на­сти­ка».Де­ти по оче­ре­ди изо­бра­жа­ют раз­­ли­чных до­маш­них жи­вот­ных: ко­ров, ко­шек, со­бак и т.п. (без кар­то­чек).

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«За­кон­чи пред­ло­же­ние».Де­ти за­вер­ша­ют пред­ло­же­ния, ко­то­рые про­из­но­сит ве­ду­щий:

«Я хо­тел ид­ти в шко­лу, по­то­му что...» «Я хо­жу в шко­лу, что­бы нау­чить­ся...»

«Ка­кой урок важ­нее?»На роль ка­ж­до­го из пред­ме­тов, изу­­ча­емых в шко­ле, вы­би­ра­ют­ся де­ти. Им нуж­но рас­ска­зать ос­­тал­ьным, че­му они учат на сво­ем уро­ке, по­ста­рать­ся до­ка­зать, что он важ­нее всех. Ве­ду­щий по­мо­га­ет ка­ж­до­му ре­бен­ку.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку в сти­хах.

Про Ко­лю (Я.Се­лез­не­ва)

Жил на све­те маль­чик Ко­ля. Не хо­тел учить­ся в шко­ле. Уро­ки де­лать не лю­бил И ма­ме твер­до го­во­рил: «За­чем вста­вать мне по ут­рам, Ко­гда я все умею сам? Мо­гу ми­ли­цио­не­ром стать, Во­круг всех бу­ду за­щи­щать! Или вра­чом — лю­дей ле­чить, А мо­жет быть, де­тей учить. Я все су­мею, вес смо­гу, И в шко­лу боль­ше не пой­ду!»

Ска­зал так ма­ме и ушел, А но­чью Ко­ля спать по­шел. За­снул и ви­дит сон та­кой: Как буд­то он в стра­не дру­гой, Где взрос­лым стал уже дав­но И все ему раз­ре­ше­но. «Раз вы­рос я, — по­ду­мал Ко­ля, Не на­до мне учить­ся в шко­ле. То­гда ра­бо­тать я пой­ду, Я все су­мею, все смо­гу! Пой­ду вра­чом, лю­дей ле­чить. Так бу­ду поль­зу при­но­сить!»

Ска­зал и ви­дит: врач идет

И гра­дус­ник в ру­ке не­сет.

Ко­ля к док­то­ру бе­жит,

Гром­ко на хо­ду кри­чит:

«Ни­че­го, я по­мо­гу,

Я все су­мею, все смо­гу!»

По­смот­рел тут док­тор стро­го,

Ко­ле он ска­зал су­ро­во:

«Ты зна­ешь, как лю­дей ле­чить?

Что при про­сту­де нуж­но пить?

Ка­кую де­тям дать мик­сту­ру,

Что­бы сбить тем­пе­ра­ту­ру?

Ты в дет­ст­ве в шко­лу не хо­дил,

Уро­ков в шко­ле не учил.

Не знал таб­ли­цу ты сло­же­нья,

Не на­хо­дил за­дач ре­ше­ния.

И ес­ли в шко­лу не пой­дешь,

За­ня­тья в жиз­ни не най­дешь».

«Ну, ни­че­го, — по­ду­мал Ко­ля, —

Про­фес­сий в ми­ре очень мно­го.

Мо­гу ми­ли­цио­не­ром стать.

И бу­ду всех я за­щи­щать».

Гля­дит, ми­ли­цио­нер идет

И сви­сток в ру­ке не­сет.

За­кри­чал тут Ко­ля гром­ко:

«Пре­ступ­ни­ка пой­маю лов­ко!

Ни­че­го, я по­мо­гу,

Я все су­мею, все смо­гу!»

Гля­нул ми­ли­цио­нер тут стро­го,

Ко­ле он ска­зал су­ро­во:

«Ты зна­ешь, как лю­дей спа­сать?

Чу­жие жиз­ни за­щи­щать?

Ло­вить пре­ступ­ни­ков как бы­ст­ро?

Как стать во­ен­ных дел ми­ни­ст­ром?

Ты в дет­ст­ве в шко­лу не хо­дил,

Уро­ков в шко­ле не учил.

Не знал таб­ли­цу ты сло­же­нья,

Не на­хо­дил за­дач ре­ше­ния.

И ес­ли в шко­лу не пой­дешь,

За­ня­тья в жиз­ни не най­дешь».

«Ну, ни­че­го, — по­ду­мал Ко­ля, — Про­фес­сий в ми­ре очень мно­го. Мо­гу ху­дож­ни­ком я стать, Кар­ти­ны бу­ду ри­со­вать». И тут же, пря­мо пе­ред ним, Ху­дож­ник — кра­сок вла­сте­лин. Ко­ля взял моль­берт и кисть И на­чал кис­точ­кой во­дить. «Ни­че­го, я по­мо­гу. Я все су­мею, все смо­гу!» По­смот­рел ху­дож­ник стро­го, Ко­ле он ска­зал су­ро­во: «Ты зна­ешь, ки­стью как во­дить? Порт­рет, пей­за­жи как тво­рить? Хва­тит пач­кать тут бу­ма­гу. Ведь те­бе учить­ся на­до! Ты в дет­ст­ве в шко­лу не хо­дил, Уро­ков в шко­ле не учил. Не знал таб­ли­цу ты сло­же­нья, Не на­хо­дил за­дач ре­ше­ния. И ес­ли в шко­лу не пой­дешь, За­ня­тья в жиз­ни не най­дешь».

При­за­ду­мал­ся тут Ко­ля: «Мо­жет, прав­да на­до в шко­лу? То­гда про­фес­сию най­ду, То­гда я лю­дям по­мо­гу. Я вы­учусь и ум­ным бу­ду, Уро­ков стро­гих не за­бу­ду». Тут же про­бу­дил­ся Ко­ля. Крик­нул ма­ме: «В шко­лу, в шко­лу!Со­би­рай ме­ня ско­рей, По­бе­гу ту­да бы­ст­рей. Хо­чу уз­нать я все на све­те, Ум­ней всех бу­ду на пла­не­те!»

Учил­ся Ко­ля не на­прас­но:

Он стал ху­дож­ни­ком пре­крас­ным.

А мог он стать и ин­же­не­ром,

Док­то­ром, ми­ли­цио­не­ром.

Мно­го но­во­го уз­нал

И по­лез­ным всем он стал.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния

По­че­му Ко­ля не хо­тел хо­дить в шко­лу?

Ка­кой сон он уви­дел?

По­че­му он по­том за­хо­тел учить­ся?

Что зна­чит «стать всем по­лез­ным»?

Ри­су­нок «Я в шко­ле».Де­ти ри­су­ют се­бя в шко­ле. Ве­ду­­щий на­по­ми­на­ет им, что­бы они не за­бы­ли изо­бра­зить ре­бят, учи­тель­ни­цу, учеб­ные пред­ме­ты. Пред­ла­га­ет им ис­поль­зо­вать яр­кие цве­та, до­бав­лять ве­се­лые де­та­ли: цве­ты, иг­руш­ки или что-ли­бо еще.

Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го

Осо­бое вни­ма­ние нуж­но уде­лить по­след­не­му за­да­нию, по­­скол­ьку оно во мно­гом яв­ля­ет­ся ди­аг­но­стич­ным. Ес­ли де­ти с тру­дом адап­ти­ру­ют­ся к шко­ле, они бу­дут ис­поль­зо­вать в ос­­но­вном тем­ные то­на, ри­со­вать се­бя в оди­но­че­ст­ве.

За­ня­тие 4. Мой класс

Раз­мин­ка

«Ро­ле­вая гим­на­сти­ка».Де­ти по оче­ре­ди иг­ра­ют ро­ли раз­­ли­чных ди­ких жи­вот­ных, изо­бра­же­ния ко­то­рыхим пред­ва­ри­­тел­ьно де­мон­ст­ри­ру­ет ве­ду­щий.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Сколь­ко в на­шем клас­се...?»Ве­ду­щий про­сит де­тей ог­ля­­дет­ься во­круг и под­счи­тать, сколь­ко в клас­се окон, шка­фов и ... (вы­би­ра­ют­ся те пред­ме­ты, ко­то­рых в на­ли­чии не­мно­го).

«Ка­ко­го цве­та?»Де­ти за­кры­ва­ют гла­за. Ве­ду­щий пред­ла­­г­ает им вспом­нить и ска­зать, ка­ко­го цве­та в клас­се сте­ны, што­ры, дос­ка и дру­гие пред­ме­ты.

«Бу­ра­ти­но хо­чет в шко­лу».Де­ти долж­ны по­мочь Бу­ра­тино со­брать порт­фель в шко­лу, то есть рас­ска­зать, что ту­да нуж­но по­ло­жить.

«Бу­ра­ти­но хо­чет к нам в гос­ти».Ве­ду­щий рас­ска­зы­ва­ет о том, что Бу­ра­ти­но очень хо­чет прий­ти в класс к де­тям, но не зна­ет, как прой­ти от две­рей шко­лы. Нуж­но рас­ска­зать Бу­ра­­т­ино, как най­ти до­ро­гу в класс.

«Бу­ра­ти­но про­го­ло­дал­ся».Де­ти рас­ска­зы­ва­ют Бу­ра­ти­но, как прой­ти от клас­са к школь­ной сто­ло­вой.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

Два го­ро­да

Слу­чи­лось так, что имен­но вам я хо­чу по­ве­дать уди­ви­­тел­ьную ис­то­рию, ко­то­рая про­изош­ла со мной в дет­ст­ве. Я был при­мер­но та­кой же, как вы, ко­гда моя се­мья ре­ши­ла пе­ре­ехать в дру­гой го­род. До это­го мы жи­ли в боль­шом свет­лом до­ме. В нем бы­ло так спо­кой­но и уют­но, что по­рой ка­за­­лось — сны здесь мо­гут ста­но­вить­ся доб­рой явью, а явь пре­­вр­ащ­ае­тся в до­б­рые сны.

Это был не­боль­шой ска­зоч­ный го­ро­док мое­го дет­ст­ва. Все его жи­те­ли, уди­ви­тель­но до­б­рые и при­вет­ли­вые лю­ди, час­то за­ха­жи­ва­ли друг к дру­гу в гос­ти, да­ри­ли по­дар­ки.

Ка­ж­дое ут­ро мы с ба­буш­кой, ко­то­рая, ска­жу те­бе по сек­ре­­ту, бы­ла не­мно­го вол­шеб­ни­цей, хо­ди­ли гу­лять по пар­ку. Зи­мой мы ле­пи­ли це­лую снеж­ную се­мью, и я мог вдо­воль на­ва­­лят­ься в хру­стя­щих суг­ро­бах.

Вес­ной мы с ба­бу­лей на­хо­ди­ли са­мые кра­си­вые и неж­ные цве­ты для мо­ей ма­мы. Ко­гда же на­сту­па­ло ле­то, я по­гру­жал­­ся в ин­те­рес­ней­шие на­блю­де­ния за раз­но­цвет­ны­ми ба­боч­ка­ми, не­по­во­рот­ли­вы­ми чуд­ны­ми жу­ка­ми и дру­ги­ми оби­та­те­ля­ми на­ше­го пар­ка. А ба­буш­ка ка­ж­дый раз рас­ска­зы­ва­ла все но­вые и но­вые ис­то­рии из жиз­ни за­бав­ных на­се­ко­мых и жи­вот­ных. С на­сту­п­ле­ни­ем осе­ни я на­чи­нал по­пол­нять свою кол­лек­цию, на­би­вая кар­ма­ны глад­ки­ми жел­ты­ми же­лу­дя­ми и хруп­кой на­­ря­дной ли­ст­вой.

Встре­чаю­щие­ся на ули­цах лю­ди все­гда да­ри­ли нам улыб­ки, поч­ти­тель­но здо­ро­ва­лись. И я знал, что в этом го­ро­де празд­­ни­чных кра­сок я все­гда бу­ду сча­ст­лив.

Шло вре­мя. И я все ча­ще стал слы­шать от ро­ди­те­лей о ка­ких-то ско­рых, не­об­хо­ди­мых пе­ре­ме­нах. «По­ра», — го­во­ри­ли они с вол­не­ни­ем, час­то по­гля­ды­вая на ме­ня Но что же это бы­ла за «по­ра», и ка­кое она име­ла пра­во за­ста­вить ме­ня сме­нить наш уют­ный, ти­хий дом на со­вер­шен­но чу­жие, чер­но-бе­лые ули­цы не­при­ят­но­го го­ро­да, я так и не по­нял.

Тре­вож­ные ожи­да­ния ро­ди­те­лей кон­чи­лись на­шим пе­ре­ез­­дом. И тут моя жизнь пе­ре­вер­ну­лась с ног на го­ло­ву.

Пе­ре­ме­ны

Чер­но-бе­лый го­род был го­ро­дом де­тей В том смыс­ле, что ро­ди­те­лей я поч­ти пе­ре­стал ви­деть, не го­во­ря уже о ба­буш­ке, ко­то­рая при­ез­жа­ла к нам толь­ко по вы­ход­ным.

Цен­тром го­ро­да яв­лял­ся Глав­ный Дом, се­рое зда­ние сред­них раз­ме­ров. Там-то я и про­во­дил боль­шую часть вре­ме­ни, сре­ди шум­ных и чем-то веч­но за­ня­тых маль­чи­ков и де­во­чек. Че­ст­но го­во­ря, я все вре­мя так ску­чал по сво­ей род­ной ули­це с ро­зо­вы­ми, го­лу­бы­ми и яр­ко-жел­ты­ми до­ма­ми, по сво­ей ком­­н­ате, где мне сни­лись сны, усы­пан­ные се­реб­ря­ны­ми звез­да­ми, что ни­ко­гда осо­бен­но не ин­те­ре­со­вал­ся, о чем го­во­рят во­круг.

В Глав­ном До­ме мне, да и ос­таль­ным ре­бя­там, не­об­хо­ди­мо бы­ло ре­шать важ­ные за­да­чи. И в этих де­лах нам по­мо­га­ла един­ст­вен­ная взрос­лая из нас — ста­рая стро­гая вол­шеб­ни­ца. У нее да­же бы­ла на­стоя­щая вол­шеб­ная па­лоч­ка, ко­то­рую она ни­ко­гда не вы­пус­ка­ла из рук. А мне так хо­те­лось ее по­тро­­гать, ну хоть ра­зо­чек!

Нам го­во­ри­ли, что от на­ше­го усер­дия за­ви­сит бу­ду­щее, не толь­ко на­ше, но и дру­гих лю­дей. По­это­му я ис­крен­не ста­рал­­ся вы­пол­нять за­да­ния. К то­му же, как мне ка­жет­ся, толь­ко в эти мо­мен­ты ме­ня и за­ме­ча­ли.

В пе­ре­ры­вах ме­ж­ду «важ­ны­ми за­ня­тия­ми» я со сто­ро­ны на­­бл­юдал, как ос­таль­ные де­ти во­зят­ся с раз­ны­ми ве­щи­ца­ми, сме­ют­ся, иг­ра­ют, и мне ста­но­ви­лось еще гру­ст­нее. Ведь ка­ж­­дый из них умел хоть что-то очень хо­ро­шо де­лать, и они со­­б­ир­ались, де­мон­ст­ри­руя друг дру­гу свои уме­ния. А я ни­как не мог по­нять, что же та­ко­го ин­те­рес­но­го мо­гу пред­ло­жить для их иг­ры. Я не мог так же вы­со­ко пры­гать, как длин­ная, ху­дая де­воч­ка с за­бав­ны­ми вес­нуш­ка­ми, у ме­ня не бы­ло та­ких длин­ных бле­стя­щих во­лос, как у ее под­ру­ги, я да­же не мог так же гром­ко хру­стеть кос­тяш­ка­ми паль­цев или вы­ра­зи­­тел­ьно хи­хи­кать, как те двое маль­чи­шек, что все­гда и вез­де по­яв­ля­лись вме­сте. Воз­мож­но, по­это­му я ни­ко­гда не уча­ст­во­­вал в их иг­рах, а мо­жет, я про­сто не хо­тел это­го. Ведь как бы шум­но и ве­се­ло они ни рез­ви­лись, все рав­но в их чер­но-бе­лом ми­ре не хва­та­ло той раз­но­цвет­ной ра­ду­ги ра­до­сти, ко­­т­орая ис­кри­лась в ка­ж­дом угол­ке на­ше­го ста­ро­го до­ма и мог­ла рас­кра­сить мое на­строе­ние в яр­кие цве­та ве­се­лья.

Еще я не по­ни­мал, по­че­му мои ма­ма и па­па так вол­ну­ют­ся и так хо­тят, что­бы я под­ру­жил­ся с ре­бя­та­ми из Глав­но­го До­ма. У ме­ня же бы­ли дру­зья, ба­бу­ля, на­при­мер, или те, что спо­кой­но уме­ща­лись в ко­роб­ке из-под мое­го лю­би­мо­го шо­ко­­ла­дн­ого пе­че­нья. Я имею в ви­ду на­бор кра­сок, ко­то­рый я по­­з­аи­мс­тв­овал, уез­жая из лю­би­мо­го го­род­ка, у соч­ных зе­ле­ных де­ревь­ев, жар­ко­го жел­то­го солн­ца, го­лу­бо­го не­ба, би­рю­зо­во­го озе­ра и слад­кой ба­буш­ки­ной клуб­ни­ки.

И все-та­ки од­на­ж­ды мне по­че­му-то то­же за­хо­те­лось по­­уч­ас­тв­овать в об­щей иг­ре, и я ре­шил по­дой­ти к ре­бя­там, ко­­т­орые в тот мо­мент ос­ваи­ва­ли при­ду­ман­ную кем-то но­вую счи­тал оч­ку.

Мож­но мне с ва­ми? — спро­сил я и сам уди­вил­ся, ус­лы­­шав свой роб­кий го­лос.

А что ты уме­ешь? — хо­ром по­ин­те­ре­со­ва­лись не­сколь­ко ­ре­бят, а од­на де­воч­ка хит­ро при этом со­щу­ри­ла гла­за.

Ста­ра­ясь не вол­но­вать­ся, я на­пряг­ся и стал вспо­ми­нать, что же я мо­гу де­лать луч­ше все­го, что мне уда­ва­лось рань­ше. И тут не­ожи­дан­но от­вет вы­рвал­ся у ме­ня сам со­бой:

Я... я мо­гу быть лю­би­мым...

Очень на­до!.. — впе­ре­меш­ку со смеш­ка­ми по­слы­шал­ся ­чей-то из­де­ва­тель­ски гну­са­вый го­лос.

Это бы­ло по­след­нее, что я пом­ню, пе­ред тем как все во­круг ста­ло рас­плы­вать­ся от вы­сту­пив­ших на мо­их гла­зах слез, а оби­да и стран­ный стыд сда­ви­ли мое ды­ха­ние. Мне хо­те­лось ско­рее бе­жать до­мой и боль­ше ни­ко­гда не воз­вра­щать­ся в Глав­ный Дом, не ви­деть эти смею­щие­ся ли­ца. Даль­ше я по­мню толь­ко, как вер­нул­ся ве­че­ром до­мой.

А так как я все рав­но дол­жен был про­дол­жать по­се­щать Глав­ный Дом, то по­сле­дую­щие дни ста­ли для ме­ня еще бо­лее се­ры­ми, чем пре­ды­ду­щие.

О том, как был най­ден вы­ход

Шло вре­мя, и все уже за­бы­ли о том чер­ном для ме­ня дне. Тем бо­лее что над­ви­гал­ся боль­шой празд­ник, и в Глав­ном До­ме все бы­ли оза­бо­че­ны свя­зан­ны­ми с ним при­го­тов­ле­ния­­ми. От нас, оби­та­те­лей Глав­но­го До­ма, весь го­род ждал к празд­ни­ку че­го-то осо­бен­но­го, по­это­му суе­та бы­ла не­вы­но­си­мая, а при­ду­мать, чем же мож­но уди­вить го­ро­жан, ни­кто так и не мог. И вот ко­гда до празд­ни­ка уже ос­та­ва­лось мень­ше дня, а по­ло­же­ние с ожи­дае­мым от нас сюр­при­зом так и не ме­ня­лось, и да­же на­ша се­дая муд­рая вол­шеб­ни­ца с гру­стью взды­ха­ла, не в си­лах ни­че­го пред­ло­жить, я по­нял, на­сколь­ко все огор­че­ны и рас­строе­ны.

Вер­нув­шись в тот день до­мой, я от­крыл свою по­тай­ную ко­­р­обо­чку с крас­ка­ми и, гля­дя на них, стал вспо­ми­нать, как яр­ко и кра­соч­но про­хо­ди­ли у нас празд­ни­ки рань­ше, до пе­ре­­е­зда в но­вый го­род. По­том я пред­ста­вил, на­сколь­ко ми­лее, ра­до­ст­нее и жи­вее мог бы стать и этот го­род, ес­ли одеть его в раз­но­цвет­ные крас­ки мо­ей па­лит­ры. Эта идея и мое во­об­ра­­ж­ение так ув­лек­ли ме­ня, что я и не за­ме­тил, как це­лый ве­чер про­вел за ри­со­ва­ни­ем, тща­тель­но про­ду­мы­вая, про­ри­со­вы­вая и рас­кра­ши­вая ка­ж­дую де­таль и Глав­но­го До­ма, и ок­ру­жав­­ших его дво­ров и пло­ща­док.

Я и рань­ше час­то са­дил­ся за ри­со­ва­ние, ко­гда у ме­ня бы­ло пло­хое на­строе­ние, но те­перь это за­ня­тие не толь­ко от­вле­ка­ло ме­ня от гру­ст­ных мыс­лей и ус­по­каи­ва­ло, но да­же при­да­ва­ло ка­кой-то осо­бой энер­гии и за­до­ра.

Ут­ром, на сле­дую­щий день, по­мо­гая мне со­би­рать при­над­­ле­жн­ости для «важ­ных за­ня­тий», ма­ма по­ло­жи­ла в мою сум­ку и пап­ку с ри­сун­ка­ми. А я это­го да­же не за­ме­тил.

Глав­ный Дом в этот празд­нич­ный день встре­чал всех осо­­бе­нно хму­ры­ми ли­ца­ми ред­ких взрос­лых вол­шеб­ниц и пе­чаль­­но бро­див­ших по ко­ри­до­ру де­тей. Но пра­ви­ла бы­ли та­ко­вы, что «серь­ез­ные де­ла» и «важ­ные во­про­сы» мы долж­ны ре­шать не­за­ви­си­мо от на­строе­ния.

И вот ко­гда я дос­та­вал все не­об­хо­ди­мое для за­ня­тий, из мо­ей сум­ки вы­скольз­ну­ли и рас­сы­па­лись по по­лу мно­го­чис­­ле­нные кра­соч­ные ри­сун­ки. Не­мое удив­ле­ние на ли­цах ре­бят и на­шей вол­шеб­ни­цы сме­ни­лось улыб­ка­ми и вос­хи­щен­ны­ми воз­гла­са­ми:

— Как кра­си­во!!!

— Как яр­ко!!!

— Вот это чу­де­са!!!

А по­том я уви­дел, как цве­та мо­их кар­ти­нок на­чи­на­ют ве­се­­ло иг­рать в ра­до­ст­ных гла­зах маль­чи­шек и дев­чо­нок, ко­то­рые

еще не­дав­но ка­за­лись мне без­на­деж­но се­ры­ми. А те­перь ре­бя­­та с ин­те­ре­сом вгля­ды­ва­лись в мои ра­бо­ты и на гла­зах на­пол­­н­ялись цве­та­ми ве­ры, на­де­ж­ды и люб­ви. Их го­ря­щие ра­ду­гой '«взгля­ды рас­кра­ши­ва­ли все, че­го ка­са­лись.

Ко­гда же Глав­ный Дом пол­но­стью рас­цвел, го­род по-на­сто­­ящ­ему оза­рил­ся празд­ни­ком, а лю­ди, до­воль­ные и удив­лен­­ные не­со­мнен­но удав­шим­ся сюр­при­зом, рас­хо­ди­лись, уно­ся в свои до­ма и на свои ули­цы все мно­го­об­ра­зие кра­сок.

Ина­пос­ле­док...

С то­го не­за­бы­вае­мо­го дня про­шло уже мно­го лет. Го­род с тех пор силь­но из­ме­нил­ся. Я по­лю­бил его, при­вя­зал­ся к не­му. А Глав­ный Дом стал в ка­кой-то ме­ре и про­сто мо­им до­мом.

Те­перь, ес­ли слу­ча­ют­ся празд­ни­ки или дру­гие тор­же­ст­вен­­ные со­бы­тия, жи­те­ли это­го не­боль­шо­го го­род­ка об­ра­ща­ют­ся ко мне, и я с ра­до­стью при­ду­мы­ваю раз­лич­ные ук­ра­ше­ния, на­ря­ды и все, что мо­жет их об­ра­до­вать.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния

Кто до­га­дал­ся: что та­кое Глав­ный Дом?

Кто та­кая вол­шеб­ни­ца?

Ка­кие труд­но­сти ожи­да­ли маль­чи­ка в Глав­ном До­ме?

По­че­му?

Как он их пре­одо­лел?

Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го

Сказ­ка мо­жет быть труд­на для по­ни­ма­ния. В этом слу­чае да­вай­те по­яс­няю­щие во­про­сы по хо­ду ее чте­ния.

За­ня­тие 5. Kаkиe ре­бя­та в мо­ем клас­се

Раз­мин­ка

«Ро­ле­вая гим­на­сти­ка».Де­ти са­мо­стоя­тель­но по оче­ре­ди ис­пол­ня­ют ро­ли раз­лич­ных ди­ких и до­маш­них жи­вот­ных.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Сколь­ко в мо­ем клас­се... ?»Де­ти по од­но­му вы­хо­дят к дос­ке, что­бы ви­деть класс. Ка­ж­дый от­ве­ча­ет на один во­прос: «Сколь­ко в на­шем клас­се де­во­чек? ...маль­чи­ков? ...де­тей со свет­лы­ми во­ло­са­ми? ...де­тей с тем­ны­ми гла­за­ми? ...в оде­ж­де ко­то­рых есть бе­лый цвет?» и т.п.

«За­кон­чи пред­ло­же­ние».Де­ти за­вер­ша­ют пред­ло­же­ния, ко­то­рые про­из­но­сит ве­ду­щий:

«В мо­ем клас­се ре­бя­та...» «На пе­ре­ме­нах на­ши ре­бя­та...» «На уро­ке наш класс...»

«Мы». Ве­ду­щий про­сит ре­бят при­ду­мать и ска­зать, ка­кие они, и при­во­дит об­ра­зец: «Мы — ве­се­лые». Де­ти хо­ром вы­­кр­ик­ив­ают при­ду­ман­ные фра­зы: «Мы — ум­ные», «Мы — ак­­к­ура­тные», «Мы — тру­до­лю­би­вые», «Мы — друж­ные» и т.п. Ес­ли у ре­бят воз­ни­ка­ют за­труд­не­ния, ве­ду­щий по­мо­га­ет им.

«Вспом­ним хо­ро­шие по­ступ­ки».Де­ти об­су­ж­да­ют, ка­кие по­ступ­ки мож­но на­звать хо­ро­ши­ми. За­тем вспо­ми­на­ют хо­ро­­шие по­ступ­ки, со­вер­шен­ные на этой не­де­ле. От­ме­ча­ют тех уче­ни­ков, чьих по­ступ­ков они вспом­ни­ли боль­ше все­го.

«Мы лю­бим».Ве­ду­щий бро­са­ет ре­бя­там мя­чик, ка­ж­дый из них за­кан­чи­ва­ет пред­ло­же­ние, на­чи­наю­щее­ся со слов «Я

люб­лю...». За­тем ве­ду­щий про­сит де­тей вспом­нить все на­зван­­ные ва­ри­ан­ты и по­вто­ря­ет их со сло­ва­ми «мы лю­бим»: «Мы лю­бим иг­рать! Мы лю­бим смот­реть те­ле­ви­зор, ...чи­тать, ...гла­дить со­ба­ку» и т.п.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

Кто са­мый луч­ший (Е. Жа­ро­ва) За­спо­ри­ли ма­лы­ши — кто луч­ше всех? Со­ве­нок го­во­рил:

— Я луч­ше всех!Бо­бер:

Я!

 

Нет, я! — про­ре­вел мед­ве­жо­нок, ста­ра­ясь по­хо­дить на­ свое­го па­пу.

А вот и нет, ко­со­ла­пый! Я луч­ше всех! — ска­зал во­ро­бей.

Тут в спор ввя­за­лись ежо­нок, зай­чо­нок, бель­чо­нок, во­ро­не­­нок, вол­чо­нок, ли­се­нок. И да­же мы­шо­нок на­брал­ся сме­ло­сти, под­тя­нул свои се­рые шта­ниш­ки и вы­бе­жал на се­ре­ди­ну по­ля­­ны, кри­ча изо всех сил:

— Я! Я! Я!

И боль­шая лес­ная по­ля­на за­пол­ни­лась ма­лень­ки­ми, но прон­зи­тель­но ору­щи­ми «якал­ка­ми». Не­из­вест­но, чем бы все кон­чи­лось, ес­ли бы ми­мо не про­хо­дил лес­ной гном с бу­бен­­цом на шля­пе. Зва­ли его Гном Гно­мыч. Он со­би­рал оре­хи на зи­му. Ведь она бы­ла уже не за го­ра­ми!

По­дой­дя бли­же, он все по­нял и ре­шил ос­та­но­вить­ся от­дох­­нуть (ме­шок с оре­ха­ми был уже поч­ти по­лон) и по­смот­реть на столь бур­ный спор зве­рят. Но не ус­пел он пе­ре­вес­ти дух, как его уви­дел зай­чо­нок и по­бе­жал к не­му, кри­ча во всю глот­ку:

Дя­дя Гном, дя­дя Гном! Ну, ска­жи, кто са­мый луч­ший?!

Да, да! Дя­дя Гном, ска­жи! — за­гал­де­ли ос­таль­ные.

Для на­ча­ла да­вай­те ся­дем в круг, — ска­зал Гном Гно­мыч, —по­смот­рим друг па дру­га и уви­дим, ка­кие мы раз­ные. У зай­­чо­нка — длин­ные уши и бы­ст­рые ла­пы. Он от­лич­ный бе­гун. Вот бо­бер — он луч­ший пло­вец. И в во­де ни­кто его не до­го­­нит. А вот во­ро­не­нок. Он хоть и ма­лыш, но уже ле­тал и видел ма­куш­ки де­ревь­ев. И ес­ли слу­чит­ся по­жар в дру­гой сто­­р­оне ле­са, он бы­ст­ро об этом рас­ска­жет всем зве­рям. Бель­чо­­нок — са­мый луч­ший пры­гун. Он пры­га­ет с вет­ки на вет­ку, слов­но ле­та­ет.

Ка­ж­дый из вас мо­жет де­лать что-то, что не под си­лу дру­го­­му, и ка­ж­дый яв­ля­ет­ся в этом луч­шим, и ка­ж­дый та­ким об­ра­­зом по­мо­га­ет дру­го­му в лес­ной жиз­ни!

Все ма­лы­ши по­смот­ре­ли друг на дру­га, улыб­ну­лись, за­сме­­ялись. Они взя­лись за лап­ки и на­ча­ли пры­гать и тан­це­вать. И все бы­ли сча­ст­ли­вы и до­воль­ны, что ро­ди­лись имен­но в этом ле­су и те­ми, кто они есть!

По­том ма­лы­ши вы­рос­ли, ста­ли взрос­лы­ми и ум­ны­ми зве­ря­­ми и рас­ска­зы­ва­ли эту ис­то­рию как уди­ви­тель­ную сказ­ку сво­им де­тям пе­ред сном.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния

По­че­му за­спо­ри­ли зве­ря­та?

Что объ­яс­нил им Гном Гно­мыч?

Как по­ни­мать фра­зу «Ка­ж­до­го мож­но на­звать луч­шим»?

Ком­мен­та­рии для Ве­ду­ще­го

За­ня­тие долж­но спо­соб­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию у ре­бят чув­ст­ва «Мы», гор­до­сти за при­над­леж­ность к сво­ему та­ко­му за­ме­ча­тель­но­му клас­су

За­ня­тие 6. Мои дру­зья в клас­се

Раз­мин­ка

«Ро­ле­вая гим­на­сти­ка». Де­ти по оче­ре­ди изо­бра­жа­ют раз­­ли­чных жи­вот­ных. По за­да­нию ве­ду­ще­го их жи­вот­ные мо­гут быть ра­до­ст­ны­ми или гру­ст­ны­ми.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Кто уме­ет хо­ро­шо...» Ве­ду­щий пред­ла­га­ет най­ти де­тей, ко­то­рые хо­ро­шо уме­ют справ­лять­ся с раз­ны­ми де­ла­ми. За­тем ан на­зы­ва­ет раз­лич­ные уме­ния. Те де­ти, ко­то­рые счи­та­ют, что об­ла­да­ют на­зы­вае­мым уме­ни­ем, вста­ют и го­во­рят: «Это я». Воз­мож­ные во­про­сы: «Кто уме­ет хо­ро­шо си­деть на уро­ках? ...чис­то пи­сать? ...бы­ст­ро счи­тать? ...хо­ро­шо ри­со­вать? ...бы­ст­­ро бе­гать на физ­куль­ту­ре? ...гром­ко петь? ...ве­се­ло иг­рать? ...дру­жить?»

«За­кон­чи пред­ло­же­ния».Де­ти за­вер­ша­ют пред­ло­же­ния:

«Я под­ру­жил­ся в шко­ле с...» «Я хо­чу под­ру­жить­ся с...»

«Тро­пин­ка к серд­цу».Для уп­раж­не­ния за­ра­нее го­то­вят­ся не­боль­шие сер­деч­ки из бу­ма­ги, на ко­то­рых на­пи­са­ны име­на де­тей из клас­са. Ес­ли в клас­се мно­го не­чи­таю­щих де­тей, вме­сто имен мож­но при­кле­ить фо­то­гра­фии. Сер­деч­ки на не­ко­то­­ром рас­стоя­нии друг от дру­га при­кре­п­ля­ют­ся маг­ни­та­ми к дос­ке. Ве­ду­щий го­во­рит де­тям, что ка­ж­дый из них уже под­­р­ужи­лся с кем-то в клас­се, то есть на­шел тро­пин­ку к его серд­цу. Нуж­но по­дой­ти к дос­ке и ме­лом на­ри­со­вать тро­пин­ку от сво­его «сер­деч­ка» к «сер­деч­кам» тех ре­бят, с ко­то­ры­ми он под­ру­жил­ся. Ес­ли в клас­се есть де­ти, ко­то­рые еще ни с кем не дру­жат, мож­но пред­ло­жить им на­ри­со­вать тро­пин­ки к тем ре­бя­там, ко­то­рые им нра­вят­ся.

«Порт­рет мое­го дру­га».Для за­да­ния нуж­но за­ра­нее под­­г­от­овить от­крыт­ки по чис­лу уче­ни­ков, раз­ре­зан­ные на две ча­сти ло­ма­ной ли­ни­ей. Де­ти сна­ча­ла ищут дру­гую часть сво­ей от­крыт­ки, а по­том ри­су­ют об­ла­да­те­ля вто­рой по­ло­вин­ки. Ве­­д­ущий по­бу­ж­да­ет их к то­му, что­бы они на­ри­со­ва­ли парт­не­ракак мож­но кра­си­вее.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ютсказ­ку.

Про Бе­ло­цве­тик (Н.Овеч­ки­на)

В од­ной стра­не, где днем све­тит те­п­лое солн­це, а по но­чам не­ред­ки хо­лод­ные вет­ра, жи­ла од­на са­дов­ни­ца. Она очень лю­би­ла вы­са­жи­вать цве­ты, осо­бен­но те, ко­то­рые лас­ко­во на­­з­ыв­ала бе­ло­цве­ти­ки, и они дей­ст­ви­тель­но бы­ли бе­лы­ми, но с го­лу­бым от­ли­вом, что не умень­ша­ло их кра­со­ты.

Ка­ж­дый год са­дов­ни­ца ез­ди­ла в го­род и уча­ст­во­ва­ла в вы­с­та­вке

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.