О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе)
О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.
Уроки психологии в начальной школе
Первый класс
Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Это наглядно выявляется при собеседованиях с родителями в начале первого года обучения. Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых. При этом родителям приходится жертвовать личным временем и досугом, мало времени остается для обычных домашних дел. Переход ребенка в школу часто превращается в настоящее испытание для любящих родителей.
А сами первоклассники? Они быстро утрачивают праздничное настроение Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и па мять пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего — в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.
Другая важная задача в работе с первоклассниками — установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.
Исходя из этого, нам кажется, что первой темой, изучаемой на занятиях по психологии, должна быть тема «Я — школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема — «Мои чувства» — помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. В целом за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов. При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в занятие, а тихонько порисовать.
Тема I. Я — школьник
Цели:
содействовать осознанию позиции школьника;
способствовать формированию дружеских отношений в классе;
развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Занятие I. Знакомство.
Введение в мир психологии
Введение
Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.
Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего это необходимо знать? Для того чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и весело, помогать друг другу.
Основное содержание занятия
«Знакомство».Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего — имя того, кому бросают мячик.
«Имя оживает».Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.
«Ласковое имя».Ведущий предлагает на занятиях психологией называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны придумать разные варианты ласкового обращения к каждому участнику.
«Рисунок имени».Дети представляют себе, что они стали известными людьми: мореплавателем или врачом, ученым или писателем. За большие заслуги перед людьми каждому уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунками. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем выполняют их в альбомах, рядом с красиво написанным именем. (Если ребенок еще не умеет писать, ему помогает ведущий.)
Комментарии для Ведущего
Мы полагаем, что главная задача первого занятия — суметь, с одной стороны, войти в контакт с детьми, создать атмосферу безопасности и принятия, подчеркнуть отличие занятий психологией от уроков, а с другой — установить необходимые границы. По нашим наблюдениям, начинающему ведущему найти баланс между спонтанностью, открытостью и необходимостью соблюдения норм особенно сложно. Ведущий, работающий в русле гуманистической психологии, начинает «активно любить детей» и часто переходит на либерально попустительский стиль ведения занятий. Следствием этого может быть потеря позиции ведущего, а иногда и агрессия со стороны детей.
Занятие 2. Как зовут ребят моего класса
Разминка
«Ролевая гимнастика».Дети по очереди изображают различных животных, карточки которых показывает ведущий.
Основное содержание занятия
«Мое имя».Ведущий просит того ребенка, до которого он дотрагивается «волшебным карандашом», называть свое имя сначала шепотом, потом обычным голосом, затем очень громким. (Для упражнения нужно заранее сделать «волшебный карандаш», то есть прикрепить к карандашу блестки, шарик или что-либо еще.)
«Имя начинается с буквы...»Ведущий называет те буквы алфавита, с которых начинаются имена детей из класса. Когда звучит «их буква», дети встают и хлопают в ладоши.
«Имя соседа».Ведущий кидает детям мячик. Тот, кому он попадает в руки, должен быстро назвать имена своих соседей слева и справа.
«Я— солнышко».На доску прикрепляется рисунок солнца, вокруг которого расположено нескольких планет. Детям нужно представить себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам — людям, и назвать тех ребят, которые сидят рядом с ним. Можно спросить детей, чьи имена были названы, чувствуют ли они тепло, исходящее от ребенка-солнышка.
«Нарисуем имя мамы».Дети представляют, что имя мамы превратилось в цветок, и рисуют его. Затем каждый по очереди показывает свой рисунок, а остальные высказывают предположение о том, как зовут маму этого ребенка. Если угадать не удается, ребенок называет имя.
Комментарии для Ведущего
Нужно обратить внимание на то, чтобы дети называли друг друга теми вариантами имени, которые каждому нравятся и привычны. Например, имя Павел может звучать как Паша или Павлик в зависимости от желания мальчика.
Занятие 3. Зачем мне нужно ходить в школу
Разминка
«Ролевая гимнастика».Дети по очереди изображают различных домашних животных: коров, кошек, собак и т.п. (без карточек).
Основное содержание занятия
«Закончи предложение».Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:
«Я хотел идти в школу, потому что...» «Я хожу в школу, чтобы научиться...»
«Какой урок важнее?»На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети. Им нужно рассказать остальным, чему они учат на своем уроке, постараться доказать, что он важнее всех. Ведущий помогает каждому ребенку.
Работа со сказкой.Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.
Про Колю (Я.Селезнева)
Жил на свете мальчик Коля. Не хотел учиться в школе. Уроки делать не любил И маме твердо говорил: «Зачем вставать мне по утрам, Когда я все умею сам? Могу милиционером стать, Вокруг всех буду защищать! Или врачом — людей лечить, А может быть, детей учить. Я все сумею, вес смогу, И в школу больше не пойду!»
Сказал так маме и ушел, А ночью Коля спать пошел. Заснул и видит сон такой: Как будто он в стране другой, Где взрослым стал уже давно И все ему разрешено. «Раз вырос я, — подумал Коля, Не надо мне учиться в школе. Тогда работать я пойду, Я все сумею, все смогу! Пойду врачом, людей лечить. Так буду пользу приносить!»
Сказал и видит: врач идет
И градусник в руке несет.
Коля к доктору бежит,
Громко на ходу кричит:
«Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!»
Посмотрел тут доктор строго,
Коле он сказал сурово:
«Ты знаешь, как людей лечить?
Что при простуде нужно пить?
Какую детям дать микстуру,
Чтобы сбить температуру?
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь».
«Ну, ничего, — подумал Коля, —
Профессий в мире очень много.
Могу милиционером стать.
И буду всех я защищать».
Глядит, милиционер идет
И свисток в руке несет.
Закричал тут Коля громко:
«Преступника поймаю ловко!
Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!»
Глянул милиционер тут строго,
Коле он сказал сурово:
«Ты знаешь, как людей спасать?
Чужие жизни защищать?
Ловить преступников как быстро?
Как стать военных дел министром?
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь».
«Ну, ничего, — подумал Коля, — Профессий в мире очень много. Могу художником я стать, Картины буду рисовать». И тут же, прямо перед ним, Художник — красок властелин. Коля взял мольберт и кисть И начал кисточкой водить. «Ничего, я помогу. Я все сумею, все смогу!» Посмотрел художник строго, Коле он сказал сурово: «Ты знаешь, кистью как водить? Портрет, пейзажи как творить? Хватит пачкать тут бумагу. Ведь тебе учиться надо! Ты в детстве в школу не ходил, Уроков в школе не учил. Не знал таблицу ты сложенья, Не находил задач решения. И если в школу не пойдешь, Занятья в жизни не найдешь».
Призадумался тут Коля: «Может, правда надо в школу? Тогда профессию найду, Тогда я людям помогу. Я выучусь и умным буду, Уроков строгих не забуду». Тут же пробудился Коля. Крикнул маме: «В школу, в школу!Собирай меня скорей, Побегу туда быстрей. Хочу узнать я все на свете, Умней всех буду на планете!»
Учился Коля не напрасно:
Он стал художником прекрасным.
А мог он стать и инженером,
Доктором, милиционером.
Много нового узнал
И полезным всем он стал.
Вопросы для обсуждения
Почему Коля не хотел ходить в школу?
Какой сон он увидел?
Почему он потом захотел учиться?
Что значит «стать всем полезным»?
Рисунок «Я в школе».Дети рисуют себя в школе. Ведущий напоминает им, чтобы они не забыли изобразить ребят, учительницу, учебные предметы. Предлагает им использовать яркие цвета, добавлять веселые детали: цветы, игрушки или что-либо еще.
Комментарии для Ведущего
Особое внимание нужно уделить последнему заданию, поскольку оно во многом является диагностичным. Если дети с трудом адаптируются к школе, они будут использовать в основном темные тона, рисовать себя в одиночестве.
Занятие 4. Мой класс
Разминка
«Ролевая гимнастика».Дети по очереди играют роли различных диких животных, изображения которыхим предварительно демонстрирует ведущий.
Основное содержание занятия
«Сколько в нашем классе...?»Ведущий просит детей оглядеться вокруг и подсчитать, сколько в классе окон, шкафов и ... (выбираются те предметы, которых в наличии немного).
«Какого цвета?»Дети закрывают глаза. Ведущий предлагает им вспомнить и сказать, какого цвета в классе стены, шторы, доска и другие предметы.
«Буратино хочет в школу».Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить.
«Буратино хочет к нам в гости».Ведущий рассказывает о том, что Буратино очень хочет прийти в класс к детям, но не знает, как пройти от дверей школы. Нужно рассказать Буратино, как найти дорогу в класс.
«Буратино проголодался».Дети рассказывают Буратино, как пройти от класса к школьной столовой.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Два города
Случилось так, что именно вам я хочу поведать удивительную историю, которая произошла со мной в детстве. Я был примерно такой же, как вы, когда моя семья решила переехать в другой город. До этого мы жили в большом светлом доме. В нем было так спокойно и уютно, что порой казалось — сны здесь могут становиться доброй явью, а явь превращается в добрые сны.
Это был небольшой сказочный городок моего детства. Все его жители, удивительно добрые и приветливые люди, часто захаживали друг к другу в гости, дарили подарки.
Каждое утро мы с бабушкой, которая, скажу тебе по секрету, была немного волшебницей, ходили гулять по парку. Зимой мы лепили целую снежную семью, и я мог вдоволь наваляться в хрустящих сугробах.
Весной мы с бабулей находили самые красивые и нежные цветы для моей мамы. Когда же наступало лето, я погружался в интереснейшие наблюдения за разноцветными бабочками, неповоротливыми чудными жуками и другими обитателями нашего парка. А бабушка каждый раз рассказывала все новые и новые истории из жизни забавных насекомых и животных. С наступлением осени я начинал пополнять свою коллекцию, набивая карманы гладкими желтыми желудями и хрупкой нарядной листвой.
Встречающиеся на улицах люди всегда дарили нам улыбки, почтительно здоровались. И я знал, что в этом городе праздничных красок я всегда буду счастлив.
Шло время. И я все чаще стал слышать от родителей о каких-то скорых, необходимых переменах. «Пора», — говорили они с волнением, часто поглядывая на меня Но что же это была за «пора», и какое она имела право заставить меня сменить наш уютный, тихий дом на совершенно чужие, черно-белые улицы неприятного города, я так и не понял.
Тревожные ожидания родителей кончились нашим переездом. И тут моя жизнь перевернулась с ног на голову.
Перемены
Черно-белый город был городом детей В том смысле, что родителей я почти перестал видеть, не говоря уже о бабушке, которая приезжала к нам только по выходным.
Центром города являлся Главный Дом, серое здание средних размеров. Там-то я и проводил большую часть времени, среди шумных и чем-то вечно занятых мальчиков и девочек. Честно говоря, я все время так скучал по своей родной улице с розовыми, голубыми и ярко-желтыми домами, по своей комнате, где мне снились сны, усыпанные серебряными звездами, что никогда особенно не интересовался, о чем говорят вокруг.
В Главном Доме мне, да и остальным ребятам, необходимо было решать важные задачи. И в этих делах нам помогала единственная взрослая из нас — старая строгая волшебница. У нее даже была настоящая волшебная палочка, которую она никогда не выпускала из рук. А мне так хотелось ее потрогать, ну хоть разочек!
Нам говорили, что от нашего усердия зависит будущее, не только наше, но и других людей. Поэтому я искренне старался выполнять задания. К тому же, как мне кажется, только в эти моменты меня и замечали.
В перерывах между «важными занятиями» я со стороны наблюдал, как остальные дети возятся с разными вещицами, смеются, играют, и мне становилось еще грустнее. Ведь каждый из них умел хоть что-то очень хорошо делать, и они собирались, демонстрируя друг другу свои умения. А я никак не мог понять, что же такого интересного могу предложить для их игры. Я не мог так же высоко прыгать, как длинная, худая девочка с забавными веснушками, у меня не было таких длинных блестящих волос, как у ее подруги, я даже не мог так же громко хрустеть костяшками пальцев или выразительно хихикать, как те двое мальчишек, что всегда и везде появлялись вместе. Возможно, поэтому я никогда не участвовал в их играх, а может, я просто не хотел этого. Ведь как бы шумно и весело они ни резвились, все равно в их черно-белом мире не хватало той разноцветной радуги радости, которая искрилась в каждом уголке нашего старого дома и могла раскрасить мое настроение в яркие цвета веселья.
Еще я не понимал, почему мои мама и папа так волнуются и так хотят, чтобы я подружился с ребятами из Главного Дома. У меня же были друзья, бабуля, например, или те, что спокойно умещались в коробке из-под моего любимого шоколадного печенья. Я имею в виду набор красок, который я позаимствовал, уезжая из любимого городка, у сочных зеленых деревьев, жаркого желтого солнца, голубого неба, бирюзового озера и сладкой бабушкиной клубники.
И все-таки однажды мне почему-то тоже захотелось поучаствовать в общей игре, и я решил подойти к ребятам, которые в тот момент осваивали придуманную кем-то новую считал очку.
Можно мне с вами? — спросил я и сам удивился, услышав свой робкий голос.
А что ты умеешь? — хором поинтересовались несколько ребят, а одна девочка хитро при этом сощурила глаза.
Стараясь не волноваться, я напрягся и стал вспоминать, что же я могу делать лучше всего, что мне удавалось раньше. И тут неожиданно ответ вырвался у меня сам собой:
Я... я могу быть любимым...
Очень надо!.. — вперемешку со смешками послышался чей-то издевательски гнусавый голос.
Это было последнее, что я помню, перед тем как все вокруг стало расплываться от выступивших на моих глазах слез, а обида и странный стыд сдавили мое дыхание. Мне хотелось скорее бежать домой и больше никогда не возвращаться в Главный Дом, не видеть эти смеющиеся лица. Дальше я помню только, как вернулся вечером домой.
А так как я все равно должен был продолжать посещать Главный Дом, то последующие дни стали для меня еще более серыми, чем предыдущие.
О том, как был найден выход
Шло время, и все уже забыли о том черном для меня дне. Тем более что надвигался большой праздник, и в Главном Доме все были озабочены связанными с ним приготовлениями. От нас, обитателей Главного Дома, весь город ждал к празднику чего-то особенного, поэтому суета была невыносимая, а придумать, чем же можно удивить горожан, никто так и не мог. И вот когда до праздника уже оставалось меньше дня, а положение с ожидаемым от нас сюрпризом так и не менялось, и даже наша седая мудрая волшебница с грустью вздыхала, не в силах ничего предложить, я понял, насколько все огорчены и расстроены.
Вернувшись в тот день домой, я открыл свою потайную коробочку с красками и, глядя на них, стал вспоминать, как ярко и красочно проходили у нас праздники раньше, до переезда в новый город. Потом я представил, насколько милее, радостнее и живее мог бы стать и этот город, если одеть его в разноцветные краски моей палитры. Эта идея и мое воображение так увлекли меня, что я и не заметил, как целый вечер провел за рисованием, тщательно продумывая, прорисовывая и раскрашивая каждую деталь и Главного Дома, и окружавших его дворов и площадок.
Я и раньше часто садился за рисование, когда у меня было плохое настроение, но теперь это занятие не только отвлекало меня от грустных мыслей и успокаивало, но даже придавало какой-то особой энергии и задора.
Утром, на следующий день, помогая мне собирать принадлежности для «важных занятий», мама положила в мою сумку и папку с рисунками. А я этого даже не заметил.
Главный Дом в этот праздничный день встречал всех особенно хмурыми лицами редких взрослых волшебниц и печально бродивших по коридору детей. Но правила были таковы, что «серьезные дела» и «важные вопросы» мы должны решать независимо от настроения.
И вот когда я доставал все необходимое для занятий, из моей сумки выскользнули и рассыпались по полу многочисленные красочные рисунки. Немое удивление на лицах ребят и нашей волшебницы сменилось улыбками и восхищенными возгласами:
— Как красиво!!!
— Как ярко!!!
— Вот это чудеса!!!
А потом я увидел, как цвета моих картинок начинают весело играть в радостных глазах мальчишек и девчонок, которые
еще недавно казались мне безнадежно серыми. А теперь ребята с интересом вглядывались в мои работы и на глазах наполнялись цветами веры, надежды и любви. Их горящие радугой '«взгляды раскрашивали все, чего касались.
Когда же Главный Дом полностью расцвел, город по-настоящему озарился праздником, а люди, довольные и удивленные несомненно удавшимся сюрпризом, расходились, унося в свои дома и на свои улицы все многообразие красок.
Инапоследок...
С того незабываемого дня прошло уже много лет. Город с тех пор сильно изменился. Я полюбил его, привязался к нему. А Главный Дом стал в какой-то мере и просто моим домом.
Теперь, если случаются праздники или другие торжественные события, жители этого небольшого городка обращаются ко мне, и я с радостью придумываю различные украшения, наряды и все, что может их обрадовать.
Вопросы для обсуждения
Кто догадался: что такое Главный Дом?
Кто такая волшебница?
Какие трудности ожидали мальчика в Главном Доме?
Почему?
Как он их преодолел?
Комментарии для Ведущего
Сказка может быть трудна для понимания. В этом случае давайте поясняющие вопросы по ходу ее чтения.
Занятие 5. Kаkиe ребята в моем классе
Разминка
«Ролевая гимнастика».Дети самостоятельно по очереди исполняют роли различных диких и домашних животных.
Основное содержание занятия
«Сколько в моем классе... ?»Дети по одному выходят к доске, чтобы видеть класс. Каждый отвечает на один вопрос: «Сколько в нашем классе девочек? ...мальчиков? ...детей со светлыми волосами? ...детей с темными глазами? ...в одежде которых есть белый цвет?» и т.п.
«Закончи предложение».Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:
«В моем классе ребята...» «На переменах наши ребята...» «На уроке наш класс...»
«Мы». Ведущий просит ребят придумать и сказать, какие они, и приводит образец: «Мы — веселые». Дети хором выкрикивают придуманные фразы: «Мы — умные», «Мы — аккуратные», «Мы — трудолюбивые», «Мы — дружные» и т.п. Если у ребят возникают затруднения, ведущий помогает им.
«Вспомним хорошие поступки».Дети обсуждают, какие поступки можно назвать хорошими. Затем вспоминают хорошие поступки, совершенные на этой неделе. Отмечают тех учеников, чьих поступков они вспомнили больше всего.
«Мы любим».Ведущий бросает ребятам мячик, каждый из них заканчивает предложение, начинающееся со слов «Я
люблю...». Затем ведущий просит детей вспомнить все названные варианты и повторяет их со словами «мы любим»: «Мы любим играть! Мы любим смотреть телевизор, ...читать, ...гладить собаку» и т.п.
Работа со сказкой.Дети слушают и обсуждают сказку.
Кто самый лучший (Е. Жарова) Заспорили малыши — кто лучше всех? Совенок говорил:
— Я лучше всех!Бобер:
Я!
Нет, я! — проревел медвежонок, стараясь походить на своего папу.
А вот и нет, косолапый! Я лучше всех! — сказал воробей.
Тут в спор ввязались ежонок, зайчонок, бельчонок, вороненок, волчонок, лисенок. И даже мышонок набрался смелости, подтянул свои серые штанишки и выбежал на середину поляны, крича изо всех сил:
— Я! Я! Я!
И большая лесная поляна заполнилась маленькими, но пронзительно орущими «якалками». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы мимо не проходил лесной гном с бубенцом на шляпе. Звали его Гном Гномыч. Он собирал орехи на зиму. Ведь она была уже не за горами!
Подойдя ближе, он все понял и решил остановиться отдохнуть (мешок с орехами был уже почти полон) и посмотреть на столь бурный спор зверят. Но не успел он перевести дух, как его увидел зайчонок и побежал к нему, крича во всю глотку:
Дядя Гном, дядя Гном! Ну, скажи, кто самый лучший?!
Да, да! Дядя Гном, скажи! — загалдели остальные.
Для начала давайте сядем в круг, — сказал Гном Гномыч, —посмотрим друг па друга и увидим, какие мы разные. У зайчонка — длинные уши и быстрые лапы. Он отличный бегун. Вот бобер — он лучший пловец. И в воде никто его не догонит. А вот вороненок. Он хоть и малыш, но уже летал и видел макушки деревьев. И если случится пожар в другой стороне леса, он быстро об этом расскажет всем зверям. Бельчонок — самый лучший прыгун. Он прыгает с ветки на ветку, словно летает.
Каждый из вас может делать что-то, что не под силу другому, и каждый является в этом лучшим, и каждый таким образом помогает другому в лесной жизни!
Все малыши посмотрели друг на друга, улыбнулись, засмеялись. Они взялись за лапки и начали прыгать и танцевать. И все были счастливы и довольны, что родились именно в этом лесу и теми, кто они есть!
Потом малыши выросли, стали взрослыми и умными зверями и рассказывали эту историю как удивительную сказку своим детям перед сном.
Вопросы для обсуждения
Почему заспорили зверята?
Что объяснил им Гном Гномыч?
Как понимать фразу «Каждого можно назвать лучшим»?
Комментарии для Ведущего
Занятие должно способствовать формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему такому замечательному классу
Занятие 6. Мои друзья в классе
Разминка
«Ролевая гимнастика». Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего их животные могут быть радостными или грустными.
Основное содержание занятия
«Кто умеет хорошо...» Ведущий предлагает найти детей, которые хорошо умеют справляться с разными делами. Затем ан называет различные умения. Те дети, которые считают, что обладают называемым умением, встают и говорят: «Это я». Возможные вопросы: «Кто умеет хорошо сидеть на уроках? ...чисто писать? ...быстро считать? ...хорошо рисовать? ...быстро бегать на физкультуре? ...громко петь? ...весело играть? ...дружить?»
«Закончи предложения».Дети завершают предложения:
«Я подружился в школе с...» «Я хочу подружиться с...»
«Тропинка к сердцу».Для упражнения заранее готовятся небольшие сердечки из бумаги, на которых написаны имена детей из класса. Если в классе много нечитающих детей, вместо имен можно приклеить фотографии. Сердечки на некотором расстоянии друг от друга прикрепляются магнитами к доске. Ведущий говорит детям, что каждый из них уже подружился с кем-то в классе, то есть нашел тропинку к его сердцу. Нужно подойти к доске и мелом нарисовать тропинку от своего «сердечка» к «сердечкам» тех ребят, с которыми он подружился. Если в классе есть дети, которые еще ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся.
«Портрет моего друга».Для задания нужно заранее подготовить открытки по числу учеников, разрезанные на две части ломаной линией. Дети сначала ищут другую часть своей открытки, а потом рисуют обладателя второй половинки. Ведущий побуждает их к тому, чтобы они нарисовали партнеракак можно красивее.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждаютсказку.
Про Белоцветик (Н.Овечкина)
В одной стране, где днем светит теплое солнце, а по ночам нередки холодные ветра, жила одна садовница. Она очень любила высаживать цветы, особенно те, которые ласково называла белоцветики, и они действительно были белыми, но с голубым отливом, что не уменьшало их красоты.
Каждый год садовница ездила в город и участвовала в выставке
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|