Чясть 2. Уроки психологии в срепнш шкот
Шестой класс
чик вполне везучим и довольным жизнью. Но как-то раз на улице он очень захотел есть и купил у первой встреченной старушки маленький пирожок с чем-то сладким. Вкусный такой пирожок был. Вмиг проглотил его мальчик. И потянулся к старушке за другим. А она так хитренько улыбнулась.
— Нет, хватит с тебя одного, и так не сладко будет, — ска зала она.
И показалось мальчику, что она растаяла, может быть, в троллейбус села и уехала. Но это не важно. Главное, пирожка хотелось еще. Пошел мальчик к киоску с хлебом и булками. А там очередь стоит. А почти первым какой-то малыш деньги из кармана достает.
— О, — обрадовался мальчик, — сейчас я его из очереди подвину и булку себе куплю.
Но только подошел он к малышу, как его в горле что-то как ущипнуло и в ухе щелкнуло: «Подумай обо мне». Отошел мальчик от малыша, ухо потирая, горло почесывая. Решил домой пойти. Поужинать. Только дверь открыл, как мама:
— Как хорошо, что ты пришел, погуляй с собакой.
Хотел мальчик ответить: «Сама гуляй, я есть хочу», как опять в горле защипало и в ушах защелкало: «Подумай обо мне». Взял мальчик собаку. Вывел на площадку. А там Лена, девочка из класса, свою овчарку выгуливает. Только мальчик шаг к Лене сделал, как опять в горле запершило. Он уже не стал стука в ушах ждать, отошел в сторону.
И наступила жизнь у мальчика грустная. Прежде чем сделать что-либо, приходилось ему теперь всегда подумать об окружающих: маме, ребятах, просто незнакомых. А потом забыл мальчик про голос в ушах, потому что некогда стало о нем помнить. Ребята его в гости наперебой приглашать стали. На переменах советоваться по разным вопросам бегут. Мама друзьям своим его расхваливает. Говорит, что взрослым стал совсем, везде одного его отпускает.
Вспомнил мальчик про старушку, когда опять случайно встретил ее на улице. Хотел он на всякий случай отойти от нее, чтобы опять какой-нибудь пирожок не подсунула. Но она сама к нему подбежала.
— Ну-ка плюй мой пирожок обратно! Не для тебя он был предназначен. Это подарочный пирожок. Только для самых лучших. Тебе он случайно достался.
Но потом посмотрела она на мальчика повнимательнее, заглянула в его глаза и сказала:
— Да ты уже другой стал. Будь счастлив!
И исчезла. А мальчик пошел быстрее к друзьям. Ведь они уже давно его ждали.
Вопросы 8лп обсужбения
— Почему мальчику стало трудно жить после встречи со старушкой?
— Какое качество он приобрел? Какую пользу принесло ему новое качество?
— Почему он не захотел с ним расставаться?
Занятие 19. Конфликт кяк возможность развития
. «Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой !фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Творчес-[ кий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в возможности» или «Не ошибешься — не научишься».
«Станем американцами».Учащимся читается текст.
«Однажды в американской фирме IBM произошел следующий случай. Один из ее сотрудников совершил тактическую ошибку, которая обошлась фирме в 9 миллионов долларов. Через неделю его вызвали в кабинет президента. Сотрудник был уверен, что будет уволен. Однако президент начал обсуждать с ним планы нового крупномасштабного проекта, руководителем которого-он и хотел назначить сотрудника. Через некоторое время сотрудник, ерзавший все это время на стуле, вынужден был прервать ход мыслей президента.
— Извините меня, сэр. Признаться, я поражен. На прошлой неделе я стоил нашей фирме 9 миллионов. С какой стати вы хотите назначить меня руководителем этого проекта, вместо того чтобы уволить меня?
Часть 2. Уроки псикологии в cpeqheu школе
Шестой клйсс
I
Президент улыбнулся.
— Уволить вас? Молодой человек, я только что вложил 9 миллионов в ваше обучение. Стремление руководства быть всегда правым подавляет инициативу. Организация, терпимо относящаяся к ошибкам и позволяющая себе идти на опреде ленный риск с целью обучения, привлекает в свои ряды са мых динамичных сотрудников. Вы теперь являетесь одним из моих самых ценных сотрудников...»*
Обсуждая текст, подростки делают вывод, что необходимо искать обучающий смысл в любой трудной ситуации.
«Конфликт как возможность».Ведущий просит учащихся закончить предложение «Конфликт — какая блестящая возможность...», рассматривая его применительно к конфликтам со сверстниками, педагогами, родителями.
«Попробуем договориться».Подросткам предлагаются конфликтные ситуации для разыгрывания по ролям. Задача: подростки и родители должны прийти к общему мнению.
Ситуации:
— Ты уходишь к другу смотреть новый фильм или играть в новую игру и рассчитываешь прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе натыкаешься на отца или на маму, и они го ворят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не ви дать тебе компьютера на день рождения.
— Родители говорят, что ты ничего не делаешь по дому и они решили, что ты отныне по выходным будешь мыть посу ду. А ты это терпеть не можешь.
— Родители заставляют убирать в комнате каждый день. Делается вывод: если мы не можем изменить окружающих,
то должны изменяться сами (то есть изменить свое отношение! к проблемам). Мы сами должны понять логику взрослых, изу^ чать их.
Родителям далеко не безразлична твоя судьба, они тебяя любят и беспокоятся о тебе.
* Корпелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.
Работа со сказкой.
Верба (И. Орлова)
В густом темном лесу росла высокая верба. Каждое утро она просыпалась, оглядывалась кругом, и ей становилось грустно. Вокруг был черно-серый лес. Деревья там выглядели так хмуро, что верба не решалась заговорить с ними. Птицы летали высоко в небе. Верба завидовала тому, что их так много, что они вместе, свободные и веселые. И так изо дня в день она смотрела на серый лес и грустила, пряча от всех и, главное, от себя самой свое одиночество.
Но вот однажды, уже под вечер, она услышала робкий шепот:
— Эй, соседка.
Она в нерешительности посмотрела на каштан, который рос рядом.
— Это вы мне?
— Вы все время такая тихая и молчаливая, что другие де ревья не решаются вас беспокоить. А я заговорил, потому что чувствую, как вам грустно. Со мной такое тоже бывало.
Они проговорили почти до рассвета, казалось бы, ни о чем: о ветре, облаках и грибах, которых в этом году удивительно много. И верба уснула под утро счастливая и спокойная.
С каждым днем дружба их все крепла. Им не было скучно вместе. Они нежно перешептывались листочками. Расспрашивали птиц, которые садились отдохнуть на их ветки, о перелетах и странах, в которых те побывали. Радовались, когда бабочки порхали между ветвями, выделяясь на фоне густой зелени яркими пятнами. А иногда могли просто помолчать. Ведь так замечательно молчать, когда кто-то есть рядом с тобой.
Однажды вечером они смотрели, как солнце медленно уплывает за горизонт. И верба вдруг с удивлением подумала, что лес вокруг не серо-черный. Он большой, зеленый, шумный, наполненный тысячами красок и звуков. В нем живет много зверей и птиц. Да и деревья вокруг вовсе не мрачные и сухие, а светлые и спокойные. А небо сейчас — ярко-оранжевое, и лучи заходящего солнца ласково гладят лес, горизонт, гладят звуки и запахи, заставляют сердце биться от какой-то непонятной радости. И как она, верба, раньше не видела всего этого, не понимала, что мир так прекрасен?
Чрсть 2. Уроки псинологии в cpedheu школе
Цистой класс
«Конечно, это каштан помог мне раскрыть глаза на мир вокруг меня, на меня самое», — подумала верба. И в этот миг она поняла, что каштан смотрит на нее с восхищением и любовью.
Вопросы для обсуждения
— Что поняла верба, как вы думаете?
— Как она догадалась, что каштан понял то же самое?
— О чем, по вашему мнению, эта сказка? г>, ц,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|