Чясть 2. Уроки псикологии в cpehheu школе
Шестой клйсс
«Как проявляются способы поведения в конфликте?»Ведущий зачитывает варианты действий человека. Подростки должны определить способ поведения в конфликте по действиям, присущим каждому из них: молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений (уход);
— требование безоговорочного послушания, критика пози ции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, при менение физического насилия, перекрикивание (наступление);
— полное согласие, чувство бессилия, плач (отступление);
— поиск справедливого исхода, допущение некоторых ус тупок, проведение беседы, заявление о своих чувствах и пра вах (обсуждение).
Работа в тетради.Ведущий просит ребят письменно закончить предложение «В конфликте я обычно....» (наступаю, отступаю, договариваюсь, ухожу от него).
«Конфликтные ситуации».Далее ведущий задает учащимся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, придумывают и проигрывают варианты их развития (наступление, обсуждение, отступление, уход).
«Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание»-.
«Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике».
«Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек>>.
Работа со сказкой.
Сказка про цветной снег
, Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. Зимой, когда люди, закутанные в шубы и шапки, быстро перебегали от дома к автобусу или входу в метро, он медленно шел по улице и внимательно смотрел по сторонам, разглядывая снег, который лежал на газонах. «О, вчера снег был светло-синий, а сегодня — розовый», — радовался он. Иногда он разговаривал со снегом, просил его принять тот или иной оттенок.
Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком, его возил в машине личный шофер. У него уже не было времени разговаривать со снегом. Да и неприлично это вроде бы. А чтобы совсем не было искушения рассматривать снег, человек заказал себе темные очки в красивой дорогой оправе. Через них снег всегда казался коричнево-серым. Правда, такими же казались и люди: однообразно-серыми и скучными. Но это не страшно. Ведь многие живут и видят вокруг себя только серый цвет.
Но однажды машина, в которой ездил человек, сломалась. Он пошел к метро пешком, особо не разглядывая обычное серое окружение. Но вдруг его внимание привлекла пожилая женщина в стареньком пальто, которая голыми руками копалась в мокрой урне. «Она достает оттуда бутылки, — догадался человек. — Надо дать ей денег, может быть, какое-то время она сможет отдохнуть», — подумал он и полез за бумажником. Но его не оказалось. «Забыл на работе, — огорчился человек, — но я могу ей дать что-нибудь другое». Он полез в карман. Но там не было ничего, кроме платка. В портфеле были бумаги, не представлявшие для старушки никакой ценности. «Очки, — вдруг вспомнил он, — они дорогие, она сможет продать их». Он быстро снял очки и протянул женщине. Снял — и от удивления зашатался. Вокруг него лежал разноцветный снег: розовый, зеленый, синий. Снег искрился и, казалось, пел.
Человек глубоко вдохнул запах снега.
— Я не буду больше надевать очки. Я хочу видеть так, как умею. Я хочу жить в мире цветов и запахов, чувств и неразумных поступков, — сказал он.
А вокруг него лежал разноцветный снег, и на нем кружились в танце разноцветные люди. И разноцветными улыбками были раскрашены их лица.
Вопросы Эля обсужЭения
— В чем было главное богатство человека?
— Почему он перестал им пользоваться?
— Что помогло снова обрести контакт с самим собой?
Чясть 2. Уроки психологии в cpsuheu школе
Цастой клясс
ЗйНЯТиЕ 18. KOHCTPyKTUBHOE Pfi3PEU]EHUE
Конфликтов
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Лучшее разрешение конфликта — то, при котором выигрывают оба участника».
Работа в тетради.Учащиеся вспоминают способы поведения в конфликте. Обсуждают их последствия и чувства участников. В тетради на основании обсуждения делается запись: «Наступление — злость. Отступление — обида, страх, печаль, унижение. Уход — страх, обида, зависть. Обсуждение — спокойствие, радость».
«Как выиграть обоим участникам конфликта?»На основании записи в тетради делается вывод, что во всех вариантах, кроме варианта обсуждения, один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным, грустным, злым или испуганным. Ведущий предлагает подробнее рассмотреть тот вариант, когда оба участника будут чувствовать себя победителями, выигравшими, сохранят хорошее настроение и расположение друг к другу.
Работа в тетради.В тетради записываются конкретные
шаги, позволяющие обоим участниками остаться в выигрыше.
' 1. Узнать желания друг друга. (Почему ты этого хочешь?)
,2. Обсудить, какое решение будет справедливым. (Полезно
спросить подростков, как они понимают справедливость.)
3. Договориться о взаимных уступках.
«Разыграем конфликт».Ведущий предлагает подросткам сначала придумать, потом разыграть конфликтную ситуацию, азатем — ее конструктивное разрешение.
«Как оставаться спокойным».Ведущий рассказывает учащимся, что для конструктивного разрешения конфликта необ-
ходимо оставаться спокойным. Учащимся раздают листы с фразами*, которые могут помочь оставаться спокойными. Для этого необходимо мысленно проговорить их в процессе конфликта. Подростки вклеивают их в тетради, подчеркивают те фразы, которыми они уже пользуются. Выделяют те, которыми хотелось бы пользоваться в дальнейшем.
«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это».
«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне,
а чтобы удовлетворить свои желания».
«Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку.
Мы благополучно все решим». ■ *• -*; —*
«Все идет нормально».
<<К этому можно подойти с юмором».
«Это останется в прошлом». г---ити-!-
«Не беспокойся и будь счастлив».
«На приеме у психолога». Учащимся предлагается поиграть в психологов и помочь разрешить конфликт между мамой и дочкой.
«Дочка сильно изменилась. Стала агрессивной, перечит, игнорирует мои советы и замечания. Вернее, не просто игнорирует, в штыки принимает». Инна Николаевна, мама одиннадцатилетней Ларисы.
«Терпеть не могу, когда она начинает советы давать, которые я не просила. Я стараюсь промолчать, но все равно злюсь и срываюсь. Она с детства меня ни на шаг не отпускает, я так не могу». Лариса, дочь Инны Николаевны.
Работа со сказкой.
Подумай обо мне
Жил-был мальчик, не худой и не толстый, не отличник и не двоечник. В общем, совершенно нормальный мальчик, который любил игры с компьютером дома, настольный теннис в школе на переменах, а на уроках задания, когда другой отвечает, а ты рисуешь на обложке тетради. И считал себя маль-
7 Григорьева Т.Г. Там же. С. 96.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|