Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗйнятиЕ 15. Уверенность в себе и непокорность





«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Сила и влияние человека подрываются стремлением к обязательному совершенству».

«Портрет».Учащиеся составляют устный коллективный
портрет ученика, которым обычно довольны взрослые (учите­
ля и родители), хвалят его и ставят в пример. На доске запи­
сываются его действия. •<!
Ученик: >:-

Л

— чистит зубы;

— слушается взрослых;

— учит уроки; '

— сидит тихо;

— разговаривает вежливо.

Затем на доске добавляется перед глаголами большое НЕ, которое помогает «увидеть» непокорного и непослушного уче­ника.

«Закончи предложение».Учащиеся заканчивают предло­жения: «Непокорность мешает, когда...»; «Непокорность помо­гает, когда...»


Далее они делают вывод о том, что непокорность — это первый шаг проявления самостоятельности. Уверенный в себе человек может проявить непокорность, если это не вредит другим.

«Корзинка непослушания».Подростки собирают «корзин­ку непослушания» — вспоминают или придумывают самые интересные случаи непослушания, определяют, являлись ли эти случаи «шагами» к самостоятельности, не обижали ли они других.. Можно собрать «копилку слов» непокорного подрост­ка и записать на доске и в тетради: не хочу, не буду, не так, нет, никогда. Затем проводится конкурс на самое «непокор­ное» озвучивание этих слов, делается акцент на различии между непокорностью и агрессией.



Работа со сказкой

Сказка про телефончик

Учился в одной школе сотовый телефончик. Вернее, конеч­но, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. По­тому что телефончик каждый день ходил в школу в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои те­лефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хва­статься друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» — «А я круче, обратите внимание, какой у меня корпус!» — «А я...». А наш телефончик во вре­мя этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный и голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело — он громко звонил. Но это никого не инте­ресовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлага­ли не позорить их и отойти в сторону.



Погрустил, погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по школьному двору, и спрятался в кустах. Там уже лежала чья-то пластмассовая кукла с закрывающимися глазами.

То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его!» Навер-



Часть 2. Уроки психологии в cpedheu uikoai


Шестоп кпйсс



 


ное, хозяин был с другом, потому что послышался другой го­лос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу най­ти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».

Телефончнк задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимание. Я при­вык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие пе­ремены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем»

А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Маль­чик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» — «Я здесь, — ответил телефон. — Я теперь рядом с тобой. Я всегда теперь буду по­мнить, что мир прекрасен и разнообразен, и хотя он иногда может быть очень неприветлив, но это дает возможность уви­деть его яркость... Потерпи, — уходя, шепнул он кукле. — Придет время, и кто-нибудь обязательно найдет тебя!»

Вопросы Эля обсуждения



— Как вы поняли основной смысл сказки?

— Какие слова вам показались самыми важными?

— Какие слова и почему телефончик сказал кукле при рас­
ставании?

Сшн о;;-


 

тЗ

Темя 3. Конфликты и ин роль в усилении Я

■ /■*■

.¥,■

11ель:

помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни че­ловека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

ЗпнятиЕ 16. Что тйкое конфликт? Конфликты

В ШКОЛЕ, ПОМП, НИ УЛ1ШЕ

«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Первый шаг разрешения конфликта — умение предвидеть его». При обсуждении делается акцент на необходимости конструктивно­го разрешения конфликтов. Подростки делятся опытом того, как они догадываются о том, что приближается конфликт.

Работа в тетради.В тетради делается запись: «Сигналы конфликта: состояния — напряжение, дискомфорт; чувства — обида, злость; мысли — разногласия».

Учащимся предлагается список чувств и состояний*. Им необходимо отметить цифрой «1» те чувства и состояния, ко­торые, по их мнению, соответствуют началу конфликта, то есть являются его сигналами, цифрой «2» — пику конфликта, <<3» — окончанию его: гнев, горечь, тревога, хандра, ужас, дрожь, страх, шок, стыд, обида, тяжесть, ярость, вина, за­висть, угроза, отвращение, напряжение, бессилие, сомнения, одиночество, ненависть, огорчение, зажатость, агрессия, воз­буждение, беспомощность, враждебность, напуганность, не­уверенность, разгоряченность, разочарование, унижение, по-


* Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск; М., 1997. С. 92.



Чясть 2. Уроки псинояогии в cpsohsu школ*


Шестой класс



 


дозрительность, подавленность, радость, заинтересованность, бессмысленность.

«Стиль входа в конфликт».Ведущий рассказывает уча щимся о том, что у каждого человека есть свой привычный стиль входа в конфликт. Учащиеся записывают наиболее ти­пичные* в тетради, определяют свой стиль, подчеркивают его: «Вулкан» непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт. «Глиняный горшок» медленно разогревается, то есть че­ловек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.

«Волна» — спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, то есть человек многократно возвращается к причине конфликта.

«Собиратель» копит обиды, не показывает реакции. Никто не знает, что он обижен.

«Реактор» человек резко «расходится», его потом труд­но остановить.

«Рисунок моего стиля».Подростки размышляют над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, и рисуют себя в конфликте, используя приведенные метафоры «Горшок», «Реактор» и т.п.

«Как выглядит человек в конфликте?»Подростки обсуж­дают внешний вид конфликтующих, в котором как раз и про­являются сигналы конфликта: они, как правило, либо возбуж­дены, либо напряжены и скованы. Затем один из подростков выходит за дверь, остальные загадывают двух человек, кото рые будут находиться в конфликте. Водящий возвращается, наблюдает за группой, угадывает конфликтующих. В обсужде­нии еще раз отмечаются внешние проявления конфликта.

«Конфликт — это хорошо или плохо?»Подростки в тет­радях в течение пяти минут пытаются записать как можно

* Григорьева Т.Г. Там же. С. 98


больше аргументов в защиту утверждения «Конфликт — это плохо...», затем в защиту утверждения «Конфликт — это хо­рошо...». Делается вывод о положительной роли конфликтов при умении их конструктивного разрешения.

ЗпнятиЕ 17. Способы поведения в конфликте:

НЙСТУПЛЕНиЕ, ОБСУЖПЕНиЕ,

1 отступление, уноо от конФликтй

«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Каждый человек ведет себя в конфликте по-разному».

Делается акцент именно на поведении в процессе конф­ликта, а не при его начале (об этом говорилось на предыду­щем занятии).

«Основные стили поведения в конфликте».С подростка­ми обсуждается случай, не так давно произошедший в одной школе:

«Миша забросил на шкаф шапки четырех девчонок и радос­тно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шап­ку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила ее еще дальше. Лариса об­мотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без про­гулки сидеть еще три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».

Подростки решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему.

Работа в тетради.В результате обсуждения случая дела­ется запись в тетради: «Способы поведения в конфликте: на­ступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.