|
МЕЖПУ РОйиТЕЛЯМи U QETbMU
«Эпиграф занятия».Вводится понятие эпиграфа к занятию, то есть фразы, которая будет помогать ребятам входить в тему занятия.
«Ребенок точно так же воспитывает и контролирует свою семью, как и она его»*.
Эпиграф учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают его.
«Чем недовольны родители?»Учащимся читаются выдержки из бесед с родителями. Предлагается определить, что общего в позиции этих родителей.
«В последнее время не узнаю своего сына. Кричит, ругается, кривляется, особенно когда его просят что-то сделать (в этом случае начинает плакать)».
«Беспокоит, что все время висит на телефоне. В доме постоянно много его друзей. Слушают музыку, да так громко, что соседи стучат. Со мной ничем не делится, говорит, что все равно не пойму. Я плачу от бессилия, ведь теряю ребенка, он для меня — все, отца-то давно уж с нами нет. Нет, не дождешься от него ни жалости, ни помощи. Что дальше делать, как дальше жить — не знаю». «У сына часто проявляется неуравновешенное поведение, бывает вспыльчив, импульсивен, а иногда обижается без причины. В такие минуты ни с кем не хочет идти на контакт. Часто чрезмерно упрям, даже когда сам понимает, что не прав»-.
«У дочки снизилась успеваемость, пропало желание учиться, появилась раздражительность, агрессивность, неуправляемость. Что бы я ни сказала, постоянно огрызается, грубит. Я всегда не права бываю. Что бы я ни посоветовала, все делает наоборот. Порой кажется, все у нее нор-
* Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 105.
мально, вдруг обидится ни с того ни с сего, уйдет в свою комнату, весь вечер просидит. Порой кажется, что я теряю дочь. Просто не могу понять, что случилось».
«Чем недовольны подростки?»Читаются выдержки из протоколов бесед с подростками. В позициях подростков также определяется общность.
«Все просто. Родители нас не понимают, закрывают глаза на наши желания. Они же знают про нас все наперед. Доказывать им что-то бесполезно. Как им объяснить, что я тоже имею право на свою жизнь, что не нужно контролировать каждый мой шаг? Я, может быть, сам знаю, что для меня лучше».
«Я очень хочу, чтобы родители не ссорились и чтобы у нас было все хорошо, чтобы я ничего не боялась, не прятала книжки, которые не нравятся маме, под подушку. Я живу как под рентгеном — надоело. Идешь куда-нибудь — куда? Мне больше всего хочется, чтобы меня оставили в покое, чтобы мама пыталась понять причину, почему человек так делает...»
«Между мной и отцом стена. А можно еще натянуть колючую проволоку. Он считает, что заботится обо мне. Да, мама и он покупают мне кучу всего и вечно лазают в мой рюкзак, но весь интерес отца ко мне — это посмотреть дневник и спросить: "Ну, как дела?" "Оставьте меня в покое", — ежедневно говорю я им. А они говорят, что я грублю и хамлю. В общем, они держат меня на поводке».
После обсуждения выдержек делается вывод, что часто во взаимоотношениях родителей и детей присутствует агрессия. Основной причиной ее возникновения является непонимание между детьми и родителями.
«Подростки не понимают... Родители не понимают...»Ве-
Дущий бросает подросткам поочередно то синий, то красный Мячик. Те, кому попадает в руки синий мячик, заканчивают предложение «Подростки не понимают, что родители...». Те, Кому попадает красный — «Родители не понимают, что под- Ростки...». ......
Чисть 2. Уроки психологии в среонеп школе
Шестой клясс
В результате обсуждения игры делается вывод, что необходимо искать точки понимания в семье, учиться договариваться.
«Учимся договариваться».Подростки проигрывают различные конфликтные ситуации с родителями, стараются найти пути их разрешения. Примерные ситуации. Ь; «Мама никуда не отпускает меня одну».
«Я не могу покупать ту одежду, которую хочу».
«Меня заставляют рано ложиться спать».
«Не дают слушать громкую музыку».
Работа со сказкой.
Сказка про Крича (М. Кирсанова)
Ты, наверное, как все люди, любишь солнечные весенние дни. Ты идешь по улице, замечаешь почки на деревьях, которые вот-вот расцветут пышной зеленью, любуешься голубым небом и наслаждаешься той свежестью и сладостью воздуха, которая бывает только ранней весной. Пробуждение новой жизни вызы-.; вает внутри тебя какие-то новые чувства и... радость. (■] Но без чего не бывает всего этого? Ты ведь не только ви-,) дишь, но и слышишь, и без звуков жизнь казалась бы тебе не в такой интересной.
Неотъемлемая часть весны — пение птиц. Совершается ма->; ленькое чудо, когда птицы поют, — это звучание природы, которая пробуждается после молчаливой зимы.
Ты, должно быть, знаешь, что соловей всегда был символом ° этой музыки. Но не всегда соловьи пели с наступление весны. •*' Когда-то давным-давно, когда солнце еще не было таким ярким, трава такой зеленой, а небо таким голубым, на земле жила семья соловьев. Они были яркими. Их оперение поражало разнообразием цветов. Они летали в поднебесье, демонстрируя всем существам земным, как они прекрасны, и они я действительно были прекрасны. Соловушки любили друг дру-"' га и вместе свили замечательное гнездо. Но они не чувствова-■ * ли потребности петь: у них было прекрасное оперение, и не '■+■• было необходимости привлекать к себе внимание еще каким-то способом.
И вот в один хмурый серый день появился на свет в их гнездышке маленький птенчик, вылупившийся из яйца. И случилось что-то невиданное: он закричал, как показалось его родителям; но ты бы понял, что он запел. Все птицы очень удивились, что птенец поет, но еще больше удивились, когда увидели, что оперение его было серое — ни одного яркого перышка, ни одного разноцветного пятнышка. И этот маленький комочек издавал непривычный для птиц звук. С этого момента жизнь среди птиц стала для малыша невозможной. Его прозвали Кричалкой и выгнали из пернатой общины. Страшно было остаться в одиночестве, и он попросился обратно, но его пустили только с условием, что он никогда больше не будет издавать такие звуки. Кричалка согласился.
Шло время. Птицы забыли о том, что он мог петь, имя его сократилось до «Крича», и лишь перышки напоминали окружающим, что он был не таким, как другие. Он и сам забыл, что мог петь; лишь когда восходило солнце, в его груди сердце билось так сильно, что хотелось что-то сделать, что могло бы стать прекрасным ответом великолепному солнцу. Кричу было плохо, очень плохо, потому что ему нельзя было ответить. Все сильнее и сильнее тосковал он по пению, все труднее и труднее становилось Кричу в этой пестрой, но молчаливой птичьей общине. Он не мог больше так жить. Ведь жизнь нужна для счастья, для того чтобы существо могло понять, как прекрасна жизнь, как удивительна. И однажды, когда Крич, по обыкновению, наблюдал за восходом, он понял, что, если он сейчас не запоет, его жизнь останется такой же, как и его оперение. И он запел и разбудил своих сородичей. И они услышали прекрасное пение, именно пение, а не крик птенца. Оно переливалось, тон причудливо менялся как жизнь. Музыка захватила птиц. А Крич пел долго и красиво. Вся природа притихла, слушая его прекрасный голос. А потом он замолчал и улетел. Он летел долго, направляясь на восток, и каждый день он пел, оживляя природу своим голосом. И в один прекрасный день он встретил таких же маленьких птичек, с самым неприметным оперением, и они приняли его в свою стаю. И он был счастлив. Он нашел свой Путь в жизни, сумел понять себя.
Чясть 2. Урокипсихологии всреонеп школе
Шсстой клясс
Вопросы Эля обсужЭенио
— Почему птицы дразнили Крича?
— Почему Крич все-таки запел?
— Что значат слова «он нашел свой Путь в жизни, сумел понять себя»?
— Поможет ли понимание себя понимать других людей?
ЗянятиЕ 6. Учимся аоговйривяться
R 1
«Эпиграф занятия».Занятие начинается с обсуждения фразы, которая записывается в тетради: «Каждый человек идет своим путем развития, переживает свои трудности и находит пути их преодоления».
«На приеме у психолога».Из участников выбирается один человек на роль психолога, другой — на роль его клиента. «Клиент» зачитывает текст, который ему подготовлен ведущим. «Психолог» пытается разобраться в ситуации, дать ему совет. Если выбранному участнику не удается разрешить ситуацию, его место занимает другой ученик.
«Я чувствую себя совсем одиноко... С родителями общаюсь «■'' мало... Я люблю ездить за границу с родителями, потому что ■ они там не работают. А тут они все время работают, иногда 1■■'" приходят домой, когда я уже сплю. Или так устают, что, придя домой, сразу спать заваливаются, даже не спросив, как у меня дела. А если я им что-нибудь рассказываю, они даже не слушают, только делают вид.
В классе у меня всего одна подруга. А с мальчишками я не дружу. Они все время шутят и издеваются над всеми, да еще ржут как ненормальные. А иногда и до меня докапываются, а я смущаюсь и не знаю, как себя вести.
А родители... Они покупают мне все, что я прошу. Говорят, что они для того так много трудятся, чтобы дать мне хорошее образование. Но мне кажется, что они иногда обо мне забы-
вают, только и делают, что работают. Даже сказать им ничего нельзя — я их отвлекаю».
«Мои маски».Подростки вспоминают притчу про живот с пристежками (можно прочитать снова, если учащиеся забыли), делается вывод, что часто люди хотят показать себя не такими, какие они есть на самом деле. Поэтому «надевают различные маски». Что понимать под «масками»? Специальные формы поведения для достижения желаемого эффекта.
В притче о «животе с пристежками» присутствует маска самоуверенности: «Покажу себя уверенным, может, будет не заметна моя слабость». Далее совместно с учащимися выявляется наличие определенных масок у подростков.
Работа в тетради.Делаются записи в тетради: «Маска силы: "Как стукну — все будете меня слушаться». Маска манипулятора: "Я заставлю людей поступать так, как я хочу". Маска привлекающего внимания: "Буду вести себя плохо — на меня обратят внимание!" Маска застенчивого: "Я лучше помолчу — боюсь сказать не так. Но я очень хочу говорить". Маска прикольщика: "Приколюсь — может, и меня заметят"».
«Рисунок маски».Подростки выполняют рисунки, символизирующие те или иные маски людей. Маски они выбирают самостоятельно из числа записанных в тетради. Затем желающие рассказывают о том, какая маска им ближе и почему.
Работа с притчей.Подросткам читается притча «Дом масок»*, предлагается определить ее смысл. При этом оговаривается, что вариантов ответов может быть много, например: «У некоторых людей маски как бы прилипают к лицу, и они Уже не могут без них жить».
«Был такой Дом масок. В нем работал миллион людей. Входя туда, каждый должен был надеть маску, а выходя, остав-
* Кротов В.Г. Массаж мысли. М., 1997. С. 46.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|