|
Чисть 2. Уроки психологии в среонеп школе
UJectou клясс
ЗянятиЕ 3. Кйк выглядит йгрЕСсивнып человек?
КйК 3B!J4UT ЙГРЕССиЯ?
«Покажи агрессию».Участникам предлагают карточки, на которых указаны определенные действия или слова, с помощью которых они должны будут выразить агрессию. Напри мер, если на карточке написано «нога» или «рука», значит, надо будет сделать агрессивные движения рукой или ногой; если написано «глаза», значит, надо будет так посмотреть, чтобы было понятно по взгляду, что человек настроен агрессивно; если написано слово «здравствуйте» или «мяу», значит, надо будет произнести это слово агрессивно, и т.п.
«Кто из них агрессивный?»Ведущий предъявляет уча щимся случайную подборку фотографий из журналов и газет и предлагает им по выражению лица догадаться, кто из изображенных на фотографиях людей находится в агрессивном состоянии.
«Агрессивный... продавец».Группа делится на две команды. Один из членов каждой команды показывает без слов агрессивного человека в той или иной социальной или семейной роли: учитель, продавец, шофер, отец, мать, брат. (Перед этим представитель каждой группы вытягивает карточку с названием роли.) Остальные участники должны отгадать, в какой роли он выступает. Выигрывает та команда, представители которой были наиболее выразительны и роли которой верно угаданы. Затем игра повторяется с теми же персонажами, но уже не в агрессивном, а в «добром» состоянии.
«Отбросить старое, чтобы измениться».Ведущий рассказывает учащимся о том, что любое развитие, накопление новых качеств предполагает сначала избавление от каких-либо старых. Предлагает подумать, от каких имеющихся качеств им хотелось бы совсем или частично избавиться. Затем подростки записывают эти качества в тетради, вокруг них рисуют мешок или чемодан с крепким запором. Можно рядом нари-
совать волка или какое-либо другое животное, которое не даст качествам, от которых избавились, выбраться из мешка.
Работа со сказкой.
Время (О. Горбушина)
Далеко за лесом, за морем, за небом, за землей, в бездонной пустыне жило дерево. Дерево было уже иссохшим, без листьев, и непомерно старым. Дерево имело одно необычное свойство — оно умело ходить. То есть оно вытаскивало из земли свои корни, тщательно отряхивало их и перемещалось в другое выбранное им место. Но дерево уже давно не пользовалось своим умением и, казалось, забыло, что оно у него есть.
Когда-то, давным-давно, когда еще не было времени, дерево пришло в прекрасную долину, где журчали ручьи, цвели травы, гудели насекомые, щебетали птицы, играли животные.
Сколько воды утекло с тех пор, как родилось время, никто не знает. Я тоже. Но постепенно Земля поменяла свой курс, солнце стало не греть, а припекать, высохли ручьи, перестали цвести травы, птицы съели всех насекомых и улетели в другие страны, убежали животные. А дерево стояло и не замечало изменений, а когда заметило — было уже слишком поздно: вокруг простиралась только нескончаемая безводная пустыня. Понять, сколько лет пролетело, как одно мгновение, было уже невозможно.
А Земля тем временем опять поменяла курс, и над пустыней воцарились звезды. Круглая луна зависла в середине темного неба. Похолодало. С дерева упал последний пожухлый лист, засохли ветки, одряхлел ствол, но вездесущие неутомимые корни все еще продолжали вгрызаться в сыпучую землю в поисках последней капли воды. Естественно, поиски были безуспешными. Но дерево было бессмертным, и ему предстояло вечно тосковать на вечной Земле, погрязая в жалком, безрадостном песке, без малейшего права на счастье.
Проснулось наконец-то дерево под грузом печальных обстоятельств, захотелось ему в цветущий радостный мир, на солнышке погреться, да и просто воды попить. Попыталось оно вытащить корни, чтобы перекочевать, по своему обыкнове-
I
РОПИНКЯ кmnpuv Я
Чисть 2. Уроки психологии в cpeqheu школе
Шестой класс
нию, туда, где хорошо. Но не тут-то было. В своем стремлении добраться до последней капли воды слишком глубоко ушли корни в землю.
Расстроилось дерево, упало без сил и уставилось в темное небо. Вдруг слышит смех. Вначале сдерживаемый, тихий, потом громче и вот уже безудержный, задорный, насмешливый хохот. Обиделось дерево. (Оно поняло, что смеются над ним. А над кем еще смеяться в голой пустыне?) Уткнулось гнилым носом в песок и даже дышать перестало, так ему обидно стало. Почти совсем задохнулось дерево, перевернулось и еле отдышалось. Посмотрело вверх, а там почти над ним висит яркая звездочка и слепит глаза.
Возмутилось дерево:
— Сначала надо мной насмехалась, а теперь еще и сле пишь?
Смеется в ответ звездочка.
Не выдержало дерево такой обиды и громко крикнуло:
— Объясни хоть, непутевая, что ты смеешься?
— А что же мне не смеяться? — говорит звездочка. — Гля жу я на тебя, горемыку, как ты, бедное, маешься. А вон за той горой долина цветет, деревья такие же, как ты, пляшут, в небе птицы играют, медведи лают. И так все необычно и весе ло! Как же мне не веселиться, глядя на них, и не удивляться, глядя на тебя!
— Как, там медведи лают? — удивилось дерево. — Птицы играют, и деревья пляшут?
— А ты само посмотри, — позвала звездочка, — а я тебе путь укажу.
— Да как же я пойду, ведь мне корни мешают.
— А ты их отбрось, — предложила звездочка, — именно те, которые мешают.
Так дерево и поступило. Попыталось подняться, а сухие ветки мешают, их тоже пришлось отбросить. Корой обросло дерево — двигаться старая потрескавшаяся кора мешает, тоже пришлось сбросить.
Задышало дерево, побежало легко и свободно за звездочкой; спешит, торопится, вот уже скоро пустыня закончится, вот уже только на гору осталось подняться, а вот уже и на цветущий луг оно прибежало.
Во весь голос оно закричало: «Здравствуй, Жизнь!» Искупалось оно в солнечном ушате, освежилось в чистом ручье, обросло молодой листвой, закудрявилось, зарумянилось и танцевать в хоровод встало. Поет, веселится, дружбу заводит, сказки слушает.
Вопросы Эля обсуждения
— Почему дерево грустило в начале сказки?
— Чем ему помогла звездочка?
— Что мешало дереву изменяться?
— В какой момент сказки сильнее всего осуществлялось развитие дерева?
— Что явилось итогом этого развития?
Работа в тетради.Подростки с помощью ведущего выделяют и записывают в тетради способы конструктивного и неконструктивного реагирования на агрессию. Особо подчеркивается, что конструктивно реагирует внутренне сильный человек, а неконструктивно — слабый, неуверенный в себе. Запись может быть примерно такой: «Конструктивное реагирование: договориться, объяснить человеку, что он поступает неверно, попросить у кого-то помощи. Неконструктивное реагирование: отвечать агрессией, кричать, найти "козла отпущения", подавить волю человека».
«Моя реакция на агрессию».Ведущий просит ребят вспомнить, как они чаще всего реагируют на агрессию, и на-Рисовать себя, к примеру, дерущимися или договаривающимися друг с другом.
«Как поступить конструктивно?»Ведущий предлагает Учащимся ситуации, часто встречающиеся в классе, и просит п°думать, как в этих ситуациях поступить конструктивно. Ситуации могут быть такими:
«На перемене Лева обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня...»
«На уроке Лена постоянно залезала локтями на парту Светы. И тогда Света...»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|