Сделай Сам Свою Работу на 5

Чисть 2. Уроки психологии в среонеп школе






UJectou клясс



 


ЗянятиЕ 3. Кйк выглядит йгрЕСсивнып человек?

КйК 3B!J4UT ЙГРЕССиЯ?

«Покажи агрессию».Участникам предлагают карточки, на которых указаны определенные действия или слова, с помо­щью которых они должны будут выразить агрессию. Напри мер, если на карточке написано «нога» или «рука», значит, надо будет сделать агрессивные движения рукой или ногой; если написано «глаза», значит, надо будет так посмотреть, чтобы было понятно по взгляду, что человек настроен агрес­сивно; если написано слово «здравствуйте» или «мяу», значит, надо будет произнести это слово агрессивно, и т.п.

«Кто из них агрессивный?»Ведущий предъявляет уча щимся случайную подборку фотографий из журналов и газет и предлагает им по выражению лица догадаться, кто из изоб­раженных на фотографиях людей находится в агрессивном состоянии.

«Агрессивный... продавец».Группа делится на две коман­ды. Один из членов каждой команды показывает без слов аг­рессивного человека в той или иной социальной или семейной роли: учитель, продавец, шофер, отец, мать, брат. (Перед этим представитель каждой группы вытягивает карточку с на­званием роли.) Остальные участники должны отгадать, в ка­кой роли он выступает. Выигрывает та команда, представите­ли которой были наиболее выразительны и роли которой вер­но угаданы. Затем игра повторяется с теми же персонажами, но уже не в агрессивном, а в «добром» состоянии.



«Отбросить старое, чтобы измениться».Ведущий расска­зывает учащимся о том, что любое развитие, накопление но­вых качеств предполагает сначала избавление от каких-либо старых. Предлагает подумать, от каких имеющихся качеств им хотелось бы совсем или частично избавиться. Затем подро­стки записывают эти качества в тетради, вокруг них рисуют мешок или чемодан с крепким запором. Можно рядом нари-


совать волка или какое-либо другое животное, которое не даст качествам, от которых избавились, выбраться из мешка.

Работа со сказкой.

Время (О. Горбушина)

Далеко за лесом, за морем, за небом, за землей, в бездон­ной пустыне жило дерево. Дерево было уже иссохшим, без листьев, и непомерно старым. Дерево имело одно необычное свойство — оно умело ходить. То есть оно вытаскивало из земли свои корни, тщательно отряхивало их и перемещалось в другое выбранное им место. Но дерево уже давно не пользо­валось своим умением и, казалось, забыло, что оно у него есть.



Когда-то, давным-давно, когда еще не было времени, дерево пришло в прекрасную долину, где журчали ручьи, цвели тра­вы, гудели насекомые, щебетали птицы, играли животные.

Сколько воды утекло с тех пор, как родилось время, никто не знает. Я тоже. Но постепенно Земля поменяла свой курс, солнце стало не греть, а припекать, высохли ручьи, перестали цвести травы, птицы съели всех насекомых и улетели в дру­гие страны, убежали животные. А дерево стояло и не замеча­ло изменений, а когда заметило — было уже слишком поздно: вокруг простиралась только нескончаемая безводная пустыня. Понять, сколько лет пролетело, как одно мгновение, было уже невозможно.

А Земля тем временем опять поменяла курс, и над пусты­ней воцарились звезды. Круглая луна зависла в середине тем­ного неба. Похолодало. С дерева упал последний пожухлый лист, засохли ветки, одряхлел ствол, но вездесущие неутоми­мые корни все еще продолжали вгрызаться в сыпучую землю в поисках последней капли воды. Естественно, поиски были безуспешными. Но дерево было бессмертным, и ему предстоя­ло вечно тосковать на вечной Земле, погрязая в жалком, без­радостном песке, без малейшего права на счастье.

Проснулось наконец-то дерево под грузом печальных обсто­ятельств, захотелось ему в цветущий радостный мир, на сол­нышке погреться, да и просто воды попить. Попыталось оно вытащить корни, чтобы перекочевать, по своему обыкнове-




I


Ют,

РОПИНКЯ кmnpuv Я



Чисть 2. Уроки психологии в cpeqheu школе


Шестой класс



 


нию, туда, где хорошо. Но не тут-то было. В своем стремле­нии добраться до последней капли воды слишком глубоко ушли корни в землю.

Расстроилось дерево, упало без сил и уставилось в темное небо. Вдруг слышит смех. Вначале сдерживаемый, тихий, по­том громче и вот уже безудержный, задорный, насмешливый хохот. Обиделось дерево. (Оно поняло, что смеются над ним. А над кем еще смеяться в голой пустыне?) Уткнулось гнилым носом в песок и даже дышать перестало, так ему обидно ста­ло. Почти совсем задохнулось дерево, перевернулось и еле от­дышалось. Посмотрело вверх, а там почти над ним висит яр­кая звездочка и слепит глаза.

Возмутилось дерево:

— Сначала надо мной насмехалась, а теперь еще и сле­
пишь?

Смеется в ответ звездочка.

Не выдержало дерево такой обиды и громко крикнуло:

— Объясни хоть, непутевая, что ты смеешься?

— А что же мне не смеяться? — говорит звездочка. — Гля­
жу я на тебя, горемыку, как ты, бедное, маешься. А вон за
той горой долина цветет, деревья такие же, как ты, пляшут, в
небе птицы играют, медведи лают. И так все необычно и весе­
ло! Как же мне не веселиться, глядя на них, и не удивляться,
глядя на тебя!

— Как, там медведи лают? — удивилось дерево. — Птицы
играют, и деревья пляшут?

— А ты само посмотри, — позвала звездочка, — а я тебе
путь укажу.

— Да как же я пойду, ведь мне корни мешают.

— А ты их отбрось, — предложила звездочка, — именно те,
которые мешают.

Так дерево и поступило. Попыталось подняться, а сухие ветки мешают, их тоже пришлось отбросить. Корой обросло дерево — двигаться старая потрескавшаяся кора мешает, тоже пришлось сбросить.

Задышало дерево, побежало легко и свободно за звездочкой; спешит, торопится, вот уже скоро пустыня закончится, вот уже только на гору осталось подняться, а вот уже и на цвету­щий луг оно прибежало.


Во весь голос оно закричало: «Здравствуй, Жизнь!» Иску­палось оно в солнечном ушате, освежилось в чистом ручье, обросло молодой листвой, закудрявилось, зарумянилось и танцевать в хоровод встало. Поет, веселится, дружбу заводит, сказки слушает.

Вопросы Эля обсуждения

— Почему дерево грустило в начале сказки?

— Чем ему помогла звездочка?

— Что мешало дереву изменяться?

— В какой момент сказки сильнее всего осуществлялось
развитие дерева?

— Что явилось итогом этого развития?

Работа в тетради.Подростки с помощью ведущего выде­ляют и записывают в тетради способы конструктивного и не­конструктивного реагирования на агрессию. Особо подчерки­вается, что конструктивно реагирует внутренне сильный чело­век, а неконструктивно — слабый, неуверенный в себе. Запись может быть примерно такой: «Конструктивное реаги­рование: договориться, объяснить человеку, что он поступает неверно, попросить у кого-то помощи. Неконструктивное ре­агирование: отвечать агрессией, кричать, найти "козла отпу­щения", подавить волю человека».

«Моя реакция на агрессию».Ведущий просит ребят вспомнить, как они чаще всего реагируют на агрессию, и на-Рисовать себя, к примеру, дерущимися или договаривающи­мися друг с другом.

«Как поступить конструктивно?»Ведущий предлагает Учащимся ситуации, часто встречающиеся в классе, и просит п°думать, как в этих ситуациях поступить конструктивно. Си­туации могут быть такими:

«На перемене Лева обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня...»

«На уроке Лена постоянно залезала локтями на парту Светы. И тогда Света...»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.